РП Родной (русский язык ) 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)

Святова Татьяна Павловна

РП Родной (русский язык ) 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл .35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация        к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» 4 класс

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется  

на основании следующих нормативных документов:

   1.Федерального  закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.(с изменениями и дополнениями).

   2.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями).

   3.Основной образовательной программы НОО МБОУ Холстовской СШ (утвержденной приказом МБОУ Холстовской СШ № 119-ОД от 31.08.2023 г )

 4.Устава МБОУ Холстовской СШ ,утвержденной постановлением администрации

МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями).

5.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»

6.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования    

   Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 766  от 23.12.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») ( с изменениями и дополнениями).

 7. Русский родной язык. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова,— М.: Просвещение, 2018. — 112 с

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

2.Содержание учебного предмета.

3.Тематическое планирование .

Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

 формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

-расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

 совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

 совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

 приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык»: 

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 17 ч. (0,5 ч в неделю). Рабочая программа рассчитана на 17 часов.

Преподавание предмета ориентировано на использование учебника:

1. Русский родной язык. 4 класс: учебник для общеобр. организаций/( Александрова О.М. и др.)– М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.-112 с.: ил.

                                   

                        

                   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

 Холстовская средняя школа

        

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ПТГ

учителей- предметников

________/М.ИАргуткина/

Заместитель директора по УВР

________/Д.Ю.Каргин ___/

Директор

 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Холстовской средней   школы  

______ /_Н.С. Баранова__/

Протокол № 1

от 29.08.2023г

Протокол №1

               от 29. 08. 2023 г

  Приказ № 121-ОД

от  31.08.2023г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА       «Родной язык (русский)»

Предметная область        «Родной язык и литературное чтение на родном языке»

Уровень, класс, учебный год: НОО,    4   класс , 2023-2024

Срок реализации программы:1 год

Разработана учителем начальных классов  Святовой Т.П.

село Холстовка

2023

 

 Планируемые результаты освоения учебного предмета.      

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи.

Регулятивные:

Обучающиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Предметные результаты :

Обучающиеся научатся:

  • многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
  • особенности эпистолярного жанра;
  • типы текстов;
  • понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
  • основные элементы композиции текста.

Обучающиеся получат возможность научится:

  • распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
  • использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
  • уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь основных элементов композиции текста;
  • распознавать стили речи.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».

Раздел 2. Язык в действии (6 часов)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).

Словосочетание как строительный материал предложения.

Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.

Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)

Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).

         

                                     

                          Тематическое планирование .

                      Наименование разделов и тем.

Количество уроков

Русский язык: прошлое и настоящее

6

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

2

3

Красна сказка складом, а песня- ладом

1

4

Красное словцо не ложь.

1

5

Язык языку весть подает.

1

Язык в действии

5

6

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

7

Можно ли об одном и то же сказать по-разному?

1

8

Как и когда появились знаки препинания?

1

9

Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1

10

Обобщение по разделу «Язык в действии»

1

Секреты речи и текста

6

11

Задаем вопросы в диалоге.

1

12

Учимся переделывать в заголовке         тему или  основную мысль текста.

Проверочная работа.

1

13

Учимся составлять план текста.

1

14

Учимся пересказывать текст.

1

15

Учимся оценивать и редактировать тексты.

16

Обобщение изученного.

1

Итого:

17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса

Рабочая программапо  родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной  программе н...

Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел  «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...

Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"

Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...