Памятка "Работа над ошибками в начальной школе"
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)
Памятка разработана для учащихся 2-4 классов. С помощью памятки ученики научатся делать самостоятельно работу над ошибками, выполнять разные виды разборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_rabota_nad_oshibkami_v_nachalnoy_shkole.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная памятка поможет учащимся 2 – 4 классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому языку и в выполнении разборов.
Использованная литература:
- Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2023г.
- Канакина В.П. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2023г.
- Канакина В.П. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2023г.
Составили:
Рогинина Л.Н. - учитель нач. классов,
Бушенкова Т.В. – учитель нач. классов
государственное общеобразовательное учреждение
Тульской области
«Ефремовский областной центр образования»
ПАМЯТКА
по русскому языку
для начальной школы
учени___ ___ класса
____________________
___________________
- Пропуск, замена, искажение букв.
- Выпиши слово.
- Поставь ударение.
- Подчеркни в нём пропущенную букву.
- Запиши, сколько слогов, гласных, согласных, букв, звуков.
Делай так: Мамочка – 3 сл., 3 гл., 4 согл., 7 б., 7 зв..
- Слог.
1.Раздели слово на слоги.
2.Подчеркни гласные.
Делай так: Мо-ло-ко-3 слога.
- Ударение.
1.Выпиши слово.
2.Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс.
- Большая буква в именах собственных.
- Выпиши слово правильно.
- Объясни орфограмму.
- Подчеркни большую букву в слове.
- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Москва.
- Большая буква в начале предложения.
1.Выпиши правильно предложение.
2. Придумай и напиши ещё одно предложение.
3. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.
- Знаки препинания в конце предложения.
- Выпиши предложение правильно.
- Подчеркни знак препинания.
- Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши.
Делай так: Весна, весна на улице! Скоро Новый год!
- Гласные после шипящих.
- Выпиши слово правильно.
- Подчеркни орфограмму.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, щука, щупальца.
- Перенос слова.
Делай так: ака - ция, Улья-на, пе – тель -ка.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
1.Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни мягкий знак.
3.Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
- Разделительный мягкий знак.
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели корень.
3.Подчеркни разделительный мягкий знак и букву, обозначающую гласный звук.
4.Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
- Разделительный твёрдый знак.
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели приставку.
3.Подчеркни твёрдый знак и букву, обозначающую гласный звук.
4.Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
- Сочетания чк, чн, чт, нч, нщ, щн
1.Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни сочетание.
3.Запиши ещё 2 слова.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
- Правописание предлога со словом.
1.Выпиши слово с предлогом.
2.Обозначь орфограмму-пробел.
3.Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки, от глубокой реки.
- Правописание приставки со словом.
1.Выпиши слово.
2.Выдели приставку.
3.Образуй от этого однокоренные слова с разными приставками и запиши их.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
- Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
1.Выпиши слово правильно.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Подчеркни букву, обозначающую безударный гласный.
5.Подбери проверочное слово, запиши.
Делай так: Сады́ - сад.
- Непроверяемые безударные гласные.
1.Выпиши слово правильно.
2.Обозначь ударение.
3.Подчеркни орфограмму.
4. Запиши это слово ещё 2 раза или подбери однокоренные слова.
Делай так: Капуста, капуста, капуста.
- Парные звонкие и глухие согласные.
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели корень.
3.Подчеркни букву, обозначающую парный согласный.
4.Подбери проверочное слово и запиши.
Делай так: Завод – заводы. Или так: ягодка – ягодный.
- Удвоенные согласные в корне.
1.Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни орфограмму.
3. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Коллекция, группа, класс.
- Правописание непроизносимых согласных.
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели корень.
3.Подчеркни букву, обозначающую непроизносимый согласный.
4.Подбери проверочное слово и запиши.
Делай так: Звёздный – звезда.
- Безударные гласные в приставках.
1.Выпиши слово правильно.
2.Подбери проверочное слово или запиши 2 слова с этой же приставкой.
3.Подчеркни букву, обозначающую гласный звук в приставке.
