Дидактический материал по русскому языку для 3-4 классов
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
небольшие упражнения для подготовки учеников 3-4 классов о олимпиадам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактический материал по русскому языку для 3-4 класса | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал для подготовки к олимпиадам
по русскому языку 3-4 класс
- Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
- В какие слова вместо многоточия нужно вставить буквы «ы» (а не «и»):
Камыш…, ж…раф, ножниц…, верш…на, мотоц…кл.
- Какие слова можно отнести к разным частям речи:
Рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
- Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.
- Сколько общих звуков в словах серп и перс?
- В каких из этих слов пишется два «р»:
Ко…идор, ко…еспондент, ко…алл?
- Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получится числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?
Сорок, семя, сито, шерсть, дева.
- Выпишите слова с приставками.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.
- Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
- Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.
Циган купил красовки?
- У каких имен существительных нет формы единственного числа?
- Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
- Отгадайте слова:
А) Его корень в слове писать Б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове рассказать, Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка, Суффикс в слове сказка
Окончание в слове вода. Окончание в слове рыба
В) Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.
- Запишите слова в фонетической транскрипции:
Ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл.
- Напишите ответы. Пропущено слово с шипящим на конце.
- Суп со свеклой и другими овощами - …
- Дикие птицы и животные как предмет охоты - …
- Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - …
- Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - …
- Способность говорить - …
- Укажите имя существительное женского рода:
- профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.
- Найдите «лишнее» слово:
- Гореть, угореть, гора;
- Рисунок, рис, рисовать, рисование;
- Пот, потолок, потливый;
- Море, морщины, морской;
- Боль, большой, больница;
- Пища, пищевой, пищать;
- Лес, леска, лесник, лесной;
- В каких словах количество букв и звуков совпадает?
- семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.
- Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
Поступок чести - …;
Ответ из уст - …;
Счастье жизни - … .
- Какими частями речи могут быть эти слова:
- Дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнёт, пила, правил, попугаю, жгут.
- Составь с ними словосочетания.
- В каких словах пишется «е»:
- В…сеть, на в..су, зав..сать, занав..с, в…сячий?
- Произношение какого слова не совпадает с написанием:
- мак, стол, грустно, вить, лить.
- Распредели слова в два столбика: слева – с буквой «о» в корне, справа с «е» или «ё».
- сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.
- Спиши, укажи части речи.
- Бабка Дарья холст чернила,
- Внучка пролила чернила.
- Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.
- Разберите по составу слова:
- статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров и воробьев.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
- удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.
- Составь и запиши словосочетание, употребив существительные из скобок во множественном числе.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки) ветки (черешни), герой (басни), пять (простыни), продажа (полотенце), шесть (килограммы) (апельсины).
- Укажите имя существительное мужского рода:
- авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.
- Составьте и запишите сложные слова.
- мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.
- Расставьте ударение в словах:
- статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.
- Поставить существительные в форму родительного падежа множественного числа.
- яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.
- К какой части речи относятся выделенные слова?
- На то и печь, чтобы хлебы печь.
- Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
- Ведро дало течь, и вода стала течь.
- Снежное покрывало всё поле покрывало.
- Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.
- Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
- подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.
- Произношение каких слов не совпадает с написанием:
- бак, слон, грустно, пять, весь, слог.
- Образуй множественное число от данных имен существительных:
- вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.
- Почему все эти слова объединили в одну группу?
- онтарио, пальто, какао, пенсне.
- Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
- рыбак, дурак, простак, чужак, казак.
- Даны слова: банка, катится, плачь, полёт, сели.
- В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.
- Укажите все сочетания слов, составленные неправильно:
- пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.
- Выпишите подчёркнутые слова, определив, какой части речи они являются:
- - Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
- - Больной плохо переносил лекарства.
- - Кто без кисти и белил крыши города белил?
- Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?
- слепить глаза – слепить игрушку,
- скупить книги – скупой на ласку.
- Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
- [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
- [a] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
- [a] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встает.
- [c] Через поле и лесок подается голосок.
- В какое из слов нужно вставить букву - т -?
- прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.
- Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:
- мели, окуни, пряди.
- Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
- столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
- В каком слове количество букв и звуков совпадает?
- мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.
- Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
- Прибор, техническое устройство.
- Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
- Большое желание есть. Острое вирусное заболевание.
- Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
- Дорога с твёрдым покрытием. Укротитель хищных животных.
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
- Выходной день.
- Образуй множественное число от данных имен существительных:
- профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
- Все ли приведенные пары слов являются однокоренными? Докажите.
- Носатый - носильщик; Конец – кончаться;
- Смешивать – смешить; Виноватый – извиняться.
- В каком слове есть только твердые согласные?
- мел, лось, тема, можешь, матч.
- Замените высказывание одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.
- растения, которые находятся в комнате - …;
- работа, которая выполняется дома - …;
- машина, которая встретилась на пути - …;
- дорога, которая пролегает далеко - …;
- почта, которую мы получаем утром - …;
- путешествие, которое было летним - … .
- Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
- пузырь, родня, степь, инженер, дочь.
- Какое из данных слов является родственным слову «нос»?
- носильщик, поднос, переносится, подношение, занос.
- Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
- рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.
- Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.
- подстереч…, у дач…, луч…, пять тысяч…, богач…, сбереч…, без встреч…, тягач…, ткач…, пострич…, лихач…, меч…, запряч…, бич…, у круч… .
- Определите род имен существительных.
- мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.
- Выпишите имена существительные с суффиксом – «ок»:
- замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
- Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
- брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.
- Какое из указанных слов является проверочным для остальных?
- д…рить, од…ренный, безд…рь, под…рок.
- С какими профессиями связаны данные слова, раздели на соответствующие группы:
- романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, мелодия, холст, тембр, натюрморт, пейзаж.
- Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.
- В слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.
- поле - пэ, о, эль, е
- солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е
- человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ
- Вставьте пропущенные буквы в следующих словах:
- б...т…рея, ко…екция, ж…ри, в…рм…шель, ш…колад.
- Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
- береза, руки, человека.
- Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
- Тот, кто любит шутить. Житель Москвы.
- Свойства доброго человека. Тот, кто богат на выдумки.
- Женщина повар. Специалист по химии.
- Музыкант, играющий на скрипке. Смелый человек.
- Любящий мечтать. Жадная девочка.
- Участник игры.
- Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?
- скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник.
- Вставьте нужную букву в начале слова:
- (с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)гиб, (с,з)дешний, (с,з)бить, (с,з)говориться, (с,з)беречь.
- Закончи предложение подходящими по смыслу и рифме наречиями.
- Посиди да погоди: сказка будет __________________.
- Черно-белый медвежонок про себя ворчит _______________.
- Подымается петух, говорить с собою ____________________.
- Испугался вдруг щенок и пустился ______________________.
- Вычеркни слова не родственные двум другим
- рисунок, рисовый, зарисовка;
- носилки, носатый, поднос;
- гусь, гусеница, гусыня.
- Какие слова имеют ударение на окончании:
- свёкла. брюква, скоба, скула, ампула.
- В каком слове следует писать букву «ь»:
- тягач… чуш… пять встреч… шалаш…
- Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
- платки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.
- Найдите окончания в словах:
- доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.
- Добавьте к каждому из данных слов одну букву, чтобы получилось новое слово:
- рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, лук, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.
- Вставь пропущенные буквы в следующие предложения:
- Мальчик пол…скал собаку.
- Огромные в…лы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
- Витя сл…зал с лестницы.
- Мама отв…рила дверь, пос…дела на диване и отв…рила к обеду картошку.
- Определите части речи в предложении.
- Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.
- Подбери и запиши к каждой схеме по два слова:
- - приставка, корень, суффикс, окончание _______________
- - корень, суффикс ___________________________________
- - приставка, корень, окончание ______________________
- Сделай буквенные записи слов.
- [гр`ип], [л`иса], [сл`изат`].
- Исправь ошибки.
- Синии небо и свежие дыхание ветерка монили на прогулку.
