Олимпиада по русскому языку 1-4 классы
олимпиадные задания по русскому языку
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
2 класс
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запиши в работе ручкой на отведённых для этого местах. Старайся записывать ответы грамотно, без ошибок. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
- Найдите одинаковые согласные звуки в словосочетании «мягкий мех» и обозначь их.
[ ], [ ], [ ].
- Поставьте ударение в одинаково написанных словах.
Вопрос мой прост и краток, -
Промолвил Носорог, -
Что лучше – сорок пяток
Или пяток сорок?
(А. Милн)
3. Найдите группу слов, которая состоит только из родственных слов. Отметь ее галочкой.
___ Тропинка, дорожка, дорожный, дорога
___ Гора, горький, горка, горный
___ Свет, светлый, посветлеть, рассвет
___ Лист, листочек, лес, листик
___ Море, морской, из-за моря, моря
- Отгадайте шараду. Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной. Напишите отгадку на строке.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.
_____________________________________________________________
- Установите закономерность расположения слов и продолжите ряд на оставленных строках, дописав одно слово.
А) травка, указка, трубка - _______________________________
Б) толстый – тонкий, высокий - ________________________
В) сказка, сказки, в сказке, _____________________________
Г) праздничный, радостный, ____________________________
- Замените одним словом устойчивые сочетания слов. Запишите их на оставленных строках.
Как сквозь землю провалиться - _______________________
Как курица лапой - ___________________________________
Сидеть сложа руки - _________________________________
- Разгадайте кроссворд (словарные слова).
По горизонтали.
4.Синоним слова «путь».
5. Синоним слова «картинка».
6. Приём пищи в середине дня.
7. Последний месяц осени.
По вертикали:
- Подземный вид транспорта.
- Овощ оранжевого цвета.
- Антоним слова «медленно».
1 | 2 | ||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 |
- Из слов каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новое слово на оставленной строке.
Сапоги – парашют – фантазия __________________________________
Косари – заморозки – летчик ____________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Всего | Грамматич. ош. |
Баллы |
Ответы 2 класс.
- [ м ' ] и [ х ]
2 балла – задание выполнено верно
1 балл – написан один из звуков
0 баллов – задание не выполнено
- Вопрос мой прост и краток, -
Промолвил Носорог, -
Что лучше – сОрок пЯток
Или пятОк сорОк?
2 балла – задание выполнено верно
1 балл – указана одна пара слов
0 баллов – задание не выполнено
- Свет, светлый, посветлеть, рассвет
2 балла – задание выполнено верно
0 баллов – задание не выполнено
- Оценка
2 балла – задание выполнено верно
0 баллов – задание не выполнено
- А) Парные согласные в корне слова
Б) Антонимы
В) Форма слова
Г) Непроизносимые согласные.
Возможны варианты.
4 балла – задание выполнено верно. За каждое верное слово 1 балл.
- Исчезнуть, неаккуратно, бездельничать. Синонимы этих слов.
3 балла – задание выполнено верно
За каждое слово по 1 баллу.
- 1) метро
2) морковь
3) быстро
4) дорога
5) рисунок
6) обед
7) ноябрь
3 балла – угадано 7 слов
2 балла – угадано 4-6 слов
- балл – угадано 1- 3 слова
- Сарафан, гитара, самолет
2 балла – задание выполнено верно. За каждое слово 1 балл.
Всего баллов: 20 баллов.
За орфографические ошибки снимаем 1 балл
Олимпиада по русскому языку
3 класс
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 8 заданий.
Ответы на задания запиши в работе ручкой на отведённых для этого местах. Старайся записывать ответы грамотно, без ошибок. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
- Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой «Л» в стихотворении. Напишите на оставленных строках.
Ливень льет! Ливень льет!
Пляшут капли в лужице.
Плот плывёт! Плот плывёт!
Плот по луже кружится.
Твердых - ____________________
Мягких - ____________________
- Прочитайте транскрипцию. Составьте и запишите слова. Над словами надпишите части речи.
[с'ивод'н'и]- __________________________________________________
[аб'й'ивл'эн'ий'э] - _____________________________________________
- Составьте словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе. Запишите их на оставленных строках.
У новой (скатерти) - __________________________________________
Пуговицы от ( наволочки) - _____________________________________
Ветки ( черешни ) - ___________________________________________
Продажа ( полотенца ) - _______________________________________
- Найдите и выделите корень в следующих словах:
Беседка, бестолочь, безделушка, бездна.
- Замените слова синонимами. Запишите их.
- Аргумент - _________________________________________________
- Инструкция - _______________________________________________
- Классифицировать - _________________________________________
- Исправьте орфографические ошибки. Запишите предложения правильно на строках.
Мальчик полоскал собаку.
_____________________________________________________________
Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
_____________________________________________________________
Все спустились с горы, а Витя слизал.
_____________________________________________________________
Мама отварила дверь.
_____________________________________________________________
- Разгадайте кроссворд (словарные слова).
По горизонтали:
1.Группа людей, объединенная общей работой или общими интересами.
6. Название космического корабля, на котором Ю. Гагарин совершил полёт в космос.
9. Часть квартиры.
10. Мебель для сна.
По вертикали:
2.Цветок с семенами-парашютиками.
3. Единица измерения массы.
4. Выходной день недели.
5. День недели.
7. Он бывает грецкий, бывает лесной.
8. Главный город страны.
1 | 2 | 3 | ||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||
9 | ||||||||||||
10 | ||||||||||||
- Прочитайте отрывок из книги Ю.В. Откупщикова «К истории слова»
О народной этимологии. Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин), и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.
Попробуйте догадаться, что означают «детские слова» и запишите их на строках.
«тушенник» - _________________________________________________
«журчей» - ___________________________________________________
«рыжка» - ___________________________________________________
«красняк» - ___________________________________________________
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Всего | Грамматич. ош. |
Баллы |
Ответы 3 класс.
- Твердых – 7, мягких – 6
4балла – задание выполнено верно
2 балла – посчитали верно только твердые звуки или только мягкие.
0 баллов – задание не выполнено
- Сегодня – наречие, объявление – имя существительное
2 балла – задание выполнено верно полностью
0 баллов – задание не выполнено
- У новых скатертей, пуговицы от наволочек, ветки черешен, продажа полотенец.
4 балла – задание выполнено верно. За каждое верное словосочетание 1 балл.
- Беседка – «бесед»; бестолочь – «толочь»; безделушка – «дел», бездна – «дн».
4 балла – задание выполнено полностью верно. За каждое верное слово – 1 балл.
- Аргумент – доказательство, мотив
Инструкция – памятка, руководство
Классифицировать – группировать, систематизировать, размещать, располагать.
Возможны варианты. Сноска на электронный словарь синонимов: https://text.ru/
3 балла – задание выполнено верно. За каждое слово – 1 балл.
- Мальчик поласкал собаку.
Огромные валы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Огромные волны швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Все спустились с горы, а Витя слезал.
Мама отворила дверь.
4 балла – задание выполнено верно. За каждое предложение – 1 балл.
- По горизонтали: 1) коллектив, 6) «Восток», 9) комната, 10) кровать
По вертикали: 2) одуванчик, 3) килограмм, 4) воскресенье, 5) вторник, 7) орех, 8) столица
4балла – угадано 10 слов
3 балла – угадано 7- 9 слов
2 балла – угадано 4- 6 слов
1 балл – угадано 1 – 3 слова
- Тушенники – пожарники
Журчей – ручей
Рыжка – белка, лиса, лисичка
Красняк – синяк
4 балла – записаны все слова. За каждое слово – 1 балл.
Всего баллов: 29 баллов
За орфографические ошибки снимаем 1 балл.
Олимпиада по русскому языку
4 класс
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запиши в работе ручкой на отведённых для этого местах. Старайся записывать ответы грамотно, без ошибок. Если ты хочешь изменить ответ, то зачеркни его и запиши рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходи к следующему. Постарайся выполнить как можно больше заданий.
Желаем успеха!
- Прочитайте слова.
Льдина, яма, вода, клен, зверьки, путь, ладья, поет, ежик.
Сравните в этих словах количество букв и звуков. Запишите слова в соответствующий столбик таблицы.
Звуков столько же, сколько букв. | Звуков больше, чем букв. | Звуков меньше, чем букв |
- Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на основное орфографическое правило: врачи, зима, часы, грибной ….
1) Сформулируйте и запишите правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово.
2) Запишите пятое слово.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Составьте и запишите два предложения с именем прилагательным «чудесный». В первом предложении употребите это прилагательное в форме ср.р., ед.ч., П.п.
_____________________________________________________________
Во втором предложении употребите это прилагательное в форме ж.р., ед.ч., Д.п.
_____________________________________________________________
- Найдите речевые ошибки. На оставленных строках запишите исправленные предложения.
Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Это смелый и волелюбный человек.
_____________________________________________________________
- Составьте и запишите словосочетания со словом воздух по предложенным схемам.
Сущ. + сущ. = ________________________________________________
Прил. + сущ. = ________________________________________________
Гл. + сущ. = __________________________________________________
- Разделите предложенные существительные на три группы. Первая – существительные, которые имеют только форму единственного числа, вторая – те, которые имеют только форму множественного числа, а третья– те, которые могут иметь обе формы.
Сани, полотенце, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________
- Вставьте вместо __ предлоги:
Я__ утра ___ лесу гуляю,
__ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю __ берёзку и __ мох,
__ малину, ежевику,
__ ежа и __ ежиху,
__ которой __ ежат
Все иголочки дрожат.
- Вставьте вместо черточек буквы, чтобы получились слова, которые обозначают:
А _ _ _ а – молниеносное наступление на неприятеля;
А _ _ _ а – сценическая площадка в цирке;
А _ _ _ а – реклама спектакля, концерта;
А _ _ _ а – кислый фрукт.
- К предложенным существительным подберите общее прилагательное, употребив его в прямом и переносном значении
Нервы и прутья- _________________________________________________
Хвост и холод – __________________________________________________
Перстень и характер – ___________________________________________
Услуга и шуба - __________________________________________________
- Поставьте запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а во втором – о четырех.
А) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
Б) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Всего | Грамматич. ош. |
Баллы |
Ответы 4 класс.
- Звуков столько же, сколько букв: вода, клен, ладья
Звуков больше, чем букв: яма, поет, ежик
Звуков меньше, чем букв: льдина, зверьки, путь
3 балла – все выполнено верно
За каждую группу слов – 1 балл.
- Трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы учащийся отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением.
2 балла – задание выполнено верно
1 балл – правильно записано слово или правильно записано правило.
- 2 балла – записаны оба предложения верно
За каждое предложение – 1 балл.
- Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкими.
Это смелый и волевой человек. Это смелый и вольный человек.
2 балла – задание выполнено верно. За каждое предложение – 1 балл.
- Глоток воздуха, свежий воздух, поднимается в воздух. Возможны варианты.
3 балла – задание выполнено верно. За каждое словосочетание – 1 балл.
- 1 группа: смех, трусость, кашель, темнота, капуста
2 группа: сани, ножницы, кудри, чернила, дрова.
3 группа: полотенце, пожар, варежка, воз, валенок.
3 балла – задание выполнено верно
За каждую верную группу – 1 балл.
- Я с утра в лесу гуляю
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю про березку и про мох,
Про малину, ежевику,
Про ежа и про ежиху,
У которой за ежат
Все иголочки дрожат.
4балла – записаны 10 предлогов
3 балла – записаны 7- 9 предлогов
2 балла – записаны 4- 6 предлогов
1 балл – записаны 1 – 3 предлога
- Атака, арена, афиша, алыча.
4 балла – все слова записаны верно. За каждое правильно записанное слово 1 балл.
- Железные прутья, железные нервы
Собачий хвост, собачий холод
Золотой перстень, золотой характер
Медвежья услуга, медвежья шуба
4балла – записаны все словосочетания верно. За каждую верную пару – 1 балл.
- На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.
На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.
На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища.
2 балла – задание выполнено верно
За каждое верное предложение по 1 баллу
Всего баллов: 29 баллов.
За орфографические ошибки снимаем 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
олимпиада по русскому языку для 3 класса
Помещены материалы для олимпиады по русскому языку ....
Олимпиада по русскому языку в 1 классе
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...
Олимпиада по русскому языку во 2 классе
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...
Олимпиада по русскому языку в 3 классе
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...
Олимпиада по русскому языку в 4 классе
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Олимпиады по предмету способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень з...
Олимпиада по русскому языку в 3 классе
Олимпиадные задания помогут определить уровень творческой подготовки учащихся по русскому языку....
Олимпиада по русскому языку во 2 классе
Олимпиада по русскому языку для учащихся 2 класса....