Игровые формы на уроках русского языка
статья по русскому языку
В статье описываются игровые формы на уроках русского языка в начадьной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._igrovye_formy_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ ФОРМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский.
Любовь к русскому языку не воспитаешь лозунгами «Надо беречь и любить!». Положительное отношение к русскому языку начинается в начальной школе. Это значит, что детям должны нравиться и формы проведения уроков, и их содержание.
Через игру ребенок познает окружающий мир, как в тематическом отношении, так и в социальном. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития. Игра – своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении.
Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:
- проводить уроки в нетрадиционной форме;
- раскрывать креативные способности учащихся;
- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
- обеспечивать свободный обмен мнениями;
- учитывать возрастные психологические особенности школьников;
- организовывать процесс обучения в форме состязания;
- облегчать решение учебной задачи;
- вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
- ощущать значимость результата для каждого учащегося в отдельности;
- практически закреплять полученные знания;
- формировать мотивационную сферу учащихся;
- расширять кругозор детей;
- формировать навык совместной деятельности.
Урок русского языка не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене. А успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Об этом знают все: и учителя, и родители, да и сами ученики. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удается не всегда. Одним из средств решения этой проблемы является применение игровых технологий. На уроках русского языка целесообразно использовать игры, направленные на обогащение лексического запаса. Например, учащимся предлагается дополнить слово по первому слогу, подобрать рифмы, составить слова по заданным параметрам (из 6 букв, из 3 слогов, за 3 минуты и т.д.) При изучении тем «Синонимы» и «Антонимы» можно использовать игру «Перестрелка». Она заключается в том, что команды выстраиваются напротив друг друга, по сигналу учителя первая команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова - синонимы. Затем вторая команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами - синонимами. Также с интересом дети участвуют в игре «Наоборот», в которой учитель называет действие, а дети выполняют противоположное действие. Например, опустите руки вниз, откройте глаза, присядьте, поднимите правую ( левую ) руку и т.д.
Большой интерес вызывают игры, направленные на развитие мыслительных операций синтеза и анализа. Например, составление слов путём перестановки букв, составление наибольшего количества слов из одного большого слова, составление палиндромов (слова или целые предложения, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево).
В качестве физминутки при изучении многих тем можно использовать игру «Прыг-хлоп». Обучающимся задаются условия, желательно их написать на доске. Например, буква ё – прыг, буква о – хлоп, при изучении темы «Буквы о, ё после шипящих». Или Ъ – прыг, Ь – хлоп при изучении разделительных твёрдого и мягкого знаков и т. д.
Дети, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. Систематическая работа в этом направлении благотворно сказывается на формировании у обучающихся устойчивого интереса к учению, активизации внимания детей. Применяя игровые технологии можно давать в увлекательной доступной для детей форме серьезный и большой по объему материал. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества.
Педагогическая практика показывает, что игра – своеобразный «доктор», который лечит апатию и низкую мотивацию, обособленность и педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения «дремлют»: воображение, символьное мышление, коммуникабельность. Учащиеся в процессе игры уходят от статичности в обучении. Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций на уроке русского языка
Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....
Игровые технологии на уроках русского языка
Презентация...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры активизируют мыслительную деятельность ...
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка при изучении темы: "Правописание гласных после шипящих"
Как сделать интересным уроки русского языка в коррекционной школе 8 вида...
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
"Игровые технологии на уроках русского языка".
тема самообразования 2009 - 2012 уч.год...
Игровые формы на уроках русского языка
Цель данной работы:показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не сл...