Рахработка урока русского языка во 2 классе. УМК "21 век"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Черных Наталья Александровна

Урок русского языка 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

УМК «Начальная школа  ХХI века», учебник С.И. Иванова

Тема урока: Как используются синонимы.        

Цели и задачи урока:

 Образовательные:

  • Наблюдать за значением слов-синонимов;
  • Учить подбирать синонимы к словам.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
  • развивать умение работать с текстом, со словарём.
  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи;
  • воспитывать чувство дружбы через любовь к русскому  языку;
  • воспитывать внимательное и доброе отношение друг к другу;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

 Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • толковые словари (С. Ожегова, В.Даля).
  • учебники.

Ход урока

1.Организация урока  

(контроль готовности, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, интерес и желание детей к новым знаниям)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Н. А.

Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Хотелось пожелать, чтобы  он стал успешным, да и по-другому быть не может, ведь вы – замечательные дети, и я надеюсь, что наше с вами знакомство будет интересным и запоминающимся.  Мне было бы очень приятно с вами подружиться. Вы хотите завести себе новых друзей? А что же такое дружба?    (Слайд)

                                           

                                           Что такое дружба? Каждый знает.
                                           Может быть, и спрашивать смешно.
                                           Ну а всё же, что обозначает это слово?
                                           Значит что оно?
       - Какое прекрасное слово – “дружба”!

        Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своём.

-А какие краски вы выбрали бы,  чтобы «нарисовать» дружбу?

- Я вам предлагаю сравнить два рисунка, которые лежат перед вами.

Какой рисунок больше подойдет для вашего друга, чтобы  у него было хорошее настроение?  Покажите этот рисунок. Почему вы его выбрали?

Я согласна, потому что произносишь слово “дружба”  и  настроение улучшается, сразу вспоминаешь весёлых героев мультфильмов: это добрый кот Леопольд и мышата, это крокодил Гена и Чебурашка, это Карлсон и Малыш и многие другие. (Слайд) А какие вам вспоминаются произведения о дружбе, с которыми вы знакомились на уроках литературного чтения? («Шар в окошке»…..

Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

2.Актуализация знаний (повторение, проверка знаний, подготовка к выводу темы)

 -Дорогие ребята,  сегодня  мы с вами  на уроке будем выполнять  интересные задания, и  говорить о дружбе.  

- На уроке окружающего мира вы изучали тему: «Умей общаться, дружить.»

Давайте с вами вспомним, а что значит уметь дружить?

    Как плохо бывает человеку, когда он остаётся один.  Представьте, что у вас не было бы друзей. Жизнь без друга скучна и неинтересна. Чтобы такого не случилось, надо учиться общаться с людьми, уважать их, быть терпимыми.

 - А кто такой Друг по – вашему? Каким должен быть Друг? (учащиеся высказываются)

 - А где можно прочитать точное определение понятия Друг?  У вас на столах есть учебники. Он может вам помочь? Обратимся к нему.

А к чему или к кому мы еще мы можем обратиться? (разные ответы).

Вы правы.  Но всегда правильный ответ мы найдем в толковом словаре. Существует множество толковых словарей, где дается толкование многим тысячам слов. Самые  известные – это словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля(Слайд) и Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова.(Слайд) 

       Давайте заглянем в эти словари и прочитаем, как дают определение слова Друг их авторы. Что означают эти слова? (учащиеся занимаются поиском лексического значения слова ДРУГ в разных толковых словарях, потом зачитывают найденные определения)  

1.ДРУГ - общеславянское слово. Переводится как «спутник», «товарищ».(Слайд) У слова СПУТНИК  - несколько лексических значений. Как вы думаете – какие? 1. Человек, с которым вместе совершается путь. 2. Небесное тело, которое вращается вокруг планеты. Как называется слово, которое имеет несколько лексических значений? МНОГОЗНАЧНОЕ. А какое значение имел в виду Даль при формулировке толкования слова ДРУГ? Почему?

