Части речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Вера Ивановна Карачева

Программа "Школа России" 4 класс обобщение по теме "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_chasti_rechi.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи»

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок обобщения изученного материала.

Цель: закрепление и осмысление изученного материала.

Задачи:

- закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);

- формировать умения различать слова по значению и вопросам;

- совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

- воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

- способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке;

- развитие любознательности и интереса к учебной деятельности;

- формирование умения аргументировать своё мнение.

Технологии: методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии дифференцированного обучения

Оборудование: компьютер, экран

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

  • ценностное отношение к морфологическому разбору слов;
  • осознание практической важности определения морфологических признаков разных частей речи;
  • ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  • осознание учащимися практической значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

  • умение принимать и сохранять цель урока;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия,
  • умение высказывать свою точку зрения, правильно говорить,
  • умение провести рефлексию своих действий.

Предметные:

  • знание о грамматическом значении, морфологических и синтаксических признаках частей речи;
  • умение применять знания на практике.

Ход урока

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

УУД

Организационный момент

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем наш урок!

-Как вы думаете, для чего я сегодня украсила доску цветами, ведь сегодня не праздник.

- Мне бы хотелось, чтобы в конце урока вы выбрали для себя один из них. Для этого надо потрудиться. Желаю удачи!

Психологический настрой на урок

Наглядный материал: на доске желтые, красные, синие цветки.

1 минута

Личностные: самооценка готовности к уроку

Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места

Актуализация знаний учащихся

Тема и цели урока

- Прочитайте слова и найдите среди них лишнее. На экране слова:

имя прилагательное,

приставка,

имя существительное.

- Чтобы открыть для себя новые знания, нужно вспомнить изученный материал.

- Вспомните в паре, какие части речи вы знаете?

Проверка

- Попробуйте сформулировать тему урока и цели урока.

Запишите число и классную работу

Работа в в паре мозговая атака

Компьютерная презентация (слайд 2)

Слайд 3

Слайд 4

5 минут

Личностные:

умение видеть и признавать свою ошибку

Метапредметные: умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения

Предметные:

различение частей речи и частей слова

Личностные:

умение видеть, формулировать цель и тему урока

Метапредметные: целеполагание

Предметные:

затруднение в определении

общих признаков разных частей речи

Обобщение и систематизация знаний

1)

- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы

1 р. адр…с

2 р м…роз

3 р. п .беда

- Чем похожи все слова? Это сущ

- Образуйте от каждого слова имя прил. и глагол.

- Как можно различать части речи?

По вопросу и значению.

2) - Распределите следующие слова по столбикам, в зависимости от частей речи:

Тетрадь, прелестный, он, четвёртый,

улыбаться, ученик, с нами, пенал, классный, белить, шестнадцать, один, бежишь, карандаши, молчат, молочный

3) устно укажите часть речи выделенных слов

4) Учитель называет глагол – дети показывают действие, имя прил. – изображают «волну» рукой, имя сущ. – хлопок в ладошки.

Плывёт, зебра, радость, радостный, бежать, интересный, грустный, танцуют, смех, снежный, рисовать, дружный, пушка, часы, удивились, прыгает, присесть.

Стр 69 таблица

- На какие группы можно разделить все имена сущ.? (Собст, нариц, одуш, неодуш)

приведите примеры

- Как изменяются имена сущ.?

(по числам, падежам и родам)

Работа с именем сущ. Род – устно, падеж – письменно.