4.Выдели приставку.
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
- Соединительные гласные в сложных словах.
1.Выпиши слово правильно.
2.Выдели корни.
3.Подчеркни букву, обозначающую соединительный гласный.
Делай так: Водолаз, землемер.
- Написание частицы НЕ с глаголами.
1. Выпиши слово правильно.
2.Подчеркни пробел.
3.Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
- Запятая в предложении с однородными членами.
1.Выпиши предложение правильно.
2.Подчеркни однородные члены.
Делай так: Мальчики смеялись, веселились и кувыркались.
- Запятая в сложном предложении.
1.Выпиши предложение.
2.Подчеркни грамматические основы.
3.Расставь запятые.
Делай так: Кокованя с утра на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала.
25.Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных.
Запомни: Падежные окончания имён существительных!
Падежи | Вопросы | Предлоги | 1-е скл. | 2-е скл. | 3-е скл | ||
м. р. | ж. р | м. р. | ср. р | ж. р. | |||
И. п. | кто? что? | - | -а | -я | -о | -е | ----- |
Р. п. | кого? чего? откуда? где? | без, у, с, до из, от, около | -ы | -и | -а | -я | -и |
Д. п. | кому? чему? куда? где? | к, по | -е | -у | -ю | -и | |
В. п. | кого? что? куда? | в, на, за, про через | -у | -ю | -а -я | -о -е | ----- |
Т. п. | кем? чем? где? | за, над, с, под. | -ой | -ей | -ом | -ем | (ь) ю |
П. п. | о ком? о чём? где? | в, на, об | -е | -е | -и | ||
Контрольные слова | лиса, земля | конь, стол | степь |
1.Выпиши существительное.
2.Поставь его в начальную форму.
3.Определи тип склонения, падеж и число.
4.Выдели окончание.
Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.
26.Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи | М. р. и С.р. | Ж. р. | Мн.ч. | |
Именительный | -ый, -ий, | -ое,- ее | -ая,- яя | -ые,- ие |
Родительный | -ого, -его | -ой,- ей | -ых, -их | |
Дательный | -ому, -ему | -ой,- ей | -ым,- им | |
Винительный | -ый, -ий | -ое, -ее | -ую,- юю | -ые, -ие |
Творительный | -ым,- им | -ой-ою, -ей-ею | -ыми, -ими | |
Предложный | -ом, -ем | -ой, -ей | -ых, -их |
1.От существительного задай вопрос к прилагательному.
2.Определи род, число, падеж.
3.Выдели окончание.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему - прил., м.р., ед. ч., Д. п.
27. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.
1.Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число.
2.Выдели окончание.
Делай так: читаешь - 1спр., 2л., ед.ч..
28. Правописание безударных окончаний глаголов.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
- Поставить глагол в начальную форму.
- Определить спряжение глагола.
- Выясни является или нет этот глагол исключением.
- Определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Лицо | I спряжение | II спряжение | ||
Ед.число | Мн.число | Ед.число | Мн.число | |
1-е | -у (ю) | -ем | -у (-ю) | -им |
2-е | -ешь | -ете,- ёте | -ишь | -ите |
3-е | -ет | -ут (-ют) | -ит | -ат(-ят) |
Глаголы в неопределённой форме
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.
1. Выпиши глагол.
2.Определи спряжение, лицо, число.
3.Выдели окончание.
Делай так: Строим – строить – гл., II спр.,2л., мн.ч..
- Правописание –тся, -ться в глаголах.
1.Выпиши слово.
2.Поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе.
3.Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо.
Делай так: мальчик торопится – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопиться – перестань (что делать?) торопиться
30.Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончания существительных.
1.Выпиши слово правильно.
2.Поставь ударение.
3.Подчеркни орфограмму.
4. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Овцой, кольцом, ножом. Красавицей, тучей, крышей.
31. Правописание Ы или И после Ц.
Делай так:
1.Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласный.
2.Вспомни правило, если в корне и не слово – исключение, значит, пиши гласную И.
3.Выдели корень.
