Обучающее изложение.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока разработан для учащихся 3-го класса. В ходе урока использована аудиозапись. При предварительной подготовке на стенд вывешиваются иллюстрации разных животных с их описанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_r._yazyku.docx948.38 КБ

Предварительный просмотр:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов

пгт Афанасьево»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Обучающее изложение

«Как медведь сам себя напугал»

Учитель

высшей квалификационной категории

Варанкина Галина Васильевна

Афанасьево, 2024г

Обучающее изложение

«Как медведь сам себя напугал»

Тип урока: комбинированный

Цель:

- развивать умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану,

- писать слова с изученными орфограммами.

Подготовка:

на стенде картинки животных с кратким рассказом.

Напечатать текст для каждого ученика, карточки со словами в виде таблицы.

Словарные слова

Безударные гласные, проверяемые ударением

Сочетания жи-ши, ча –ща, чу – щу, чк.

Вошёл, медведь, затрещали, тяжёлой, веточки, уронила, шишка, угодила, заяц, вскочил, помчался, гущу, сорока, наскочил, ломать, насторожил, уши, кричит, ломают, стрекача.

Как медведь сам себя напугал.

Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.

        Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!

      Тут медведь  остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он сам себя напугал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Медведь, заяц, белка, сорока, лось. Кто лишний? Почему?

- А что нового вы узнали об этих животных, прочитав рассказы на                стенде?

- Кто из вас видел этих животных в лесу?

- Кого сложно увидеть в лесу?

- А каких животных нежелательно встречать в лесу?

- Как вы думаете, а писатель как узнаёт  о животных, чтобы рассказать нам?

   2. Знакомство с текстом.

- Понравился ли вам рассказ?

- Что показалось особенно интересным?

- Почему рассказ так называется?

- Если в лесу не шуметь, то можно многое услышать. Кого из животных слышали вы?

- Давайте послушаем, как медведь ходит по лесу. (аудиозапись) https://zvukogram.com/category/zvuki-izdavaemyie-medvedyami/ (Шаги медведя по лесу, траве, листьям, веткам).

- Можно испугаться, если услышать такие звуки в лесу?

- Какие слова вам были непонятны, когда читали текст? (угодила - попала, лопочет -  говорить быстро, неясно, рявкнул – громко и отрывисто кричать , дал стрекача – стремительно убежать).

3. Работа над содержанием текста. Деление текста на части. Составление плана.

- Почему медведь дал стрекача?

- А с чего начался переполох?

- На сколько частей можно разделить текст?

- О чём говорится в 1 части? Как её озаглавим?

- А во второй? Как её озаглавим?

- 3 часть?

- У нас получился такой план.

План :

  1. Медведь вошёл в лес.
  2. Переполох в лесу.
  3. Медведь дал стрекача.

- Открываем тетради, запишем число, название изложения и план.

4. Орфографическая работа.

- На какие правила встретились слова?

- Запишем эти слова в табличку. Подчеркнуть орфограмму. Где возможно, подобрать проверочное слово. (Можно работать в парах)

5. Пересказ текста по частям.

- рассказывают по частям,

 - весь текст рассказывают в парах,

- затем несколько человек рассказывают всему классу.

Чтение текста ещё раз.

6. Рефлексия.

- Кто не готов передать содержание прочитанного текста?

- Писать будем на следующем уроке. Отдыхайте. (в начале следующего урока ещё раз перечитаем текст).

http://sovetsk-vt.ru/wp-content/uploads/2016/11/2048x1365_724402_www.ArtFile.ru_.jpg

      Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных – лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая.

     Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные. Шубейка (шерсть) — коричневого цвета, с различными оттенками пепельного. В летнюю пору цвет шерсти лося более тёмный.

     Если взглянуть на наскальные рисунки, можно сделать вывод о том, что древние люди пытались приручить лосей. Наличествуют небесспорные доказательства, «что ханты запрягали лосей в сани, а якуты — скакали верхом. Но со временем пришла замена домашним лосям. Главными стали лошади и северные олени».

    Что представляет собой рацион лося? Ветки деревьев и кустарников, калужница, осока, а также болотная растительность. Лоси – большие любители такого растения, как иван-чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание.

   Где можно услышать голос лося? Лось предпочитает таёжные территории. Скалистых местностей сохатый избегает. В конце лета по утрам и вечерам самцы издают звуки, похожие на глухое и протяжное мычание.

В последние дни мая — начале июня лосиха рождает одного, реже двух лосят. Весят новорожденные в среднем 12-14 килограмм.

http://photoblog.cyberzarobotok.ru/wp-content/uploads/2013/05/bear.jpg

   Кто из нас не знает медведя? Неповоротливый, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении.

   Медведь принадлежит к семейству медвежьих. Представители этого семейства всеядны, имеют отличное обоняние, им не страшны пчелиные укусы.

Медведь – крупное хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазит по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хотя медведь – это типичный хищник, он отдаёт должное и растительному десерту: ягодам, плодам, зёрнам, траве, корешкам растений.

   В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.

   В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких косолапых появляются на свет. Вес каждого в среднем — около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.

   «Мишка-медведь, научи меня реветь» — говорят дети. И медведи могут научить. Порой так заревут, что мурашки по коже начинают бегать. Но обычно медведь молчалив.

http://iohotnik.ru/uploads/posts/2014-10/1413308592_ohota-zayac-v-lesu.jpg

   Заяц – старый наш знакомый. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Зверёк принадлежит к отряду грызунов.

  Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый.

     «Трусишка-зайка серенький под ёлочкой скакал» — поют дети. На самом деле, заяц не такой уж трус. В природе бывает такое: нападёт на зайца орёл, а он ложится на спину и изо всех сил отбивается задними лапами.

Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки), негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.

   Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить.

Зимой прокормиться трудно. А вот летом – рай. Трава, ветки, кора деревьев, клевер, мышиный горошек, грибы, плоды черники – да мало ли что найдёт в лесу косой. Для пропитания всё сгодится.

   Что любят зайцы делать? Разводить потомство. Первые малыши появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зайчата

    На поляне сидит зайчонок и ждёт. Ждёт он, когда зайчиха мимо пробежит и покормит его молоком. Маму свою зайчонок не знает. Для него все зайчихи – мамы, потому что каждая зайчиха кормит и своих, и чужих зайчат.

Пока зайчонок не подрастёт, он по лесу не прыгает, следов не оставляет, а то по следам его лиса найдёт и съест.

http://kemclub.ru/best/3600606.jpg

     Белка, зверёк, конечно, лесной. Но нередко можно встретить её и в городском парке. Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста.

Белка – это грызун. «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт». Она способна разорить птичье гнездо, съесть птенцов. Но в основном все же предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди.

    Белка – умна, проворна. Отличительная её черта – забывчивость. Забывчивость – качество не самое лучшее, но в случае с белкой, это исключение. Закапывая на зиму в землю орехи, белка благополучно забывает о них, а из проросших семян появляются новые деревья. Забывает белка и про другие свои накопления — запасы желудей, шишек. А в зимний период пользуется сбережениями мышей и бурундуков.

   К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.

   Два раза в год белка линяет. Но драгоценного хвоста это не касается. Он линяет один раз в год. Иногда можно услышать, как цокает белка. Вполне вероятно, что она чего-то испугалась. Если белку кто-нибудь потревожит, то она перенесёт бельчат в зубах в более, на её взгляд, безопасное место. Бельчата появляются у белки два-три раз в год. «Ставит их на ноги» исключительно самка. Если папаша задумает поиграть с своими малышами — то может стать предметом агрессии со стороны мамы-бельчихи.

http://900igr.net/datai/biologija/Ptitsy-lesa/0012-011-Soroka-obyknovennaja.jpg

      У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.  Что касается длинного хвоста, то в одной из легенд говорится, что длинный хвост у сороки появился, как на наказание за ее болтливость. Не понравился царю птиц, орлу, длинный язык сороки, вот и заставил он ее таскать за собой длинный хвост.

   Но это, конечно, сказочная версия происхождения сорочьего хвоста. На самом деле, длинный хвост нужен сороке для балансировки тела, как во время полета, так и при ходьбе по земле.

      Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Если у вас во дворе поселились сороки, то, наверняка, летом весь дом просыпается от их шумного стрекотания. Зимой сороки почему-то ведут себя тихо.

   Еще одна особенность сорок, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам. Они тащат к себе в гнезда различные блестящие мелочи и могут даже забраться в жилище человека через открытое окно и нахально порыться в вещах в поисках интересных для них предметов. 

     Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием "ча, ча, ча". Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса.

Характерно и своеобразно её гнездо - большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи, а уж за ним - лоток из корешков, стеблей, листьев и шерсти. Гнездо чаще всего находится высоко от земли в кроне дерева, а если деревьев мало - ниже, в кустах. Как правило, сороки строят несколько гнёзд, а потом выбирают одно, в котором и гнездятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение.

На этом уроке учатся писать изложение по тексту "Калевала",  составленному   после изучения карело-финского эпоса "КАЛЕВАЛА"...

Обучающее изложение "Умная галка". Презентация

Изложение "Умная галка" - это первый вводный урок во 2 классе по поэтапному обучению написания изложения....

Презентация к уроку развития речи. Обучающее изложение "Как родилась зима"

Презентация к уроку развития речи по тексту К. Ушинского "Как родилась зима"...

Обучающее изложение "Галка"

Обучающее изложение "Галка" по вопросам....

Конспект урока русского языка во 2 классе Написание обучающего изложения чинения с построением вербально-графического плана

Коспект урока позволяет познакомиться с методикой обучения построению графического плана для анализа и лучшего запоминания текстапри написании изложения во 2 классе на начальном этапе формирования сам...

Презентация к уроку русского языка по теме "Обучающее изложение. Синички"

Презентацию можно использовать на уроках по развитию речи во 2 классе...

Обучающее изложение "Лиса и Журавль"

Презентация по русскому языку в 3 классе. УМК "Школа России". Презентация по теме "Изложение "Лиса и Журавль". Изложение по произведению Л.Н. Толстого. В основном многие дети знакомы с этим произведен...