Урок русского языка "90 лет Автозаводскому району"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Блинкова Наталья Владимировна

Урок путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс, С.В. Иванов «Русский язык» - УМК «Начальная школа XXI века».

Тема урока: «Падеж имен существительных».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, закрепить знания о падежах имён существительных.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;

- формировать умение оценивать себя и других учеников;

- создавать условия для формирования взаимопонимание и взаимопомощь.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

- уметь высказывать свое мнение;

Познавательные УУД:

- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;

- развивать мыслительную деятельность;

       - формировать умение определять падеж имён существительных

Коммуникативные УУД:

- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;

- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);
  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
  • Практические (упражнения);
  • Поисковые (частично-поисковые);
  • Аналитический;
  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы:  групповая, индивидуальная

Средства обучения: 

Учебник, карточки для групповой работы, карточки, словарь,  компьютер.

                     

Ход урока.

I. Организационный момент

-  Мы спокойны, добры и приветливы. Поприветствуйте наших гостей. Глубоко вдохните и выдохните. Садитесь. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук и поддержку.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

II. Целеполагание и мотивация. Минутка чистописания.

- Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа. Начнём урок с минутки чистописания: район, машина, завод

-Что объединяет эти слова? (они связаны с нашим районом)

- Почему мы в эти дни говорим об Автозаводском районе? (ему юбилей 90 лет)

- Совершенно верно. Наш урок будет связан с этой датой. 3 мин

III. Актуализация знаний учащихся. Постановка проблемы.

Прочитайте словосочетания:

    живу  район,  собирают машина, гордимся завод

- Правильно ли они построены?

- Что нужно сделать? (изменить форму слова имени существительного)

- Что значит изменить форму слова? (поставить слово в нужный падеж)

- А что такое падеж? (Падеж - грамматическая форма, выражающая отношение имени существительного  к другим словам в предложении.)

- Поставьте имена существительные в нужный падеж. Определите падеж имен существительных.

          живу в районе (П.п.), собирают машины (В.п.), гордимся заводом (Т.п.)

- Какова же тема урока? Падеж имен существительных.

- Какие задачи поставим? Будем учится ставить слова в нужный падеж, продолжим закреплять умение определять падеж имен существительных.

5мин

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Работа в группах

- У каждой группы есть конверт с заданием

Составьте из слов предложение, выделенное слово поставьте в нужную падежную форму и определите его падеж. Но прежде чем определять падеж, вспомнить Алгоритм действий. Вам поможет карточка. Расставьте действия по порядку

         2. Задай от него падежный и смысловой вопрос к существительному.

  1. Найди слово, к которому относится существительное.

       4.  Проверь, подобрав вспомогательное слово.

  1. Определи падеж существительного.

                                         

                   Учитель проверяет правильность выполнения.

Проверяем:  

1 группа

Автозаводский район  – самый крупный район Нижнего Новгорода.

 В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

Есть  именительный падеж,
И нет на нём чужих одежд.
Его легко все узнают
И в
подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы –
кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.

2 группа

Гордостью нашего района является Горьковский Автомобильный завод.

В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

А я – падеж родительный.
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? Нет – вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И
 эс, и до, и у, и из –
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на
винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

3 группа

Машины завода ГАЗ приносят пользу людям во всем мире.

В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом
к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

4 группа

Завод выпускает легковые и грузовые автомобили, военную технику.

В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

А я – винительный падеж
И я во всём
виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

5 группа

Автозавод хотели сделать отдельным городом.

В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

А я – творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Любуюсь! – Чем?
Творите! –
С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам
перед, под и над
В любой момент я очень рад.
 

6 группа

Он расположен в Заречной части города.

В каком падеже поставили слово район? Что вы знаете об это падеже?

Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять 2

Проверка

            - Можно ли это назвать текстом? Что для этого нужно сделать?

- А теперь давайте составим из этих предложений текст.

Автозаводский район – самый крупный район Нижнего Новгорода.

Он расположен в Заречной части города.

Автозавод хотели сделать отдельным городом.

Гордостью нашего района является Горьковский Автомобильный завод.

Завод выпускает легковые и грузовые автомобили, военную технику.

Машины завода ГАЗ приносят пользу людям во всем мире. 10

Запишите его в тетрадь.

  1. Физкультминутка

 Марки машин

Я называю марки машин. Если эту машину выпустил наш завод, вы поднимаете руки вверх и хлопаете 3 раза, если машина не марки ГАЗ, то вы приседаете.

Волга, Чайка, Жигули, Газ-АА, Эмка, Соболь, шкода, Валдай, Победа, Тайота, КИА, Газель, Вепрь

  1. Коллективная работа.

- Какие еще достопримечательности нашего района вы знаете?

- Посмотрите слайды фотографий. (Показ слайдов)

Прочитаем текст о Центральном парке Автозаводского района.

«Нижний Новгород — наш родной город, а Автозаводский район — наша малая Родина, Отчизна. Автозаводский парк является старейшим парком города Нижнего Новгорода. Гигантский фонтан сталинских времен смотрится как архитектурная достопримечательность. Начало строительства парка было положено 12 апреля 1935 года. В 1944 году, не смотря на трудности военного времени, полным ходом шла посадка деревьев, устраивались дорожки, разбивались цветочные клумбы, был построен деревянный летний кинотеатр «Родина». В победном 1945 году был установлен большой фонтан на центральной аллее и заасфальтированы основные аллеи парка. В этом же году городской сад стал официально называться Автозаводским парком культуры и отдыха. В 1993 решением Нижегородского областного Совета народных депутатов Автозаводский парк отнесен к числу памятников ландшафтной архитектуры. Жители района любят прогуливаться по парку. Центральное место в парке занимает  фонтан. Он очень красив и необычен. Он напоминает  гигантскую трёхъярусную чашу, из которой брызжет и искрится хрустальная вода. А ещё он многофункционален. Летом — это самое красивое место отдыха, а когда празднуют День рыбака, его заполняют рыбой и лучшие рыбаки показывают мастер — класс по ловле рыбы. Зимой внутри фонтана устраивают выставку креативных новогодних ёлок. А вокруг фонтана громоздятся сказочные ледяные скульптуры. Ты словно попадаешь в сказку. Это незабываемое зрелище! Автозаводский парк любимое место отдыха и развлечений.

- Как вы думаете, почему возникли трудности при строительстве парка?

 - Что значит памятник ландшафтной архитектуры?  Ландша́фтная архитекту́ра (нем. Landschaft — пейзаж, местность; нем. Landschaftsbau — "пейзажное строительство") — объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ.

- Как вы поняли почему фонтан  многофункционален?

- Как вы понимаете выражение  «громоздятся сказочные фигуры»? Подберите синонимы (возвышаются, поднимаются)

VII. Первичное закрепление.

Найдите в тексте слово парк. Определите, в каком падеже оно стоит. Прочитайте предложение и правильно определите падеж.

является парк(и.п.), является  парком(т.п), аллеи пара(р.п), называться парком(т.п), парк (и.п.)отнесен, любят прогуливаться по парку(д.п).

- В форме какого падежа вам не встретилось слово парк? В.п.

  1. Рефлексия. Блиц – опрос.

Над какой темой работали?

Вспомните какие задачи вы ставили и сумели ли их решить?

  • Сколько падежей в русском языке? (6)
  • Перечислите их.
  •  Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)
  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)
  • В каком падеже имя существительное является в предложении

подлежащим?

Всем спасибо за вниманье, За упорство, звонкий смех,
За азарт нового знания, Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья. Будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свиданья,  Интересных  новых встреч!»

IX. Домашнее задание.

-В качестве домашнего задания вы получаете задание творческого характера:

Напишите 5 предложений о вашей улице, на которой вы живете. У существительных определите падеж.

Алгоритм определения падежа

   Задай от него падежный и смысловой вопрос к

        существительному.

      Найди слово, к которому относится существительное.

     Проверь, подобрав вспомогательное слово.

     Определи падеж  существительного.

 

Алгоритм определения падежа

   Задай от него падежный и смысловой вопрос к

        существительному.

      Найди слово, к которому относится существительное.

     Проверь, подобрав вспомогательное слово.

     Определи падеж  существительного.

 

Алгоритм определения падежа

   Задай от него падежный и смысловой вопрос к

        существительному.

      Найди слово, к которому относится существительное.

     Проверь, подобрав вспомогательное слово.

     Определи падеж  существительного.

 

 

  1. Есть именительный падеж,

И нет на нём чужих одежд.

Его легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что?

       Ни с чем не спутает никто.

4.А я – винительный падеж 

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать? Во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них могу прожить.

2.А я – падеж родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? Нет – вот он я!

Предлоги часто мне друзья:

И с, и до, и у, и из –

До неба вверх и с неба вниз.

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

       Два падежа всегда.

5.А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Любуюсь! – Чем?

Творите! – С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам перед, под и над

В любой момент я очень рад.

3.Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

  1. Я – падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я говорил?

Ах да, нужны предлоги!

Без них мне нет дороги.

Пусть будет о, и в, и при –

Ты их случайно не сотри:

Тогда смогу я рассказать,

       О чём мечтать и в чём гулять?

Автозаводский район – самый крупный район Нижнего Новгорода.

Он расположен в Заречной часть города.

Автозавод хотели сделать отдельным город. Гордостью нашего район является Горьковский Автомобильный завод.  Завод выпускает легковые и грузовые автомобили, военную техника.

Машины завода ГАЗ приносят пользу люди во всем мире.

район  город. Часть

«Нижний Новгород — наш родной город, а Автозаводский район — наша малая Родина, Отчизна. Автозаводский парк является старейшим парком города Нижнего Новгорода. Гигантский фонтан сталинских времен смотрится как архитектурная достопримечательность.

Начало строительства парка было положено 12 апреля 1935 года. В 1944 году,

не смотря на трудности военного времени, полным ходом шла посадка деревьев, устраивались дорожки, разбивались цветочные клумбы, был построен деревянный летний кинотеатр «Родина». В победном 1945 году был установлен большой фонтан на центральной аллее и заасфальтированы основные аллеи парка. В этом же году городской сад стал официально называться Автозаводским парком культуры и отдыха. В 1993 решением Нижегородского областного Совета народных депутатов Автозаводский парк отнесен к числу памятников ландшафтной архитектуры. Жители района любят прогуливаться по парку.

Центральное место в парке занимает  фонтан. Он очень красив и необычен. Он напоминает  гигантскую трёхъярусную чашу, из которой брызжет и искрится хрустальная вода. А ещё он многофункционален. Летом — это самое красивое место отдыха, а когда празднуют День рыбака, его заполняют рыбой и лучшие рыбаки показывают мастер — класс по ловле рыбы. Зимой внутри фонтана устраивают выставку креативных новогодних ёлок. А вокруг фонтана громоздятся сказочные ледяные скульптуры. Ты словно попадаешь в сказку. Это незабываемое зрелище!

Автозаводский парк любимое место отдыха и развлечений.

«Нижний Новгород — наш родной город, а Автозаводский район — наша малая Родина, Отчизна. Автозаводский парк является старейшим парком города Нижнего Новгорода. Гигантский фонтан сталинских времен смотрится как архитектурная достопримечательность.

Начало строительства парка было положено 12 апреля 1935 года. В 1944 году, не смотря на трудности военного времени, полным ходом шла посадка деревьев, устраивались дорожки, разбивались цветочные клумбы, был построен деревянный летний кинотеатр «Родина». В победном 1945 году был установлен большой фонтан на центральной аллее и заасфальтированы основные аллеи парка. В этом же году городской сад стал официально называться Автозаводским парком культуры и отдыха. В 1993 решением Нижегородского областного Совета народных депутатов Автозаводский парк отнесен к числу памятников ландшафтной архитектуры. Жители района любят прогуливаться по парку.

Центральное место в парке занимает  фонтан. Он очень красив и необычен. Он напоминает  гигантскую трёхъярусную чашу, из которой брызжет и искрится хрустальная вода. А ещё он многофункционален. Летом — это самое красивое место отдыха, а когда празднуют День рыбака, его заполняют рыбой и лучшие рыбаки показывают мастер — класс по ловле рыбы. Зимой внутри фонтана устраивают выставку креативных новогодних ёлок. А вокруг фонтана громоздятся сказочные ледяные скульптуры. Ты словно попадаешь в сказку. Это незабываемое зрелище!

Автозаводский парк любимое место отдыха и развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

урок-проект "Красная книга Нефтекумского района"

Данный урок является обобщающим уроком по теме "Будь природе другом". на протяжении изучения темы, ребята совместно с учителем и родителями, готовились к обобщающему уроку. В своей книге они представи...

Урок мужества, посвящённый освобождению Щербиновского района.

Расширение знаний учащихся о военных страницах истории Щербиновского района Краснодарского края....

Конспект урока русского языка во 2 «Б» классе ГБОУ школы № 34 Невского района Санкт-Петербурга

Тема урока: «Правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щу»Целевая аудитория: обучающиеся 2 «Б» классаКласс: 2 «Б»Тип урока: урок-путешествиеЦель урока: правописание  жи-ши, ча-ща, чу-щуЗадачи уро...

олимпиадные задания по русскому языку (4 класс район)

олимпиадные задания по русскому языку (4 класс район)...