Рахработка урока русского языка во 2 классе. УМК "21 век"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
УМК «Начальная школа ХХI века», учебник С.И. Иванова
Тема урока: Как используются синонимы.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Наблюдать за значением слов-синонимов;
- Учить подбирать синонимы к словам.
Развивающие:
- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
- развивать умение работать с текстом, со словарём.
- развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи;
- воспитывать чувство дружбы через любовь к русскому языку;
- воспитывать внимательное и доброе отношение друг к другу;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- экран;
- толковые словари (С. Ожегова, В.Даля).
- учебники.
Ход урока
1.Организация урока
(контроль готовности, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, интерес и желание детей к новым знаниям)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Н. А.
Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Хотелось пожелать, чтобы он стал успешным, да и по-другому быть не может, ведь вы – замечательные дети, и я надеюсь, что наше с вами знакомство будет интересным и запоминающимся. Мне было бы очень приятно с вами подружиться. Вы хотите завести себе новых друзей? А что же такое дружба? (Слайд)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает это слово?
Значит что оно?
- Какое прекрасное слово – “дружба”!
Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём.
-А какие краски вы выбрали бы, чтобы «нарисовать» дружбу?
- Я вам предлагаю сравнить два рисунка, которые лежат перед вами.
Какой рисунок больше подойдет для вашего друга, чтобы у него было хорошее настроение? Покажите этот рисунок. Почему вы его выбрали?
Я согласна, потому что произносишь слово “дружба” и настроение улучшается, сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это добрый кот Леопольд и мышата, это крокодил Гена и Чебурашка, это Карлсон и Малыш и многие другие. (Слайд) А какие вам вспоминаются произведения о дружбе, с которыми вы знакомились на уроках литературного чтения? («Шар в окошке»…..
Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.
2.Актуализация знаний (повторение, проверка знаний, подготовка к выводу темы)
-Дорогие ребята, сегодня мы с вами на уроке будем выполнять интересные задания, и говорить о дружбе.
- На уроке окружающего мира вы изучали тему: «Умей общаться, дружить.»
Давайте с вами вспомним, а что значит уметь дружить?
Как плохо бывает человеку, когда он остаётся один. Представьте, что у вас не было бы друзей. Жизнь без друга скучна и неинтересна. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми.
- А кто такой Друг по – вашему? Каким должен быть Друг? (учащиеся высказываются)
- А где можно прочитать точное определение понятия Друг? У вас на столах есть учебники. Он может вам помочь? Обратимся к нему.
А к чему или к кому мы еще мы можем обратиться? (разные ответы).
Вы правы. Но всегда правильный ответ мы найдем в толковом словаре. Существует множество толковых словарей, где дается толкование многим тысячам слов. Самые известные – это словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля(Слайд) и Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.(Слайд)
Давайте заглянем в эти словари и прочитаем, как дают определение слова Друг их авторы. Что означают эти слова? (учащиеся занимаются поиском лексического значения слова ДРУГ в разных толковых словарях, потом зачитывают найденные определения)
1.ДРУГ - общеславянское слово. Переводится как «спутник», «товарищ».(Слайд) У слова СПУТНИК - несколько лексических значений. Как вы думаете – какие? 1. Человек, с которым вместе совершается путь. 2. Небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Как называется слово, которое имеет несколько лексических значений? МНОГОЗНАЧНОЕ. А какое значение имел в виду Даль при формулировке толкования слова ДРУГ? Почему?
2.ДРУГ – человек, который связан с кем-то дружбой. (Слайд)
-Какое из определений кажется вам более точным? Больше Вам понравилось?(Слайд)
3. Вывод темы (вместе с детьми)
Сейчас мы с вами будем работать в тетради.(Слайд) Повторим правила письма.
(Ф/П) Мостик дружбы.
-Ребята, подберите близкие по значению слова к слову ДРУГ(Слайд) и запишите их в тетрадь. Что общего у этих слов? (отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи). А как называются такие слова?(Слайд)
- Ребята, а как вы считаете, является ли слово дружелюбный(Слайд) синонимом слову ДРУГ? (нет). Правильно! (Слайд)
-Давайте примем такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбного человека.
-Как вы думаете, кроме дружбы, о чём мы ещё будем вести разговор? (синонимах). Правильно! Мы с вами выясним, как используются синонимы в речи.
Тема урока. Как используются синонимы. (Слайд)
4.Объяснение нового материала. (Слайд)
У Миши много хороших приятелей.
У Коли есть настоящий друг.
-Назовите синонимы в предложениях. (приятель, друг)
Поменяйте местами синонимы в предложениях.(Слайд)
-Что вы можете сказать о данных предложениях? (2 предложение не подходит).(Слайд) Почему? Какое значение у слова товарищ, а у слова друг?(Слайд)
Вывод: Не всегда значение синонимов точь-в-точь совпадают. Они часто различаются оттенками значений.
-А сейчас, прочитайте слово, написанное на доске.(Слайд12)
НАПЕРСНИК
-Можете ли вы объяснить значение этого слова? (нет).
-Сейчас я помогу вам, подобрав к этому слову синоним.
НАПЕРСНИК – ДРУГ(Слайд 13)
-А сейчас вы можете объяснить значение слова НАПЕРСНИК?
-Что вам помогло? (синоним).(Слайд 14)
Вывод: синонимы помогают объяснить значение слова. (читают в учебнике)
-Молодцы!
Ф/М _ СЛАЙДЫ
5. Закрепление по учебнику.
Упр. 4 стр.54
(1 часть – совместно, объяснение, 2 – самостоятельно)
Проверка работы. (Слайд) (правильная запись)
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Подходит к завершению наш урок. В конце урока я предлагаю вам вернуться к теме ДРУЖБА. Ведь тема дружбы - тема вечная. О дружбе с давних времён до современности слагались песни, стихи, сказки, легенды, пословицы и поговори. Со многими из них вы знакомились на уроках литературного чтения и окружающего мира. Я вам предлагаю поиграть в игру с пословицами и поговорками. А играть мы будем с вашими сверстниками, такими же девчонками и мальчишками, которые учатся во 2 классе НОШ№1. Но они находятся в другом конце города. Как можно с ними связаться? Я вам предлагаю связь в виде телемоста. Готовы? Сядьте поудобнее. Включаем телемост под названием ..
Дерево живет корнями, а человек друзьями.(Слайд)
Друга ищи, а нашёл- береги.(Слайд)
Старый друг- лучше новых двух.(Слайд16)
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.(Слайд)
7.Итог. Рефлексия.
-Наше занятие подошло к концу.
- Сегодняшний урок я хочу закончить словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»
-А какие у вас впечатления от сегодняшнего занятия? Чем понравилось? Довольны ли вы собой?
А как вы думаете, вы долго будете помнить этот урок?
Мне хотелось бы, чтобы наша дружба продолжилась. Этого хотят и мои ученики из начальной школы, которые вместе со мной для вас приготовили подарки. Вы выбрали уже в начале урока рисунок для друга, а мы вам дарим рисунок для вас. Чтобы вы сами раскрасили его красками нашей дружбы. А поможет вам песня про веселых друзей.
Я желаю вам добрых и верных друзей! Спасибо за сотрудничество! (Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
- Мне нравится (1)