Конспект урока по русскому языку. Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Бабурина Наталья Анатольевна

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_4_klass.docx14.54 КБ
Файл urok_29_noyabrya.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь.

 

Ход урока

I. Организационный момент

 Утро – игра

Урок – звонок

Карандаш – линейка

Солнце – окно

Указка – железо

Белка – ель

Весна – небо

Портной – игла

Щука – емеля.

Тетрадь – пенал

Доска – мел

Текст- изложение

(Зачитываю пары слов. Повторно называю только первое слово, а дети должны записать второе слово самостоятельно)

III. Самоопределение к деятельности

—  Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком мы сегодня будем писать изложение.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапах коготки. (Кот.)

IV. Работа по теме урока

  1. Знакомство с текстом, беседа по содержанию

Упр. 310 (с. 140).

—  Прочитайте текст.

—  Определите тип текста. (Повествование.)

—  Назовите тему текста. (Кот играл с пробкой резиновой лодки.)

—  Какова его основная мысль?

—  Озаглавьте текст. («Доигрался», «Страшная лодка».)

—  Что показалось вам интересным в этом тексте?

2. Составление цитатного плана, орфографическая подготовка

—  Сколько частей в тексте? (Три.)

—  Прочитайте и озаглавьте первую часть. (Кот грыз резиновую пробку лодки.)

—  Найдите орфограммы в словах этой части.

—  Разберите слова (из) резиновой лодки как части речи. (Два ученика работают у доски.)

—  Прочитайте вторую часть. Озаглавьте её. (Лодка долго ещё свистела и рычала.)

—  Найдите орфограммы в словах этой части.

—  Прочитайте третью часть. Озаглавьте её. (Кот ещё долго смотрел на лодку.)

—  Что значит «тяжёлым галопом»?

—  Найдите орфограммы в словах этой части.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Пересказ текста

2. Работа над изложением

(Написание изложения. Самопроверка, редактирование текста.)

VII. Подведение итогов урока

—  Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

—  Какие выводы вы для себя сделали?

Домашнее задание: Яндекс учебник



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема:  «Морфологический разбор имени существительного как части речи»

Ф.И.О. учителя:    Бабурина Наталья Анатольевна

Место работы:  МАОУ «Голышмановская   СОШ №1»

Должность: учитель начальных классов

Предмет: Русский язык

УМК «Школа России»

Класс: 4 «Б»

Роль и место темы в курсе: данный урок входит в раздел «Морфология» и является уроком данного раздела по изучению категорий имени существительного.

Данному уроку предшествовали темы (в соответствии с календарно-тематическим планированием): «Имя существительное, как часть речи», «Число имён существительных», «Род имён существительных», «Изменение имён существительных по падежам», «Склонение имён существительных», «Безударные окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения», «Несклоняемые существительные».

            Тип урока: комбинированный урок                            

            Методы обучения: системно - деятельностный подход.

Базовый учебник: « Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Формы работы обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, работа в группах

Используемые технологии: ИКТ, личностно - ориентированные, здоровьеразвивающие.

Оборудование урока :компьютер ,презентация, карточки с заданиями,

         

 Цель урока:

 Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.

Задачи.

Личностные – формировать учебную мотивацию, навыки сотрудничества, адекватную самооценку; побуждать к изучению и наблюдению природы родного края, развивать эмоционально-нравственную  отзывчивость.

 Предметные – учиться определять морфологические признаки имен существительных, разбирать имя   существительное  как часть речи по алгоритму, подбирать родственные слова, повторить изученные орфограммы, работать с текстом.

Метапредметные –  учиться  принимать и удерживать учебную задачу, формулировать вывод по результатам исследования, наблюдения, развивать умение работать с информацией, строить понятные для партнера высказывания.

Педагогические технологии: системно- деятельностный подход, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие и игровые технологии

 

             Источники информации:

-программа дисциплины;

-технологическая карта урока;

-литература для учителя;

-учебники;

 

  Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах,    группах.

                                                           

Этап урока

Обучающие  развивающ компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1. Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельнос-ти.

Принцип психологичес-кой комфорт-ности.

Цель – создание доброжела-тельной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

 Знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Им  в ответ я улыбалась – получается менялась.

 А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг-другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.

