Части речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Султанова Гульнара Мансуровна

образовательные: познакомить детей с формами употребления имен существительных (единственное и множественное число); научить определять число имени существительного; совершенствовать умение определять окончания имен существительных; расширять словарный запас детей;

развивающие: развивать устную и письменную речь, чтение; развивать орфографическую зоркость, образное и логическое мышление, внимание, слуховую память;

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к учебному предмету и изучению данной темы, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, усидчивость; воспитывать патриотичность и любовь к красоте русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasti_rechi.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

             Изменение частей речи по числам.

Тема  урока: 

Цель:

создать условия для ознакомления учащихся с изменением имен существительных по числам; учить определять числа имен существительных и их окончания.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с формами употребления имен существительных (единственное и множественное число); научить определять число имени существительного; совершенствовать умение определять окончания имен существительных; расширять словарный запас детей;

развивающие: развивать устную и письменную речь, чтение; развивать орфографическую зоркость, образное и логическое мышление, внимание, слуховую память;

воспитательные: воспитывать познавательный интерес к учебному предмету и изучению данной темы, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, усидчивость; воспитывать патриотичность и любовь к красоте русского языка.

Метапредметные связи:

окружающий мир.

Ресурсы:

учебник Желтовская Л. Я., Калинина О. Б «Русский язык. 2 класс. Часть 2»;

презентация.

- основные:

- дополнительные:

Ход урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

1.
Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Актуализация требований к ученикам со стороны учебной деятельности.


Словесный метод (рассказ, беседа), организационный прием обучения.

- Здравствуйте, ребята! Давайте друг друга поприветствуем. Готовы к уроку? Садитесь.

- - Предупреждаю вас, что шуметь и выкрикивать с места нельзя, нужно поднимать руку.

- Кто желает прочитать эпиграф урока? «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы понимайте это выражение? Верно, каждый день мы встречаемся и познаем что-то новое, делаем открытия, тем самым набираемся знаний, опыта и мудрости.

- Так сделаем так, чтобы на уроке русского языка мы смогли узнать и усвоить что-то новое, став мудрее, умнее и грамотнее, чем вчера.
- Ребята, я желаю вам удачи!

Проверяют собственную готовность к уроку и приветствуют учителя, ученик зачитывает эпиграф урока, в беседе с учителем раскрывается его смыл, который ведет к положительному настрою на дальнейшую работу на уроке.

Фронтальная.


Презентация (слайд 1).

     

 Внешний.

 


Регулятивные УУД. Коммуникативные УУД.

Личностные УУД. Формируем учебно-познавательный интерес к освоению нового учебного материала.

2.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии


Отработка каллиграфически и орфографически правильного письма, словарная работа.

Фиксация затруднения.





Технический прием, словесные методы (рассказ, беседа), наглядный метод обучения.



- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число: «Классная работа». Пишем аккуратно, расстояние между словами - мизинец.

- Начнём наш урок русского языка с минутки чистописания. Пишем соединения букв во всю строку: «ож оз од он ог».

- Остались считанные недели, дни до прекрасного месяца мая, где природа будет радовать нас хорошей погодой, солнцем, зеленью и цветами.

- Праздников в мае много. Ребята, а какой праздник является самым значимым и великим среди них? Верно, это 9 мая или День Победы. Именно в этот день все ветераны и дети войны принимают поздравления.
- А сейчас мы с вами проведем словарную работу, пишем слова под диктовку: «Пожалуйста, поздравление, праздник, природа, перрон, погода». Письмо начинаем с заглавной буквы, с красной строки, между словами ставятся запятые, а в конце – точка.

- Хочу отметить, что слово «поздравление» возникло от глагола «поздравить», из приставки «по» и древне-русского слова «здравый» (т. е. здоровый).

- Что означает слово перрон? Да, перрон – это пассажирская платформа на вокзале.

- А сейчас проверим как вы написали слова, обратите внимание на слайд.

- Поднимите руку, кто сделал: 4 ошибки, 3; 2, неплохо; 1, хорошо; ни одной. Какие молодцы!
- Обратите внимание на презентацию. Назовите предметы, изображенные на рисунках. Это

Пень, гриб, пеньки, грибы, листья, чиж.

- Посмотрите на эти слова. Что у них общего? К какой части речи относятся эти слова? Верно, это имена существительные.

- На какие две группы можно разделить эти слова, по какому признаку? (Что будет в первой группе, а что во второй? Чем отличаются слова первой группы от слов второй группы?) Ребята, слова первой группы отличаются от слов второй группы показателем количества.

пень   пни

гриб   грибы

поезд  поезда

чиж   листья

селянин  селяне  

Выполняют указания учителя, записывают дату, соединения букв.

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся пишут слова под диктовку и проверяют по эталону со слайда презентации.

Ведут беседу с учителем, в ходе которого фиксируют затруднение.

Фронтальная.

Презентация (слайд 2, 3, 4-ый). Запись даты, классной работы, соединений букв учителем на доске.

Внешний.


Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД: донесение своей позиции до других (оформление своих мыслей в устной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций; высказывать свою точку зрения и пытаться ее аргументированно обосновать; слушать и адекватно воспринимать другие мнения).

