Тема: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения, провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1 склонения.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен существительных 1 склонения.
развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
метапредметные
Познавательные УУД (Умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления, построение умозаключения)
Регулятивные УУД ( Соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание).
Коммуникативные УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Личностные: принятие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированный рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.docx | 48.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 4 класс.
МОУ Байрамгуловская СОШ учитель начальных классов Сибагатуллина Венера Азгатовна
Тема: «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения, провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1 склонения.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен существительных 1 склонения.
развивающие: развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.
3) воспитательные: воспитывать интерес к предмету, чувство товарищества, уважение к себе и окружающим.
метапредметные
Познавательные УУД (Умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления, построение умозаключения)
Регулятивные УУД ( Соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание).
Коммуникативные УУД (умения строить речевое высказывание, взаимодействовать в паре при решении учебной задачи).
Личностные: принятие основ экологической культуры, опыта экологически ориентированный рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях.
Ход урока
Организационный момент.
Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Вы тоже поприветствуйте друг друга улыбкой. И так, с хорошим настроением начнем урок.
Актуализация знаний.
На доске карточки со словами (выделенные буквы закрыты):
Тишина, территория, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.
У: Сформулируйте задание к этим словам.
Д: Вставить пропущенные буквы и объяснить, почему .
Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.
У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих согласных звуков, не мягких и не твёрдых согласных звуков. Какие это буквы?
Д: Буквы гласных звуков: е, и.
На доске элементы чистописания: еиеиееииеееиии
У: Посмотрите на карточки, какое слово лишнее? Почему?
Д: Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.
Карточка со словом убирается.
У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.
Подумайте, что могут обозначать эти буквы?
Д: Это первые буквы названия падежей.
У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.
Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.
(Проблематизация)
У: А кто догадался, что будет сегодня в центре нашего внимания?
Д: Окончание существительных 1 склонения. У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?
Д: Безударные окончания имён существительных.
У: Почему?
Д: Это «ошибкоопасные» места, орфограммы, требуется тщательная проверка.
У: Предлагаю собрать информацию о том, как часто это вызывает у нас трудности. Вспомните, кто из вас испытывал трудности при определении того, какую букву е или и написать в окончании.
(Целеполагание)
У.: Мы видим результаты нашего быстрого опроса. А кто хотел бы преодолеть эту трудность? Поднимите руку.
В таком случае вы без труда сформулируйте цель нашего урока.
Вставьте пропущенные слова и назовите цель урока.
На доске написана цель:
Научиться определять верное_________ имени существительного по _________.
(Научиться определять верное окончание имени существительного по алгоритму.)
(Критерии оценки результата)
У: Как мы поймем, что достигли цели? (ответы детей)
Да, но для достижения нашей цели нам, как спортсменам, нужно тренироваться. Чтобы мы видели, как идет наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу. ( Учитель читает левый столбец детям ) ,(у детей на парте таблица)
В ходе урока я буду говорить вам, когда необходимо вносить в неё свои результаты.
За что можно получить баллы?
| Сколько баллов можно получить? |
1. Знание алгоритма определения безударного окончания | Помню алгоритм – 1 балл Не помню – 0 баллов
|
2. Умение применить алгоритм на практике | 1 балл за каждое правильное окончание в трех видах заданий. · Задание №1 – 2 балла. · Задание №2- 8 баллов. · Задание №3- 5 баллов
|
3. Умение контролировать себя при написании окончания имени существительного | • Не знаю, какой алгоритм нужно применять при определении окончания существительного — 0 баллов. • Не помню алгоритм, выполняя задания, смотрю на запись алгоритма, сверяю каждый шаг — 1 балл. • Помню алгоритм, выполняя задание, повторяю про себя, проговариваю каждый шаг алгоритма – 2 балла. |
Максимальное количество баллов |
18 баллов |
У: Максимальное количество, которое можно набрать в течение урока – 18 баллов. Как вы думаете, сколько вы сможете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях. Желаю всем сегодня на уроке прийти к лучшему для себя результату.
(Планирование)
У: Сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на доске или вывешивается). Итак, нам нужно:
- Вспомнить алгоритм определения безударного окончания существительного.
#1047;акрепить его на тренировочных упражнениях.
- Проверить, что получилось после тренировки.
- Подвести итоги.
- Определить, над чем работать дальше.
(Основная часть. Реализация плана)
У: Приступим к работе по нашему плану. Ребята, давайте вспомним алгоритм определения безударного окончания имен существительных.
Д: Чтобы определить безударное окончание имен существительных нужно…
- Определить склонение (выделяем исключения)
- Определить падеж
- Вспомнить вспомогательное (опорное) слово (перечисляются слова для каждого склонения)
- Записать окончание
Педагог кратко записывает алгоритм на доске.
