Технологическая карта урока русского языка "Корень. Повторение" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
систематизация знаний у обучающихся о корне слова; учить выделять корень.
Дидактические:
1. закреплять умения находить и подбирать однокоренные слова.
2. отрабатывать умение выделять корень в однокоренных словах.
Развивающие:
1. развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими обучающимися посредством групповой работы;
2. развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
3. развивать познавательные интересы обучающихся посредством выполнения самостоятельной работы.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к мнению других учащихся, с помощью парной и групповой работы;
2. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости.
Предметные:
1. научатся распознавать родственные слова в тексте.
2. научатся выделять корень в однокоренных словах.
Личностные:
1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
2. Первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 3М Урок: 1 Время: 08:00-08:45 Кабинет: 213 | Студент: Куракина Мария Сергеевна Группа: 41 Учитель: Моцная Наталья Викторовна Методист: Галиуллина Нажия Камиловна |
Тема урока «Корень. Повторение»
Тип урока: общеметодологической направленности.
Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне слова; учить выделять корень.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. закреплять умения находить и подбирать однокоренные слова. 2. отрабатывать умение выделять корень в однокоренных словах. | Предметные: 1. научатся распознавать родственные слова в тексте. 2. научатся выделять корень в однокоренных словах. |
Развивающие: 1. развивать коммуникативные навыки сотрудничества с другими обучающимися посредством групповой работы; 2. развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы; 3. развивать познавательные интересы обучающихся посредством выполнения самостоятельной работы. | Личностные: 1. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. 2. Первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира). |
Воспитательные: 1. воспитывать уважение к мнению других учащихся, с помощью парной и групповой работы; 2. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости. |
УМК: Перспектива, Русский язык, 3 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф М: беседа П: эмоциональный настрой | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Устанавливает эмоциональный контакт. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. -Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу и улыбнитесь! -Отлично! Теперь у всех хорошее настроение! | 1. Приветствуют учителя 2. Эмоционально настраиваются на урок. | УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУРД: проявлять готовность подчиняться. | Презентация | |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф: М: практический П: пальчиковая разминка Ф М: объяснение П: инструктаж Ф М: беседа | 1. Создаёт условия для определения обучающимися темы урока. Сейчас у нас будет минутка чистописания. -Давайте подготовим наши пальцы к письму. В зоопарке стоит слон. (Пальцы опустить вниз, потом средний поднять вперёд.) Уши, хобот, серый он. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. -У меня для вас первое задание. Ваша задача внимательно посмотреть на данные соединения и записать их к себе в тетрадь. -Запишите красиво в тетради буквы и продолжите строку. -А сейчас подчеркните самую красивую букву на ваш взгляд. -Я очень рада. 2. Словарная работа. - А теперь поработаем со словарными словами. Записывать их будем под диктовку. Вокруг, металл, запад, коллектив, аккуратный. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, посмотрим на слайд и проверим. -Сегодня мы будем повторять, и обобщать изученный на прошлом уроке материал. | Выполняют пальчиковую гимнастику. Записывают буквы. Записывают слова под диктовку. Взаимопроверка. | УУРД: проявлять готовность выполнять поручения. УУРД: ответственно выполнять свою часть работы | Презентация Презентация | |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: определение целей | 1. Создаёт условия для определения учащимися темы и цели урока. - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Верно! А какую цель мы поставим на сегодняшний урок? У вас есть начало, нам нужно продолжить. 1. Закрепить… 2. Учиться… - Все верно. Но для достижения любой цели нужен план. Только у меня он немного перемешался, поэтому мне нужна помощь в его восстановлении. ПЛАН 1. Выполним самостоятельную работу 2. Сделаем вывод. 3. Повторим: как выделять корень в однокоренных словах. | 1. Определяют тему и цель урока. - «Корень» 1. Закрепить знания о корне слова и однокоренных словах. 2. Учиться определять корень слова. ПЛАН 1. Повторим: как выделять корень в однокоренных словах. 2. Выполним самостоятельную работу. 3. Сделаем выводы. | УУПД: с помощью учителя планировать цель. УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Презентация | |