2.ДРУГ – человек, который связан с кем-то дружбой. (Слайд)

-Какое из определений кажется вам более точным? Больше Вам понравилось?(Слайд)

  3. Вывод темы (вместе с детьми)

Сейчас мы с вами будем работать в тетради.(Слайд) Повторим правила письма.

(Ф/П) Мостик дружбы.

-Ребята, подберите близкие по значению слова к слову ДРУГ(Слайд) и запишите их в тетрадь. Что общего у этих слов? (отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи). А как называются такие слова?(Слайд)

 - Ребята, а как вы считаете, является ли слово дружелюбный(Слайд) синонимом слову ДРУГ? (нет). Правильно! (Слайд)

-Давайте  примем такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбного человека.

-Как вы думаете, кроме дружбы, о чём мы ещё будем вести разговор? (синонимах). Правильно! Мы с вами выясним, как используются синонимы в речи.

Тема урока. Как используются синонимы. (Слайд)

4.Объяснение нового материала. (Слайд)

У Миши много хороших приятелей.

У Коли есть настоящий друг.

-Назовите синонимы в предложениях. (приятель, друг)

Поменяйте местами синонимы в предложениях.(Слайд)

 -Что вы можете сказать о данных предложениях? (2 предложение не подходит).(Слайд) Почему? Какое значение у слова товарищ, а у слова друг?(Слайд)

Вывод: Не всегда значение синонимов точь-в-точь совпадают. Они часто различаются оттенками значений.

-А сейчас, прочитайте слово, написанное на доске.(Слайд12)

НАПЕРСНИК

-Можете ли вы объяснить значение этого слова? (нет).

-Сейчас я помогу вам, подобрав к этому слову синоним.

НАПЕРСНИК – ДРУГ(Слайд 13)

-А сейчас вы можете объяснить значение слова НАПЕРСНИК?

-Что вам помогло? (синоним).(Слайд 14)

Вывод: синонимы помогают объяснить значение слова. (читают в учебнике)

-Молодцы!

Ф/М _ СЛАЙДЫ

5. Закрепление по учебнику.

Упр. 4 стр.54

(1 часть – совместно, объяснение, 2 – самостоятельно)

Проверка работы. (Слайд) (правильная запись)

6. Включение в систему знаний и повторение.

- Подходит к завершению наш урок. В конце урока я предлагаю вам вернуться к теме  ДРУЖБА. Ведь тема дружбы - тема вечная. О дружбе с давних времён до современности слагались песни, стихи, сказки, легенды, пословицы и поговори. Со многими из них вы знакомились на уроках литературного чтения и окружающего мира. Я вам предлагаю поиграть в игру с пословицами и поговорками. А играть мы будем с вашими сверстниками, такими же девчонками и мальчишками, которые учатся во 2 классе НОШ№1.  Но они находятся в другом конце города. Как можно с ними связаться? Я вам предлагаю связь в виде телемоста. Готовы?  Сядьте  поудобнее. Включаем телемост под названием ..

Дерево живет корнями, а человек друзьями.(Слайд)

Друга  ищи, а нашёл- береги.(Слайд)

Старый друг- лучше новых двух.(Слайд16)

Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.(Слайд)

7.Итог. Рефлексия.

-Наше занятие подошло к концу.

 - Сегодняшний урок я хочу закончить словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»

-А какие у вас впечатления от сегодняшнего занятия?  Чем понравилось? Довольны ли вы собой?  

А как  вы думаете, вы долго будете помнить этот урок?  

Мне хотелось бы, чтобы наша дружба продолжилась. Этого хотят и мои ученики из начальной школы, которые вместе со мной для вас приготовили подарки. Вы выбрали уже в начале урока рисунок для друга, а мы вам дарим рисунок для вас. Чтобы вы сами раскрасили его красками нашей дружбы. А поможет вам песня про веселых друзей.

Я желаю вам добрых и верных друзей! Спасибо за сотрудничество! (Слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...