Личностные УУД: воспитываем патриотизм.

Познавательные УУД: формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение).


       



     

3.

Выявление места и причины затруднения

Повторение пройденного материала, выявление места и причины затруднения. Подведение детей к постановке цели урока и формулированию ее темы.


   

     


Словесный метод обучения (беседа).
 

- Ребята, я вам буду читать утверждения, а ваша задача соглашаться или не соглашаться с ними.
1.
Вы знаете, что такое имена существительные (часть речи, обозначающая предметы, явления природы или события).
2. Вы умеете находить существительные среди других слов (и отвечает на вопросы «кто?» или «что?»).
3. Вы знаете, что имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые (одушевленные – обозначают людей и животных, отвечают на вопрос «кто?»; неодушевленные – отвечают на вопрос «что?» и обозначают все остальные имена существительные).
4. Вы знаете, что имена существительные бывают собственные и нарицательные.
5. Вы сможете различить собственные и нарицательные имена существительные (собственные – названия отдельных лиц, единичных предметов – Анна, Москва; нарицательные – однородные предметы, которые имеют что-то общее, одинаковое, какое-то сходство – человек, птица).
6. Вы знаете, что имена существительные употребляются в форме единственного и множественного числа.
7. Вы умеете определять число имён существительных и их окончания.

- Вот мы и определили с вами место и причину затруднения. А это значит, что на уроке мы изучим правило изменения имен существительных по числам, научимся определять число и окончания существительных.

- Тема нашего урока: «Изменение имен существительных по числам».


Учащиеся работают вместе с учителем и отвечают на вопросы, вспоминая пройденный материал, формулируя место, причину затруднения, цель и тему урока.

Фронтальная.

Презентация (5-ый слайд).

Внешний.

 


Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока после предварительного обсуждения, нахождение и формулирование учебной проблемы.

Познавательные УУД: повторение пройденного материала.

4.
Построение проекта выхода из затруднения


Формулировка дальнейшего плана работы


Словесные методы обучения (рассказ, беседа).

 

- Ребята, вот мы определили с вами тему урока, поставили цель, а как же нам их осуществить, реализовать, достигнуть? Что поможет нам в этом? Что нам нужно сделать, чтобы мы смогли с вами усвоить новый материал?

Правильно. Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять интересные задания, для того чтобы лучше усвоить и закрепить новый для вас материал.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемы ответы детей: нам помогут умения и знания, усвоенные раньше;
мы должны внимательно слушать, выполнять задания и т.д.

Фронтальная.

-












Внешний.


Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.   

         

   

5. Реализация построенного проекта


Реализация построенного проекта, выхода из затруднения (путем выполнения упражнений).
   


Технический прием, словесный метод обучения (беседа).

- Возвращаемся к нашим словам (см. 2 этап). Назовите существительные в единственном числе. Сколько предметов они обозначают?  Верно, один. Могут они употребляться во множественном числе? Что нужно для этого сделать? Изменить их. Какие пары слов вы видите? Назовите существительные во множественном числе. Сколько предметов они обозначают? Несколько. Могут употребляться в единственном числе? Что нужно для этого сделать? Изменить.

- Но, у нас есть два слова, пары у которых нет. Какие это слова? «Чиж» и «листья». Измените существительные по числам, найдите им пару. В каком числе находится слово «чиж»? В единственном. Преобразуйте слово в множественное число, что получится? Чижи. «Листья» в каком числе? В множественном. Преобразуйте слово в единственное число, что получится? Лист.

- А теперь определите окончания форм множественного числа имен прилагательных. Именно они помогают понять, что предметов несколько. Какие окончания вы видите у существительных в множественном числе? И/ы, а/я, е.    

- Какой вывод мы можем сделать? Имена существительные изменяются по числам на единственное число и множественное число, а окончания помогают понять, что предметов несколько.

пень - пни

гриб - грибы

поезд - поезда

чиж - чижи

лист - листья

селянин - селяне 
- Чтобы лучше понять правило и хорошо усвоить новый для вас материал, давайте выполним упражнение
 № 2 на странице 104.
Кто желает поработать у доски? Прочитайте громко и выразительно задание. Слушаем внимательно.

Образуй форму имен существительных множественного числа с помощью окончаний -Ы, -И.
ряд - ...    конь - ...
столб - ...  земля - ...
мороз - ...  ручей - ...
птица - ...  воробей - ...
чиж - ...  ёрш - ...
этаж - ...  ландыш - ...

1) запиши слова парами,
2) обозначь окончания.

Выполняешь 1-ый столбец.

Кто хочет выйти к доске? 2 столбец.

Кто хочет у доски выполнить 3-ий столбец?

Молодцы. У всех так? Проверьте.
- Ребята, один иностранец решил по-русски написать некоторые имена существительные, изменив их число. Вот что у него вышло:

Солнцы, санка, каникула, искусствы.

- Дети, как вы думаете, все ли верно записал иностранец? А как следует записать? Кто догадался или знает, почему?

Вывод: некоторые существительные нельзя изменить по числам, они имеют только одно число: или единственное, или множественное.

