Орфографический поединок
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Нагайцева Ирина Викторовна

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  Внеурочная деятельность. Курс «Путь к успеху»

Класс: 4 класс

Тема: Орфографический поединок

Цель: Создание условий для формирования коммуникативных УУД; систематизации знаний обучающихся по теме «Предложение»

Задачи:

Образовательные:   Формировать коммуникативные УУД; умение отличать предложение с однородными членами, расставлять знаки препинания в нем

Развивающие:  Способствовать развитию речи, навыков рефлексии учебных действий

Воспитательные: Содействовать воспитанию культуры учебного труда.

Тип урока: Рефлексия

Оборудование: компьютер; презентация к уроку; карточки для работы в группе

Ход занятия

Рада приветствовать всех на орфографическом поединке. У нас на ринге 6 команд.  Представьтесь, пожалуйста, сделайте пометку в путеводном листе. Успех поединка решат  знания. Наш девиз:

                      -Кто сегодня победит? Конечно, лучший эрудит!

Подумайте, что вы хотели бы пожелать всем присутствующим.

Пожелаем друг другу… (команды по очереди говорят друг другу пожелания удачи, смекалки, ума, дружелюбия, ловкости, хорошего настроения, командного духа, активно и умело общаться… )

Наши правила:

- Работать тихо (не кричать, не ругаться)

- Работать дружно

- Уважать мнения (товарищей из своей и другой команды)

- Если команда не знает ответа, можно воспользоваться «Сундучком знаний»

- Помнить, что у каждого есть личная цель и есть общая цель группы

Начинаем (в командах знак)

Тема. Внимание на экран. Видео (синтаксически и интонационно оформленная единица языка, выражающая сообщение, -  слово, а может быть и несколько, но всё равно есть смысл). Предложение. Отметьте в тетрадях.

- Каких целей добьёмся? Обсудите и отметьте в листах. Кто желает поделиться?

- Для полной победы вам необходимо добиться не только совместной, но и личной цели. Подумайте и запишите в тетрадь. Кому хотелось бы поделиться?

1 раунд. Теоретический.  Отметьте в своих тетрадях.

Каждая группа получает лист с заданием. Ваша задача – заполнить пропуски. Помните, вы всегда можете обратиться в «Сундучок Знаний» за подсказкой.

(работа в группах, проверка на слух)

  1.  Предложение, имеющее две или более  грамматических основ,  тесно связанных по смыслу и интонации,   называется сложным.
  2. Члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения и отвечающие на один и тот же вопрос, называются  однородными. 
  3. Однородные члены в предложении разделяются запятыми.
  4. Перед союзами и, да при однородных членах запятые не ставятся.

Для проверки воспользуемся зеленой ручкой. За каждый правильный ответ «+» и 1 б.

Подсчитайте «+»,  в листах укажите кол-во баллов.

Кто набрал 2, 3, 4 б?

Посмотрите, насколько вы продвинулись в достижении своей цели.

Оцените свой личный вклад в работу. Сколько баллов заработали лично вы и насколько продвинулись в личной победе?

Физ-ка. Пантомима «Угадай предложение» по творчеству Барто

Идёт бычок, качается.

Воробей по лужице прыгает и кружится.

2 раунд. Практический.  Отметьте в своих тетрадях.

Вернёмся к предложениям. Что можете о них сказать с точки зрения русского языка?     (С однородными членами.)

Умение определять однородные члены вам сейчас пригодится.

Предлагаю составить рассказ о ближайшем родственнике воробья (фото) щегле. В нашей местности щегол больше известен как чиж или чечётка. Не боится холодов и поддаётся дрессировке.

Задание: составить рассказ с опорой на таблицу.

Работа в группах. Предложения разрезаны, собрать текст.

 Дополнительное задание – озаглавить, продолжить.

Проверка – читает группа.

Щегол – певчая птица.

У неё яркое, праздничное оперение.

Щегол вьёт гнёзда на сливе, яблоне, клёне, тополе.

Щеглята вылетают из гнезда, сбиваются в стайки и кочуют в окрестностях.

Приступаем к проверке. Что у вас получилось? Дополнительное задание?

Оцените свою работу. Отметьте, насколько вы продвинулись в достижении цели: что закрепили, что повторили, что узнали.

Оцените вашу индивидуальную работу.

Вывод: Как разделялись однородные члены в предложениях? (запятой)

Отсутствие запятой или лишняя может привести к непониманию и даже к недоразумениям.

Задание: Расставить знаки препинания в предложении.

(работа на листе, лист на доску)

Пальцев у нас  двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.

Оцените свою работу. За каждую правильно поставленную запятую 1 балл.

Посмотрите, насколько вы продвинулись в достижении своей цели.

Оцените личную работу.

Итог.        Подведем итоги.

Кому удалось победить себя и добиться своих личных целей?

Удалось ли вам решить общие задачи? Да – почему, нет – почему. Обсудите и назовите самую главную причину.

Кого вам хотелось поблагодарить в своей группе? Подарите ему «бонус», объясните, за что.

- Наши эрудиты…..     Вы показали себя настоящими знатоками.

Другим группам шанс – максимально можно было заработать 13 баллов. У вас в конверте фраза из 13 букв. Возьмите столько букв на выбор, сколько у вас баллов и попробуйте собрать фразу.

(всё получилось)

У вас всё получится! Для этого нужно приложить немного усилий! Желаю дальнейших побед!

Самоанализ занятия

Занятие прошло между 6-ю командами-группами. Сама форма проведения предполагала  тесное взаимодействие и сотрудничество. На всех этапах занятия дети активно вели учебный диалог. Распределяли роли; ставили цели и планировали их достижение; договаривались; взаимно контролировали действия друг друга. Ребята постоянно должны были высказывать свою точку зрения и обосновывать ее. Вместе с тем и выслушивать другие, т.е. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

«Отсидеться» и «отмолчаться» в группе было нельзя, т.к. победа складывалась не только из достижений общей цели, но и из личных побед. Таким образом, формировалось умение оценивать свою работу и свой вклад в общее дело.

В конце занятия был сделан общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели, т.е. ребята понимают возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

На занятия были созданы все условия и реализованы все возможности для формирования коммуникативных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-соревнование: «Кулинарный поединок»

Игра проводится в два этапа. Первый этап –организационный, второй – практический.Тематика каждой игры разная:...

ПОЕДИНОК С СУДЬБОЙ ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ МАЛЬЧИКА В СЕМЬЕ, ГДЕ НЕТ ОТЦА (собрание-консультация)

Привлечь внимание родителей (мам) к проблеме воспитания мальчиков в неполной семье; помочь выработать правильную позицию в сложившейся ситуации; вооружить «рецептами» преодоления трудностей воспитания...

конкурсная шоу-программа "Кулинарный поединок"

Формирование у детей представлений о разнообразии профессий, углубление знаний о профессии повар через интересные конкурсы....

конкурсная шоу-программа "Кулинарный поединок"

Формирование у детей представлений о разнообразии профессий, углубление знаний о профессии повар через интересные конкурсы....

конкурсная шоу-программа "Кулинарный поединок"

Формирование у детей представлений о разнообразии профессий, углубление знаний о профессии повар через интересные конкурсы....

конкурсная шоу-программа "Кулинарный поединок"

Формирование у детей представлений о разнообразии профессий, углубление знаний о профессии повар через интересные конкурсы....

Игра-проект "Поедем, поедим!"

   В 2011-2012 учебном году  в школе начались занятия по программе «Разговор о правильном питании». Мы продолжили эти занятия по второй части программы «Две нед...