- Как хорошо ранем утром в лису.
- Из-за долёкова леса выкотилась огромное солнце.
- Над соседнем домом пролитела птица и скрылось в глубокам авраге.
- Последнее предложение разбери по членам предложения и по частям речи.
- Выпиши лишнее слово, объясни почему.
- тополь, сирень, дочь, ночь, рожь.
- Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса. Запиши, разбери по составу.
- Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
- [ж] Тихонько жужжит жук, взжит и дрожжит.
- [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
- [т] Директор предприятия подписал документ и отдела его представителю подшефной фабрики.
- Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
- (Н.)кому, (н.)писать, (н.)где разместить, (н.)куда, (н.)ездить, (н.)кому рассказать, (н.)кого, (н.)спрашивать.
- Во что превратятся глаголы?
- МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ, если перенести ударение с последнего слога на первый?
- Выпиши слова с нулевым окончанием.
- домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.
- Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.
- Записать слова, вставляя пропущенные буквы (где надо):
- сер?ёзный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.
- Сгруппируйте слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного или того же слова.
- читаю, читал, час, визите, читка, везти, часы, чтец, военный (завод), военная (походка), все были дома, чтецы, прошёл мимо, читки, скорый, более, скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.
- Запиши два слова которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.
- Подберите слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак
- Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием.
|
| |||
|
| |||
|
| |||
|
|
- Вставьте подходящие по смыслу предлоги:
- Вернулся … школы, … завода, … Крыма, … Москвы, … экскурсии, … санатория, … курорта.
- Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:
- садок, среда, замок.
- Сколько раз звуки, составляющие слово СОН встретились в стихотворении:
- На сосне и на берёзе – бахрома.
- Белой пряжей их закутала зима.
- И оставила распутывать весне
- Эту пряжу на берёзе и сосне.
- Перепишите, заключая, где надо, в кавычки имена существительные собственные:
- книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.
- Какими частями речи могут быть следующие слова, составь с ним предложения или словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи:
- стих __________________________________________________
- рой __________________________________________________
- жаркое_______________________________________________
- Разгадай метаграмму.
- Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.
- С [м] берегись меня, не то я съем и платье и пальто.
- Сколько мягких звуком [л`] в стихотворении?
- Ливень льет! Ливень льет!
- Пляшут капли в лужице.
- Плот плывёт! Плот плывёт!
- Плот по луже кружится.
- Какое слово в родительном падеже употреблено не верно.
- помидоров, макаронов, килограммов, мандаринов.
- Какой частью речи являются следующие слова:
- двойник - __________________ удвоит - _________________________
- двойной - __________________ два - ____________________________
- двойственно - ______________
- Догадайся какое слово задумано:
- Мой корень – родственник сраженью,
- Приставка в слове заявление,
- В наборщике есть суффикс мой.
- А весь тружусь я под землей.
- Поставь ударение в словах:
- туфля, торты, хозяева, щавель, красивее, документ, километр, звонят, цемент, призывник, дремота.
- Запиши данные имена существительные в предложенном падеже, используя нужный предлог (о, об)
- Армия, ёлка, юбилей, игра, улица, облако.
- Определи род имен существительных.
- какао - __________________ вермишель - ___________________
- педаль - _________________ шоколад - _____________________
- кофе - ___________________ тюль - ________________________
- мозоль - _________________ туннель - _____________________
- толь - ___________________
- Выдели приставки.
- надоить, надоконный, надолбить, надоумить, надобность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку для 3-4 классов
В помощь учителю....
Дидактический материал по русскому языку для 2-4 классов
Карточки с заданиями по русскому языку для 2-4 класса...
Дидактический материал по русскому языку для 2 - 3 класса
Дидактический материал по русскому языку для 2 - 3 класса...
Дидактический материал по русскому языку "Части речи".3 класс
Дидактический материал для самостоятельной работы по русскому языку "Части речи". 3 класс...
Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида
Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУСCКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ....
Дидактический материал по русскому языку для 2 - 3 класса
Карточки по русскому языку ....