как быстро заполнить словарные слова
методическая разработка по русскому языку
Материал будет полезен учителям, а также родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_bystro_zapomnit_slovarnye_slova.docx | 74.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Как быстро запомнить словарные слова? 13 способов.
1. Прочитайте словарное слово и определите его значение.
В том случае, если смысл слова не понятен, загляните в толковый словарь. Чем оригинальнее значение слова, тем быстрее оно запомниться. Здесь могут включиться эмоциональная, словесная или образная память.
2. Проведите орфографическую работу над словом.
Поставить ударение и зеленым цветом выделить «спорную» букву, сделать морфологический разбор, разделить слово на слоги и попробовать перенести разные части
3. Запомните правило правописания.
Для этого нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.
4. Занесите слова в орфографический словарик.
Особенно хорошо этот метод работает в младших классах. Слова, заученные таким образом, буквально вгрызаются в память. То есть переходят в долговременное хранилище. В более серьезном возрасте также можно пользоваться этим методом, заведя специальный блокнотик или заметку на телефоне с затруднительными для вас словами. механическое повторение раз в 2-3 дня сделают эти слова привычными для вас.
5. Составьте небольшой рассказ с группой словарных слов (портфель, учитель, товарищ, каникулы).
Когда включается логика и фантазия, работает несколько видов памяти одновременно: образная и логическая.
6. Запишите словарные слова в порядке возрастания (убывания) слогов.
Это один из вариантов игрового метода запоминания, который одинаково хорошо работает в любом возрасте.
7. Образуйте множественное число из единственного, и наоборот (ботинки-ботинок, заяц-зайцы).
8. Попробуйте образовать из данного слова другую часть речи, если это возможно (овощи-овощной, дежурный-дежурить). А лучше 2-3.
9. Разбейте словарные слова на несколько столбиков по конкретному признаку:
род; число; склонение; часть речи; тематика («Овощи» или «Животные»); непроверяемые гласные А, О, Е, И; непроверяемые и проверяемые гласные; одушевленные и неодушевленные предметы и т.д. Это метод структурирования. Информацию, данную в таблицах и схемах, гораздо проще запоминать, чем ту, которая написана сплошным текстом. Замечали?
10. Просклоняйте слово по падежам. Чем больше оно будет видоизменяться, тем лучше запомнится.
11. Поиграйте со словом: запишите его с различными приставками и предлогами (шел-ушел, суббота-в субботу).
12. Составьте предложение из приведенных в случайном порядке слов, делая смысловым центром самое сложное для запоминания слово (ребята, и, огурцы, огороде, корзины, в, помидоры, собирали).
Чем оригинальнее или смешнее оно будет, тем больше шансов, что вы запомните большинство слов.
13. Способ визуализации, который отлично подходит для младшего школьного возраста:
Закройте глаза и представьте, будто «непослушное» слово написано в книге. Необходимо максимально четко увидеть это слово, назвать его по буквам. Увидели? Теперь заставьте замигать «спорную» букву. Какая из букв мигает? Прочтите слово медленно, как будто нажимая на этот звук. Запишите слово 5 раз, каждый раз проговаривая его вслух.
Памятка для родителей
Предлагаем вам несколько способов и методов по запоминанию написания словарных слов.
Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.
2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.
4. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.
5. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
6. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
7. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
8. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).
9. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).
10. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;
11. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.
12. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
13. Подбор однокоренных слов.
14. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
15. Разбор слов по составу.
16. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
17. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
18. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
19. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).
20. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).
21. Письмо по памяти.
22. Самодиктант и взаимопроверка.
23. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).
24. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).
25. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).
26. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).
Учим слова – алгоритм:
- пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
- объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
- обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
- запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
- перенесите слово в самодельный словарик;
- попробуйте один или несколько способов запоминания.
Способы запомнить словарные слова
Способ 1 – пишем рассказ: можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.
Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».
Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».
Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.
Способ 2 – рисуем картинки: можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.
Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.
Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.
Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.
Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.
Способ 3 – склоняем словарное слово: надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.
И.п. горизонт
Р.п. горизонта
Д.п. горизонту
В.п. горизонт
Т.п. горизонтом
П.п. (о) горизонте
Такая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.
Способ 4 – придумываем ассоциации: вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.
Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «очень видит», а макияж «мама наносит кистью».
Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки, можно представить «коня на коньках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чести».
Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур: представьте, что «у штукатура есть смешная штука, а еще он турист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.
Способ 5 – используем стикеры: этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.
Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.
Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не
6 простых лайфхаков, как выучить словарные слова: об этом не рассказывают в школе
«Кабачок» или «кобачок»? У взрослых подобного вопроса не возникает, а детей правописание часто ставит в тупик. А ведь в начальной школе при этом надо учить по 5-7 словарных слов в неделю. Отобрали самые рабочие способы сделать процесс запоминания простым, приятным, и максимально эффективным.
1. Словарные таблицы Шульте
Строго говоря, таблицы Шульте — это диагностическая проба, по которой нейропсихологи оценивают степень внимания и скорость реакции, а заодно проверяют, как развито боковое зрение.
