РП Родной (русский язык ) 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Родной язык (русский)» 4 класс
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 4 класса и реализуется
на основании следующих нормативных документов:
1.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ.(с изменениями и дополнениями).
2.Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 (с изменениями и дополнениями).
3.Основной образовательной программы НОО МБОУ Холстовской СШ (утвержденной приказом МБОУ Холстовской СШ № 119-ОД от 31.08.2023 г )
4.Устава МБОУ Холстовской СШ ,утвержденной постановлением администрации
МО «Павловский район» №805 от 08.12.2015 г. (с изменениями и дополнениями).
5.Распоряжения министерства образования Ульяновской области№1146-р от 12.04.11г «Об утверждении регионального базисного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»
6.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (приказ Министерства образования № 766 от 23.12.2020 г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») ( с изменениями и дополнениями).
7. Русский родной язык. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования, авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., Соколова,— М.: Просвещение, 2018. — 112 с
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
2.Содержание учебного предмета.
3.Тематическое планирование .
Курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:
∙ формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
-расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
∙ совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;
∙ совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
∙ совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
∙ приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык»:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
- формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на изучение предмета отводится 17 ч. (0,5 ч в неделю). Рабочая программа рассчитана на 17 часов.
Преподавание предмета ориентировано на использование учебника:
1. Русский родной язык. 4 класс: учебник для общеобр. организаций/( Александрова О.М. и др.)– М.: Просвещение: Учебная литература, 2020.-112 с.: ил.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Холстовская средняя школа
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДАЮ» |
на заседании ПТГ учителей- предметников ________/М.ИАргуткина/ | Заместитель директора по УВР ________/Д.Ю.Каргин ___/ | Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холстовской средней школы ______ /_Н.С. Баранова__/ |
Протокол № 1 от 29.08.2023г | Протокол №1 от 29. 08. 2023 г | Приказ № 121-ОД от 31.08.2023г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Родной язык (русский)»
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Уровень, класс, учебный год: НОО, 4 класс , 2023-2024
Срок реализации программы:1 год
Разработана учителем начальных классов Святовой Т.П.
село Холстовка
2023
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты :
Обучающиеся научатся:
- многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омофоны ;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетно-публицистический;
- особенности эпистолярного жанра;
- типы текстов;
- понятие фразеологизмов и заимствованных слов ;
- основные элементы композиции текста.
Обучающиеся получат возможность научится:
- распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
- быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь основных элементов композиции текста;
- распознавать стили речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 часов)
Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.
Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.
Проектные задания: «Откуда это слово появилось в русском языке» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов); «Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре»; «Русские слова в языках других народов».
Раздел 2. Язык в действии (6 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности.
Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).
История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (5 часов)
Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как? я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации.
Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы.
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.
Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.
Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.
Синонимия речевых формул (на практическом уровне).
Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.
Практическая работа: инсценировка художественного произведения (чтение по ролям, драматизация).
Тематическое планирование .
№ | Наименование разделов и тем. | Количество уроков |
Русский язык: прошлое и настоящее | 6 | |
1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 |
2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 2 |
3 | Красна сказка складом, а песня- ладом | 1 |
4 | Красное словцо не ложь. | 1 |
5 | Язык языку весть подает. | 1 |
Язык в действии | 5 | |
6 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 |
7 | Можно ли об одном и то же сказать по-разному? | 1 |
8 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 |
9 | Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста. | 1 |
10 | Обобщение по разделу «Язык в действии» | 1 |
Секреты речи и текста | 6 | |
11 | Задаем вопросы в диалоге. | 1 |
12 | Учимся переделывать в заголовке тему или основную мысль текста. Проверочная работа. | 1 |
13 | Учимся составлять план текста. | 1 |
14 | Учимся пересказывать текст. | 1 |
15 | Учимся оценивать и редактировать тексты. | |
16 | Обобщение изученного. | 1 |
Итого: | 17 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к курсам "Родной русский язык", "Литературное чтение на родном языке" для 4 класса
Авторская программа для 4 класса...
Адаптированная рабочая программа для детей с ЗПР по родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2 класса
Рабочая программапо родному русскому языку и литературному чтению на родном (русском) языке для 2а класса, 34 часаДля обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе н...
Задания к курсам «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке»
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»Тема: Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь,...
Календарно-тематическое планирование по родному (русскому) языку и родной (русской) литературе (4 класс)
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, место предмета в учебном плане, планируемые результаты (лич...
Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература
Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...
Рабочие программы по предметам "Родной русский язык" и "Литература на родном (русском) языке"
Рабочие программы по курсам для начальной школы...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...