урок русского языка по теме: "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы; углубить знания о написании имен собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, развивать интерес и кругозор учащихся, формировать орфографический навык
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы; углубить знания о написании имен собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, развивать интерес и кругозор учащихся, формировать орфографический навык
Формируемые УУД
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД
Осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД
Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группе
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена собственные и нарицательные, писать имена собственные с заглавной буквы, применять полученные знания на практике
Оборудование: карточки для парной и групповой работы, для самостоятельной работы, домашнее задание (3 уровня сложности), компьютер, презентация, карточки для кластера, карточки значки (солнышко, звёздочка, тучка – у каждого ребёнка)
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие можно совершать и пешком и на каком-либо транспорте можно. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Он в работе на маршруте,
Входят и выходят люди…
Фары вместе словно «глобус»
Как зовут его? (автобус)
2. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну.А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы.
Работа в парах
У вас на партах лежат конверты с буквами, поработайте в парах. Кто составил название страны? Положите головы на парты. Я пройду, а вы шепнете мне на ушко.
л а в
З
г я н а
к б в
у а
Как называется страна, куда мы отправляемся в путешествие? (Заглавная буква)
Послушайте замечательное стихотворение о заглавной букве, которое написал Е.Измайлов. (Ребёнок читает стихотворение)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела.
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале.
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею.
Чтобы заметнее им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая- совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Какие цели поставим перед собой?
Дети: Сегодня на уроке предстоит….(формулировка темы учащимся)
Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
У каждого из вас свой дневник наблюдений - это ваша тетрадь, откройте ее и запишите дату нашего путешествия, а также слова: Классная работа.
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я, вот так держу.
3Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Составьте предложение из слов, данных на зрительных метках.(методика Базарного)
Мы ж___вем в городе (с,С)алехард. (запись, характеристика предложения)
Какое имя собственное встретилось в этом предложении?
Рассказ учителя
Наш город был основан в 1595 году русскими казаками и назывался Обдорск. Это единственный город в мире, который находится на Полярном круге. Салехард – столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Город Салехард расположен на правом берегу реки Обь. В 1933 году Обдорск был переименован в Салехард, от ненецкого «сале» -«мыс», «хард» -«дом, поселение», то есть – «поселение на мысу». В 1938 году Салехард стал городом.
Какие имена собственные вы услышали? (название города – Обдорск, название реки -_Обь, название нашего округа – Ямало-Ненецкий)
4.Применение знаний и умений.
А вот и первая остановка.
Посмотрите, перед нами ворота, а перед ними волшебный сундук. Здесь необычные сокровища. Что это?(слова) К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные). Докажите. Все слова, отвечают на вопросы: кто и что. На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие слова с маленькой? Какие слова относятся к именам собственным? Как нужно писать имена собственные? Запишите слова в 2 столбика: одушевленные и неодушевленные имена существительные. На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные и на какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Самостоятельная работа
город Салехард, Обдорск
река Обь
улица Титова, Губкина, Маяковского
директор Сергей Леонидович
5Физминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
6Продолжение работы по теме урока.Обобщение и систематизация знаний.
Продолжаем наше путешествие дальше.
Работа в группах
Ребята, сейчас будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
1.Работаем сообща, обсуждаем, принимаем решение.
Запишите слова, распределив их по ячейкам.
Андрей, Салехард, Барсик, Ивановна, Петров, Сосновка, Россия, Пеструха,
имена | Фамилии | отчества | Названия стран, городов, сёл | Клички животных |
Проверка на слайде.
Фамилии на Руси появились сравнительно недавно. (сообщение ученика)
Слово «фамилия на латинском языке означает семья. Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали человеку, где жил человек. Например: Рязанов, Болотин.
Бедные люди получали фамилию по ремеслу, которым занимались. Например: Кузнецов. Иногда давали фамилию по какому –то внешнему признаку. Например: Носов, Кривошеев.
Имя – дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает. У каждого из вас есть имя.
Запишите свое имя. Прочитайте ласковые формы имен. Когда используют ласковую форму имени? - Имена бывают полные и сокращенные. Назовите сокращенные имена Анастасия –…,Александра -…, Алексей -…, Дмитрий – …
Назовите имена, принадлежащие девочкам, мальчикам.
Как следует обращаться к взрослым? (по имени и отчеству)
Откуда появились отчества?
Слово: отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца. Давным давно так говорили: Анна, Александрова дочь или Максим, Алексея сын.Так появились отчества. Отчество всегда дается по полному имени. Составьте пары: имя+отчество
Ребята, будьте внимательны, я для вас приготовила ловушку.
На доске:
Виктор
Василий
Ирина
Иванович
Александрович
Петрович
Какую ловушку я вам приготовила? (Ирина – женское имя, отчество образовано от имени мужчины. Какой вывод можем сделать? Как правильно сказать?
Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы. Правильно сказать: Ирина Петровна
В городе заглавных букв живут животные. Но подул ветер и их клички рассыпались. Давайте их соберем.
Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать. Назовите имена собственные и нарицательные.
собака Мурка
кошка Буренка
корова Зорька
коза Жучка
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).
Вывод.
Что относится к именам собственным? Как пишутся имена собственные?
Самостоятельная работа
Ветер озорник подул и буквы стёрлись. Ваша задача: правильно записать предложения
на сосне сидит пушистая белка
собака белка сторожит дом
Какие правила написания предложения вы знаете?Что вы можете сказать о словах, которые произносятся одинаково? Подчеркните имя собственное.
Проверка на слайде.
7. Домашнее задание.
Ребята, я предлагаю вам выбрать домашнее задание по степени усложнения
1.Записать названия улиц нашего города (3-4 названия) –зеленая карточка
2. Синяя карточка. Списать текст, добавь недостающие имена собственные, подчеркни орфограммы
Братья ________и ______живут в селе _________. Днем мальчики пошли на речку__________. Рядом с ними сидел кот ______.
3.Красная карточка
Составь и запиши предложения по картинке. Придумай животным клички .
8. итог урока
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Достигли мы своей цели?
Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах , которые относятся к именам собственным. Мы на следующих уроках продолжим путешествовать по этой стране. Ведь в русском языке так много слов, которые пишутся с заглавной буквы.
(составление кластера)
9.Рефлексия.
Покажите знаки:
--если вы справились со всеми заданиями, вам было всё понятно – покажите солнышко
- если вы испытывали трудности – звёздочку
-- если вам было непонятно, вы не справились с заданиями – тучку.
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цель: обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы; углубить знания о написании имен собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных, развивать интерес и кругозор учащихся, формировать орфографический навык
Формируемые УУД
Личностные УУД
Формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН
Регулятивные УУД
Принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, адекватно оценивать свои достижения
Познавательные УУД
Осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД
Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группе
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся распознавать имена собственные и нарицательные, писать имена собственные с заглавной буквы, применять полученные знания на практике
Оборудование: карточки для парной и групповой работы, для самостоятельной работы, домашнее задание (3 уровня сложности), компьютер, презентация, карточки для кластера, карточки значки (солнышко, звёздочка, тучка – у каждого ребёнка)
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие можно совершать и пешком и на каком-либо транспорте можно. А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.
Он в работе на маршруте,
Входят и выходят люди…
Фары вместе словно «глобус»
Как зовут его? (автобус)
2. Постановка цели и задач урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Наш путь лежит в страну.А что это за страна вы узнаете, если соберете рассыпанные буквы.
Работа в парах
У вас на партах лежат конверты с буквами, поработайте в парах. Кто составил название страны? Положите головы на парты. Я пройду, а вы шепнете мне на ушко.
л а в
З
г я н а
к б в
у а
Как называется страна, куда мы отправляемся в путешествие? (Заглавная буква)
Послушайте замечательное стихотворение о заглавной букве, которое написал Е.Измайлов. (Ребёнок читает стихотворение)
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела.
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале.
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею.
Чтобы заметнее им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая- совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Какие цели поставим перед собой?
Дети: Сегодня на уроке предстоит….(формулировка темы учащимся)
Да, действительно, сегодня на уроке русского языка мы будем закреплять знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, развивать свою речь, грамотно и красиво писать.
Ребята, каждый путешественник ведет дневник наблюдений, записывает все важные события, которые происходят во время путешествия.
У каждого из вас свой дневник наблюдений - это ваша тетрадь, откройте ее и запишите дату нашего путешествия, а также слова: Классная работа.
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья от вас не скрою, ручку я, вот так держу.
3Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Составьте предложение из слов, данных на зрительных метках.(методика Базарного)
Мы ж___вем в городе (с,С)алехард. (запись, характеристика предложения)
Какое имя собственное встретилось в этом предложении?
Рассказ учителя
Наш город был основан в 1595 году русскими казаками и назывался Обдорск. Это единственный город в мире, который находится на Полярном круге. Салехард – столица Ямало-Ненецкого автономного округа. Город Салехард расположен на правом берегу реки Обь. В 1933 году Обдорск был переименован в Салехард, от ненецкого «сале» -«мыс», «хард» -«дом, поселение», то есть – «поселение на мысу». В 1938 году Салехард стал городом.
Какие имена собственные вы услышали? (название города – Обдорск, название реки -_Обь, название нашего округа – Ямало-Ненецкий)
4.Применение знаний и умений.
А вот и первая остановка.
Посмотрите, перед нами ворота, а перед ними волшебный сундук. Здесь необычные сокровища. Что это?(слова) К какой части речи относятся эти слова? (имена существительные). Докажите. Все слова, отвечают на вопросы: кто и что. На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) Как вы думаете, почему одни слова написаны с большой буквы, а другие слова с маленькой? Какие слова относятся к именам собственным? Как нужно писать имена собственные? Запишите слова в 2 столбика: одушевленные и неодушевленные имена существительные. На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные и на какие вопросы отвечают неодушевленные имена существительные?
Самостоятельная работа
город Салехард, Обдорск
река Обь
улица Титова, Губкина, Маяковского
директор Сергей Леонидович
5Физминутка
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
6Продолжение работы по теме урока.Обобщение и систематизация знаний.
Продолжаем наше путешествие дальше.
Работа в группах
Ребята, сейчас будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах.
1.Работаем сообща, обсуждаем, принимаем решение.
Запишите слова, распределив их по ячейкам.
Андрей, Салехард, Барсик, Ивановна, Петров, Сосновка, Россия, Пеструха,
имена | Фамилии | отчества | Названия стран, городов, сёл | Клички животных |
Проверка на слайде.
Фамилии на Руси появились сравнительно недавно. (сообщение ученика)
Слово «фамилия на латинском языке означает семья. Фамилия дается человеку и переходит от родителей к детям. Нередко фамилии давали человеку, где жил человек. Например: Рязанов, Болотин.
Бедные люди получали фамилию по ремеслу, которым занимались. Например: Кузнецов. Иногда давали фамилию по какому –то внешнему признаку. Например: Носов, Кривошеев.
Имя – дается человеку при рождении. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя что-то обозначает. У каждого из вас есть имя.
Запишите свое имя. Прочитайте ласковые формы имен. Когда используют ласковую форму имени? - Имена бывают полные и сокращенные. Назовите сокращенные имена Анастасия –…,Александра -…, Алексей -…, Дмитрий – …
Назовите имена, принадлежащие девочкам, мальчикам.
Как следует обращаться к взрослым? (по имени и отчеству)
Откуда появились отчества?
Слово: отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца. Давным давно так говорили: Анна, Александрова дочь или Максим, Алексея сын.Так появились отчества. Отчество всегда дается по полному имени. Составьте пары: имя+отчество
Ребята, будьте внимательны, я для вас приготовила ловушку.
На доске:
Виктор
Василий
Ирина
Иванович
Александрович
Петрович
Какую ловушку я вам приготовила? (Ирина – женское имя, отчество образовано от имени мужчины. Какой вывод можем сделать? Как правильно сказать?
Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы. Правильно сказать: Ирина Петровна
В городе заглавных букв живут животные. Но подул ветер и их клички рассыпались. Давайте их соберем.
Работа в парах по карточкам: соедините линиями кого, как надо назвать. Назовите имена собственные и нарицательные.
собака Мурка
кошка Буренка
корова Зорька
коза Жучка
- Как написаны клички животных? (С заглавной буквы). А названия животных? (Со строчной).
Вывод.
Что относится к именам собственным? Как пишутся имена собственные?
Самостоятельная работа
Ветер озорник подул и буквы стёрлись. Ваша задача: правильно записать предложения
на сосне сидит пушистая белка
собака белка сторожит дом
Какие правила написания предложения вы знаете?Что вы можете сказать о словах, которые произносятся одинаково? Подчеркните имя собственное.
Проверка на слайде.
7. Домашнее задание.
Ребята, я предлагаю вам выбрать домашнее задание по степени усложнения
1.Записать названия улиц нашего города (3-4 названия) –зеленая карточка
2. Синяя карточка. Списать текст, добавь недостающие имена собственные, подчеркни орфограммы
Братья ________и ______живут в селе _________. Днем мальчики пошли на речку__________. Рядом с ними сидел кот ______.
3.Красная карточка
Составь и запиши предложения по картинке. Придумай животным клички .
8. итог урока
Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, чему мы учились на уроке? Достигли мы своей цели?
Сегодня мы с вами говорили только о некоторых группах , которые относятся к именам собственным. Мы на следующих уроках продолжим путешествовать по этой стране. Ведь в русском языке так много слов, которые пишутся с заглавной буквы.
(составление кластера)
9.Рефлексия.
Покажите знаки:
--если вы справились со всеми заданиями, вам было всё понятно – покажите солнышко
- если вы испытывали трудности – звёздочку
-- если вам было непонятно, вы не справились с заданиями – тучку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Большая буква в именах собственных.
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка, как при знакомстве с новой темой, так и на ...
урок русского языка на тему "Большая буква в именах собственных"
Технологическая карта к уроку русского языка на тему: "Большая буква в именах собственных"...
Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных"
Тема: «Заглавная буква в словах»(2-ой урок) Учебное пособие: «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ( Школа России). 1-ый класс ...
Урок русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных".
Используя различные формы работы на уроке, дети повторяют написание имен собственных.....
Урок русского языка 1 класс "Бльшая буква в именах собственных"
Урок русского языка по программе Л.В.Занкова с описанием УУД...
Урок русского языка 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"
Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных"...
Урок русского языка по теме "Заглавная (прописная) буква Ё" 1 класс
Урок русского языка по теме "Заглавная (прописная) буква Ё"Цель: сформировать в памяти чёткий образ буквы Ё, ё; Обучать письму заглавной буквы Ё, соединению её с другими буквами.Задачи: отрабатывать у...