У: Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы помните алгоритм.
На экране появляется список слов с пропусками.
- думаю о мам_
#1089;ловно в сказк_
#1089; ветк_ на ветк_
- рад встреч_
Вам нужно обсудить в паре пропущенные окончания. Каждая пара проговаривает алгоритм друг другу и определяет, какие окончания нужно вписать вместо пропусков. Выполните это задание сначала устно. Через 1 минуты мы проверим работу.
За то время, когда дети обсуждают в паре окончания, педагог вывешивает три листа А3 со списком для проверочной работы.
У.: Выберите и запишите в свою тетрадь два-три самых трудных для вас словосочетания из этого списка.
После работы в тетради педагог предлагает заполнить первую строку таблицы оценивания. Помню алгоритм – 1 балл, не помню – 0 баллов.
У: Можно ли считать, что мы выполнили первый пункт плана? (да) Что мы будем делать, чтобы научиться грамотно писать окончания существительных?
Д: Нужно тренироваться.
Физминутка.
У: Небольшая разминка перед тренировкой. Прошу вас встать, потянуться и помахать руками. А теперь посмотрите на слайд (на слайде — муха, бабочка, ласточка, ворона, сорока, цапля). Выберите одно летающее насекомое или птицу и помашите руками так, чтобы мы поняли, кого вы изображаете. Посмотрите назад, кто летит позади вас. Посмотрите вперед, кто «летит» впереди вас? Поверните голову вправо, влево. Назовите, кто «летел» рядом с вами. Дети называют животное.
Предлагаю вам первое тренировочное упражнение.
Задание 1. Составьте предложение, в котором вы расскажете, от кого и к кому вы «летели». Нужно использовать название насекомых и птиц, которые есть на слайде.
Например:
Я летела (от кого?) от цапли (к кому?) к вороне.
Запишите предложение в тетради. После записи в тетради.
У.: Проведите взаимопроверку.
Заполните оценочный бланк своего соседа по парте в графе «задание 1». За каждое правильное окончание 1 балл ( т.е. всего 2 балла).
Пока дети работают с оценочными бланками, педагог раздает карточки с заданиями.
У. Приступаем ко второму заданию. У каждого из вас на партах карточки со словосочетаниями. Ваша задача – заполнить пропуски. Работа самостоятельная.
Задание 2
|
После выполнения работы фронтальная проверка.
У: Заполните оценочную таблицу, запишите количество баллов напротив задания 2. Каждое правильное окончание – 1 балл.
Максимально – 8 баллов.
У. Переходим к следующему пункту нашего плана. Мы с вами хорошо потренировались, пришло время проверить, что у нас получилось в ходе тренировки. Переверните, пожалуйста, карточку с задание 2. Сейчас мы с вами напишем небольшую проверочную работу- это будет наше третье задание. В работе будут встречаться словосочетания из второго задания.
Пропустите одну строчку.
Записывайте под диктовку.
Текст проверочной работы
Однажды в лесу на пушистой сосенке я увидел белку.
Среди ветвей было видно дупло запасливой хозяйки.
Я подошёл ближе к рыженькой малышке.
Она прыгала с ветки на ветку.
Я часто вспоминаю о лесной красавице.
У. Озаглавьте текст. Запишите заголовок на пропущенной строке.
У: Самостоятельно проверьте написание выделенных красным цветом слов. Фронтальная проверка (слайд). Сравните с тем, как вы записали эти слова на карточке. У кого повторились ошибки? Кто смог исправиться и верно написать эти словосочетания? Что вам помогло в этом? У кого появились ошибки в написаниях безударных окончаний? Почему?
С какими словами не было необходимости применять алгоритм ?
Д: Со словом белку, встречу, окончания этих слов не вызывает сомнений.
Физминутка.
Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.
У: Заполните строку «Задание 3» в таблице, каждый правильный ответ – 1 балл (учитывается написание только выделенных слов). Максимально- 5 баллов.
Давайте вспомним, как вы контролировали себя во время выполнения всех трех заданий. Ответьте на последний вопрос оценочного листа. (учитель читает критерии, дети отмечают).
(Оценка работы и подведение итогов. Рефлексия.)
У: Давайте подведем итоги. Какую цель мы поставили сегодня на нашем уроке?
Д.: Научиться определять верное окончание имен существительных 1 склонения по алгоритму.
У: Итак, когда нужно применять алгоритм ?
Д: Когда окончание находится в безударной позиции.
У: Как это делать?
Ребята проговаривают весь алгоритм.
У.: Как определить, достиг ли каждый из вас цели урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?
Д.: Результаты оценочной таблицы.
У.: Кто набрал 18-17 баллов? Поднимите руку. Это работа на «отлично».
У кого 16-14 баллов – отметка «хорошо».
