"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в современном обществе. Разъясняется практическая работа, а также формируются универсальные учебные действия, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, на основе знаний и умений по предмету.
В эффективной форме образовательного процесса указаны виды и приемы работы, необходимые для новых образовательных технологий. Актуальность этой работы на уроках очевидна, так как она способствует развитию познавательной и умственной активности, обогащает знания каждого ребенка и развивает функциональную грамотность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЕДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
БРЕДИНСКОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
учитель начальных классов I квалификационной категории: Перерва О.Н.
"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка в начальной школе"
п.Маяк-2024г.
Аннотация
В статье рассматривается современный подход к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Раскрыта важность функциональной грамотности для развития личности в контексте изменений в современном обществе. Разъясняется практическая работа, а также формируются универсальные учебные действия, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования, на основе знаний и умений по предмету.
В эффективной форме образовательного процесса указаны виды и приемы работы, необходимые для новых образовательных технологий. Актуальность этой работы на уроках очевидна, так как она способствует развитию познавательной и умственной активности, обогащает знания каждого ребенка и развивает функциональную грамотность.
Содержание
1. Введение
2. Что такое функциональная грамотность?
3. Опыт развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка в начальной школе (фрагмент урока)
4. Заключение
5. Используемая литература
1. Одной из актуальных проблем современного общества является формирование функционально грамотной личности, способной не только жить в изменяющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность и превращать ее во что-то лучшее.
2. Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных школах, где проводится интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и аудированию.
Учебный предмет "Русский язык" ориентирован на приобретение учащимися функциональной грамотности, но в то же время дети приобретают навыки организации рабочего места (и закрепляются по другим предметам).
Навык работы с учебниками с использованием словарей.
Навыки распределения времени.
Умение проверять работу друга.
Умение находить ошибки.
Навыки устной оценки качества работы.
Важно продумать, как определить орфографию
В своей работе используем разнообразные приемы по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка:
Прием «проблемная ситуация».
Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения, например
- Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова:
Пиро.., горо.., клю.., пру…, ска..ка.
Проблемную ситуацию можно создать, используя провокационный вопрос.
Например, работая в группах на уроке по теме «Разделительный ъ знак», дети получают задание: выписать из «Орфографического словаря школьника» в течение минуты как можно больше слов с твердым знаком.
Время истекло – слов мало. Так на каких же буквах нужно было открыть словарь?..
Приемы формирования грамотного письма.
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Развитие орфографической зоркости происходит при применении следующих приемов.
Прием «Ошибкоопасное место».
Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учится их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать ее тип.
Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования, кто выделит больше знакомых орфограмм или, кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока.
Прием «Лови ошибку».
Дети стараются найти и исправить намеренно допущенные в тексте ошибки.
На уроках русского языка в первом и втором классах использую персонажей сказок, которые ошиблись, выполняя задание. С огромным удовольствием ребята выступают экспертами, примеряют на себя роль учителя, особенно, если ошибки исправлять красными чернилами. Можно дать подсказку, назвав количество ошибок.
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
При подготовке к уроку я выявляю те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использую самые ранообраз6ые приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом.
Фрагмент урока (звукосочетание «чк», «чн», «чт»)
- Откройте тетради и запишите число 15 января , классная работа.
(записали число и классная работа)
-Ребята у вас на парте лежит карточка с заданием
Давайте запишем слова в тетрадь и поставим нужную гласную букву
( Карточка)
Запиши слова в тетрадь , подберите проверочные.
(Гр..за, гр..чи, н..сы, тр..ва, р..ка.)
-Какое правило вы вспомнили выполняя задание ?
-Давайте проверим правильность выполненной работы.
(Один ученик читает слова и озвучивает проверочное слово).
-Молодцы, хорошо справились с заданием
II. Актуализация
-Ребята послушайте внимательно загадку
-Там есть сцена и кулисы ,
И актеры, и актрисы
Есть афиша и аншлаг.
И конечно же премьера!
Догадались вы наверно...
(дети отвечают…Театр…)
-А что такое театр? А кто был из вас на театральном представлении?
(ответы детей)
-Ребята, а как попасть в театр?
(ответы детей, что нудно купить билет)
-Правильно, что бы попасть в театр нудно купить билет . А у нас непростой билет, волшебный нам нужно будет угадать зашифрованное слово
буквосочетания
Приписать в билете ЧК…ЧН…ЧТ…ЩН…НЧ.
-Правильно . Тема нашего урока «Сочетание ЧК,ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»
(Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Научимся грамотно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч.)
