Русский язык " Склонение глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кожина Эржена Намсараевна

3 класс русский язык "Склонение глаголов 3 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yah_3_v_kl.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Ф.И.О: Кожина Э.Н

Класс: 3

Дата проведения: 13.03.2024

Дисциплина: Русский язык

Тип урока: Открытие нового знания.

Тема урока: Склонение  имен  прилагательных

Цель урока: дать учащимся понятие о склонении имен прилагательных, научить детей изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам.

Задачи урока:

  1. Образовательная:  научить детей склонять имена прилагательные, определять, каким членом является в предложении.
  2. Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас.
  3. Воспитательная: создавать условия для формирования внимательного отношения к слову писателя.

Оборудование: учебник, презентация.

Методы: метод решения орфографических задач, метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора.

Приемы: разбор слова по составу, определение морфологических признаков прилагательных, работа над текстом, предложением и словосочетанием.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Контроль: устный, письменный.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организациооный момент.

Цель: мотивация к действиям на уроке.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Напоминаю вам, что меня зовут Анастасия Николаевна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Приветствуют учителя.

Регулятивные: 1.настрой на урок.

2.Подготовка к изучению новой темы.

Цель: подготовить детей к усвоению новой темы.

Откройте тетради и запишите число, «Классная работа».

(Слайд 1)

Внимание на экран!

Солнце, солнышко, солнечный.

Весна, весенняя, веснушка.

Снежное, подснежник, снег.

Лес, лесок, лесные.

- Назовите слова той части речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое?

- К какой части речи относятся эти слова?

- Как вы определили, что это имена прилагательные?

-Как вы думаете, какова тема урока?

(Слайд 2)

- Из слов для справок подберите подходящие по смыслу имена существительные, назовите получившиеся словосочетания.

- Скажите, пожалуйста, все ли имена прилагательные одинаковые или же они изменяются?

- Какова же будет цель нашего урока?

- Молодцы! Совершенно верно.

Открывают тетради и записывают число, «Классная работа».

Называют слова: солнечный, весенняя, снежное,  лесные.

- Имена прилагательные.

- Они обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое?

- Имя прилагательное.

Из слов для справок подбирают существительные, называют словосочетания:

Солнечный  денёк, весенняя  погода, лесные жители, снежное  поле.

- Изменяются.

- Мы узнаем, как изменяются имена прилагательные.

Регулятивные:

1.умение составлять план своих действий;

Коммуникативные:

1.планирование учебного сотрудничества( учитель, одноклассники).

3.Открытие нового знания.

Цель: научить детей изменять имена прилагательные по родам, числам, падежам.

Откройте учебник на стр. 96.

Давайте сравним словосочетания первого столбика:

Высокий дуб, высокая сосна, высокое дерево.

- Что вы увидели?

- Давайте сравним словосочетания второго столбика:

Волшебный сундук, волшебная палочка, волшебное слово.

- В данных словосочетаниях имя прилагательное изменяется?  

- Сделаем вывод: слова какой части речи изменяются по родам, а какой не изменяются?

- Давайте прочитаем правило.

- Как мы будем определять род имен прилагательных?

- В словосочетании «солнечный денек» какого рода будет имя прилагательное?

- Почему?

- Весенняя погода. Какого рода прилагательное «весенняя»?

- Почему?

- Давайте выполним упражнение 1.

Вы должны списать текст, определить род имен прилагательных.

Выплыло на голубое (с.р.) небо красное (с.р.) солнце. Жаворонок выпорхнул из родного (с.р.) гнезда и запел серебристую (ж.р.) песенку. Заяц пробежал по росистому (м.р.) лугу за сочной (ж.р.) травой.

(По К. Ушинскому)

- Как вы думаете, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.

- Как мы подчеркнем данные прилагательные?

- Подчеркните.

- Внимание на слайд.

(Слайд 3)

- А теперь откройте учебник на стр. 97 упражнение 2.

- Прочитайте, что вам нужно сделать?

- Приступим. (Ученики по очереди выходят к доске, записывают словосочетания и объясняют, как определили род прилагательных).

Спел (ж.р.) груша, крупн (м.р.) картофель, золот (ж.р.) пшеница, соломенн (с.р.) кашпо, холодн (с.р.) молоко, горяч (с.р.) какао.

- Знаете ли вы значение слова кашпо?

Кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка.

