Статья- Применение новых организационных форм учебной деятельности
статья по русскому языку (4 класс)
Развитие орфографической зоркости при изучении словарных слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_meshcheryakovoy_l.v.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Адрес: 143982, Московская область, г. Балашиха Тел.: 8(495) 522-32-66
мкр. Железнодорожный ул. Маяковского, дом 32 E-mail:maou-soch14@inbox.ru
Применение новых организационных форм учебной деятельности
Мещерякова Людмила Витальевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 14
Россия, Московская область, г. Балашиха
Тема. Развитие орфографической зоркости в процессе изучения слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах.
Цель: формирование осознанного навыка написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами.
Задачи:
1) Проанализировать особенности обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка в 1-4 классах.
2) Познакомить (поделиться опытом) с основными приёмами обучения младших школьников при работе со словами из словаря на уроках русского языка.
УМ комплект «Школа России» в начальной школе предоставляет обязательный список слов с непроверяемыми орфограммами. Учебники всех комплектов по годам обучения имеют орфографические словари. Ребенок всегда может обратиться к существующим справочным страницам, на которых толковый словарь, словарь трудностей, ударений и т.д. Раздел «Орфография» является одним из основных разделов общеобразовательной программы. В 1-4 классах этот раздел занимает наибольшее количество часов. На протяжении всего года учащиеся обращаются к словам с непроверяемыми орфограммами, практически на каждом уроке.
Специальные упражнения со словарем, направленные на:
- развитие навыка пользования словарем;
- изучение основных программных тем;
- на предупреждение ошибок при самостоятельной работе.
В своей работе использую памятку «Как пользоваться орфографическим словарем»
- До обращения к словарю определи, из каких букв будешь выбирать правильную.
- Поищи слово с одной из букв:
Находишь. Не находишь.
Пиши ту, что в словаре Ищи слово с другой буквой
Этапы изучения слов из словаря:
- Знакомство с новым словом
- Работа над слуховым образом
- Запись схемы слова
- Работа над лексическим образом
- Запись в детский словарик
Виды упражнений:
- Фонетические
Запишите слово по звукам:
[сабака],
[клас],
[машына],
[карова] и т.д.
- Словообразовательные
Запишите слова из словаря к данным схемам (указаны приставка, корень; корень, суффикс; и т.д.).
- Морфологические
Выпишите из словаря пять названий предметов, пять названий действий, пять названий признаков.
Подбери к названиям предметов названия признака:
В…р…бей какой? К…ртина какая? Р…кета какая? и т.д.
- Синтаксические
- К словам первой группы подбери слова из второй группы. Составь и запиши короткие предложения. Отметь орфограммы.
Уплыл..., выглянул…, посветлел…, раскинул…сь.
Со…нце, небо, радуга, обл…ко.
- Предложения рассыпались. Чтобы их собрать, подумай: о чем скажешь, что об этом скажешь. Запиши их, не забывай отмечать все орфограммы.
Ств…лы, б…рез, играли, зайчики, солнеч(?)ные, на.
Тр…ва, бл…стят, на, роса, капельки.
- Лексические
Найди лишнее слово, подчеркни его.
К…пуста, п…мидор, ...гурец, ябл...ко
Ч...тверг, вторн…к, н…ябрь, суб?ота
П…нал, т…традь, к...р…ндаш, уч…тель
К…р...ва, с...р…ка, м...л…ко, в...р...бей
- Упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами
Подбери к каждому из слов близкое по значению слово из словаря:
Холод –
Прощай –
Койка –
Детвора –
Школьник –
Друг –
- Упражнения-наблюдения над пословицами, поговорками
«Пословицы шутят»
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужели буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Два с…п…га – тара.
Ус х...р…шо, а два – лучше.
Жди у горя – п…г…ды.
Крутится как булка в к…лесе.
- Занимательные формы (вместе с родителями)
Составление, разгадывание кроссвордов, загадок, стихотворений.
Использую в своей практике словарные диктанты:
- Зрительный
- Картинный
- Выборочный
- С использованием загадок
- По памяти
- Творческий
- Контрольный
В работе со словарными словами рекомендую:
- Четкое планирование слов, подлежащих изучению.
- Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
- Тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные восприятия.
- Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
- Постоянный контроль за усвоением правописания слов.
- В процессе изучения словарных слов, мною в классе систематически проводятся контрольные диктанты (один раз в четверть). Дети успешно справляются, показывают хорошие результаты.
Применяя методы и приёмы фонетических, синтаксических, морфологических, словообразовательных упражнений учащиеся:
- обогащают словарный запас;
- знакомятся со словами из словаря, предусмотренные программами 1-4 классов;
- приобретают навык правильного использования орфографического словаря;
- выделяют слова с непроверяемыми орфограммами из потока устной, письменной речи.
На протяжении всей начальной школы на уроках русского языка
- формируется осознанный навык написания и правильного употребления слов с непроверяемыми орфограммами;
- совершенствуются знания о слове, его лексическом и грамматическом значении;
- обогащается словарный запас;
- формируется правильное использование различных словарей.
Литература:
- Бондаренко А.А. Рабочий словарик. М.: Просвещение, 2016-80с
- Полуянова О.Д Запоминаем словарные слова 1-2 кл. М.: 2011г-50с
- Русский язык.1-2 кл. Все словарные слова. М.: Аст.2013-28с
- Солдатова Е.З. Словарь в стихах. М.: Грамотей. 2016-79с
- Сучкова И.Ю. Изучаем словарные слова. М.: Феникс.2016-16с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....
Самоподготовка как организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня
В статье рассматриваются разные формы проведения самоподготовки и ее структурные элементы, как и когда можно вводить игровые моменты, индивидуальная помощь учащимся,а также приложены памятки для прави...
Проектные методы обучения – как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Работа над проектом рассматривается как одно из приближенных к естественным условиям формирования опыта продуктивной деятельности ученика....
„Целевые установки и организационные формы внеурочной деятельности»
Главная цель – способствовать развитию познавательных компетенций обучающихся,формированию культуры мышления, речи, умений работы и общения в коллективе. Внеурочная деятельность более эфф...
Статья «Внедрение новых методик в учебно – воспитательный процесс – АМО (методы активного обучения)»
приёмы АМО...
Статья по теме "Проектные задачи как новая форма учебной деятельности"
О Одним из новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов является пр...
Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом проектной деятельности в основной школе....