- Сегодня на уроке мы научимся различать непарные мягкие шипящие звуки, находить буквосочетания чк, чн чщ нч и правильно произносить слова с этими буквосочетаниями
III. Самоопределение к деятельности
(Открывается занавес и автор рассказывает)
-Так часто бывает, что самые простые и скучные на первый взгляд вещи оказываются интересными и захватывающими. Вот, например, алфавит. «Что в нем удивительного? Буквы поставили в ряд – и все!»- скажете вы. А между тем, если присмотреться, то алфавит очень похож на театральную труппу! Каждая буква – актёр. И роли у них у всех разные – присмотритесь!
- Немая роль досталась твердому и мягкому знакам. А что мы о них знаем? Давайте вспомним .
( не обозначают звуков ь- смягчает предшествующую согласную, Ъ-выполняет разделительную функцию)
-Большую роль играют гласные буквы. Они очень важны для образования слова .Давайте вспомним главную особенность гласных буква?
(Образуются с помощью голоса, образуют слог, гласные звуки в русском языке могут произносится более сильно,громко –мы называем такой слог ударный, некоторые гласные дают два звука «е», «ё», «ю», я», смягчают предшествующую согласную букву)
- Согласные, которых в русском языке немало тоже играют свою роль.А что мы с вами знаем о согласных буквах ?
(Они бывают парные и не парные, твердые и мягкие , звонкие и глухие, только твердые, только мягкие, шипящие )
-А что мы знаем о шипящих согласных?
Давайте в рабочих листах выполним первое задание отметим галочкой все слова в которых есть шипящие звуки. Поменяемся с соседом по парте листами проверим правильность выполнения.
- В компании согласных букв некоторые играют две роли – обозначают твердый и мягкий звуки. Но есть шесть согласных, которым досталась только одна роль – обозначать или только твердый, или только мягкий согласный звук. Познакомимся поближе пока с двумя из них – Ч и Щ.
-Эти буквы обозначают только мягкие звуки [ч’] и [щ’]. Действительно, давайте вместе попробуем произнести эти звуки без улыбки,( Произносим вместе с детьми « Ч» «Щ») чтобы «поймать» их твердую пару, и у вас ничего не получилось! Поэтому и мягкому знаку – показателю мягкости - после букв Ч и Щ делать нечего: здесь для него нет роли!
-Главных актеров в нашем спектакле мы узнали, а теперь давайте посмотрим маленькое театральное представление.
Видео ( Сказка про ЧН и ЧК)
В русском языке буквы Ч и Щ часто встают перед буквами Н и К. Иногда перед буквой Т. Из-за того, что Ч и Щ всегда обозначают мягкий звук, в буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ и ЩН после букв Ч и Щ мягкий знак не ставится – нет в этом никакого смысла.
Запомни! ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН – пиши без мягкого знака!
Это правило известно вам ещё с первого класса.
Некоторые из этих буквосочетаний характерны для определенной группы слов. Так ЧК встречается часто в уменьшительно-ласкательных формах слов. Например, синица – синиЧКа, таблица – таблиЧКа, курица- куроЧКа и так далее.
Буквосочетание ЧН нередко используется при образовании слов – признаков предметов. Например, сказка – сказоЧНый, рука – руЧНой, яблоко – яблоЧНый.
Буквосочетание ЩН встречается значительно реже, чем ЧК и ЧН. Но его всё же можно увидеть как словах, обозначающих предмет, так и в словах - признаках предметов. Например, в словах–предметах – помоЩНик, сообЩНик, моЩНость, суЩНость. В словах-признаках – овоЩНой, жилиЩНый, училиЩНый.
А вот буквосочетание ЧТ вообще встречается только в нескольких словах: поЧТа, маЧТа, меЧТа, ЧТение, поЧТи, соЧТи, ЧТо. И ещё, конечно, в образованных от них однокоренных словах. Например, ЧТение – ЧТец, проЧТи, поЧТа – поЧТовый, поЧТальон, меЧТа – меЧТатель, меЧТающий, соЧТи – уЧТи, выЧТи.
Буквосочетание НЧ, так же как и ЧК, часто встречается в словах в уменьшительно-ласкательной форме. Например, блин – блиНЧик, птенец – птеНЧик, конец – коНЧик, венец – веНЧик и другие.
Буквосочетание НЩ нередко можно встретить в словах, которые обозначают род занятий людей. Например, играет на барабане – он кто? (барабаНЩик), участвует в гонках – он кто ?(гоНЩик), работает в бане – от кто?(баНЩик) и так далее.
