Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Обучающие получат возможность: - научиться составлять текст по репродукции картины.
Планируемые результаты. Коррекционно-развивающие
- развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся;
- развитие умения оформлять ответы фразой;
- развитие слухового восприятия на материале урока;
- восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_razv._rechi_medvezhata.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат № 33
Выборгского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
по развитию речи
по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»
Учитель – Теплоухова Т. В.
2022 - 2023 уч. год
Тема урока: «Сочинение по картине «Медвежата» | Класс: 4 В классы II отделение Дата проведения: 07.04.2023 | |||
Цель: - Формировать умение составлять текст – описание по репродукции картины. | ||||
Планируемые результаты | ||||
Предметные Обучающие получат возможность: - научиться составлять текст по репродукции картины. - составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности, - отмечать в тексте средства художественной выразительности. - формирование внятной, выразительной связной устной речи; - восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов; - восприятие на слух и словесное определение неречевых звучаний: музыки. | Метапредметные познавательные УУД: - способность пользоваться речью при решении коммуникативных и познавательных задач, - обогащение словарного запаса обучающихся; - овладение навыками построения речевого высказывания. коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог, - формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос. регулятивные УУД: - выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - реализация сформированных умений и навыков в коммуникации. | Коррекционно-развивающие - развитие внятной, выразительной связной речи обучающихся; - развитие умения оформлять ответы фразой; - развитие слухового восприятия на материале урока; - восприятие на слух словосочетаний и фраз, материала, связанного с изучением учебных предметов, - развитие умения исправлять ошибки в своей речи и речи товарищей. | Личностные 1) Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2) Овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи). 4) развитие эстетического взгляда на мир, эмоционального отношения к живой природе. 5) - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. 6) Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ. | |
Межпредметные связи: «Русский язык» - темы «Составление связного текста. Согласование слов в предложении. Употребление глаголов в предложении». «Окружающий мир» - темы «Время года – лето. Дикие животные». | ||||
Ресурсы занятия (оборудование): - тексты загадок (адаптированные в соответствии с возможностями обучающихся с ОВЗ), - таблички, карточки с заданиями, - репродукции картин И.И. Шишкина, - конфеты «Мишка косолапый», - книга о жизни и творчестве И. Шишкина «Сказка о лесном художнике», - аудиозапись произведения Эдварда Грига «Утро», - презентация «Рассказ о художнике». |
Ход урока
Этапы урока Виды работ | Содержание деятельности учителя | Характеристика деятельности обучающихся | Используемые методы, приёмы, формы | Реализация коррекционно-развивающей направленности урока |
Организация начала занятия 1. Приветствие 2. Мотивация на совместную деятельность | Побуждает к приветствию. Проверяет наличие и состояние слухового аппарата/ кохлеарного импланта. Создает положительный настрой на сотрудничество. Мотивирует на совместную деятельность. - Приветствие. - Задайте друг другу вопросы к началу урока. - Какой сейчас урок? - Как мы будем заниматься на уроке? | Приветствуют учителя. Сообщают учителю о готовности к занятию. Слушают, задают вопросы и отвечают на вопросы ребят. Ученики задают друг другу вопросы о занятии. - Вопрос задает первый ученик. - Сейчас урок развития речи. Мы будем: - внимательно слушать, - хорошо говорить. | Фронтальная работа. | На всех этапах урока с учётом слуховых возможностей обучающихся проводится работа по РСВ или слухозрительного восприятия. При затруднении восприятия на слух речевой материал предъявляется слухозрительно, потом снова на слух. |
I. Первый этап занятия Постановка учебной задачи | Просит обучающихся определить тему и задачи урока. - Прочитайте план урока 1. Мы будем: - отгадывать загадки. 2. Слушать рассказ о художнике. 3. Рассказывать о картине. 4. Составлять план сочинения. | Слушают учителя. Читают план урока. | Фронтальная работа | |
1. Актуализация полученных знаний. - Загадки, - однокоренные слова. | План: 1.1. Прочитайте загадки: - Белки в нём живут и волки, - В чаще он лесной живёт, Летом ест малину, мёд. А зимой сосёт он лапу, Спит в берлоге под сосной. Может громко он реветь, А зовут его … (медведь) 1.2. Образуйте от слова «Медведь» однокоренные слова: (устно по картинкам, проверка по табличкам на доске) - Докажите, что это однокоренные слова, выделите корень, назовите лексическое значение. | Презентация
Ученик читает загадку. Ученики слушают загадку, отгадывают, смотрят презентацию Картинки: Медведь – медведица – медвежонок (мн.ч. медвежата) – медвежья семейка. | На протяжении всего урока осуществляется контроль за речью обучающихся (звукопроизношение, словесное ударение, слитность, интонация). | |
2. Самоопределение к учебной деятельности - Репродукция картины. - Тема урока. - Называние темы урока. | 2.1. Рассмотрите репродукцию картины. (картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу») - Что такое репродукция? Прочитайте. - Послушайте музыку Эдварда Грига «Утро». - Подумайте, как называется эта картина? Придумайте свои названия. 2.2 - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - О ком мы будем говорить? - Сегодня на уроке мы будем учиться составлять рассказ по картине Ивана Шишкина. – Назовите тему урока? - Прочитайте. | Презентация, репродукция картины «Утро в сосновом лесу» - Репродукция – это фотография с картины. - Картина называется: - Утро в лесу. - Сосновый лес. - Медвежата. - Мы будем говорить о картине, о лесе. - Мы будем говорить о медвежатах. Тема: - Сочинение по картине «Медвежата». |
|
3. Составление плана сочинения
| Прочитайте 4 п. ПЛАНА План 4. Мы будем составлять план сочинения. - Из каких частей состоит рассказ? - Составим план текста. 3. 1. - О чём вы расскажете в 1 части? - Как можно озаглавить 1 часть? - Как можно начать рассказ? 3. 2. - О чём вы будете рассказывать в основной части? - Как можно озаглавить 2 часть? - Кого вы видите в центре картины? Назовите следующий пункт плана. 3. 3. – О чём вы расскажете в заключении? - Как можно озаглавить заключительную часть? - Что вы напишете в заключении? - Мы составили план сочинения. Прочитайте план: 1. Картина Ивана Шишкина. 2. Утро в лесу. 3. Медвежья семейка. 4. Моё отношение к картине. | Ученики отвечают на вопросы учителя. - В рассказе 3 части: 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. - Мы познакомим с темой сочинения. 1. Картина Ивана Шишкина. - Наступило утро в сосновом лесу. На картине мы видим раннее утро. На картине Шишкина я вижу утро в сосновом лесу. - Мы расскажем: - что изображено на картине, - какие краски использовал художник, - какое настроение они создают. 2. Утро в лесу. 3. Медвежья семейка. - Мы расскажем о своём отношении к картине, расскажем о впечатлениях.
4. Моё отношение к картине. - Картина написана тёплыми красками, это создаёт радостное настроение. - Художник передал в картине красоту соснового леса, радостное настроение медвежат. |
| При ошибках в воспроизведении слов, словосочетаний, учебной терминологии необходима запись на доске с нотированием (расстановкой словесного ударения, орфоэпических знаков). | ||
4. Рефлексия.
| Картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» широко известна. Её изображение уже больше ста лет используется на обертках шоколадных конфет. За счет косолапых обитателей леса она смотрится словно сцена из сказки. | Ученики отвечают на вопросы учителя, рассматривают рисунок на обёртках конфет. Сравнивают изображение с картиной. - Как называются конфеты? - Конфеты «Мишка косолапый». - Похож ли рисунок на конфете на картину? | ||||
III. Организация окончания занятия Рефлексия учебной деятельности - организация подведения итогов. - Самооценка достижений обучающихся - общая оценка учителя. | Подводит итог занятия с учетом плана деятельности. - Мы говорили сегодня о художнике. Как зовут художника? - Как называется картина? Предлагает оценить свою и коллективную деятельность на занятии. - Расскажите, как вы работали на уроке. Как ты говорил, ты хорошо слушал? - Молодцы. | Отвечают на вопросы. - Художника зовут Иван Шишкин. - Картина называется «Утро в сосновом лесу». Оценивают свою работу. Определяют, чему научились, как отвечали на занятии. - Я работал хорошо, отлично, - мне было трудно. - Я старался, внимательно слушал, правильно говорил. | Фронтальная Работа | Учитель оценивает речевую активность обучающихся и произносительную сторону речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине Сергея Андреевича Тутунова «Зима пришла. Детство».
Конспект "Сочинение по картине С.А. Титунова "Зима пришла. Детство" разработан для урока русского языка по развитию речи учащихся 2 класса (УМК «Школа России», учебник «Русский язык»...
Урок по развитию речи по теме «Сочинение от лица героя по серии сюжетных картинок художника Н. Радлова «Странная история»»;
Урок способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря обучающихся. Воспитывает эстетические качества детей....
Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления....
Технологическая карта урока развития речи "Учимя писать сочинение" 3 класс
Конспект урока развитие речи.Класс: 3Тема: Учимся писать сочинение. Цели деятельности учителя: учить детей составлять устно рассказ-повествование по плану, учить детей писать сочинение по плану основы...
Технологическая карта урока "Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»" 2 класс
Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Развитие речи. Изложение по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри»». ...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: развитие интереса детей к рассматриванию картин; формирование умения составлять рассказ – описание по картине. Задачи у...
Технологическая карта урока по развитию речи по теме: «Сочинение по картине «Медвежата»
Обучающие получат возможность: - научиться составлять текст по репродукции картины. Планируемые результаты. Коррекционно-развивающие- развитие внятной, выразительной связно...