Дидактический материал по русскому языку для 3-4 классов
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Хасанова Айгуль Фанилевна

небольшие упражнения для подготовки учеников 3-4 классов о олимпиадам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал для подготовки к олимпиадам

по русскому языку 3-4 класс

  • Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?


 

  • В какие слова вместо многоточия нужно вставить буквы «ы» (а не «и»):

Камыш…, ж…раф, ножниц…, верш…на, мотоц…кл.

  • Какие слова можно отнести к разным частям речи:

Рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.


 

  • Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова. Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.


 

  • Сколько общих звуков в словах серп и перс?


 

  • В каких из этих слов пишется два «р»:

Ко…идор, ко…еспондент, ко…алл?


 

  • Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получится числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?

Сорок, семя, сито, шерсть, дева.


 

  • Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил. Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.

Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.


 

  • Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?


 

  • Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?


 

  • У каких имен существительных нет формы единственного числа?
  • Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.


 

  • Отгадайте слова:

А) Его корень в слове писать Б) Его корень в слове вязать,

Приставка в слове рассказать, Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка, Суффикс в слове сказка

Окончание в слове вода. Окончание в слове рыба

В) Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученики.

  • Запишите слова в фонетической транскрипции:

Ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл.

  • Напишите ответы. Пропущено слово с шипящим на конце.
  • Суп со свеклой и другими овощами - …
  • Дикие птицы и животные как предмет охоты - …
  • Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - …
  • Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - …
  • Способность говорить - …

  • Укажите имя существительное женского рода:
  • профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

  • Найдите «лишнее» слово:
  • Гореть, угореть, гора;
  • Рисунок, рис, рисовать, рисование;
  • Пот, потолок, потливый;
  • Море, морщины, морской;
  • Боль, большой, больница;
  • Пища, пищевой, пищать;
  • Лес, леска, лесник, лесной;
  • В каких словах количество букв и звуков совпадает?
  • семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

  • Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Поступок чести - …;

Ответ из уст - …;

Счастье жизни - … .

  • Какими частями речи могут быть эти слова:
  • Дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнёт, пила, правил, попугаю, жгут.
  • Составь с ними словосочетания.

  • В каких словах пишется «е»:
  • В…сеть, на в..су, зав..сать, занав..с, в…сячий?

  • Произношение какого слова не совпадает с написанием:
  • мак, стол, грустно, вить, лить.

  • Распредели слова в два столбика: слева – с буквой «о» в корне, справа с «е» или «ё».
  • сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.

  • Спиши, укажи части речи.
  • Бабка Дарья холст чернила,
  • Внучка пролила чернила.
  • Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

  • Разберите по составу слова:
  • статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров и воробьев.

  • В каком слове ударение падает на первый слог?
  • удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

  • Составь и запиши словосочетание, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки) ветки (черешни), герой (басни), пять (простыни), продажа (полотенце), шесть (килограммы) (апельсины).

 

  • Укажите имя существительное мужского рода:
  • авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

  • Составьте и запишите сложные слова.
  • мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.

  • Расставьте ударение в словах:
  • статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

  • Поставить существительные в форму родительного падежа множественного числа.
  • яблоко, помидор, телёнок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.

  • К какой части речи относятся выделенные слова?
  • На то и печь, чтобы хлебы печь.
  • Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
  • Ведро дало течь, и вода стала течь.
  • Снежное покрывало всё поле покрывало.
  • Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.

  • Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:
  • подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

  • Произношение каких слов не совпадает с написанием:
  • бак, слон, грустно, пять, весь, слог.

  • Образуй множественное число от данных имен существительных:
  • вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.

  • Почему все эти слова объединили в одну группу?
  • онтарио, пальто, какао, пенсне.

  • Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.
  • рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

 

  • Даны слова: банка, катится, плачь, полёт, сели.
  • В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.

  • Укажите все сочетания слов, составленные неправильно:
  • пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.

  •  
  • Выпишите подчёркнутые слова, определив, какой части речи они являются:
  • - Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
  • Больной плохо переносил лекарства.
  • - Кто без кисти и белил крыши города белил?

  • Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?
  • слепить глаза – слепить игрушку,
  • скупить книги – скупой на ласку.


  •  

  •  
  • Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.
  • [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
  • [a] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
  • [a] Над солёной волной, над высокой волной холодное солнце встает.
  • [c] Через поле и лесок подается голосок.

  •  
  • В какое из слов нужно вставить букву - т -?
  • прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.

  •  
  • Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания:
  • мели, окуни, пряди.

  •  
  • Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
  • столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?
  • В каком слове количество букв и звуков совпадает?
  • мать, беречь, вернешься, ясли, боюсь.

  •  
  • Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.
  • Прибор, техническое устройство.
  • Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
  • Большое желание есть. Острое вирусное заболевание.
  • Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
  • Дорога с твёрдым покрытием. Укротитель хищных животных.
  • Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
  • Выходной день.

