Статья- Применение новых организационных форм учебной деятельности
статья по русскому языку (4 класс)

Мещерякова Людмила Витальевна

Развитие орфографической зоркости при изучении словарных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_meshcheryakovoy_l.v.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №14»

Адрес: 143982, Московская область, г.  Балашиха                                                          Тел.: 8(495) 522-32-66

мкр. Железнодорожный ул. Маяковского, дом 32                                             E-mail:maou-soch14@inbox.ru

Применение новых организационных форм учебной деятельности

Мещерякова Людмила Витальевна

учитель начальных классов

МАОУ  СОШ № 14

Россия, Московская область, г. Балашиха

Тема. Развитие орфографической зоркости в процессе изучения слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах.

Цель: формирование осознанного навыка написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами.

Задачи: 

1) Проанализировать особенности обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах.

2) Познакомить (поделиться опытом) с основными приёмами обучения младших школьников при работе со словами из словаря на уроках русского языка.

УМ комплект «Школа России» в начальной школе предоставляет обязательный список слов с непроверяемыми орфограммами. Учебники всех комплектов по годам обучения имеют орфографические словари. Ребенок всегда может обратиться к существующим справочным страницам, на которых толковый словарь, словарь трудностей, ударений и т.д. Раздел «Орфография» является одним из основных разделов общеобразовательной программы. В 1-4 классах этот раздел занимает наибольшее количество часов. На протяжении всего года учащиеся обращаются к словам с непроверяемыми орфограммами, практически на каждом уроке.

Специальные упражнения со словарем, направленные на:

  • развитие навыка пользования словарем;
  • изучение основных программных тем;
  • на предупреждение ошибок при самостоятельной работе.

В своей работе использую памятку «Как пользоваться орфографическим словарем»

  1. До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную.
  2. Поищи слово с одной из букв:

Находишь.                                                            Не находишь.

Пиши ту, что в словаре                                       Ищи слово с другой буквой

Этапы изучения слов из словаря:

  • Знакомство с новым словом
  • Работа над слуховым образом
  • Запись схемы  слова
  • Работа над лексическим образом
  • Запись в детский словарик

Виды упражнений:

  1. Фонетические

Запишите слово по звукам:

[сабака],

[клас],

[машына],

[карова] и т.д.

  1. Словообразовательные

Запишите слова из словаря к данным схемам (указаны приставка, корень; корень, суффикс; и т.д.).

  1. Морфологические

Выпишите из словаря пять названий предметов, пять названий действий, пять названий признаков.

Подбери к названиям предметов названия признака:

В…р…бей какой?  К…ртина какая? Р…кета какая?  и т.д.

  1. Синтаксические
  1. К словам первой группы подбери слова из второй группы. Составь и запиши короткие предложения. Отметь орфограммы.

Уплыл..., выглянул…,  посветлел…, раскинул…сь.

Со…нце, небо, радуга, обл…ко.

  1. Предложения рассыпались. Чтобы их собрать, подумай: о чем скажешь, что об этом скажешь. Запиши их, не забывай отмечать все орфограммы.

Ств…лы, б…рез, играли, зайчики,  солнеч(?)ные, на.

Тр…ва, бл…стят, на, роса, капельки.

  1. Лексические  

Найди лишнее слово, подчеркни его.

К…пуста,  п…мидор,  ...гурец,  ябл...ко  

Ч...тверг,  вторн…к,  н…ябрь,  суб?ота

П…нал,  т…традь,  к...р…ндаш,  уч…тель

К…р...ва,  с...р…ка,  м...л…ко,  в...р...бей

  1. Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами

Подбери к каждому из слов близкое по значению слово из словаря:

Холод –    

Прощай –  

Койка –  

Детвора –  

Школьник –  

Друг –

  1.  Упражнения-наблюдения над пословицами, поговорками

«Пословицы шутят»

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужели буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

Два с…п…га – тара.

Ус х...р…шо, а два – лучше.

Жди у горя – п…г…ды.

Крутится как булка в к…лесе.

  1. Занимательные формы (вместе с родителями)

Составление, разгадывание кроссвордов, загадок, стихотворений.

Использую в своей практике словарные диктанты:

  • Зрительный
  • Картинный
  • Выборочный
  • С использованием загадок
  • По памяти
  • Творческий
  • Контрольный

В работе со словарными словами рекомендую:

  • Четкое планирование слов, подлежащих изучению.
  • Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
  • Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные восприятия.
  • Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
  • Постоянный контроль за усвоением правописания слов.
  • В процессе изучения словарных слов, мною в классе систематически проводятся контрольные диктанты (один раз в четверть). Дети успешно справляются, показывают хорошие результаты.

Применяя методы и приёмы фонетических, синтаксических, морфологических, словообразовательных упражнений учащиеся:

  • обогащают словарный запас;
  • знакомятся со словами из словаря, предусмотренные программами 1-4 классов;
  • приобретают навык правильного использования орфографического словаря;
  • выделяют слова с непроверяемыми орфограммами из потока устной, письменной речи.

На протяжении всей начальной школы на уроках русского языка

  • формируется осознанный навык написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами;
  • совершенствуются знания о слове, его лексическом и грамматическом значении;
  • обогащается словарный запас;
  • формируется правильное использование различных словарей.

Литература:

  1. Бондаренко А.А. Рабочий словарик. М.: Просвещение, 2016-80с
  2. Полуянова О.Д Запоминаем словарные слова 1-2 кл. М.: 2011г-50с
  3. Русский язык.1-2 кл. Все словарные слова. М.: Аст.2013-28с
  4. Солдатова Е.З. Словарь в стихах. М.: Грамотей. 2016-79с
  5. Сучкова И.Ю. Изучаем словарные слова. М.: Феникс.2016-16с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)

В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....

Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня

В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...

Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....

„Целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности»

Главная цель – способствовать развитию познавательных компетенций обучающихся,формированию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе.    Внеурочная деятельность более эфф...

Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"

О            Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является пр...

Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе

Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности в основной школе....