Кому удалось получить за работу на уроке больше баллов, чем планировалось в начале урока? Кто планировал получить максимальное количество баллов и у него это получилось? У кого пока не получается верно определять безударные окончания?
Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед вами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины ( учитель читает причины) Все те, кто делал ошибки на уроке, т.е. набрал 16 и меньше баллов. Возьмите табличку и отметьте ту причину, которая имеет отношения к вам.
Дети табличками отмечают свою причину.
Ошибаюсь в определении падежей | Путаюсь в определении склонения | Забываю слова- помощники | Не заполнил алгоритм | Все помню, но не уверен в себе, выполняю все медленно | Другое |
(Перспектива)
- У.: Давайте посмотрим, какая причина чаще всего мешала нам верно определять безударное окончание. Предложите, что можно сделать, чтобы этого избежать?
Дети высказывают идеи, педагог записывает их под столбцом с причиной.
У: Важно понять, где сделали ошибку, на каком этапе и найти пути, как этого исправить.
У: Домашнее задание.
Для ребят, которые набрали высокие баллы ( 14 и более баллов) – Выбрать одну тему (например, природа, техника, сказка, школа, искусство, наука) , придумать в рамках темы 8 словосочетаний с безударными окончаниями. Написать их на листочке.
Для ребят, которые набрали 13 и менее баллов – упражнение №33 из учебника
Выставление оценок.
Мне было интересно с вами работать. Спасибо за урок.
Технологическая карта урока русского языка
по теме "Спряжение глагола"
Учитель: Абрамова Алла Александровна
ОУ: ГБОУ школа № 580
Класс: 4 «А»
Ресурсы урока:
- Рамзаева Т.Г. Русский язык.: Учеб. Для 4 кл. – М.: Просвещение, 2013г.
- Интернет-ресурсы
- Презентация
- Проектор
- Компьютер
Тема урока: Cпряжение глагола Тип урока: Открытие новых знаний | |
Цель урока: формировать знания о наличии у глаголов двух спряжений Задачи урока: 1) образовательные: формировать знания о наличии у глаголов двух спряжений, углубить и расширить знания о глаголе как части речи; углубить и расширить знания о составе слова; учить определять спряжение глаголов | |
Планируемые результаты | |
Предметные 1) Познакомить обучающихся с наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого. 2) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям. Метапредметные Регулятивные УУД:
Личностные
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию 4) формирование уважительного отношения к иному мнению | |
Ход урока | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Мотивация познавательной деятельности | |
Создает психологический настрой на урок. Наш урок будет необычным. Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать. - А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят). - Ушки внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». (Слайд 2) | Отвечают на вопросы. Настраиваются на работу на уроке |
Актуализация необходимых знаний | |
1. Предлагает ответить на вопрос: - О какой части речи здесь говорится? Что без меня предметы? Лишь название А я приду- Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. (Слайд3) - Что мы знаем о глаголе?(Слайд 4) #1055;редлагает выполнить задание Запишите глаголы в два столбика: едешь, бежишь, прядёшь, летишь, грызёшь, кричишь. (Слайд 10) 3. Задает проблемный вопрос: - По какому признаку разделили слова? Можно ли было разделить по-другому? - Хотели бы вы узнать что-то новое о глаголе? Сегодня мы будем говорить о спряжении глагола. Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться». Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».(Слайд 5) - А как это слово связано с глаголом мы должны выяснить сегодня на уроке. 4. Предлагает поставить цель и задачи урока. |
#1055;ытаются выполнить задание учителя. #1063;итают слова, высказывают свое мнение. 4. Ставят цель и задачи урока. |
Организация познавательной деятельности | |
#1054;рганизует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам. - Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы плыть и говорить при помощи личных местоимений. (Слайд 6,7) - Можно ли от данных глаголов неопределённой формы образовать форму настоящего времени? #1055;редлагает сделать выводы и подвести промежуточный итог. Вывод: - Как изменяли глагол? По лицам и числам - Какая часть изменилась? Окончание - Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях? Содержат гласную -е- - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? Содержит гласную - и - - Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали. - Так, что же такое спряжение? (Слайд 8) - Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой? 2. Предлагает определить какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II cпряжению. (Слайд 11) 3. Организует коллективную работу, работу в парах. #1054;рганизует игру. 1)Учитель называет предмет. Дети – действие предмета и спряжение. 2) 2 человека у доски с обратной стороны. #1054;рганизует самостоятельную работу «Найди свой глагол» (Слайд12)
| #1042;ыполняют задание. 2. Высказывают свое мнение, делают выводы. #1056;абота над правилом. Читают правило в учебнике с.80,сравнивают с тем, что изложили сами. Создают алгоритм определения спряжения. Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнение №436, проверка в парах (образец в презентации). 4. Участвуют в игре, применяя созданный алгоритм. #1042;ыполняют самостоятельную работу. |
Подведение итогов | |
#1055;одводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами. Педагогическая рефлексия: (Слайд 13) - Что мы сегодня выяснили на уроке? - Что повторили? - Что создали? - Справились ли с поставленной целью и задачами урока. - Где мы можем применить знания о спряжении глагола? Рефлексия настроения: Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения: - Сегодня я доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Не доволен своей работой, ведь я …(Слайд 14) | #1040;нализируют работу на уроке Повторили: грамматические признаки глагола, вспомнили о начальной и личной форме глагола, знания о составе слова Выяснили: значение слова «спряжение». Создали: алгоритм последовательности для определения спряжения. 2. Оценивают свою работу на уроке. |
Урок русского языка в 4 классе. Учитель Жемчугова Н.И.
