Олимпиада по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Бурчалова Эльвира Викторовна

Олимпиада по русскому языку для всех УМК 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку для 4 класса

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН - [Л’ОН]→ [НОЛ']→НОЛЬ 

ШЁЛ- _____________________________________________________________ 

ШЕЙ-_____________________________________________________________ 

ЯР-_______________________________________________________________ 

ЛЮК-_____________________________________________________________ 

ДОГ- ____________________________________________________________ 

КОТ-______________________________________________________________ 

ЛОБ-______________________________________________________________ 

АРАБ-_____________________________________________________________ 

2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – ________________________________________________ 

Водить за нос – __________________________________________________ 

Бить баклуши - __________________________________________________ 

Вверх дном - ____________________________________________________ 

Раскинуть умом - _________________________________________________ 

Одержать победу - _______________________________________________ 

Работать не покладая рук - _________________________________________ 


3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 


4. Допиши пословицы 

Всякому овощу __________________________________________________________ 

Пейте дети молоко, ______________________________________________________ 

Картошка поспела - ______________________________________________________ 

5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея: 

«У каждого судьба своя!» 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя ... 

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 


7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад. 

9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Больш… кенгуру, хохлат…. какаду, известн…. кафе, чёрн…. вуаль, старин…. рояль., просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе 


10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки

С + тонкая ветка

С + легкий дом для отдыха

С + хвойный лес

12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответы на задания по русскому языку 4 класс (мах. 40 баллов)

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН - [Л’ОН]→ [НОЛ']→НОЛЬ 

ШЁЛ – (ШОЛ) – (ЛОШ) - ЛОЖЬ

ШЕЙ – (ШЕЙ) – (ЙЕШ) - ЕШЬ

ЯР - (ЙАР) – (РАЙ) - РАЙ

ЛЮК – (ЛУК) – (КУЛ) - КУЛЬ

КОТ – (КОТ) – (ТОК) - ТОК

АРАБ - (АРАП) – (ПАРА) – ПАРА

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)


2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – мало 

Водить за нос – обманывать

Вверх дном – кувырком, перевернуто 

Раскинуть умом - размышлять 

Одержать победу - победить

Работать не покладая рук - усердно

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)

3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Ответ: битва, брак, бросать, буква, букет, быстрый.

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 

Ответ: дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.

(2 балла)

4. Допиши пословицы 

Всякому овощу свое время

Пейте дети молоко, будете здоровы

Картошка поспела – берись за дело

(3 балла)


5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея: 

«У каждого судьба своя 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя ... 

(4 балла)

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 

Ответ: объяснить, съехать (или любые два на выбор)

(2 балла)


7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

Ответ: Маршак, Барто

(4 балла)

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад. 

Ответ: При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

(4 балла)


9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, стариный рояль, просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, модное пальто.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 5 баллов)


10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

Ответ: сочинение

(3 балла)

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки = сброд 

С + тонкая ветка = спрут 

С + легкий дом для отдыха = сдача

С + хвойный лес = сбор 

(4 балла)


12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответ: 

вена - кровеносный сосуд, Вена - город в Австрии;

даль - существительное, обозначающее простор и т.п., Даль - В. И. создатель Великорусского толкового словаря;

десна - орган в ротовой полости, Десна – река;

клин - угол, Клин - город в России;

роман - жанр в литературе, Роман - имя мужчины;

лист - часть дерева или кустарника, Лист - Великий композитор.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 3 баллов)



Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку для 4 класса

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН - [Л’ОН]→ [НОЛ']→НОЛЬ 

ШЁЛ- _____________________________________________________________ 

ШЕЙ-_____________________________________________________________ 

ЯР-_______________________________________________________________ 

ЛЮК-_____________________________________________________________ 

ДОГ- ____________________________________________________________ 

КОТ-______________________________________________________________ 

ЛОБ-______________________________________________________________ 

АРАБ-_____________________________________________________________ 

2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – ________________________________________________ 

Водить за нос – __________________________________________________ 

Бить баклуши - __________________________________________________ 

Вверх дном - ____________________________________________________ 

Раскинуть умом - _________________________________________________ 

Одержать победу - _______________________________________________ 

Работать не покладая рук - _________________________________________ 


3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 


4. Допиши пословицы 

Всякому овощу __________________________________________________________ 

Пейте дети молоко, ______________________________________________________ 

Картошка поспела - ______________________________________________________ 

5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея: 

«У каждого судьба своя!» 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя ... 

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 


7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад. 

9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Больш… кенгуру, хохлат…. какаду, известн…. кафе, чёрн…. вуаль, старин…. рояль., просторн… фойе, прозрачн… тюль, детск… шампунь, горяч… кофе 


10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки

С + тонкая ветка

С + легкий дом для отдыха

С + хвойный лес

12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответы на задания по русскому языку 4 класс (мах. 40 баллов)

1. Сделай фонетическую транскрипцию слов и произнеси слова в обратном порядке. Запиши полученные наоборот слова. 

Например, ЛЁН - [Л’ОН]→ [НОЛ']→НОЛЬ 

ШЁЛ – (ШОЛ) – (ЛОШ) - ЛОЖЬ

ШЕЙ – (ШЕЙ) – (ЙЕШ) - ЕШЬ

ЯР - (ЙАР) – (РАЙ) - РАЙ

ЛЮК – (ЛУК) – (КУЛ) - КУЛЬ

КОТ – (КОТ) – (ТОК) - ТОК

АРАБ - (АРАП) – (ПАРА) – ПАРА

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)


2. К каждому устойчивому сочетанию подобрать синоним – одно слово: 

Без году неделя – мало 

Водить за нос – обманывать

Вверх дном – кувырком, перевернуто 

Раскинуть умом - размышлять 

Одержать победу - победить

Работать не покладая рук - усердно

(1,5 балла за каждое слово, всего 3 балла)

3. Записать слова в алфавитном порядке. 

Буква, букет, бросать, быстрый, брак, битва 

Ответ: битва, брак, бросать, буква, букет, быстрый.

Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг 

Ответ: дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.

(2 балла)

4. Допиши пословицы 

Всякому овощу свое время

Пейте дети молоко, будете здоровы

Картошка поспела – берись за дело

(3 балла)


5. Выпиши слова, в которых есть звук [й] 

И вскользь мне бросила змея: 

«У каждого судьба своя 

Но я-то знал, что так нельзя – 

Жить, извиваясь и скользя ... 

(4 балла)

6. Напишите два слова, в которых одновременно встречались бы Ь и Ъ знаки. 

Ответ: объяснить, съехать (или любые два на выбор)

(2 балла)


7. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. 

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? 

б) Витя, не надо краба ртом трогать. 

Ответ: Маршак, Барто

(4 балла)

8. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. 

При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад. 

Ответ: При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

(4 балла)


9. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 

Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, стариный рояль, просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, модное пальто.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 5 баллов)


10. Корень извлечь из «начинки» несложно, Приставка в «сосуде» хранится надёжно, Суффикс в «гудении» ясно услышишь, Вместе на темы различные пишешь.

Ответ: сочинение

(3 балла)

11. Отгадайте грамматические примеры и впишите ответы: 

С + мелкое место поперек реки = сброд 

С + тонкая ветка = спрут 

С + легкий дом для отдыха = сдача

С + хвойный лес = сбор 

(4 балла)


12. Что означают слова вена, даль, десна, клин, роман, лист? Какой новый смысл они приобретут, если их написать с большой буквы? 

Ответ: 

вена - кровеносный сосуд, Вена - город в Австрии;

даль - существительное, обозначающее простор и т.п., Даль - В. И. создатель Великорусского толкового словаря;

десна - орган в ротовой полости, Десна – река;

клин - угол, Клин - город в России;

роман - жанр в литературе, Роман - имя мужчины;

лист - часть дерева или кустарника, Лист - Великий композитор.

(1,5 балла за каждое окончание, всего 3 баллов)



Предварительный просмотр:

Олимпиада по  русскому языку

2019 – 2020 учебный год

  1. класс

1.Найди слова, в которых находятся рядом два гласных звука. Подчеркни их.  

                       Театр,сиять, союз, свая, боец, шпион, дуэт, оазис, пианино.

2. В семье Ивановых родились двойняшки – мальчик и девочка. Имена им выбирали так, чтобы они начинались на одинаковый звук. Какими именами могли назвать детей? Обведи буквы вариантов, под которыми записаны такие имена.

 А) Маргарита и Мирослав.

Б) Виталина и Виктор

 В) Оксана и Антон.

Г) Ульяна и Юра

3. В языке племени Крокс так же, как в русском языке, у имен  существительных выделяют 3 типа склонений. Существует такая же система падежных окончаний.

1 скл.

2 скл.

3 скл

гува

кряда

магра

щгара

опащ

жадро

кряч

рюнь

терь

скичь

клущь

вищь

    Из рассказа  на крокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их.

Щгара трымчет о кряч_ о скич_ зукает по магр_ , по жадр_ и тер_. От  клущ_ и от рюн_ рыкует опащ.

4. Отгадай существительное общего рода. Запиши.

1)Драчун, зачинщик ссор и драк –        ________________________

2)Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам – ________________

3)Тот, кто любит сладости – __________________________________

4)Грубый, невоспитанный человек –____________________________

5)Рассеянный, неловкий человек – ______________________________

5.«Переведи» текст: впиши значение устойчивых сочетаний слов.

Если у вас глаза разгорелись (__________________) или глаза разбегаются (___________________), то успокойтесь и не раскидывайте глаз (__________________).

     Чтобы случайно не сломать зубы на чем-то (_________________), лучше не чешите зубы (___________________) и уж тем более не вздумайте заговаривать зубы  родным и знакомым (________________), а держите язык за зубами (__________________).

6. Учительница прочитала предложения из сочинений вашего класса и предложила найти в них речевые ошибки.

Ответ (укажи номер лишнего слова)

    Пример

  1. Дети1 страдали2 от3 недоедания4 пищи5.

  1. Я1 должен2 написать3 мою4 автобиографию5.

  1. Путь1 кораблю2 преградил3 ледяной4 айсберг5.

  1. Не1 ешьте2 зимой3 холодное4 мороженое5.

  1. Дисциплина1 поведения2 в нашем3 классе4 плохая5.

7. Анаграмма – перестановка букв в слове (или в нескольких словах), в любом порядке, в результате которой образуется новое слово (слова).

Например: арка-кара., сарай –сайра.

Расшифруй и запиши    текст-анаграмму.  Буквы  в словах удалять или добавлять нельзя!

Интересная книга.

аМам пилаук нигук.  амТ тисих и акритник.  отВ имакш и айзак.  А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.

__________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

8. Прочитай.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл.

Не мучай муху: и ей больно.

Петух скажет курице, а она – всей улице.

Корень учения горек, да плод его сладок.

И собака помнит, кто её кормит.

Ему разжуй, да в рот положи.

Сгруппируй пословицы и поговорки в зависимости от рода имеющихся в них местоимений. В каждой группе напиши пословицы и поговорки, ориентируясь на падеж местоимений. Они должны следовать в порядке склонения. Запиши группы пословиц и поговорок.

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Олимпиада по  русскому языку

2019 – 2020 учебный год

  1. Класс (ключи)

1. Театр,  шпион, дуэт, оазис, пианино.

      По 1 баллу за каждое слово. Если допущена 1 ошибка (записано одно лишнее слово) - минус 1   балл. Если допущено 2 и более ошибок – 0 баллов.

2.  Б) Виталина и Виктор.   В) Оксана и Антон. 

1 балл – за  каждый правильный вариант ответа.

3. Щгара трымчет о крячЕ_ о скичИ_ зукает  по магрЕ_ , по жадрУ_ и терИ_. От  клущИ_ и от рюнЯ_ рыкует опащ.

      По 1 баллу за каждое слово. Если допущена 1 ошибка (записано одно лишнее слово) - минус 1   балл. Если допущено 2 и более ошибок – 0 баллов.

4. 1)Драчун, зачинщик ссор и драк – забияка, задира.

    2)Бездельник, глазеющий от скуки по сторонам – зевака.

    3)Тот, кто любит сладости – лакомка, сластёна.

    4)Грубый невоспитанный человек – невежа, грубиян.

    5)Рассеянный неловкий человек – разиня.

1 балл – за  каждый правильный вариант ответа

5. Если у вас глаза разгорелись (очень захотелось чего-то) или глаза разбегаются (не можете остановиться на чем-то одном), то успокойтесь и не раскидывайте глаз (не смотрите по сторонам).

        Чтобы случайно не сломать зубы на чем-то (потерпеть неудачу), лучше не чешите зубы (не говорите о  пустяках) и уж тем более не вздумайте заговаривать зубы  родным и знакомым (обманывать), а держите язык за зубами (молчите).

1 балл – за  каждый правильный вариант ответа

6.     5,4,5,4,2                                                       1 балл – за  каждый правильный вариант ответа                  

7.                                              Интересная книга.

Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи.

1 балл – за каждое верно расшифрованное и записанное (без орфографических ошибок)  предложение. При наличии в тексте более 2 ошибок, добавление или удаление букв ,   снимается  – 1 балл.

8. 1 группа – м.р.

Ищет вчерашний день, а он уже прошёл. – Им.п.

Корень учения горек, да плод его сладок. – Р.п.

Ему разжуй, да в рот положи. – Д.п.

2 группа – ж.р.

Петух скажет курице, а она – всей улице. – Им.п.

Не мучай муху: и ей больно. – Д.п.

И собака помнит, кто её кормит. – В.п.

1 балл – за  каждый правильный вариант распределения по группам и                  

                              1 балл – за  каждый правильный вариант последовательности падежей

Максимально количество баллов -  48.

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во баллов

5

2

7

5

7

5

5

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН по русскому языку4 класс

КВН по русскому языку4 класс...

Олимпиада по русскому языку 2 класс (отборочный тур внутри класса)

Олимпиада соответствует возросту учеников 2 класса и позволяет выявить одарённых детей по предмету....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...