План-конспект урока. БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс

(Учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 1ч. Стр. 117-121)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания первичных знаний о правописании безударных личных окончаний глаголов и закрепления первичных умений проверки правописания слов с безударными личными окончаниями глаголов.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и закреплению знаний и умений о правописании безударных личных окончаний глаголов; обучению правописанию безударных личных окончаний глаголов, работать над орфограммой в соответствии с алгоритмом.

Развивающие: способствовать развитию речи, наглядно-образного и основ словесно-логического мышления, произвольной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической зоркости и фонематического слуха

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности, определять качества счастливого человека

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, самостоятельность и ответственность за продукты собственной учебной деятельности, выявлять затруднения и пути их решения; проявлять интерес к изучению русского языка, бережно относиться к нему, осознавать богатства русского языка, его величие и многогранность

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют действия анализа, синтез; делают выводы по своим наблюдениям, сравнивают свой вывод с образцом, корректируют вывод

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; понимают и принимают учебную задачу, решают учебную задачу под руководством учителя; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; аргументируют свою точку зрения; работают в паре, используя коммуникативные и речевые средства для решения поставленных задач

Предметные: осваивают научные представления о системе и структуре русского языка в разделе орфография, узнают об орфограмме с непроизносимым согласным звуком в корне; находят орфограмму в словах, выделяют изучаемую орфограмму в слове, используют орфографическое правило для проверки слов с изучаемой орфограммой

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, карточка для индивидуальной работы, тетрадь, лист оценок, критерии оценок, карточки для рефлексии


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Каролина Евгеньевна, и я проведу у вас урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.

2. Проверка готовности к уроку.

У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У.: Сегодня мы отправляемся на нашем корабле в путешествие. Во время нашего путешествия встретимся с разными трудностями, заданиями и правилами. Если нам будет сопутствовать успех, то мы обязательно в конце путешествия положим наши новые знаниям в копилку, которые пригодятся нам для других путешествий.

У.: Ребята, а вы знайте, что такое успех?

О.: Успех- это когда все получается.

У.: Правильно, а кто хочет быть успешным, поднимите руку.

О: Как нас много, молодцы. Ребята, к успеху нас приведут знания. Скорее же начнем наше путешествие, чтобы узнать много нового и интересного.

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: Ребята, на нашем пути появилось первое препятствие, и чтобы его пройти нам нужно выполнить задание, которое лежит у вас на партах. Посмотрите внимательно, что там нужно сделать?

О: Вставить пропущенные буквы.

Выгл_нет, в_рить, прил_тит, м_ряк, посм_треть, н_сти.

У: Верно, выполните задание, когда будете готовы поднимите руку.

У: Проверим, посмотрите на экран, кто выполнил задание верно поставьте в оценочны лист, который лежит у вас на столах, напротив первого задания + это будет 1 б., если допустили ошибку поставьте - - это 0 б..

У: Рассмотрите еще раз данные слова и определите лишнее слово.

О.: Слово моряк. Потому что это существительное, а все остальные слова глаголы.

У.: Молодцы, мы справились с нашим препятствием. Но на пути еще одно. Прочитайте строки стихотворения Сурикова, которое изображено на доске.

О.: Ярко солнце свет…т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян...шь,

Все кругом светло.

У.: Прочитав строки, подумайте, что нам нужно сделать в этом задании.

О.: Нам нужно вставить окончание.

У.: Верно. А вы знайте, как нужно вставлять окончания у глаголов?

О.: Нет.

У.: Как вы думайте, какая тема нашего урока?

О.: Тема нашего урока- правописание окончаний глаголов.

У.: Вы были близки. Тема нашего урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

У.: На доске вы видите слова помощник, составьте чем же мы будем заниматься на уроке.

О.: Мы узнаем о правописании безударных личных окончаний глаголов и будем учиться писать безударные личные окончания глаголов.

III. Учебное действие

Восприятие

Откройте учебник на странице 98 и прочитайте правило в рамочке.

О: *читают правило*

У: Это правило вам нужно будет запомнить.

У.: Посмотрите на доску, прочитайте этот алгоритм про себя.

У.: Прочитайте алгоритм вслух цепочкой, начинаем с тебя.

