Конспект урока. Русский язык 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мунтяну Ирина Анатольевна

Конспект урока по русскому языку поможет учителю в проведении интересного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_klass.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 4 класс

Тема:  Состав слова. Приставки и суффиксы.

Цели: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в слонах; развивать навыки разбора слов по составу; совершенствовать умение записывать текст по памяти.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте скороговорки, которые у вас получилось сочинить.

—  Назовите корни в однокоренных словах.

III. Актуализация знаний

—  Прочитайте слова.

Улы..ка, дере..ца, под..рить, зв..нок, сосе..ка, цв..тущий, пр..мой, ука..ка, ела., кий, шу..ка, моро..ный.

—  На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

—  Запишите слова в два столбика.(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, самооценка.)

—  Найдите и подчеркните имена существительные.

—  Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса).

IV. Самоопределение к деятельности

—  Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть.)

2) Кора, покорить, корка. (Покорить.)

—  Объясните свой выбор. (Эти слова не являются родственными для остальных слов.)

—  Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. (Пригорок.)

—  Для чего служат приставки? (Для образования новых слов.)

—  Какое значение имеет в этом слове приставка при? (Около.)

—  Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. (Корка.)

—  Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов.)

—  Какие ещё части слова вы знаете? (Окончание.)

—  Для чего служит эта часть слова? (Для связи слов в предложении и словосочетании.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Повторить роль значимых частей слова, потренироваться в разборе слов по составу, в подборе однокоренных слов.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 86 (с. 55).

—  Прочитайте первую группу слов.

—  Назовите слова с приставками. (Согреть, поехали, поездка, наушники.)

—  Докажите, что это приставки. Найдите корень в этих словах.

—  Прочитайте вторую группу слов.

—  Назовите слова, в которых выделенная часть не является суффиксом и входит в состав корня. (Чеснок, веник, майка.)

—  Назовите однокоренные слова, выделите корни.

—  Какое языковое явление мы наблюдаем при образовании однокоренных слов? (Чередование согласных: чеснок чесночный, майка маечка, веник — веничек?)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

Упр. 87 (с. 55).

—  Прочитайте текст.

—  Определите его тему. (Животные и их детёныши.)

—  Какова главная мысль текста? (Тетёрка заботливая мама.)

—  Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)

—  Прочитайте первую часть. Определите главную мысль. (Тетёрка с птенцами вышла на прогулку.)

—  Прочитайте вторую часть. Определите главную мысль. (Тетеревята разбежались по поляне.)

—  Прочитайте третью часть. Определите главную мысль. (Мама следит за птенцами.)

—  Придумайте заглавие к каждой части.

—  Объясните написание слов с пропущенными буквами.

(Свободный диктант. Учитель читает текст по частям, учащиеся записывают каждую часть по памяти. Самопроверка, самооценка.)

-  Выделите в глаголах приставки.

-  Подберите слова к первой схеме. (Курочка, тетёрка, тетеревята и т. д.)

-  Подберите слова ко второй схеме. (Пёстрая, поляна, куча и т. д.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Тестовая работа

1. Выберите ответ, в котором верно указаны все признаки родственных слов.

1) близки по смыслу и отвечают на один и тот же вопрос

2) имеют общую часть и отвечают на один и тот же вопрос

3) отвечают на один и тот же вопрос

4) имеют общую часть и близки по смыслу

2. Корень - это:

1) часть слова, стоящая в начале слова

2) общая часть родственных слов

3) часть слова, стоящая перед окончанием

4) часть слова, служащая для образования новых слов

3. Изменяемая часть слова - это:

1) корень                                   3) приставка

2) окончание                               4) суффикс

4. Для связи слов в предложении служит:

1) корень                                   3) приставка

2) окончание                               4) суффикс

5. Укажите состав слова полянка.

1) приставка - корень - суффикс - окончание

2) корень — окончание

3) корень суффикс окончание

4) приставка — корень — окончание

6. Выпишите из стихотворения однокоренные слова и выделите в них корень.

Проплясали по снегам

 Снежные метели.

Снегири снеговикам

 Песню просвистели.

 У заснеженной реки

В снежном переулке

 Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

 (Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия

-  Разберите слова по составу. Воспользуйтесь памяткой на с. 148 учебника.

Вариант 1

Бессердечный, дубок, подъезд, лень.

Вариант 2

Позолота, розовый, указка, поход.

(Коллективная проверка.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Из каких значимых частей состоят слова?

—  Какие части слова служат для образования новых слов?

—  В какой части слова заключён смысл слова?

—  Как разобрать слово по составу?

Домашнее задание

Упр. 88 (с. 56).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...