- Может кто-нибудь из вас привести свой пример?

Дети выполняют упражнения: устно, письменно, устно. Делают выводы (находят правила).

ряд – ряды

столб - столбы

мороз - морозы

птица – птицы

конь – кони

земля – земли

ручей – ручьи

воробей – воробьи

чиж – чижи

ёрш – ерши

этаж – этажи

ландыш - ландыши

Нет, неверно.

Солнце, санки, каникулы, искусство.


Москва, мука, пшено, молоко, мёд, доброта; ножницы, сани, брюки, сливки, лыжи, очки.

Фронталь
ная.




















Презентация (слайд 6, 7-ой), учебник. Запись выполненного упражнения 3-мя учащимися на доске.




Внешний.



Познавательные УУД: выполнение упражнений на преобразование существительных в единственное и множественное число с выделением их окончаний.

Коммуникативные УУД.

6.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Организация данного этапа с целью устного закрепления правила.
 


Словесные методы обучения (беседа, работа с учебником).

- Найдите выделенное правило. Кто желает его зачитать? Читаем громко и с выражением.

В языке слова могут иметь формы единственного и множественного числа.
Формы множественного числа имен существительных имеют окончания -
ы(-и), -а(-я), -е.
Например: Травы, книги, города, моря, селяне.

Учащиеся зачитывают правило из учебника.

Фронтальная.















Учебник.



   
   

Внешний.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД: повторение полученной информации от учителя.



 

7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


Организация самостоятельной работы с проверкой по эталону (для закрепления знаний).


Технический прием, словесный метод обучения (беседа).  

- А теперь мы проверим, как вы усвоили новый материал.
На странице
105 упражнение 4. Спиши текст. Найди имена существительные и определи их число. Напиши над существительными ед. ч. или мн. ч. Выдели окончания у существительных множественного числа.

- Обратите внимание на подсказку. Чтобы определить число существительного измени его так, чтобы оно отвечало на вопрос что? Или кто?

Например: (от) яблок – (что?) яблоки, (в) садах – (что?) сады.

- Упражнение выполняем в тетрадях самостоятельно:

тамбуре (ед.ч.), Тузик (ед.ч.), лапы (мн.ч.), окно (ед.ч.), березы (мн.ч.), рябины (мн.ч.), сады (мн.ч.), год (ед.ч.).
- А теперь проверим, что у вас получилось. Зачитываем по порядку существительные и называем его число.

Учащиеся выполняют задание
самостоятельно, а затем проверяют по эталону и устно.

Индивидуальная.

Презентация (слайд 8-ой).

Самоконтроль, внешний.


Регулятивные УУД: осуществление самопроверки.

Личностные УУД.

Познавательные УУД: выполнение упражнения на определение существительного, его числа и окончания.
 

8.
Включение в систему знаний и повторение


Контроль усвоения знаний.


Словесный метод обучения (беседа).

- А теперь немного поработаем устно. Поиграем в игру “Один – много”. Я буду называть существительное в единственном числе, а вы хором называйте это же существительное, но уже во множественном числе. Но будьте внимательны. Не все так просто.

АКТЕР – АКТЕРЫ

ОФИЦЕР – ОФИЦЕРЫ

ПОРТ – ПОРТЫ

ТОРТ – ТОРТЫ

БАНТ – БАНТЫ

ДОГОВОР – ДОГОВОРЫ

ДОКТОР – ДОКТОРА

ИНСПЕКТОР – ИНСПЕКТОРА

ПРОФЕССОР – ПРОФЕССОРА

ЯКОРЬ – ЯКОРЯ
- Молодцы!

Учащиеся работают устно вместе с учителем.














Фронтальная.


-

 

Внешний.



     
   
Коммуникативные УУД.

 

Познавательные УУД: формируем способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение) с закреплением нового материала.

   

9.
Рефлексия деятельности (итог урока)


Способствовать становлению умения делать выводы, оценивать свою деятельность и сверстников
.


     


Словесный метод обучения (беседа).

 
   

- Вот и подошел к концу наш урок. Откройте дневники, запишите домашнее задание: стр. 105, упр. № 3.

- Удалось ли нам достичь цели нашего урока?

- Как звучит правило, которое мы сегодня усвоили? Что показалось наиболее трудным во время работы на уроке? Что вам понравилось на уроке больше всего?

- Если вы довольны своей работой на уроке, покажите ладошки, а если вы не довольны своей работой на уроке, покажите кулачки.

- Дети, вы сегодня хорошо потрудились. Я благодарю вас за прекрасную работу на уроке.

Ответы детей.

Каждый оценивает свое достижение поставленных задач.

Имя существительное изменяется по числам (на множественное и единственное число).

Фронтальная.


     -


Внешний.


Регулятивные, личностные УУД: формируем способности к самооценке

на основе критерия успешности учебной деятельности.

       
   
 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи.

Конспект открытого урока по русскому языку. Увлекательное вертуальное путешествие....

"Части речи" - памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)

Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш...

Части речи.Упражнение в определении частей речи.

Объяснение  новой темы с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"

Технологическая карта  урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...