Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока "Диктант по теме - Слово в языке и речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.21 КБ |
Презентация к уроку | 536.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи»
Цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Планируемые результаты
Предметные:
- обобщение знаний по разделу «Слово в языке и речи»
-формировать навыки грамотного письма;
-закрепить ранее изученные правила: правописание безударных гласных в слове, правописание предлогов со словами, правописание парных согласных, правописание словарных слов;
-расширять словарный запас учащихся;
-проверить умение применять на практике изученные орфограммы;
Личностные:
- проявлять интерес к учебной деятельности;
- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность Учителя и учащихся |
I. Этап мотивации | Прозвенел звонок для нас! Мы тихонечко вздохнём Русский язык сейчас начнём. |
II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка цели урока. | Ребята, а сейчас отгадайте загадки. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (сентябрь) Всё мрачней лицо природы: Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь) Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало- Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи! (ноябрь) - Ребята, а сентябрь, октябрь, ноябрь- это месяца какого времени года? - Верно, осени. А как с приходом осени изменяется природа? (Дни становятся короче, а ночи длиннее. Листопад начинается, и деревья и кустарники начинают сбрасывать листву. Листья окрашиваются в яркие краски, а затем медленно опадают на землю. Травы и цветы тоже увядает, готовясь к зиме. Многие птицы покидают свои летние гнезда и улетают на юг.) - Ребята, а в каком месяце мы прощаемся с осенью? (в ноябре) - Сегодня на уроке мы с вами напишем диктант «Прощание с осенью». - А что значит написать диктант? (Запись текста под диктовку, на слух.) - Почему мы именно сегодня пишем диктант? (Мы вчера закончили раздел по русскому языку) - Как называется изученный нами раздел? (Слово в языке и речи) - Какую поставим цель нашей работы? (Проверить навыки грамотного письма, проверить наши знания об изученном разделе) |
III. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. Презентация (мэш) | - Ребята, а какие орфограммы нам могут встретиться в диктанте? (безударная гласная, парная согласная, правописание мягкого знака, правописание жи-ши.). - Ребята, а теперь давайте повторим эти правила. Выполним задание. #1050;ак проверить безударную гласную в слове? (надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная стояла под ударением). 2. Как проверить парную согласную в слове? ( надо подобрать такое родственное слово, чтобы после согласной стояла гласная). #1050;ак пишутся предлоги со словами? (предлоги со словами пишутся раздельно). #1050;ак пишется сочетание жи-ши? (Жи-ши пишем с буквой «и»).
5. В каких случаях у нас пишется разделительный мягкий знак? ( После мягких согласных, перед гласными е,ё, ю, я, и). 6. Как начинаем, писать первое слово в предложении? (начало предложения пишем с большой буквы) 7. Что ставим в конце предложения? (в конце предложения ставим точку). |
IV. Первичное восприятие текста. | - Теперь, ребята, открываем тетради. - Записываем сегодняшнее число - Пятнадцатое ноября, - На следующей строчке - Диктант, - На следующей строчке название нашего диктанта - Прощание с осенью - Ребята, сейчас я вам прочитаю диктант, а вы слушайте внимательно. Прощание с осенью В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья. Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. |
V. Написание текста диктанта | - О чём текст? - Ребята, в тексте встретилось слово «подмёрзла». Подмёрзнуть – это значит немного замёрзнуть, покрыться тонким слоем льда. - И сложные для написания слова – перестал, стало. - Теперь записываем текст диктанта в тетради. - Внимание! Сначала я читаю предложение, вы внимательно слушаете, а затем я диктую еще раз, и вы записываете. |
Физкультминутка |
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
|
VI. Самопроверка | Когда весь текст записан, учитель читает текст целиком. Учащиеся выполняют самопроверку. |
VII. Грамматические задания: | Грамматическое задание: #1042; первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи. #1042;ыпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень. #1042;ыпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков. 4. Подберите синонимы словам: сырая, перестал. Подберите антонимы словам: стоит, светло. |
VIII. Этап подведения итогов | - Что сегодня делали на уроке? - С какой целью мы написали диктант? |
IX. Этап рефлексии | «Линеечка успеха» 1. Я со всем справился. Я молодец! 2. У меня не всё получилось, были затруднения, но я старался! 3. Во время диктанта мне было трудно! |
Диктанту нашему конец,
Кто не ошибся – молодец!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пятнадцатое ноября
Диктант
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Грамматическое задание:
#1042; первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое, определите части речи.
#1042;ыпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
#1042;ыпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
4. Подберите синонимы словам: сырая, перестал.
Подберите антонимы словам: стоит, светло.
перестал
стало
подмёрзла
«Слово в языке и речи»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
п…руса з… лёный - п а рус - з е лень а е
огоро … тро … ка - огоро д ы - тро п а … д п
ж… лище ш … пучий жи лище ши пучий
руж …ё сем…я руж ь ё сем ь я
вноябре наосину в ноябре на осину
на улице было сыро Н а улице было сыро .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Русский язык 3 класс, "Школа России".
Проверочная работа по теме "Слово в языке и речи". Два варианта заданий. Работа содержат оценочный лист. Легко выполнить диагностику усвоения материала....
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»
Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»...
Спецификация диктанта по русскому языку для обучающихся 4 классов по теме «Слово в языке и речи»
Назначение работы - оценка уровня усвоения учащимися 4 класса темы «Слово в языке и речи», установить соответствие подготовки обучающихся 4-х классов по русскому...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Русский язык 3 класс Исследование текста по теме «Слово в языке и речи»
Учащиеся исследуют художественный текст с грамматической точки зрения....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Слово в языке и речи (обобщение)".
Данный материал помогает систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова. ...
Урок по русскому языку "Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи».
Обобщение знаний по теме «Слово в языке и речи»....