Обобщение и систематизация знаний и умений ( 25 мин) | Повторение и совершенствование ранее изученного материала для воспроизведения на новом уровне | Ф М: беседа Ф М: беседа Ф М: беседа П: работа над орфограммой Ф И Ф И М: выполнение задания Ф | #1057;оздание обстановки, направленной на поиск информации. - Давайте вспомним, что мы знаем о корне слова. - Кто скажет, что такое корень слова? - А как выделяется корень? - Ребята, что вам надо знать, что бы выделить корень? -Как называются такие слова? -Ребята, давайте уточним, какие слова называются однокоренными? 2. Организует работу с учебником. -Откройте свои учебники на странице 99, выполним упражнение №164. -Кто хочет прочитать задание? -Что мы должны сделать? -Абсолютно верно! Но списывать все предложения мы с вами не будем. Записываем слово из учебника, тире и подобранное нами слово. Обязательно выделить корни в словах и поставить ударение. - Слово из первого предложения мы разберем с вами вместе. - Прочитаем первое предложение. - В каком слове пропущена буква? - Какая это орфограмма? - Какое мы слово должны подобрать чтобы проверить правильность написания. - Какое это слово? - Верно, какой корень будет в этих словах? - На какую букву падает ударение? - Верно, на выполнение задания я даю вам 6 минут. - Ваше время вышло. Посмотрите на слайд и проверьте свои ответы. -Кто не допустил ошибок, поставьте себе «+». -Отлично! -Назовите ошибки, которые вы допустили (работа над ошибками). -Вы большие молодцы! -Поработаем над упражнением №166. -Кто прочитает задание вслух? -Послушайте, сейчас я прочитаю вам данный текст, ваша задача внимательно слушать его. - О чем этот текст? Как мы его озаглавим? - Мы прочитали текст, озаглавили. Что нам нужно сделать далее? - Это мы сделаем в парах. Вспомним правила такой работы. - На задание я даю вам 5 минут. Проверяем. Посмотрим на слайд. - Та пара, кто выполнила задание правильно, каждый из вас может поставить себе «+». - Какую букву мы вставили во все эти пропущенные слова? Почему? - Молодцы! Запишем предложение в рамочке. С р…дной з…мли – умри, не сх…ди! Какие пропущенные буквы вы вставили? Давайте проверим со слайдом. - Какое проверочное слово вы подобрали к слову – родной?земли?сходи? - Все верно. -Сейчас поработаем в командах. Напомните мне правила работы в команде? - Вам нужно прочитать ряды из слов и из каждого ряда выбрать лишнее слово. Выделить корни слов. 1 команда : Водяной, вода, водичка, подводник, водитель. Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. Река, речной, речь, речушка ,речник. Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви). Путь, дорога, путник. Школьник, ученик, дошкольник.
2 команда: Маленький, малявка, маляр, малыш. Гроза, грозный, гроздь, грозовой. Конница, конник, подоконник, конюшня. Лень, лентяй, лента, ленивец. Чай, заварка, чайник, чайная. Ученье, учебник, книга. Соль, солонка, солома. 3 команда: Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить. Сладость, сахар, сахарница, сахарный. Озеро, озёрный, вода. Булка, хлебница, хлеб, хлебный. Моряк, рыбак, море. Береза, березка, дерево. Дорога, дороженька, дорогой. - Делимся на 3 команды: 1 ряд, 2 и 3. -Давайте проверим. -Молодцы! Поднимите руку та команда, у кого все правильно, каждый из команды поставьте себе «+». А у кого есть ошибки? | 1. Поиск информации. - Корень это общая часть родственных слов. - Дугой. От какого слова оно образованно. -Родственные, однокоренные - Слова имеющий общий корень. Открывают учебник. -Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные слова. Предложения спишите. -Вставить пропущенные буквы, подобрав однокоренные слова. - Лучи солнца осв…щали луг, речку и березовую рощу. - Освещали. - Пропущенная безударная в корне слова. - Для проверки безударной гласной в корне слова необходимо подобрать такое однокоренное слово, в котором сомнительная гласная займет ударную позицию. Освещали – свет. Корень «свет/свещ». - На букву а, во втором на е Деревьях – дерево. Траве – травы. Засверкала – словарное слово, его мы проверить однокоренным словом не можем. Роса – росы. Ветерок – ветер. Шелестеть – шелест. Листве – листья. Самооценка. Ответы детей. - Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите последнее предложение. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень. Читают текст. - «Родина». - Выписать из текста все однокоренные слова, поставить ударение и выделить корень. Выполняют задание в парах. Взаимопроверка. /Род/ина. /Род/ной. /Род/ились. /Род/ители. /Род/ном. /Род/ник. /Род/ные. /Род/ине. - Буква «о». Проверочное слово – Родина, под ударением. Записывают предложение. С родной земли – умри, не сходи! - Родина, зЕмли, ход. - Водитель, горевать, речь, купальник, пара, дорога, ученик. - Маляр, гроздь, подоконник, лента, заварка, книга, солонка. - Жарить, сладость, вода, булка, рыбак, дерево, дорогой. Поднимают руки. | УУПД: сравнивать различные языковые единицы (слова). УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. УУПД: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (сравнения). УУРД: ответственно выполнять свою часть работы. УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. УУПД: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии. УУПД: анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. УУПД: согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: учебник. | Презентация Презентация Учебник Презентация Учебник Презентация Презентация Учебник Учебник | |
Динамическая пауза (1 минута) | Проведение динамической паузы. - Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар слов будет названо. Лес – лесник, река – ручей, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол. | Выполнение динамической паузы. Хлопают или приседают | |||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф ВЗ | 1. Организация самостоятельной работы. -Сейчас я каждому из вас раздам карточку. Ваша задача подписать ее в верхнем левом углу. В ней есть 2 задания. В первом задании вам нужно записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета и поставить ударение, выделить корень ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить. Говорить, зелень, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, зелёные, видеть. Во втором задании вы должны подобрать 2 однокоренных слова. Голод – Боль – Снег – Свет – -На выполнение этого задания у вас будет 5 минут. Ваше время пошло. -Время вышло. Поменяйтесь карточками со своим соседом по парте, проверьте ответы по эталону на слайде, 1 задание если было 1-2 ошибки, то «+». Правильность второго задания: если записали по 2 однокоренных слова, то задание считается правильно выполненным, можете поставить «+» -Кому удалось не допустить ошибки? -Молодцы! -А у кого были ошибки? (работа над ошибками). | 1. Принятие предъявляемых требований учителя. Выполнение самостоятельной работы. - Разговор, говорливый, говорить. Зелень, зеленый, зеленеет. Вид, видный, видеть. - Голодный, голодать. Болезнь, болеть. Снеговой, снежок. Светлый, светит. Взаимопроверка. | УУПД: находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения. УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. УУРД: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Презентация Рабочая тетрадь Презентация | |
Рефлексия деятельности (2 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы | 1. Самооценивание результатов. -А наш урок подходит к концу. - Какую цель мы ставили в начале урока? -Выберите одну фразу для соседа. Ты молодец! Я доволен твоей работой на уроке! Ты мог бы поработать лучше. 2. Организует эмоциональную рефлексию. - Опираясь на картинку на экране, оцените свое настроение. - И давайте посчитаем. Кто получил 5 или 4 плюсов? Можете поставить себе пятерку на полях. - У кого 3 плюса, можете поставить себе 4. 3. Эмоционально завершает урок. -Ребята, я очень довольна вашей работой на уроке. Спасибо. Урок окончен. | 1. Отвечают на вопросы. - Закрепить знания о корне слова и однокоренных словах.
2. Определяют своё эмоциональное состояние на конец урока. | УУПД: формулировать выводы и подкреплять доказательствами УУКД: корректно и аргументировано высказывать свое мнение УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словарная работа Вокруг, металл, запад, коллектив, аккуратный.
Тема урока: «Корень»
Тема урока: «Корень» Цель урока: Закрепить … Учиться…
Тема урока: «Корень» Цель урока: 1. Закрепить знания о корне слова и однокоренных словах. 2. Учиться определять корень
ПЛАН 1. Выполним самостоятельную работу. 2. Сделаем вывод. 3. Повторим , как выделять корень в однокоренных словах.
