Конспект урока в 4 классе по теме « Падежи имен существительных.»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
- Закрепить знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков.
Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по русскому языку | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
Конспект урока в 4 классе по теме «Падежи имен существительных»
Учитель : Клиндух Татьяна Леонидовна
Тема урока: «Падежи имени существительного (повторение)».
Цели преподавания: 1. Повторение падежей имени существительного,
изменение слов по падежам (склонение).
2. Развитие мышления, внимания, речи, умения правильно использовать
падежные формы существительных в речи.
3. Воспитание интереса к предмету, уважительного отношения к
одноклассникам.
Цели обучения: 1. Знать падежи имени существительного и вопросы к ним;
уметь правильно ставить падежные вопросы; уметь различать падежные и
смысловые вопросы; уметь определять синтаксическую роль имен
существительных в именительном и косвенном падежах; уметь сопоставлять
и сравнивать значение слов; анализировать и делать выводы.
2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать
одноклассников, понимать речь других. Уметь работать в группе и в паре.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Предметные результаты: Учащиеся знают падежи имени существительного
и вопросы к ним; умеют правильно ставить падежные вопросы; умеют
различать падежные и смысловые вопросы; умеют определять
синтаксическую роль имен существительных в именительном и косвенном
падежах; умеют сопоставлять и сравнивать значение слов; анализируют и
делают выводы.
Ресурсы: Учебник «Русский язык, 4 класс», презентация, карточки-опоры
для алгоритма, карточка-подсказка (для определения целей урока), карточки
(падежи, вопросы, предлоги), таблицы падежей, карточки с текстом (для
работы в группе), стикеры, клей, «Листы самооценки» (для учащихся).
Конспект урока в 4 классе по теме « Падежи имен существительных.»
Цели.
- Закрепить знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков.
- Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
- Знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
2. Оргмомент
Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
Девиз урока “Учитесь тайны открывать”.
3. Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных.
Прочитайте текст.
Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.
У каждого учащегося на парте распечатка текста.
- Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг)
- Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное)
- Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)
Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке - имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.
- Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет.
- На какие 2 группы можно разделить все имена существительные?
(Одушевленные – КТО? неодушевленные – ЧТО?)
- Куда мы поместим признак “Одушевленные – неодушевленные”? (В постоянные признаки)
- Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные)
- Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках)
- Разместим признак “нарицательные и собственные” в таблицу.
- На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)
Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.
Женский род запомню я
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно - моё” -
Это правило - твое!
- Существительное “друг” из нашего текста будет какого рода? (Мужского)
- Какой это грамматический признак: постоянный или нет? (Постоянный)
- Заносим в табличку “Женский, мужской, средний род” в постоянные признаки.
- Слева - все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу “существительные БЫВАЮТ”.
- Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (По числам)
- Какой это признак имени существительного? (Непостоянный)
Разместить в табличке справа.
Физминутка:
1) показ картинок – одушевленные – хлопки; неодушевленные – маршировка;
2) единственное число – руки вверх; множественное число – сели.
4. Постановка проблемы, темы урока.
- Вернемся к нашему тексту. С точки зрения “редакторов” правильно ли составлен текст? Как вы думаете я случайно допустила такую ошибку?
- Эти слова являются однокоренными? (Нет, это формы слова).
- В чем отличие однокоренных слов от форм слова?
- Сегодня на уроке мы узнаем еще один непостоянный признак имени существительного.
Знакомство с названием падежей. Сказка Е.Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”.
Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.
- В русском языке 6 падежей, в немецком - 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.
Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют.
1.
Я именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.
2.
А я – падеж родительный.
Характер мой общительный.
Кого? чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
3
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
4
А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них “пятерки” я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
5
А я творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! Чем? Творите! С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
6
А я – падеж предложный!
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чем я расскажу?
О чем мечтать и в чем гулять.
- Откройте учебник с. 34. Прочитайте правило.
- К каким признакам, постоянным или нет, мы отнесем падежи?
- Спишите текст. Над падежными формами существительного “друг” надпишем падеж, в котором он стоит. Выделим окончания.
- Что меняется в существительном? (Окончания)
- Почему менялись окончания? (Менялась форма слова).
кто? друг
кого? друга
кому? другу
кого? друга
кем? другом
о ком? о друге
- Рассмотрим таблицу с. 34.
- Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. (Слайд 7)
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Иван рубил дрова, Варвара топила печку.
Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.
Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение - грамматический признак имени существительного.
- Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
- С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
- Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
5. Работа в печатной тетради. Закрепление.
- Откройте с. 37, упр.4.
- Прочитайте стихотворение. Какое слово выделено и повторяется?
- Определим падеж, выделенного слова, соединим с табличкой падежа. Выделим окончания.
- Есть ли в тексте еще существительные? Давайте определим их падеж?
6. Подведение итогов.
- Давайте вспомним девиз нашего урока.
- Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Родительный падеж имени существительного"
Данный конспект урока разработан в соответствии с ФГОС по УМК "Школа России"...
Урок по русскому языку в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"
Коспект и презентация к уроку по русскому языку по теме "Падеж имен существительных"...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"
Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....
Конспект урока русского языка на тему «Падежи имен существительных» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цели деятельности учителя:создание условий для формирования умения определять у существительного падеж по вопросу и слову-помощнику;обобщение и систематизация знаний и умений определять падежи имен су...
Конспект урока по русскому языку "Дательный падеж имен существительных" ( УМК Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Дательный падеж имен существительныхЦели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, пред...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Падеж имен существительных» (4 класс)
Тема: Падеж имени существительного. Цели деятельности учителя: формирование навыка по распознаванию падежей имени существительного.Планируемые результатыПредметные:- знать падежи, падежные опросы...
Конспект урока в 4 классе по теме « Падежи имен существительных.»
Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа....