Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»
рабочая программа по русскому языку
Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я люблю русский язык» ориентирована на младших школьников 1-го года обучения. Срок реализации программы – 1 год. Возраст детей – 6-7 лет. Целевое назначение курса состоит в том, чтобы расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_ya_lyublyu_russkiy_yazyk.docx | 32.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Северский район ст.Северская
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45
станицы Северской МО Северский район имени Героя Советского Союза Гаврилова Петра Михайловича
(наименование образовательного учреждения)
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________Т. Г. Тур «26» августа 2022г. | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол № 1 от 29 августа 2022 года Председатель педагогического совета ____________________ Н. П. Коротаева подпись руководителя ОУ Ф.И.О. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______________С. К. Чеботок «26» августа 2022г. | РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов (протокол № 1 от «25» августа 2022 г.) Руководитель МО __________________ Шаповалова Е. А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я люблю русский язык»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 1 год\1 класс
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составила: Черноморская Н. Ф.
I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Я люблю русский язык»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
- проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
- осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- сравнивать различные языковые единицы; устанавливать аналогии языковых единиц;
- объединять объекты по определённому признаку;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
- устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
- устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса учащиеся должны научиться:
- отличать звук от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим),
- знать признаки гласных и согласных звуков,
- выучить буквы русского алфавита,
- определять и подбирать родственные слова,
- находить антонимы, синонимы, омонимы,
- находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- составлять предложение из набора форм слов;
- устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и на основе наблюдений;
- использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
- правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах;
- проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце,
- делить слова на слоги;
- объединять слова в группы;
- составлять текст по вопросам учителя;
- работать со словарями,
- отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
II. Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Я люблю русский язык»
1 класс
Сказочное царство слов. (1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Путешествие в страну слов. (2ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Игра «Найди лишнее слово».
Чудесные превращения слов. (2 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.
В гостях у слов родственников. (2ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Добрые слова. (2ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Экскурсия в прошлое. (1 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Новые слова в русском языке. (2ч.)
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями. (1ч.)
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Синонимы в русском языке. (2ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.
Слова-антонимы. (1ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Слова- омонимы. (1ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Крылатые слова. (1ч.)
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».
В королевстве ошибок. (2ч.)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра «Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
В стране Сочинителей. (2ч.)
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Искусство красноречия. ( 2ч.)
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Праздник творчества и игры. (1ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Трудные слова. (2ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Анаграммы и метаграммы. (2ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер-терка ).
Шарады и логогрифы. (2ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Откуда пришли наши имена. (1ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. (1ч.)
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
III. Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Сказочное царство слов. | 1 | Беседовать о красоте и богатстве народной речи. Участвовать в конкурсе на знание пословиц и поговорок. Познакомиться с разнообразием слов в русском языке. Строить речевое высказывание в устной форме. Использовать речь для регуляции своего действия. |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | Обсуждать в группах и объяснять разнообразие тематических групп слов. Составлять тематический словарь о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывать загадки. Работать с рассказом Н. Надеждиной «Снежные слова». Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказывания. Контролировать действия партнёра. |
4-5 | Чудесные превращения слов. | 2 | Познакомиться с правилами превращении слов, находить «сбежавшие» из слов буквы, участвовать в игре «Найди заблудившуюся букву», игре «Грустные превращения», разгадывать шарады, читать рассказ –загадку. |
6-7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | Познакомиться с разными группами родственных слов. Подбирать родственные слов с заданным корнем. Закреплять знания отличительных признаках слов – родственников. Работать над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. |
8-9 | Добрые слова. | 2 | Беседовать о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работать с стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Участвовать в игре «Умеете ли вы здороваться?». Работать с текстами на данную тему. |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | Познакомиться со словами- историзмами и архаизмами. Выбирать из текста древние слова. Объяснять устаревшие слова. Группировать (классифицировать) историзмы и архаизмы по отличительным признакам. |
10 | Новые слова в русском языке. | 1 | Познакомиться с неологизмами в русском языке. Находить неологизмы в текстах, находить данные слова в текстах. Характеризовать условия необходимые для возникновения новых слов. |
11-12 | Встреча с зарубежными друзьями. | 2 | Познакомиться с заимствованными словами. Объяснять, откуда пришли слова. Строить речевое высказывание в устной форме
|
13 | Синонимы в русском языке. | 1 | Познакомиться со словами синонимами. Объяснять значение слов-синонимов. Находить слова-синонимы в тексте.
|
14 | Слова- антонимы. | 1 | Познакомиться со словами – антонимами, со случаями употребления антонимов в русском языке. Уметь выделять антонимы в тексте. Участвовать в игре «Подбери нужные слова». Работать над подбором слов- антонимов. |
15 | Слова- омонимы. | 1 | Познакомиться с признаки омонимов, уметь находить данные слова в текстах, обсуждать правила подбора омонимов |
16 | Крылатые слова. | 1 | Беседовать о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбирать «крылатые выражения» в названиях текста. Работать с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. |
17-18 | В королевстве ошибок. | 2 | Характеризовать условия, необходимые для нахождения и исправления орфографических ошибок. Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. |
19-20 | В стране Сочинителей. | 2 | Беседовать о рифмах. Работать с загадками. Сочинять собственные загадки по заданным рифмам. Участвовать в конкурсе загадок в рисунках. Сочинять сказки о дружбе, о добре и зле. |
21 | Искусство красноречия. | 1 | Познакомиться с понятием «красноречие». Читать, анализировать И пересказывать образцовые тексты. Упражняться в создании собственных речей. |
22-23 | Праздник творчества и игры. | 2 | Выполнять творческие задания, формирующие орфографическую зоркость. Участвовать в дидактических играх, направленных на развитие познавательного интереса к русскому языку. |
24-25 | Трудные слова. | 2 | Познакомиться с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнять упражнения для запоминания правописания слов. Работать над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работать с распознаванием «опасных мест» в словах. |
26-27 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | Познакомиться с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы, с понятием «анаграмма» и «метаграмма». Работать с примерами (Милан- налим, актер-терка). |
28-30 | Шарады и логогрифы. | 3 | Познакомиться с происхождением данных понятий, смыслом этих понятий. Составлять и разгадывать шарады и логогрифы |
31-32 | Откуда пришли наши имена. | 2 | Познакомиться с происхождением имен. Выполнять творческую работу «Нарисуй свое имя». Участвовать в дидактической игре «Составь имя». |
33 | Занимательное словообразование. КВН по русскому языку. | 1 | Участвовать в игре на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Образовывать новые слова, разгадывать шарады. Участвовать в командном соревнование на проверку знаний по русскому языку. |
Итого | 33ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс английский язык...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс английский язык...
Рабочая программа по внеурочной деятельности НОО по русскому языку "Сочинитель"
Программа "Сочинитель" составлена с соответствии с ФГОС НОО на основе методического сборника авторов Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991...
Авторская программа внеурочной деятельности "Я люблю русский язык"
«Русский язык» – один из основных предметов в учебной деятельности младших школьников, отставание, по которому может повлиять на общее отношение к школе. Возможности русского языка вводят младшего шко...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык»
Представленная рабочая программа по внеурочной деятельности «Я люблю русский язык» составлена с учётом актуальных тенденций и требований ФГОС НОО. Программа «Я л...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мы любим русский язык»...