Как изменяются имена прилагательные

(имена прил стоят в том же числе, роде, падеже, что имя сущ. С которым оно связано)

Опред

Как измен. глаголы? Что помните о правописании глаголах? (нет предлогов)

(числам и временам)

Практический метод: работа

по цепочке, объяснение орфограмм по ходу выполнения задания

Работа в паре по карточке

Устное объяснение

Работа с таблицей

Пис. работа по цепочке

Слайд 5

Слайд 6

Стр 70 упр 118

Слайд имя сущ

слайд имя прилаг

слайд глагол

10 минут

1-2 мин

Личностные: умение удерживать учебную задачу

Метапредметные: владение правильной устной и письменной речью

Предметные: понятия о частях речи, их признаках, способах проверки изученных орфограмм; умение применять знания на практике

Применение знаний и умений в новой ситуации

Задание по рядам:

- Из предложения

Эту чудную картину я увидел из окна. выберите

1 ряд – имя сущ.

2 ряд – имя прил.

3 ряд – глагол

и разберите как часть речи.

- Сравните свою работу с правильным вариантом на экране. Оцените свою работу.

Ребята, все предыдущие задания мы выполняли вместе, а сейчас покажите свою самостоятельную работу. Выберите себе одно задание – 1, 2 или 3 уровня и приступайте к работе.

Задание по выбору с последующей проверкой

1. Определить часть речи следующих слов: рож..., мощ..ный, друз…я, скуч…ет, ч…рный, быстро

- Как определяли часть речи?

2. В каждой строчке найти лишнее слово и определить часть речи:

  • б..реза, пч…ла, ле…кий, м…лина;
  • з…лёная, соч…ная, ж…вёт, праз…нич…ный;
  • п…лзет,ж…леет, уч…ник, к…ч…ет.

- Как вы находили лишнее слово?

3. От данных слов образовать однокоренные прилагательные, глаголы, наречия:

Веселье,…, …, … .

Шум, …, …, … .

Скука, …, …, … .

Практический метод: выполнение упражнений

Практический метод: выполнение разноуровневых заданий

(слайд )

(слайд 15)

Компьютерная презентация (слайд 16)

Задания на экране

Компьютерная презентация (слайд 17)

7 минут

Метапредметные: умение работать самостоятельно

Предметные: приобретение алгоритма действий при выполнении морфологического разбора слов

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения

Контроль и оценка

- Подведем итоги нашего урока.

- Какова была цель нашего урока?

- На что мы будем опираться при разборе слов как части речи?

Минитестирование

  1. Какая часть речи обозначает людей и животных?
  2. На какой вопрос отвечают слова думать, решать, считать?
  3. Что обозначает имя прил.?
  4. Выбери лишнее слово: роза, шарик, Анна, вера.
  5. В каком времени могут стоять глаголы?
  6. Как определить падеж имени прил.?
  7. Каким членом предложения чаще всего явл. глагол?
  8. Согласны ли вы, что имя сущ. в предложении всегда подлежащее?
  9. Какое слово не явл. именем сущ. в женском роде: речь, рожь, грач, печь?
  10. Чем выбранное слово по написанию отличается от остальных?

Проверка в парах. Учитель называет правильные ответы.

- Оцените словами «молодец», «хорошо», «постарайся» работу своего соседа.

Обобщающая беседа

Оценивание результатов

5 минут

Личностные: положительное отношение к проделанной работе

Метапредметные: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат

Предметные: самооценка

Рефлексия

- Какое задание было самым трудным? Почему?

- Как вы думаете, над чем нам надо будет еще поработать?

- Оцените свою работу:

желтый цветок – мне было легко работать на уроке, я самостоятельно могу справиться с заданиями

красный цветок – у меня были трудности, справиться с заданиями смогу с помощью взрослых

синий цветок – мне было очень трудно, я ничего не помню.

Прикрепите соответствующий цветок на общее «Рефлексивное дерево»

- Я благодарю вас за урок.

Рефлексивный метод («Рефлексивное дерево»)

Компьютерная презентация (слайд 18)

Индивидуальный раздаточный материал для рефлексивной оценки

Плакат

с изображением

рефлексивного

дерева

(приложение 2)

Компьютерная презентация (слайд 19)

1 минута

Личностные: осознание практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

Метапредметные: умение делать выводы

Предметные: применение новых знаний на практике

Домашнее

задание

1 минута


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...