Как правило, таблица представляет собой квадрат 5 на 5, поделенный на 25 ячеек. Цифры идут в произвольном порядке: задача ребенка максимально быстро найти все числа от 1 до 25 показывая их пальцем и проговаривая вслух. Сделать такую сетку можно на компьютере.
Пример таблицы Шульте.
Тренируясь с подобными таблицами, можно и правда неплохо развить концентрацию внимания. А мы предлагаем усложнить таблицу и в каждый квадрат вписать помимо цифры еще и слово. Задача ребенка — найти ту цифру, которую ему говорит родитель, и проговорить словарное слово вслух.
5-10 минут тренировки в день будет достаточно. А после написания словарного диктанта оставляем в таблице только те слова, что не дались с первого раза и вписываем новые.
2. Анаграммы
Коды, шифры и анаграммы — это не только весело, но и чрезвычайно полезно. Кстати, превратить в анаграмму можно любое словарное слово — сервисов в сети достаточно. Попросите ребенка его расшифровать.
Начинать стоит с самых простых и коротких слов, переставляя в них всего 1-2 буквы. По мере овладения навыком дешифровщика можно менять уже все буквы в словарном слове. В процессе декодирования волей-неволей запоминаешь, что в «аллее» — две «л», а у «жирафа» на конце «ф».
Попробуйте решить с ребенком вот такие анаграммы например:
- адждыон
- екьпюротм
- невтргеи
- ншивкблое
- пиаетпт
3. Чепуховые истории
Учителя десятилетиями придумывают забавные мнемофразы для запоминания тех или иных правил русского языка или отдельных слов. «Уж замуж невтерпеж», «одевать надежду, надевать одежду», «цыган цыкнул на цыпленка» знакомы многим нам с детства. Можно, конечно, поискать в интернете уже кем-то придуманные стихи на словарные слова, а можно заняться сочинительством вместе с ребенком.
Здесь есть два варианта.
1. Придумываем абсурдную чепуховую историю (она лучше запомнится, если будет смешной), в которой главным героем является словарное слово.
Непутевой дирижер
Пять туфлей на сцене стер.
Космонавт косматый был,
потому шлем не носил.
2. Раскладываем словарное слово на буквы по вертикали — первая буква — словарное слово, а дальше все, что с ним происходит.
Например, берем слово «жираф».
«Ж» — жираф
«И» — играл на
«Р» — рояле
«А» –аргентинский
«Ф» — фокстрот
4. Исковерканные слова
Все любят находить чужие ошибки, даже если не очень хотят в этом признаваться. И родителям стоит взять это на вооружение: дайте ребенку поискать ошибки самому. Начинайте с чего-то простого, вроде неправильных форм глаголов и неверных ударений: «черная платье», «белое картина», «прятаюсь», «звонит» и так далее. Задача ребенка — родителя поправить, указать на ошибку и сказать, как правильно.
Тот же принцип действует и для запоминания словарных слов. А если захочется перейти на продвинутый уровень, можно использовать игру для проверки качества чтения: «Жила-была синяя шапочка и пошла она в гости к дедушке».
5. Пропавшие буквы
Ученые давно доказали, что мы читаем слово не целиком, а лишь начало и конец — остальное наш мозг нам услужливо подсказывает. Но это работает только если человек начитанный. «Дособирать» слово, которое не знаешь, попросту невозможно: мозг подкинет другой вариант и он, скорее всего, окажется неверным. Так что наша игра убьет сразу двух зайцев: и словарные слова поможет выучить, и лексикон расширит.
Делим словарное слово на несколько частей — слогов. И с каждой частью придумываем новые слова. На первом этапе лучше, если они будут стоять на своем месте и в новом слове. Дальше можно усложнять, перенося слоги из конца в начало и так далее. Например, кабак — слабачок — блок (словарное слово «кабачок»). Тут слоги остаются на месте. Задача ребенка вместе с родителем придумать как можно больше новых слов.
Самый сложный вариант для продвинутых — оставить неизменной только середину и придумать новые начало и концовку.
Словотворчество из одного слова позволяет запомнить все его составные части.
6. Превращаем слова
Этот лайфхак отлично работает с длинными словарными словами. Принцип очень простой: берем слово подлиннее, выписываем его крупными буквами на листе и предлагаем ребенку наперегонки составить из него максимальное количество коротких слов. Пока выискиваешь новые сочетания внутри одного большого слова, выучиваешь его досконально.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Как быстро выучить словарные слова.
Дидиктический материал для учителей и родителей....
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....
КАК БЫСТРО ЗАПОЛНИТЬ ДАТЫ В КТП
Каждый учитель сталкивался с проблемой заполнения дат в календарно-тематическом планировании. Особенно, если нагрузка сос тавляет и 5 часов в неделю, и 4, и 2, и 1 в разные дни. Это занимает мно...
Словарное слово "Быстро"
Написание словарных слов...