Как быстро выучить словарные слова.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Вилкова Наталья Александровна

Дидиктический материал для учителей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_slovarnye_slova_legko.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учим словарные слова легко

Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов 
Купаться ежечасно!
А. Шибаев

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять,  часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Словарные словаШкольникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая. Но и эту работу можно сделать интересной и увлекательной.

Работа по заучиванию словарных слов должна проводиться систематически: заниматься следует по 15-20 минут ежедневно. Стоит брать для запоминания от 5 до 20 слов в неделю.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

1. Читаем слово, проговариваем его по слогам;

2. Объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

3. Ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

4. Подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

5. Записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его выучить. Так разбираются словарные слова в школе, но этого часто недостаточно для запоминания. Чтобы увлечь ребёнка и облегчить процесс заучивания словарных слов, многие педагоги предлагают использование следующих приёмов.

Можно составить рассказ из группы словарных слов.  Следует подбирать слова более близкие по смыслу, из одной тематической группы, например: тетрадь, карандаш, пенал, портфель, класс.

Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики очень дружные и хорошие ребята. Перед уроками дежурные раздают тетради. Ученики готовят к уроку пенал, карандаши. Все вещи у них аккуратно лежат в портфелях. Учитель входит в класс, начинается урок. 

Словарные слова

Картинный диктант: использование картинок с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов, изображённых на картинке.

Можно списывать слова в различном порядке: в порядке возрастания слогов или наоборот, по родам, по числам, по частям речи и т.д.

Разбор слова по составу, составление словообразовательных цепочек и образование новых слов от данного.

Изменение слова по падежам.

Мнемонический метод – ассоциативное запоминание слов. Трудное написание необходимо  связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ должен помочь правильно написать орфограмму.

Как подобрать образ?

Записываем словарное слово,  выделяем другим цветом (подчеркиваем, обводим) слог, который вызывает трудности при написании. Находим ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записываем его напротив словарного слова:

кАрман – дырА;

кАлории в сАле.

Обратите внимание, ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: подобие по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

В написании ассоциативного образа должна быть под ударением буква, которая является сомнительной в словарном слове:

кАпуста;

зАяц любит кАпусту;

кАпуста – зАяц.

Можно нарисовать рисунок через сомнительную орфограмму, который объясняет написание словарного слова:

Словарные слова
Ценность данного метода в том, что у каждого свой ассоциативный образ, который помогает запомнить слова.

Можно объединять словарные слова в словосочетания и предложения на основе одинаковых орфограмм:

канонада в Канаде;

имитация миграции;

аппетит после аппендицита;

у Аллы аллергия.

Подбор фразеологизмов и стихотворений со словарным словом:

…Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда.

Двойное «р»содержит он

И называется перрон. (С. Михалков)              

                               

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный вагон. (С. Маршак)

Можно написать слова, стихотворения или нарисовать мнемонические рисунки на разноцветных стикерах и наклеить их на видные места в своёй комнате. Они постоянно будут попадаться на глаза, что поможет быстро запомнить словарные слова.

Для усвоения слов с непроверяемыми написаниями можно  воспользоваться специальной литературой, которая поможет  разнообразить занятия по заучиванию словарных слов. Использование ИКТ также делает занятия более увлекательными и  способствует осознанному усвоению знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как быстро выучить таблицу умножения.

В данном материале собраны советы разных педагогов родителям о том как быстро выучить таблицу умножения....

Как быстро выучить таблицу умножения

Таблица умножения в стихах...

Как помочь ребенку выучить словарные слова

Здесь вы найдете материал, который  поможет детям запомнить словарные слова....

Как выучить словарные слова

В презентации даётся подробное описание работы с наборами флеш карт, которые ссодержат тематическую лексику учебника "Английский в фокусе 4"...

Как выучить словарные слова!

Ассоциативное запоминание словарных слов....

Словарное слово "Быстро"

Написание словарных слов...

как быстро заполнить словарные слова

Материал будет полезен учителям, а также родителям....