Сегодня, на уроке мы сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка. А помогут нам в этом: игры, интересные упражнения, ваши знания и умения- Так уж получилось, что наш открытый урок пришелся на этот чудесный осенний, но по-зимнему снежный и холодный день. Но зима не только за окном. Сегодня вместе с утренним прохладным ветерком она попала в ваш в класс и устроила настоящую снежную кутерьмуПосмотрите на доску. Какая задача стоит перед вами?

Сегодня у нас всё получится!

- Надеюсь, что у нас, действительно, все получится. Ведь для этого у вас есть все необходимые качества.

 - Итак, начнём наш урок. Откройте тетради, запишите число и вид работы. 

- Сегодня я предлагаю вам совершить виртуальное путешествие в удивительную страну, которой нет на географической карте.

- Любите путешествовать?

- Хотите узнать, как  называется эта страна?

Слушают учи-теля, участвуют в диалоге с учи-телем, приветст-вуют гостей.

Дети записы-вают число и вид работы.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные:

Положительное отношение к урокам русского языка

Регулятивные:

планируют необходимые действия, операции.

Коммуникатив-ные:

формирование  умения слушать и слышать.

2. Минутка чистописа-ния.

Выработка каллиграфически правильного письма.

- Тогда  в путь. Минутка  чистописания. 

 - Вспомним орфографические правила и запишем буквы – снежинки

Удвоенная согласная в слове килограмм. М

Безударная гласная в слове морской. О

Удвоенная согласная в слове территория. Р

Парная согласная в слове шарф. Ф

Непроверяемая безударная гласная в слове восток. О

Непроизносимая согласная в слове солнце. Л

Непроверяемая безударная гласная в слове победа. О

Парная согласная в слове пирог. Г

Безударная гласная в окончании слова дочери.  И

Последняя гласная в слове перья. Я

Посмотрите внимательно на свои буквы

-Оцените свою работу: нарисуйте на полях лесенку из 3-ёх ступенек, раскрасьте – 1-ю ступеньку, если буквы одинаковой высоты, 2-ю – если буквы написаны правильно. 3-ю – работа выполнена аккуратно.

-Как оценили свою работу? (опросить 3-4 человек).

Какое слово у вас получилось?

- Страна,  куда мы сегодня отправимся в путешествие,  называется …

- Что изучает наука морфология? Где мы можем  узнать (словарь, интернет)

 Запишите в тетради это понятие.

Записывают буквы составляют из них слово.

- Морфология.

- Части речи.

Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. 

Личностные:

выработка каллиграфичес-кого письма.

Познаватель-ные: закрепление изученных орфограмм.

3. Целепо-лагание

Постановка учебной задачи.

Постановка цели урока. Раскрытие сущности новых понятий.

Инсценирование

Игра «Турнир знатоков».

 Ребята, посмотрите на доску. Что здесь записано?

Пушистый2 снег1 покрыл землю белым ковром4.
Что означает цифра 1? Какое задание нужно выполнить? (сделать фонетический разбор) Что означает цифра 2? (сделать разбор слова по составу) Что означает цифра 4? (сделать разбор предложения) Внимательно посмотрите на слайд. Какой возникает вопрос? (В русском языке существует некий разбор, который будет обозначаться цифрой 3.)

 Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Какую цель поставите перед собой?

Задание на внимание:

Найдите лишнее слово в строке:

Дерево, доброта, полезный, молодец

Прибежал, тетрадь, падеж, королева-

- Молодцы !

--Прочтите высказывания на экране и сделайте свой выбор (тема-имя существительное):

Мы уже всё знаем!

Мы ещё не всё знаем!

Мы ничего не знаем!

Мы уже кое-что знаем!

БЛИЦ ОПРОС

- Кто желает проверить свои знания по теме «Имя существительное»?

- Упорядочим свои знания. Предлагаю вам поучаствовать в турнире знатоков. От каждого ряда приглашается по одному учащемуся. Остальные ребята будут задавать им вопросы.

По количеству набранных баллов, определим лучшего знатока имени существительного.

Игра  «Права  ли  я?»

- Я  называю  высказывание,  а  вы  должны  определить,  права  ли  я.

-Имя  существительное – часть  слова.

-Имя существительное  отвечает  на  вопросы  кто? что?

-Имя существительное  обозначает  признак  предмета.

-Имена существительные  бывают  одушевлённые  и  неодушевлённые.

-Имена существительные  бывают  собственные  и  несобственные.

- Имена существительные  бывают  мужского  и  женского  рода.