Алгоритм для правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Прочитай слово
2. Определи и выдели окончание
3. Поставь ударение
4. Если окончание ударное, пиши, как слышишь
5. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределённую форму (Что делать? Что сделать?)
6. Посмотри, если глагол заканчивается на -ить - это глагол II спр., остальные глаголы I спр.
7. Помни глаголы исключения

8. Если глагол I спр. пиши Е, если глагол II спр. пиши И
9. Вставь безударную гласную в окончание
10. Проверь правильность выполнения задания
11. Исправь ошибку, если ты ее допустили

У.: Ребята, помните, на прошлом уроке мы проходили спряжение глаголов, там у нас есть такие коварные слова, которые не всегда подчиняются нашим правилам. Расскажите, что же это за слова.

О.: Слова исключения.

У.: Правильно. Прочитайте их на доске.

О.: Ко второму же спряжению отнесём мы без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

И 11 глаголов исключения:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ

ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ

И ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ

Осмысление

У: Хорошо. Воспользуемся этим алгоритмом, выполнив задание.

О.: выходят к доске, все остальные работают на своих местах.

У.: Один столбик делаем вместе, а второй вы сделайте самостоятельно в рабочих тетрадях.

О.: «выполняют задание»

У.: Когда будете готовы, поднимите руку.

У.: Проверим работу.

Нет ошибок

2 б.

1-2 ошибки

1 б.

Больше 3 ошибок

0 б.

У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой два.

Запоминание

У.: Кто сможет рассказать, что нам нужно сделать, чтобы вставить букву в безударное личное окончание глаголов?

О.: «рассказывают алгоритм»

У.: Верно, молодцы.

Применение знаний на практике

У.: Как много испытаний в нашем путешествии мы уже прошли. Много знаний получили, еще немного, и мы сможем поделится ими с такими же путешественниками, как и мы. Но сначала нам надо закрепить наши знания.

У.: Откройте учебник на странице 98. Выполним задание 200.

О.: «читают задание и выполняют его»

У.: Первое слово из трех колонок мы разбираем вместе с вами, а остальные вы делайте самостоятельно.

О.: «выполняют задание»

У.: Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой три.

Нет ошибок

2 б.

1-2 ошибки

1 б.

Больше 3 ошибок

0 б.

У.: Молодцы. Вы справились очень хорошо с этим препятствием.

У.: Перейдем к следующему. На странице 99 выполним задание 201 устно. Проговаривая наш алгоритм.

У.: Выполняем его цепочкой. Каждый разбирает по одному слову.

У.: Молодцы! Кто ответил верно ставим в оценочный лист напротив 4 задания +.

У.: Запишем ответы которые у нас получились в тетрадь. Не забываем выделять окончания глаголов и подписывать сверху спряжение.

IV. Действие контроля и самоконтроля

У: Ребята, на доске написаны небольшие отрывки Бунина и Горького.  Прочитайте их. Что нужно сделать?

О.: Вставить пропущенный буквы.

У.: Правильно. Это наше с вами последнее испытание на сегодня. Вы сделайте его самостоятельно в тетрадях и покажете насколько вы хорошие путешественники.

Пахн..т свежест..ю сирен.., сладко пахн..т резедой. (И. Бунин)

Вет..р во..т. Гром грохоч..т. Син..м пламен..м пыла..т стаи туч над бездн..й моря. Море лов..т стрелы молний и в своей пучин.. гас..т. (М. Горький)

О.: «выполняют упражнение»

У.: Проверим как вы выполнили задание. Внесите баллы в оценочные листы, там это задание находится под цифрой пять.

Нет ошибок

3 б.

1-2 ошибки

2 б.

3-4 ошибки

1 б.

Больше 4 ошибок

0 б.

V. Действие оценки и самооценки

У.: Ребята, теперь, когда мы выполнили все наши задания. Посчитаем по нашим оценочным листам баллы и сами выставим себе отметки.

У.: После этого сдайте мне их.

Общее количество баллов

Отметка

7-6 б.

«5»

5-4 б.

«4»

4-3 б.

«3»

У: Вернёмся к началу нашего урока. Какая тема нашего сегодняшнего урока?

О: Тема урока – правописание безударных личных окончаний глаголов.

У: Посмотрите на слова помощники. Какие учебные задачи вы ставили в начале урока?

О: Сегодня на уроке мы узнали, что такое безударные личные окончания глаголов и учились писать безударные личные окончания глаголов.

У.: Ребята, мы вернемся к строчкам стихотворения Сурикова.

Ярко солнце свет…т,

В воздухе тепло,

И куда ни глян...шь,

Все кругом светло.

У.: Теперь мы можем вставить буквы в окончание глаголов?

О.: Да!

У.: Что же мы вставим в слова? И почему?