  •  
  • Образуй множественное число от данных имен существительных:
  • профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

  •  
  • Все ли приведенные пары слов являются однокоренными? Докажите.
  • Носатый - носильщик; Конец – кончаться;
  • Смешивать – смешить; Виноватый – извиняться.

  •  
  • В каком слове есть только твердые согласные?
  • мел, лось, тема, можешь, матч.

  •  
  • Замените высказывание одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.
  • растения, которые находятся в комнате - …;
  • работа, которая выполняется дома - …;
  • машина, которая встретилась на пути - …;
  • дорога, которая пролегает далеко - …;
  • почта, которую мы получаем утром - …;
  • путешествие, которое было летним - … .

  •  
  • Укажите имя существительное, которое не имеет формы множественного числа:
  • пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

  •  
  • Какое из данных слов является родственным слову «нос»?
  • носильщик, поднос, переносится, подношение, занос.

  •  
  • Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:
  • рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.

  •  
  • Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.
  • подстереч…, у дач…, луч…, пять тысяч…, богач…, сбереч…, без встреч…, тягач…, ткач…, пострич…, лихач…, меч…, запряч…, бич…, у круч… .

  •  
  • Определите род имен существительных.
  • мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

  •  
  • Выпишите имена существительные с суффиксом – «ок»:
  • замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

  •  
  • Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
  • брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

  •  
  • Какое из указанных слов является проверочным для остальных?
  • д…рить, од…ренный, безд…рь, под…рок.

  •  
  • С какими профессиями связаны данные слова, раздели на соответствующие группы:
  • романс, тренировка, тайм, прыгун, атлет, мелодия, холст, тембр, натюрморт, пейзаж.

  •  
  • Слово дол означает «низ, нижний край». Подбери слова, произошедшие от этого корня.

  •  

  •  
  • В слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.
  • поле - пэ, о, эль, е
  • солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е
  • человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ

  •  
  • Вставьте пропущенные буквы в следующих словах:
  • б...т…рея, ко…екция, ж…ри, в…рм…шель, ш…колад.

  •  
  • Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.
  • береза, руки, человека.

  •  
  • Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
  • Тот, кто любит шутить. Житель Москвы.
  • Свойства доброго человека. Тот, кто богат на выдумки.
  • Женщина повар. Специалист по химии.
  • Музыкант, играющий на скрипке. Смелый человек.
  • Любящий мечтать. Жадная девочка.
  • Участник игры.
  • Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?
  • скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник.

  •  
  • Вставьте нужную букву в начале слова:
  • (с,з)дание, (с,з)жать, (с,з)давать, (с,з)делать, (с,з)десь, (с,з)гиб, (с,з)дешний, (с,з)бить, (с,з)говориться, (с,з)беречь.

  •  
  • Закончи предложение подходящими по смыслу и рифме наречиями.
  • Посиди да погоди: сказка будет __________________.
  • Черно-белый медвежонок про себя ворчит _______________.
  • Подымается петух, говорить с собою ____________________.
  • Испугался вдруг щенок и пустился ______________________.

  •  
  • Вычеркни слова не родственные двум другим
  • рисунок, рисовый, зарисовка;
  • носилки, носатый, поднос;
  • гусь, гусеница, гусыня.
  • Какие слова имеют ударение на окончании:
  • свёкла. брюква, скоба, скула, ампула.

  •  
  • В каком слове следует писать букву «ь»:
  • тягач… чуш… пять встреч… шалаш…

  •  
  • Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».
  • платки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

  •  
  • Найдите окончания в словах:
  • доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.

  •  

  •  
  • Добавьте к каждому из данных слов одну букву, чтобы получилось новое слово:
  • рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, лук, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.

  •  
  • Вставь пропущенные буквы в следующие предложения:
  • Мальчик пол…скал собаку.
  • Огромные в…лы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
  • Витя сл…зал с лестницы.
  • Мама отв…рила дверь, пос…дела на диване и отв…рила к обеду картошку.

  •  
  • Определите части речи в предложении.
  • Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

  •  
  • Подбери и запиши к каждой схеме по два слова:
  • - приставка, корень, суффикс, окончание _______________
  • - корень, суффикс ___________________________________
  • - приставка, корень, окончание ______________________

  •  
  • Сделай буквенные записи слов.
  • [гр`ип], [л`иса], [сл`изат`].

  •  
  • Исправь ошибки.
  • Синии небо и свежие дыхание ветерка монили на прогулку.
  • Как хорошо ранем утром в лису.
  • Из-за долёкова леса выкотилась огромное солнце.
  • Над соседнем домом пролитела птица и скрылось в глубокам авраге.
  • Последнее предложение разбери по членам предложения и по частям речи.

  •  
  • Выпиши лишнее слово, объясни почему.
  • тополь, сирень, дочь, ночь, рожь.

  •  
  • Подбери слова с удвоенной согласной на стыке корня и суффикса. Запиши, разбери по составу.
  • Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
  • [ж] Тихонько жужжит жук, взжит и дрожжит.
  • [ш] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
  • [т] Директор предприятия подписал документ и отдела его представителю подшефной фабрики.

  •  
  • Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
  • (Н.)кому, (н.)писать, (н.)где разместить, (н.)куда, (н.)ездить, (н.)кому рассказать, (н.)кого, (н.)спрашивать.

  •  
  • Во что превратятся глаголы?
  • МЕЛИ, ОКУНИ, ПРЯДИ, СОЛИ, если перенести ударение с последнего слога на первый?

  •  
  • Выпиши слова с нулевым окончанием.
  • домов, столов, голов, ковров, основ, степей, ножей, шей, юношей.

  •  
  • Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе – пещеру, преимущественно искусственную.

  •  
  • Записать слова, вставляя пропущенные буквы (где надо):
  • сер?ёзный, раз?езд, об?явление, без?ответственный, с?язвить, трех?этажный.

  •  
  • Сгруппируйте слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного или того же слова.
  • читаю, читал, час, визите, читка, везти, часы, чтец, военный (завод), военная (походка), все были дома, чтецы, прошёл мимо, читки, скорый, более, скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.

  •  
  • Запиши два слова которые имеют одинаковый корень, но не являются однокоренными.
  • Подберите слово, в котором букв и звуков одинаковое количество и при этом есть мягкий знак

  •  
  • Найди спрятавшиеся слова с непроверяемым написанием.
  • Е
  • Е
  • Е
  • Е
  • Е
  • Е
  • Е
  • Е

  •  
  • Вставьте подходящие по смыслу предлоги:
  • Вернулся … школы, … завода, … Крыма, … Москвы, … экскурсии, … санатория, … курорта.

  •  
  • Переставь буквы так, чтобы получились новые слова:
  • садок, среда, замок.

  •  
  • Сколько раз звуки, составляющие слово СОН встретились в стихотворении:
  • На сосне и на берёзе – бахрома.
  • Белой пряжей их закутала зима.
  • И оставила распутывать весне
  • Эту пряжу на берёзе и сосне.

  •  
  • Перепишите, заключая, где надо, в кавычки имена существительные собственные:
  • книга Сын полка, кинофильм Семеро смелых, собака Отважная, семья Беликовых, рассказ Чук и Гек, река Волга, город Самара, газета Известия.

  •  
  • Какими частями речи могут быть следующие слова, составь с ним предложения или словосочетания, чтобы было ясно, какая это часть речи:
  • стих __________________________________________________
  • рой __________________________________________________
  • жаркое_______________________________________________

  •  
  • Разгадай метаграмму.
  • Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.
  • С [м] берегись меня, не то я съем и платье и пальто.
  • Сколько мягких звуком [л`] в стихотворении?
  • Ливень льет! Ливень льет!
  • Пляшут капли в лужице.
  • Плот плывёт! Плот плывёт!
  • Плот по луже кружится.

  •  
  • Какое слово в родительном падеже употреблено не верно.
  • помидоров, макаронов, килограммов, мандаринов.

  •  
  • Какой частью речи являются следующие слова:
  • двойник - __________________ удвоит - _________________________
  • двойной - __________________ два - ____________________________
  • двойственно - ______________

  •  
  • Догадайся какое слово задумано:
  • Мой корень – родственник сраженью,
  • Приставка в слове заявление,
  • В наборщике есть суффикс мой.
  • А весь тружусь я под землей.
  • Поставь ударение в словах:
  • туфля, торты, хозяева, щавель, красивее, документ, километр, звонят, цемент, призывник, дремота.

  •  
  • Запиши данные имена существительные в предложенном падеже, используя нужный предлог (о, об)
  • Армия, ёлка, юбилей, игра, улица, облако.

  •  
  • Определи род имен существительных.
  • какао - __________________ вермишель - ___________________
  • педаль - _________________ шоколад - _____________________
  • кофе - ___________________ тюль - ________________________
  • мозоль - _________________ туннель - _____________________
  • толь - ___________________

  •  
  • Выдели приставки.
  • надоить, надоконный, надолбить, надоумить, надобность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 2-4 классов

Карточки с заданиями по русскому языку для 2-4 класса...

Дидактический материал по русскому языку для 2 - 3 класса

Дидактический материал по русскому языку для 2  - 3 класса...

Дидактический материал по русскому языку "Части речи".3 класс

Дидактический материал для самостоятельной работы по русскому языку "Части речи". 3 класс...

Тесты и дидактический материал по русскому языку для учащихся 2 класса школы VIII вида

Материал для уроков русского языка по всем темам учебника....

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО РУСCКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ....