цел комп русс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гордеева Татьяна Александровна

цел комп русс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevoy_komponent_russkiy.docx65.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю ____________________

Допускаю____________________

Оценка за урок: _______________

План-конспект

урока русского языка,

проведенного во 2 «В» классе

обучающейся Гордеевой Татьяной Александровной

15.02.2023 г.

Консультация учителя________________

Консультация методиста______________

Конспект урока русского языка

УМК «Школа России», 2 класс

(В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык 2 класс 2 часть стр. 31-35)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 15.02.2023г.

Время: 08:15-09:00

Место: МАОУ «СОШ № 5 г. им. И.Д. Черняховского»

Класс: 2 «В»

                               Целевой компонент урока:

Тема урока: «Разделительный мягкий знак».

Цель урока: организация деятельности обучающихся для формирования навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи:

Образовательные: повторить  правила  правописания слов с  разделительным мягким знаком; отрабатывать навык правильного написания слов с мягким и с разделительным знаком;

продолжить работу над схемами,

мягким знаком,

работать в группе, паре,

Развивающие: способствовать развитию умения правильного написания слов с  мягким и с разделительным знаком;  способствовать развитию умения различать мягкий знак, указывающий на мягкость согласных звуков, и разделительный мягкий знак в словах; способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

Воспитательные: воспитывать позитивное отношение к предмету посредством создания благоприятного микроклимата, формирование положительной мотивации к учебной деятельности посредством наглядного материала; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству, ответственности за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения; понимать и принимать правила коммуникации; понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества;

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах; выстраивать логическую цепочку рассуждений;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: уметь формулировать цель урока на основе соотнесения того, что уже известно с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действия после их завершения на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать свои предложения по корректировке своих действий и действий одноклассников.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: уметь слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: овладение умением писать слова с разделительным мягким знаком, отличать разделительный Ь и Ь - показатель мягкости; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная. 

Содержательный компонент урока:

Ход урока

  1. Организация начала урока
  1. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я, зовут меня Татьяна Александровна.

  1. Проверка готовности к уроку.

Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал.

3) Мотивация к учебной деятельности

У.: Мы пришли сюда учиться,

       Не лениться, а трудиться.

       Работаем старательно,

       Слушаем внимательно

- Для чего нам нужно трудиться, старательно работать и внимательно слушать?

О.: Чтобы получить много знаний и быть умными.

  1. Актуализация знаний и умений  

1. Каллиграфическая минутка.

а) У.: Откройте тетради, запишите число, классная работа, соблюдая наклон, высоту, одинаковые расстояния между буквами. Сколько строк нужно отступить от предыдущей работы?

О.: 2 строки.

б) Отгадка загадки, определение буквы, которую будем прописывать.

У.: Он тайги хозяин строгий,

Любит спать зимой в берлоге,

А когда начнёт реветь,

Знай, поблизости…

О.: Медведь!

У.: Какой буквой заканчивается это слово?

О.: Слово заканчивается мягким знаком.

У.: Сегодня мы с вами пропишем строчную букву «ь».

в) Прописываем строчную букву «ь»

У.: Приготовились к написанию букв: выпрямили спины, сели ровно, тетрадь положите с наклоном вправо, приступили к написанию. Прописываем букву до конца строки.

У.: На следующей строке до конца пропишите словарное слово «медведь». Поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

У.: Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

О.: На прошлом уроке мы изучали «Разделительный мягкий знак».

У.: Где пишется мягкий знак?

О.: Мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки и перед буквами е, ё, ю, я, и.

У.: Каким может быть мягкий знак?

О.: Мягкий знак может быть разделительным и показателем мягкости.

У.: Что разделяет разделительный мягкий знак?

О.: Разделительный мягкий знак разделяет согласный и гласный звуки.

У.: Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? Определите с помощью слов-помощников:

Повторим…

Закрепим знания о…

Будем учиться…

О.: Повторим правило правописания разделительного мягкого знака, закрепим знания о правописании мягкого знака, будем учиться применять полученные знания на практике.

У.: Проверим ваше умение распознавать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости. Прочитайте слова и запишите их по вариантам (2 ученика выходят к доске, делят доску пополам и выполняют задание, остальные в тетрадях):

1 вариант – слова с мягким знаком – показателем мягкости;

2 вариант – с разделительным мягким знаком.

Деньки, листья, муравьи, яблонька, сосульки, вьюга, зверьки, перья.