О.: … , потому что…

У: Ребята, молодцы. Мы правда с вами сегодня хорошо попутешествовали и наконец-то можем пополнить нашу копилку. На партах лежат листочки. Прочитайте, что там написано.

О.: Алгоритм правописания безударных личных окончаний глаголов:

1. Прочитай слово
2. Определи и выдели окончание
3. Поставь ударение
4. Если окончание ударное, пиши, как слышишь
5. Если окончание безударное, поставь глагол в ________________ форму (Что делать? Что сделать?)
6. Посмотри, если глагол заканчивается на -ить - это глагол ____, остальные глаголы ____.
7. Помни глаголы исключения

8. Если глагол ____ пиши __, если глагол ____ пиши __
9. Вставь безударную гласную в окончание
10. Проверь правильность выполнения задания
11. Исправь ошибку, если ты ее допустили

У.: Ребята, допишите то, чего не хватает в алгоритме, которым мы сегодня пользовались на уроке.

У.: Вложите эти листочки в нашу копилку и эти знания всегда будут с вами.

У.: Наш урок подходит к концу. Спасибо большое, вы хорошо работали, до свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Слайд 2

выгл Я нет , в Е рить , прил Е тит , м О ряк , посм О треть , н Е сти .

Слайд 3

И. Сурков Ярко солнце свет_т , В воздухе тепло, И куда ни глян_шь , Все кругом светло.

Слайд 4

Мы узнаем о… Мы будем учиться…

Слайд 5

Алгоритм для правописания безударных личных окончаний глаголов: 1. Прочитай слово 2. Определи и выдели окончание 3. Поставь ударение 4. Если окончание ударное, пиши, как слышишь 5. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределённую форму (Что делать? Что сделать?) 6. Посмотри, если глагол заканчивается на - ить - это глагол II спр ., остальные глаголы I спр . 7. Помни глаголы исключения 8. Если глагол I спр . пиши Е , если глагол II спр . пиши И 9. Вставь безударную гласную в окончание 10. Проверь правильность выполнения задания 11. Исправь ошибку, если ты ее допустили

Слайд 6

Все глаголы, что на –ИТЬ , исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ И 11 глаголов исключений : ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ И ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ

Слайд 7

Пахн_т свежест_ю сирен_, сладко пахн_т резедой. (И. Бунин) Вет_р во_т . Гром грохоч_т . Син_м пламен_м пыла_т стаи туч над бездн_й моря. Море лов_т стрелы молний и в своей пучин_ гас_т . (М. Горький)

Слайд 8

Пахн е т свежест ь ю сирен и , сладко пахн е т резедой. (И. Бунин) Вет е р во е т. Гром грохоч е т. Син и м пламен е м пыла ю т стаи туч над бездн о й моря. Море лов и т стрелы молний и в своей пучин е гас и т. (М. Горький)

Слайд 9

И. Сурков Ярко солнце свет_т , В воздухе тепло, И куда ни глян_шь , Все кругом светло.

Слайд 10

И. Сурков Ярко солнце свет И т , В воздухе тепло, И куда ни глян Е шь , Все кругом светло.

Слайд 11

Мы узнали о… Мы научились…



Предварительный просмотр:

Алгоритм для правописания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Прочитай слово
  2. Определи и выдели окончание
  3. Поставь ударение
  4. Если окончание ударное, пиши, как слышишь
  5. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределённую форму (Что делать? Что сделать?)
  6. Посмотри, если глагол заканчивается на -ить - это глагол     II спр., остальные глаголы I спр.
  7. Помни глаголы исключения
  8. Если глагол I спр. пиши Е, если глагол II спр. пиши И
  9. Вставь безударную гласную в окончание
  10. Проверь правильность выполнения задания
  11. Исправь ошибку, если ты ее допустили

Ко второму же спряжению отнесём мы без сомнения

Все глаголы, что на –ИТЬ, исключая БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

И 11 глаголов исключения:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СМОТРЕТЬ и ВИДЕТЬ

ДЫШАТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ

И ЗАВИСЕТЬ, и ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

КОНСПЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ, УМК «Перспективная начальная школа»

Конспект по русскому языкуТема урока: БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВЦели деятельности учителя: закрепление правописания изученных орфограмм в суффиксах и окончаниях существительных и прилагатель...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

План-конспект урока русского языка «Повторение правописания безударных личных окончаний глаголов»

Задачи:Образовательные:-повторить алгоритм правописания личных окончаний глаголов-закрепить знания о правописании личных окончаний глаголовРазвивающие:-способствовать развитию умений правописания безу...