Итак, запомните! В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ – мягкий знак НЕ пишем! Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ – это орфограммы.
В русском языке, как и во многих других языках, есть буквосочетания, произношение которых в словах не совпадает с написанием. Такие слова необходимо заучивать! Если вы уже учите английский язык, то, наверняка, встречался с такими буквосочетаниями. Однако, в русском языке таких буквосочетаний немного. Это - ЧТ и ЧН. И слов с этими буквосочетаниями, которые произносятся не так как пишутся, тоже немного. Вам необходимо выучить их произношение, чтобы не прослыть невеждой.
Нужно обязательно правильно произносить следующие слова с буквосочетанием ЧТ: пишем ЧТо – произносим [што], пишем ЧТобы – произносим [штобы]. С буквосочетанием ЧН: пишем конеЧНо – произносим [кан′эШна], пишем скуЧНо – произносим [скуШна], пишем нароЧНо – произносим [нароШна], пишем яиЧНица – произносим [й’аиШн’ица], пишем сквореЧНик – произносим [сквар’эШн’ик].
Слова на доске( Что, чтобы, конечно, скучно, нарочно, яичница, скворечник)
Со многим из того, что представлено в этом уроке, вы уже знакомы. Но эти орфограммы настолько важны, что встретиться с ними ещё раз крайне полезно.
VII. Закрепление знаний и способов действий.
- Ребята я прошу вас сесть поближе друг к другу и вместе своей командой выполнить задание № 2 . Вам нужно будет восстановить смысл предложения. Вписать вместо слов родственные им слова-названия. Хочу вам подсказать что это слова свойства предмета ( Карточки)
Физкультминутка
- Давайте поиграем с вами в игру. Я буду называть вам слова, вы меня внимательно слушаете . Если в этих словах есть орфограмма ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, вы показываете мне «Класс» если нет, руки лежат у нас на месте.
( Дом, ручка, щетка, хищник, кружечка, колесо, молочный, камень, дерево, девочка, кошечка)
VII. Закрепление знаний и способов действий.
.-Ребята давайте выполним задание № 4 в рабочих листах . Нам нужно в рабочих листах вставить и подчеркнуть пропущенные буквосочетания чк, чн, щн, нщ.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
-Спектакль окончен, сыграны все роли,
Опущен занавес и гаснет свет.
-Давайте подведем итог и поговорим о нашем уроке
- Как называется орфограмма, с которой работали на уроке? (Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч)
- Что нужно помнить при написании этих буквосочетаний? (Эти буквосочетания пишутся без мягкого знака)
- Все ли вам было понятно?
- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Оцените себя:
зелёный - я всё понял;
жёлтый - я ещё не всё понял до конца;
красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь.
Домашнее задание: РТ (с.4 №3) или учебник (с.5 упр.5)
Подводя итог, можно сказать, что вся система формирования функциональной грамотности на уроках русского языка основана на проблемных методах и деятельностном обучении.
Из вышесказанного видно, что в обучении в начальной школе формирование функциональной грамотности человека является наиболее важным. В то же время необходимо обратить внимание на важность тщательной подготовки к запланированному уроку.
При этом следует учитывать не только требования программы, но и необходимость того, чтобы дети были активны в познавательном процессе. обучающимся важно быть активными в мышлении, воображать, выражать свои мысли, делать предположения и настаивать на сказанном. Комплекс мер обеспечит позитивное отношение к процессу обучения, познанию, которое проявляется не только в процессе дальнейшего обучения в школе, но и в работе, отдыхе и повседневной жизни.
Использованная литература и интернет-сайты:
- Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей \Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
- А. Гин. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя.-М.: Вита-Пресс, 2002
- С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
- Рудик Г.А. Культура умственного труда или 101 техника учения\ Режим доступа:
www.pedagogiemoderne.ru/index/kultura_umstvennogo_truda/0-44
- Системно-деятельностный подход в обучении. Режим доступа: https://sites.google.com/site/sisdpodhod
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
статья "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе"
Данная статья содержит практические рекомендации для учитетелй начальных классов по формированиюнавыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе....
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе
Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...
Формирование языковой компетенции обучающихся на уроках русского языка в начальной школе
Статья содержит систему работы над безударными гласными, безударными падежными окончаниями имён существительных, безударными падежными окончаниями имён прилагательных, безударными личными окончаниями ...
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования»....
«Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования». 4 класс
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихсяна уроках русского языка важнейшее условие повышения качества образования».4 класс...