Урок по родному русскому языку "Как и когда появились знаки препинания"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока и приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_rodnomu_yazyku_v_4_klasse.docx | 22.7 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 559.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому родному языку в 4 классе
по теме «Как и когда появились знаки препинания? Роль знаков препинания в устной и письменной речи»
Цель: знакомство с историей возникновения и функцией знаков препинания, их ролью в речи, совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей возникновения знаков препинания; систематизировать знания учащихся о знаках препинания; формировать умение правильно использовать знаки.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
-развивать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- способность оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей.
Коммуникативные:
- контролировать действия партнёра; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Предметные:
- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
-соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.
Дидактические средства: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте ребята, садитесь!
- Проверьте, все ли готово к уроку?
На слайде эпиграф:
«С малой удачи начинается успех!»
- Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех)
- Что необходимо для успешной работы на уроке?
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
2. Актуализация знаний
- Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка?
- Для чего они служат в речи?
- На доске записаны предложения. Прочитайте.
Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.
- Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки.
- Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте.
- Легко ли понять текст, когда расставлены знаки?
- Какую роль они играют в речи?
3. Постановка учебной задачи
Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
- О чем идет речь в четверостишии?
- Что это за неприметные значки?
- Почему они требуют почтения?
- Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?
Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи
4. Изучение нового материала
- Из истории знаков препинания. (Слайд)
Прочитайте строки писателя о знаках препинания:
«Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
К. Г. Паустовский
- Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал.
Задание. Расставить знаки препинания. (Слайд)
- Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде:
ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК
- Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. (Слайд.)
СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК
- Ребята, тяжело читать такие тексты?
- Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд.
Теперь возможно прочитать?
Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙
- Потом появился небольшой пробел
Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК
- И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть), значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие.
И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся.
- Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа с учебником «Русский родной язык»
- Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение.
- Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек?
Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа.
ФИЗМИНУТКА
Мы сейчас покажем точку: | (сделать глубокий вдох, задержать) |
Спинку все согнули так, | (наклоны вперёд 4-5 раз) |
2. Работа в тетради.
- Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка.
-Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему?
6. Самостоятельная работа.
1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть). Взаимопроверка. Сравнение с образцом. - Зачем нужны точки в этих текстах? В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме». |
2. Работа в группах Стр. 70-73 а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания». б) Упр. 3 стр. 71 в) Проверка выполнения задания. |
3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест. Проверка на слайде. (1 – точка, 2 – вопросительный и восклицательный знаки) |
7. Расширение представлений о роли знаков препинания.
А) Прочтите, как сможете.
Казнить нельзя помиловать.
- Вспомните, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь.
- Чему учит нас этот пример?
- В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой?
(В сказке «Двенадцать месяцев»)
- Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит?
Б) Продолжение работы
Прочитайте предложение. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь?
На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
В заключение нашей работы послушайте стихотворение «Знаки препинания» С. Маршака. (Слайды)
8. Домашнее задание. Упр. 2 (2 часть) стр. 70
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись?
Сегодня на уроке я узнал….
Мне было интересно узнать….
Я понял, что…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эпиграф «С малой удачи начинается успех!»
Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами.
Тема нашего урока: Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи
Из истории знаков препинания «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский
Задание Прочитайте следующие строки. Почему они вызвали у вас смех? Что не учел автор? Расставьте правильно знаки препинания. Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью из мяса свежего котлеты в тарелках все там варят с солью. - Сделайте вывод о нужности знаков препинания.
ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК
Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙
Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК
В русском языке 10 знаков препинания Точка . Запятая , Точка с запятой; Двоеточие : Многоточие … Вопросительный знак ? Восклицательный знак! Тире - Скобки () Кавычки «»
Физкультминутка
Задание Прочитайте предложение. Сколько было на вокзале людей, встречающих Петра? Расставьте знаки препинания так, чтобы встречающих было три человека. Какое правило вы использовали здесь ? На вокзале Петр встретил мать сестру брата своего товарища.
С. Маршак Знаки препинания У последней точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак – Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: - Ура! Долой ! Караул ! Разбой !
Притащился кривоносый Вопросительный знак Задает вопросы: - Кто? Когда ? Откуда ? Как ? Явились запятые, Девицы завитые, Живут они в диктовке, при каждой остановке. Прискакали двоеточие, прикатило многоточие И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые: - Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. - Если нет над вами точки, Запятая – знак пустой! – Отозвалась с той же строчки Тетя точка с запятой. Двоеточие , мигая, Закричало : - Нет, постой! Я важней, чем запятая Или точка с запятой,
Потому что я в два раза Больше точки одноглазой, В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. - Нет, - сказало многоточие, Еле глазками ворочая: - Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие, Там , где нечего сказать, Ставят многоточие…
Вопросительный знак Удивился : - То есть как? Восклицательный знак Возмутился : - То есть как! Так , - сказала точка, Точка – одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит , я важней всех вас.
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал…. Мне было интересно узнать…. Я понял, что…
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"
Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью». 4 класс.
Урок русского языка «Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с...
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."
Урок русского языка "Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью."...
Урок по русскому языку в 4 классе "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"
Цель: развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора....
Конспек урока по родному (русскому) языку, 4 класс. Тема: Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи.
Конспект урока по родному (русскому) языку в технологии РКМЧП. Тема: "Как и когда появились знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи", 4 класс....
Презентация Как и когда появились знаки препинания
Презентация Как и когда появились знаки препинания Родной русский язык 4 класс...