Открывают учебник на стр. 96.

- Прилагательное «высокий» изменяется в зависимости от существительного.

- Да.

- Имена существительные по родам не изменяются, а имена прилагательные изменяются.

Читают правило.

- Мы сначала определим род имен существительных, следовательно, тот же род  будет и у прилагательного.

- Мужского рода.

- Потому что денек м.р., а значит и прилагательное м.р.

- Женского рода.

- Погода – ж.р., значит и весенняя тоже ж.р.

Списывают текст, определяют род имен прилагательных, подчеркивают как член предложения.

- Чаще всего имя прилагательное в предложении является определением.

- Волнистой линией.

Подчеркивают прилагательные.

Открывают учебник на стр. 97.

- Нам нужно записать словосочетания, обозначить окончания, определить род имен прилагательных.

Ученики по очереди выходят к доске, записывают словосочетания и объясняют, как определили род прилагательных. Остальные дети записывают словосочетания в тетрадь.

Ответы учащихся.

Регулятивные:

1.Развита рефлексия,

2.Адекватное реагирование на трудности;

3. Ребёнок не боится сделать ошибку.

Познавательные:

1.Ребёнок может строить логическую цепь размышлений;

2.Ребёнок может вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные:

1.Ребёнок умеет слушать и слышать.

2.Может создавать устные высказывания.

Физкультминутка.

Цель: снять физическое напряжение.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать.

4. Продолжение по теме урока.

- А теперь, давайте узнаем, могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам. Внимание на доску.

(Слайд 4)

- Какой падеж у прилагательного «сочная»?

- Как вы определили падеж?

- В словосочетании «за сочной травой», какой падеж будет у прилагательного?

- «Родное гнездо» какой падеж прилагательного?

А «из родного гнезда»?

- Ед. или мн. числа прилагательное в словосочетании «серебристая песенка», а в словосочетании «серебристые песенки»?

- Можем ли мы определить род прилагательных во мн. числе?

- Какой мы можем сделать вывод?

- Прочитайте правило на стр. 97.

- С помощью, какой части речи мы можем определить род, число, падеж имени прилагательного?

- Именительный падеж.

- Существительное «трава» И.п., а значит и прилагательное И,п.

- Творительный.

- И.п.

- Р.п.

- Ед. числа.

- Мн. Числа.

- Нет. Мы можем определить род только в ед. числе.

- Имена прилагательные могут изменяться по падежам и числам.

Читают правило на стр.97.

- С помощью существительного, от которого  они зависят.

4.Закрепление изученного материала.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

- Давайте выполним упражнение 3. Прочитайте, что нужно сделать.

(1 ученик выходят к доске, остальные выполняют в тетрадях).

  1. В сказочн (каком?) городе – м.р., ед. число, П.п.
  2. Голуб (какую?) шляпу  ж.р., ед.число, В.п.
  3. С зелен (каким?) галстуком – м.р., ед. число, Т.п.
  4. Ярк (какие?) краски – мн. число, И.п.
  5. По сказочн (какому?) городу – м.р., ед. число, Д.п. 

- Назовите начальные формы выписанных имен прилагательных.

- Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением.

Читают задание  упражнения 3. Выписать выделенные имена сущ. С зависимыми именами прил., отметить главное слово в словосочетаниях, поставить вопросы  к прилагательным, указать род, число, падеж прилагательных, обозначить их окончания.

- Сказочный, голубая, зеленый, яркий.

Познавательные:

1.У ребёнка сформированы умения анализа и синтеза.

2.Ребёнок владеет операциями классификации.

Регулятивные:

1.Ребёнок умеет сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.

Коммуникативные:

1.У ребёнка развита рефлексия.

2.Развиты умения слушать и слышать.

5.Итог урока.

Цель: узнать, как учащиеся поняли тему урока.

- Что такое имя прилагательное?

- Как изменяются имена прилагательные?

- Чем чаще всего в предложении являются имена прилагательные?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали.

- Прилагательное – это часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чье? чьи?

- По родам, числам, падежам.

- Определением.

Регулятивные:

1.Развита рефлексия.

Коммуникативные:

1.Сотрудничество с учителем.

2.Умение слушать и слышать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Глагол. Неопределенная и личная форма глагола. Закрепление изученного".

Урок направлен на восстановление и закрепление знания учащихся об общем понятии глагола как части речи....

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...