4.Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. 5.Выдели суффикс или окончание.
32.Правописание суффиксов – ЕК-, -ИК- в именах
существительных.
1.Выпиши слово правильно.
2. Выдели суффикс.
3.Подчеркни орфограмму.
Делай так: звоночек – нет звоночка, ключик-нет ключика.
33.Правописание суффиксов – ОК-, -ОНОК- в именах
существительных.
1.Выпиши слово правильно.
2. Поставь ударение.
3. Выдели суффикс.
4.Подчеркни орфограмму.
5.Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мышонок, кружок, петушок.
- Правописание предлогов с местоимениями.
1.Выпиши из предложения местоимение с предлогом.
2.Подчеркни пробел.
2.Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
35.Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
1.Выпиши слово правильно.
2.Определи род.
3.Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
Фонетического разбора
1.Запиши слово, раздели его на слоги, укажи их количество. 2. Поставь ударение в слове. 3.Найди буквы Е, Ё, Ю, Я, определи сколько звуков они обозначают. 4. Напиши слово буквами, условно обозначь звуки. 5. Характеризуй ГЛАСНЫЙ: ударный или безударный. 6.Характеризуй СОГЛАСНЫЙ: парный - непарный, звонкий - глухой, твёрдый - мягкий. 7. Проведи черту, укажи количество букв и звуков в слове. Делай так: Дождь [д о ш т "]- 1 слог; д [д ] - cогл., тв. парн., звонк. парн.; о [o ] - гласн., ударн.; ж [ш] - согл., тв. парн., глух. парн.; д [т"] - согл., мягк. парн., глух. парн.; ь [ - ] ____________________________ 5 б., 4 зв. |
Часть речи
КТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
ЧТО? КАКАЯ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЮТ?
КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЛИ?
прил. сущ. гл. сущ.
Серая туча затянула небо.
(какая?) (что?) (что сделала?) (что?)
Синтаксический разбор предложения
Морфологический разбор имени существительного
1. Часть речи.
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).
3. Морфологические признаки:
постоянные признаки: собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое,
род, склонение.
непостоянные признаки: падеж, число.
4. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
1.Медведем - сущ. (кем?).
2.Н.ф. (кто?) – медведь.
3. Нариц., одуш., м.р., 2 скл., Т.п., ед.ч..
4. Втор. чл. (дополн.).
РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ
1. Определить часть речи
(существительное, прилагательное, глагол)
2. Определить окончание для этого:
∙ У существительных измени слово по числам или по падежам, подставляя слова: есть, нет, рад, вижу, доволен, говорю;
∙ У прилагательных измени слово по числам или по родам (он какой, она какая, оно какое)
∙ У глагола измени слово по числам
3. Выделить основу.
4. Найти корень (для этого необходимо подобрать однокоренные слова с другими суффиксами и приставками и без них).
5. Выдели приставку.
6. Выдели суффикс.
Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть слова после корня).
Делай так: поездка – поездку, поездкой.
Морфологический разбор местоимения
1. Часть речи.
2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).
3. Морфологические признаки:
лицо, падеж, число.
4. Синтаксическая роль в предложении.
Образец письменного разбора
1. Тебя - мест. (кого?).
2. Н.ф. (кто?) – ты.
3. 2 лица, Р.п., ед.ч..
4. Втор. чл. (дополн.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для работы над ошибками в начальной школе по русскому языку
Памятка для работы над ошибками по русскому языку в начальной школе...
Работа над ошибками в начальной школе
Памятка поможет учащимся самостоятельно работать над своими ошибками....
Работа над ошибками в начальной школе
Памятка по выполнению работы над ошибками для обучающихся начальной школы....
Методика работы над речевыми ошибками в начальной школе
Методическая разработка для учителей начальных классов...
Памятк для работы над ошибками в начальной школе
Памятки для работы над ошибками по русскому языку и математике...
Памятка "Работа над ошибками" в начальной школе
Работа над ошибками...
Типичные ошибки в начальной школе. Классификация.
Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.Сочинения и изложения - основные формы проверки умени...