МКОУ «Ольговская средняя общеобразовательная школа»
УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык, ч.1. 4класс.
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: Открытия нового знания
Цель урока: Ознакомить учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
План урока:
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
-Я приветствую вас на уроке русского языка.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.
-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!» (на доске)
- Откройте тетради и запишите дату.
II этап Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.
- Начнем урок со словарной работы.
Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово, используя словари)
Салют (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба
фейерверк в ознаменование торжественной даты, события)
Интерес (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)
Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)
Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических
сигналов по проводам или по радио)
Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)
Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)
Сейчас (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)
Столица (Главный город государства)
- Самопроверка. Оцените себя
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
(слово на доске)
- Что такое синтаксис? (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)
- Понятно, когда изучают глубины океанов, космическое пространство, недра нашей Земли, а что значит изучать предложение? (Это значит: дать характеристику предложению, рассказать о нем всю информацию)
- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.) Например: Ноябрь. Чувствуется приближение зимы.
(предложения на доске)
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов предложения бывают: распространенные и нераспространенные; в предложении могут быть однородные члены предложения:
(ЗИМОЙ СОЛНЦЕ СВЕТИТ, НО НЕ ГРЕЕТ. ( на доске)
III этап. Работа над новым материалом. Подведение детей к самостоятельному выводу
- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? Или возможны еще есть неоткрытые странички в Книге знаний? (ответы детей) Ну что ж, в споре рождается истина!
- Давайте поиграем!
Игра «Договори предложение»
Глаза боятся, а руки (делают). Пословица
Белые бараны ( били в барабаны). Скороговорка
Вечор. Ты помнишь вьюга злилась.Стихотворение
Мартышка к старости (слаба глазами стала) Басня
- Назовите жанры литературы.
- Запишите пословицу. Как понимаете смысл пословицы?
- Выполним разбор предложения по членам.
- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)
- Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? (Тема: Простые и сложные предложения)
Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.
- В чём будем упражняться (узнавать простое и сложное предложения)
- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
4. Работа по учебнику. Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову стр.75
Работа по учебнику с 75 упр. 118 - коллективно
! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.
Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.
Задание: каждой паре вспомнить пословицу, в которой несколько грамматических основ, (время на обсуждение полминуты). Затем обсудим.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.
Что говорят взрослые, то дети повторяют.
Карандаш пишет, а молот - кует.
Дети плачут, а у матери сердце болит.
Добрая слава лежит, а худая слава вперед бежит.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• В лесу ребята собирают грибы.
•На поляне стоит высокий дуб.
• Наступили осенние дни, с деревьев летят желтые листья.
• Ярко светит солнце, на реке блестит лед.
Применение новых знаний: (с доски)
Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]
Выпал снег. [ __ ‗ ]
Птицы попрятались. [ __ ‗ ]
.– Дайте характеристику предложениям.
- Работают с предложением на доске. Наступил ноябрь, выпал снег, птицы попрятались.
(сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].
- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.
- Выстраивают алгоритм работы с предложениями. (слайд)
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
Работа в группах:
- Проведите исследование (работа с дидактическими карточками)
« Как определить: сложное или простое предложение»
Выделите основы предложений.
Расставьте знаки препинания.
Составь схемы предложений
Обобщение: Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)
- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)
- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой
Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения .
- Подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали на уроке ( Узнали новое о предложениях: предложения бывают не только простыми, но сложными.)
- Цели урока достигнуты.
- Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.)
- Оцените свою работу на уроке.
Прокомментируйте свой результат:
- я старался, но не всё получилось;
- со всеми заданиями я справился;
Оценивание работу учащихся учителем
Домашнее задание
Стр. 76 упр. 121
Вы молодцы, спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ
Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...
Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».
Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения
Слайд-презентация...
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений закрепить правила правописания падежных окончаний и составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения, н...
Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения».
Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»....
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...
«Падежные окончания имен существительных множественного числа. Склонение существительных множественного числа.»
конспект урока по русскому языку в 4 классе...