Ответы:

1 вариант: деньки, яблонька, сосульки, зверьки.

2 вариант: листья, муравьи, вьюга, перья.

(Некоторые обучающиеся работают по  индивидуальным карточкам)

ФИ_______________________________

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

Ответ:

ФИ_______________________________

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

ФИ_______________________________

Подчеркни слова, в которых мягкий знак обозначает показатель мягкости.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

Ответ:

ФИ_______________________________

Подчеркни слова, в которых мягкий знак обозначает показатель мягкости.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

Работа с учебником

У.: Откройте учебник на странице 34. Прочитайте задание. Запишите без скобок, изменяя форму каждого слова по образцу.

1. У (воробей), под (ель), с (метель), о (муравей), к (соловей), с (радость), перед (дверь), над (площадь).

2. Я (шить). Он (пить). Они (лить). Она (вить).  

О.: (читают и выполняют задание, один у доски, остальные в тетрадях).

У.: Подчеркните мягкий знак и буквы, перед которыми он пишется.

Ответы:

  1. У воробья, под елью, с метелью, о муравьях, к соловью, с радостью, перед дверью, над площадью.
  2. Я шью. Он пьёт. Они льют. Она вьёт.  

(Некоторые обучающиеся работают по  индивидуальным карточкам)

ФИ__________________________

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которые ты вставил (а) разделительный мягкий знак.

З..ма объявила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, собрал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тр..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях съежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. См..шались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Разъяренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

Ответы:

ФИ__________________________

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которые ты вставил (а) разделительный мягкий знак.

Зима объявила войну весне. Прилетел ветер, собрал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. Весна посылала молодой траве теплые капли дождя. Зима их замораживала. На деревьях съежились поч..ки. Зима щипала их морозцем. Смешались дождь со снегом, весенний гром с вьюгой. Разъяренная зима старалась нанести удар в самое сердце весне, но не смогла.

  1. Физминутка

1) И.п. – руки на пояс; 1 – наклон головы вперед; 2 – наклон головы влево; 3 – наклон головы вправо; 4 – И.п.

2) И.п. – руки на пояс; 1 – руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – И.п.

3) И.п. – руки на пояс; 1 – наклон туловища вперед; 2 – наклон влево; 3 – наклон вправо; 4 – И.п.

  1. Обобщение и систематизация знаний (продолжение)

У.: Послушайте загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь.

1. Он твердит одно – га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это…

О.: Гусь.

У.: Быстрее ветра я скачу,

"Цок-цок," - копытами стучу,

Я громко "иго-го" кричу,

Садись на спину - прокачу!

О.: Лошадь.

У.: Снова туча набежала,

Очень сыро, мокро стало.

Яркий зонтик раскрываем

От него себя спасаем!

О.: Дождь.

У.: Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

О.: Осень.

У.: Какую роль играет мягкий знак в этих словах?

О.: Мягкий знак смягчает стоящий перед ним согласный звук.

Парная работа.

У.: Выполним самостоятельную работу в тетрадях, затем обменяйтесь ими с соседом по парте и проверьте друг друга. Поставьте оценки в соответствии с критериями, которые находятся на доске.

Запишите словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.

(птица)____________________перо,

(волк)____________________ следы,

(коза)___________________молоко,

(медведь)__________________ лапа.

(лиса) _____________________ нора.

О.: (выполняют задание, обмениваются работами, проверяют и оценивают друг друга).

Критерии  оценивания:

Отметка «5»

Нет ошибок

Отметка «4»

1-2 ошибки

Отметка «3»

3 ошибки

Старайся!

Более 3 ошибок

Ответы: птичье перо, волчьи следы, козье молоко, медвежья лапа, лисья нора.

(Некоторые обучающиеся работают по  индивидуальным карточкам)

ФИ______________________

Прочитай внимательно слова, вставь, где нужно мягкий знак.

Бел..ё, крыл..я, лыжн..я, п..ёт, в..ёт, ноч..ю, в..юга, осен..ю, реч..ка, дожд..ю, скам..я, звер..ки, девоч..ка, лист..я, суч..я.

Ответы:

ФИ______________________

Прочитай внимательно слова, вставь, где нужно мягкий знак.

Бельё, крылья, лыжн..я, пьёт, вьёт, ночью, вьюга, осенью, реч..ка, дожд..ю, скамья, зверьки, девоч..ка, листья, сучья.

У.: Следующее задание: Из слов каждой строчки составьте предложение и запишите его. Подчеркните слова, в которых встречается мягкий знак.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

Следы, медвежьи, к, ведут, берлоге.

Полянке, оставлены, на, следы, заячьи.

На, сушится, веревке, бельё.

Ответы:

Пушистый снег накрыл деревья.

Медвежьи следы ведут к берлоге.

На полянке оставлены заячьи следы.

На веревке сушится бельё.

У.: Какой частью речи являются слова, которые подчеркнули?

О.: Имя существительное.

У.: Какие ещё существительные встречаются в предложении?

О.: Снег, следы, берлоге, полянке, следы, веревке.

(Некоторые обучающиеся работают по  индивидуальным карточкам)

ФИ__________________________________

Составьте из слогов слова.

  1. Итог урока. Рефлексия.

У.: Подведем итоги. Проверим, достигли ли мы поставленных в начале урока задач с помощью слов-помощников:

Повторили…

Закрепили знания о…

Учились…

О.: Повторили правило правописания разделительного мягкого знака, закрепили знания о правописании мягкого знака, учились применять полученные знания на практике

У.: Итак, где пишется мягкий знак?

О.: Мягкий знак пишется в корне слова после букв, обозначающих согласные звуки и перед буквами е, ё, ю, я.

У.: Верно!

Рефлексия "Пантомима"
У.: Поднимите руки вверх, если вам понравился урок, и вы хорошо освоили тему, опустите голову вниз, если недостаточно поняли тему, закройте лицо руками, если тема показалась сложной и непонятной.

VII. Домашнее задание.

У.: Откройте свои дневники, запишите домашнее задание – рабочая тетрадь, страница 63, упражнение 9.

(Обучающиеся записывают домашнее задание).

У: Всем спасибо за работу! Урок окончен. До свидания.

Индивидуальные работы по карточкам:

ФИ__________________________

Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которые ты вставил (а) разделительный мягкий знак.

З..ма объявила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, собрал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна посылала м..л..дой тр..ве теплые капли д..ждя. З..ма их зам..раживала. На д..рев..ях съежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. См..шались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Разъяренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

ФИ_______________________________

Подчеркни слова с разделительным мягким знаком.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

Прочитай внимательно слова,

вставь, где нужно мягкий знак

Бел..ё,крыл..я,лыжн..я,п..ёт,  в..ёт,  ноч..ю, в..юга, сал..ю,  

пол..ёт, осен..ю, реч..ка,дожд..ю,скам..я, звер..ки,лис..я,суч..я

Прочитай внимательно слова,

вставь, где нужно мягкий знак

Бел..ё,крыл..я,лыжн..я,п..ёт,  в..ёт,  ноч..ю, в..юга, сал..ю,  

пол..ёт, осен..ю, реч..ка,дожд..ю,скам..я, звер..ки,лис..я,суч..я

Прочитай внимательно слова,

вставь, где нужно мягкий знак

Бел..ё,крыл..я,лыжн..я,п..ёт,  в..ёт,  ноч..ю, в..юга, сал..ю,  

пол..ёт, осен..ю, реч..ка,дожд..ю,скам..я, звер..ки,лис..я,суч..я

ФИ______________________

Прочитай внимательно слова, вставь, где нужно мягкий знак.

Бел..ё, крыл..я, лыжн..я, п..ёт, в..ёт, ноч..ю, в..юга, осен..ю, реч..ка, дожд..ю, скам..я, звер..ки, девоч..ка,  лист..я, суч..я.

ФИ__________________________________

Составьте из слогов слова.

ФИ___________________________________-

Тест. Выбери правильный ответ.

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласным;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я.

2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:  

А) солов...и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка.

А) очки;

Б) стуля;

В) друзья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по руссому языку в 1 классе (1 полугодие)

Часто применяю на уроках тесты, вот 1 из нескольких ......

тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"

Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....

Общешкольное собрание по теме "Дети и компьютер. Поколение КОМП"

                                                  При правильном под...

Рекомендации родителям по профилактике комп.зависимости

Рекомендации родителям по профилактике комп.зависимости...

Школьный портал МБОУ Нач.школа-дет.сад №1 комп.вида

Школьный портал МБОУ Нач.школа-дет.сад №1 комп.вида...

Дидактическая разработка по программе "КОМП"

Материал для закрепления знаний, навыков к занятиям по теме: «Microsoft Word»...

Развитие и саморазвитие профессиональных компе-тентностей педагога.

Развитие и саморазвитие профессиональных компетентностей педагога....