ПЛАН 1. Повторим, как выделять корень в однокоренных словах. 2. Выполним самостоятельную работу. 3. Сделаем выводы.
Корень – это
Корень – это общая часть родственных слов.
Корень – это общая часть родственных слов.
Однокоренные слова
Однокоренные слова – слова , имеющие общий корень.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Лучи солнца осв … щали луг, речку и берёзовую рощу. На д… ревьях , тр… ве и кустах засв … ркала р… са . Проснулся в…терок и стал ласково ш … лестеть в л… стве берёз и клёнов.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Лучи солнца осв … щали луг, речку и берёзовую рощу.
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Осв … щали
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Осв … щали - свет
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Осв … щали - свет
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Осв … щали - свет
Вставьте пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Выделите корень. Поставьте ударение. Деревьях – дерево. Траве – травы. Засверкала – словарное слово. Роса – росы. Ветерок – ветер. Шелестеть – шелест. Листве – листья.
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень. Р...дина . Для каждого из нас она начинается в том уголке р...дной земли, где мы р… дились и выросли, где родители впервые показали нам солнце и голубое небо. В этом р…дном месте у каждого есть своя любимая тропинка, своя речушка, своя берёзка, свой чистый р...дник с прозрачной водой. Сердце наполняется радостью, когда видишь или вспоминаешь р… дные места. Душу переполняет любовь и нежность к своей р… дной земле, к Р...дине .
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень. Р...дина . Для каждого из нас она начинается в том уголке р...дной земли, где мы р… дились и выросли, где родители впервые показали нам солнце и голубое небо. В этом р…дном месте у каждого есть своя любимая тропинка, своя речушка, своя берёзка, свой чистый р...дник с прозрачной водой. Сердце наполняется радостью, когда видишь или вспоминаешь р… дные места. Душу переполняет любовь и нежность к своей р… дной земле, к Р...дине .
Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите из текста все однокоренные слова, поставьте ударение, выделите корень. Родина Родной Родились Родители Родном Родник Родные Родине
С р… дной з … мли – умри, не сх … ди !
С родной земли – умри, не сходи!
Родной – Родина Земли – Земли Сходи – ход
Родной – Родина Земли – Земли Сходи – ход
1. Группа Водяной, вода, водичка, подводник, водитель . Гора, горка, горный, горевать , пригорок, горец. Река, речной, речь , речушка ,речник.
1. Группа Купить, покупка, покупатель, купец, купальник , накупить. Пар, запариться, парное, пара (обуви). Путь, дорога , путник. Школьник, ученик , дошкольник.
2. Группа Маленький, малявка, маляр , малыш. Гроза, грозный, гроздь , грозовой. Конница, конник, подоконник , конюшня.
2. Группа Лень, лентяй, лента , ленивец. Чай, заварка , чайник, чайная. Ученье, учебник, книга . Соль, солонка, солома .
3. Группа Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить . Сладость , сахар, сахарница, сахарный. Озеро, озёрный, вода .
3. Группа Булка , хлебница, хлеб, хлебный. Моряк, рыбак , море. Берёза, берёзка, дерево . Дорога, дороженька, дорогой . .
Самостоятельная работа
Разговор, говорливый, говорить. Зелень, зелёный, зеленеет. Вид, видный, видеть.
Голод – голодный, голодать. Боль – болеет, больной. Снег – снеговик, снежный. Свет – светит, светлый.
Тема урока: «Корень» Цель урока: 1. Закрепить знания о корне слова и однокоренных словах. 2. Учиться определять корень
Выбери одну фразу для соседа. Ты молодец! Я доволен твоей работой на уроке! Ты мог бы поработать лучше.
Выбери одну фразу для соседа. Ты молодец! Я доволен твоей работой на уроке! Ты мог бы поработать лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны
Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....
Технологическая карта урока. Русский язык во 2 классе. Тема. Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова (урок 2)
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе Тема. Текст-повествование и роль глаголов в нем (второй урок)
УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу "Слово" в форме игры «Счастливый случай»"....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...