- Имена существительные  изменяются  по  числам.

- Имена существительные  изменяются  по  падежам.

-В русском  языке  4  падежа.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  составу.

-Имя  существительное  можно  разобрать  по  звукам  и  буквам (фонетический разбор).

-Имя  существительное  можно  разобрать  как  часть  речи.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? ( да)

- А сейчас, когда мы повторили всю теорию, можем отправляться в путь.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

- Имя существительное

Тема  урока:  Разбор  имени  существительного  как  части  речи (морфологический  разбор)

-Сформулируйте  цель  урока (научиться  выполнять  морфологический  разбор  имени  существительного)

Предположения детей.

Коммуникатив-ные:

слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, здоровое соперничество.

Регулятивные:

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно

4. Словарная работа с проверкой по эталону.

Пополнение словарного запаса, развитие орфографичес-кой зоркости.

 Словарный диктант

 Человек,горизонт.Багаж,Календарь,прекрасный,шофёр,железо,телепередача,аллея,беседа,животное,Кремль,метро,Москва,облако,Россия,тетрадь.

  -Оцените  работу :

ошибок  нет – отлично, 1 ошибка – хорошо, 2-3 ошибки – удовлетворительно.

-В каких словах допущены ошибки? (опросить 2-3 человек).

Какой вывод можно сделать?

Какие задания можно выполнить с данными словами?

1 учащийся у доски  , а остальные записывают словарные слова в тетрадь, проговаривая и выделяя орфограммы.

Личностные:

имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познаватель-ные:

воспроизводят и запоминают написание словарных слов

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

5.Актуализа-ция и пробное учебное действие.

Род имени сущ.

Раскрытие сущности  понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Инсценирование

Самостоятель-ная работа.

 -Сейчас мы поработаем в группах.  . Эти знания нам будут необходимы для выполнения разбора, который обозначается цифрой 3

   1 Задание

Распределите данные слова по группам:  

гора, свет, Луна, кот, Барсик, Памир, О (о)рёл

-Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными? Какое слово вызвало затруднение?

Самооценка

2 Задание

Распределите данные слова по группам:  

земля, Коля, камень, енот, диван, соловей, осина

-Какие имена существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными?

Самооценка

3 Задание

Определите род имён существительных.  ..

Распределите данные слова по группам:  

окно, крот, шкаф, карта, село, деревня, тихоня

-Как определить род существительных? Какое слово может вызвать сомнение при определении рода?

Самооценка

4 Задание 

 Распределите слова  по группам.

 

ухо, деревья, столы, корень, рак, стулья, ножницы, молоко

-Как определяется число имён существительных? Что можно сказать про два последних имени существительных?

Самооценка

5 Задание

Составьте из данных слов предложение, запишите и разберите его по членам.

Найдите существительные.

Какими членами предложения они являются?

светит, в, яркая, Луна, небе

Самооценка.

На доске прикрепляются таблички с морф. признаками.

-Молодцы. Всё, что мы сегодня повторили о имени существительном, нам пригодится сегодня на уроке.

 

Ответы детей.

 

Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют  по эталону.

Познаватель-ные:

закрепление знаний по теме род имён сущ.

Коммуникатив-ные: умение  слушать и слышать товарища.

6. Закрепле-ние знаний о грамматическом признаке имени сущ. – число.

Систематизация и контроль знаний.

Самостоятель-ная работа.

- Молодцы!  

  Какой  признаке мы с вами не повторили?

Название  падежа

Волшебное  

(вспомогательное) слово

Падежные  

вопросы

Именительный

кто?  что?

Родительный

нет

кого?  чего?

Дательный

даю

кому?  чему?

Винительный

вижу

кого? что?

Творительный

доволен

кем?  чем?

Предложный

думаю

о ком?

о чем?

Ответы детей.

 

Выполняют самостоятель-ную работу.

 

Познаватель-ные:

выполняют учебно- познавательные действия в мате-риализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: умение  слушать и слышать товарища, здоровое соперничество

7. Повторение и закрепление знаний о грамматическом признаке имени сущ. – падеж.

Систематизация и контроль знаний.

Самостоятель-ная работа.

 

- Ребята, обратите внимание, у вас на парте лежит карточка с красным уголочком.

Какая задача стоит перед вами?

- Кто сможет перечислить все падежи существительного?

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу.

Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

8. Система-тизация знаний о грамматическом признаке сущ. – склонение.

Закрепление изученного, проверка знаний.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

 

 Стр128, упр.242

Выполняют самостоятель-ную работу, проверяют по эталону.

Регулятивные:

ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

11. Система-тизация знаний по теме «Имя существи-тельное». Морфологичес-кий разбор.

Игра «Пересадки».

Закрепление знаний о грамматических признаках сущ., орфографичес-ких правилах.

Самостоятель-ная работа

- Ребята мы с вами повторили все грамматические  признаки имени сущ.    Закрепим  ещё раз всё, о чём мы сегодня говорили на уроке.

Даю слово  «весной»

Ребёнок, называет слово и рассказывает о нём всё, что знает Следующий ученик называет другой признак    и т. д.

 Весной  – начальная форма весна, ж.р., ед. число, 1 склонение, Т.п., нарицательное, неодушевлённое, в предложении является обстоятельством, проверяемая безударная гласная в корне - е, проверочное слово вёсны, 5 букв, 5 звуков.

 - Выполните морфологический разбор:

1 вариант сущ. – о марте

2 вариант сущ. – Россию

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг у друга, сверив с эталоном.

- Поднимите руку, у кого морфологический разбор был выполнен правильно?

- Молодцы!

Дети пересажи-ваются, опре-деляя граммати-ческие признаки существитель-ного, орфографичес-кие правила.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

Коммуникатив -ные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

 12. Включе-ние в систему знаний и повторение.

Беседа, обсуждение результатов предыдущих этапов. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Закрепление изученного материала.

- Ребята давайте подведём итог нашего урока. Я вам предлагаю составить паспорт имени существительного, ведь без документа не может обойтись ни человек, ни слово.

Прочитайте внимательно текст и подумайте, каких данных не хватает для полной характеристики имени существительного.

Приложение № 7

Паспорт имени существительного:

Я_________________ - имя существительное, т.к. обозначаю ___________ и отвечаю на вопросы_____________________.

Моя начальная форма_____________

Мои морфологические признаки:

Постоянные:

_____________ или __________________;

_____________ или __________________;

___рода: ________ ,__________ , ________;

____склонения: _____скл., ____скл., ____скл.

Непостоянные:    

стою в форме________ или _________числа;  ___падежей: ______, ________,_________,

________, __________, __________.

Работаю в соседнем государстве Синтаксис, играю роль__________,__________, ________

В сотрудничес-тве с учителем и одноклассниками делают выводы о грамматических признаках именисуществи-тельного.

Коммуникатив-ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: положительно относятся к уче-нию, познаватель-ной деятельности, желают приоб-ретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

13. Домаш-нее задание.

Закрепление дома изученного материала.

- Молодцы! Дома я вам предлагаю составить такой паспорт, конкретно для какого - нибудь слова имени существительного.

Яндекс учебник

Слушают учителя, задают вопросы.

Познавательные: закрепление полученных знаний.

Личностные: воспитание старательности, терпения, аккуратности

14. Рефлек-сия учебной деятельнос-ти на уроке.

Заключительная беседа.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

- Ребята, вот мы и закончили путешествие по     стране Морфологии.  

- Оцените свою работу на уроке. Кому бы вы сегодня сделали комплимент и сказали «Молодец!» ?

- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.

- Все сегодня молодцы.  Все старались.

Называются ученики, которые давали наибольшее число правильных ответов.

Выставляются оценки за работу всем учащимся класса.

- Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?

- Почему?

- Какое задание вызвало у вас затруднение?

- Поставьте на полянку смайлик своего настроения.

 

Познаватель-ные:

устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний, умения, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений, приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные:

оценивают свою работу.

Коммуникатив-ные: строят небольшие монологические высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Типы текста. Тексты повествование и описание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и текстом-описанием и их отличительными признаками....

Конспект урока по русскому языку" Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану"

Цели: совершенствовать умения определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опо­рой на план, устанавливать связь между предложениями; разви­вать речь....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану

Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...

Технологическая карта урока по русскому языку, тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания", 4 класс

Цель: формирование умений в определение темы текста, главной мысли каждой части, передачи содержания текста с опорой на вопросы плана, развитие речи в письменной форме.Задачи урока:Дидактические:1. На...

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Цели: развивать умения определять тему текста, составлять план текста, определять главную мысль каждой части, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана; развивать речь....