Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass_metel_dlya_attestatsii.docx | 33.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 3
имени Евгения Игнатьевича Крупнова
г. Моздока Республики Северная Осетия - Алания
363760, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Советов, 6 Тел: 8 (86736) 3-10-70, 3-20-86, 3-37-94 ИНН 1510011450; КПП 151001 001; к/с 03234643906300001000 в ГРКЦ НБ РСО - Алания Банк России г. Владикавказ; БИК 019033100; Е-mail: mozdok3@mail.ru
Исх. от « » ноября 2023г. №
Открытый урок в 3-гклассе
Провела: учитель начальных классов
Метель Г.Г..
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Дата проведения урока- 06.12.2022 г
Проблема:
1. Какие слова называются родственными?
2. Что такое корень слова?
3. Какие слова называются однокоренными?
Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, компьютер, презентация, пословица (разрезанная)
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности.
а) Дети проверили готовность к уроку, поздоровались с гостями, сели.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать,
Чтоб красиво нам писать.
Надо про минутку
Чистописания не забывать!
б) Минутка чистописания.
-письмо буквы Уу и Чч
в) Собери пословицу.
-У каждого на парте карточки со словами. Собери предложение.
Ум да разум надоумят сразу.
- Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии.
г) На доске развешаны слова, но вместо них картинки. Смотрим на картинку и записываем словарные слова, строго через запятую, ставим ударение:
Помидор, горох, капуста, машина, морковь.
Проверка.
II. Постановка учебных задач.
а) Скажите мне:
- Как называется общая или одинаковая часть в словах?
-Может быть вы назовешь тему нашего урока? (Корень)
-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке?
Что такое корень слова? Как найти корень в словах? Как обозначается на письме?
III. Планирование действий по решению учебных задач.
а) Чтобы дать ответы на эти вопросы Цыбров Никита подготовил небольшой проект, послушаем его внимательно.
б) Давай исследуем, какое же значение еще имеет слово «Корень»?
- узнаем подробнее лексическое значение этого слова?
- Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре) Словарь!
(посмотреть в учебнике, стр.152-153) и (словарь )
Корень:
- Подземная часть растения;
- Часть волоса, зуба, ногтя;
- Главная значимая часть слова.
-Так же как и у кустов, корень есть у слов
в) Понятие об однокоренных словах.
- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные). Какие ещё многозначные слова вы помните? (язык, кисть, лист, ключ)
- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов. )
-Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем)
Физминутка. Встали. Вот я и проверю вас, что вызнаете.
-Если вы услышали пару однокоренных слов, то хлопаете в ладоши. Если пару слов, которые не являются однокоренными, вы приседаете.
Лес - лесник, река – ручей, стена - потолок, кот - котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, желток – жёлтый, вода – водичка, хлеб – батон, ветер – ветка.
IV. Чередование звуков.
При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов.
(г//з*//ж) подруга-друзья-дружеский
(з//з*//ж) воз-возить-вожу
(г//ж) дорога-дорожный, снег-снежный
(к//ч*) яблоко-яблочко, восток-восточный
(х//ш) орех-орешек, ухо-уши
(ц//ч*) отец-отеческий, огурец-огуречный
(з//ж) вязать-вяжу, сказать-скажу
(с//ш) просить-прошу, носить-ношу
Я подготовила для вас слова на преобразование и изменение слов в корне. Раздай листочки с заданием, впишите нужное слово. Сделайте проверку.
а) работа по учебнику. С.78, упр.140
-Что нужно было выполнить в упр. 140? (найти в каждой группе слов лишнее слово, объясни свой ответ, обозначь корень.
-Почему ты выписала эти слова? (они однокоренные, у них один корень)
-Ты правильно написала корень во всех словах? Как пишется общая часть в словах? (одинаково)
V. Закрепление
Вывод: Какие слова мы называем родственными? (одинаковый корень)
Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)
Какие слова называют однокоренными? (слова, которые имеют одинаковый корень с одним лексическим значением.
VI. Домашнее задание.
Открыли дневники, записали упр. 141, с. 78
VII. Выставление оценок.
VIII. Рефлексия
IX. Итог урока.
-На прощание расскажите всем присутствующим в классе о своих впечатлениях от урока.
-Продолжите предложения:
*Было интересно…(Да)
*Теперь я знаю, что такое…(Корень)
*Мне понравилось…(Да)
-Я довольна вашей работой на уроке, вы меня порадовали, вы молодцы!
-Урок окончен. Всем спасибо.
Анализ урока
учителя начальных классов Метель Г.Г. 3 г класс.
Дата проведения: 6 декабря 2022года.
Предмет : русский язык.
Программа: УМК «ШКОЛА РОССИИ». Учебник «Русский язык» I часть, автор Т.Г.Рамзаева.
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».
Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
Задачи:
1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.
2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.
3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, толковый словарь, компьютер, презентация, пословица (разрезанная)
Мотивационная деятельность. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.
Минутка чистописаня. Выработка навыка каллиграфического письма. Учитывая специфику класса, минутка чистописания проводится каждый урок. Выбор букв Уу и Чч объясняется необходимостью повторить различие в написании этих букв.
Собери пословицу. Хотелось проверить уровень овладения логическими действиями, навыками смыслового чтения пословицы в соответствии с поставленной задачей. Ребята показали степень осознанности в построении речевого высказывания и способность составить предложение (пословицы) в устной и письменной формах.
Словарная работа. Перед детьми была поставлена задача, узнать овощи по картинкам. Записать словарные слова, проверить их написание. Данная форма работы позволила стимулировать познавательный интерес к предмету. Уровень активности детей позволяет судить о том, что форма работы была выбрана правильно. Для контроля был выбран фронтальный опрос и взаимопроверка.
Постановка учебных задач. Планирование действий по решению учебных задач. Самостоятельное формулирование темы урока по вопросам, с опорой на учебник и выполненный проект «Корень». На данном этапе тема была раскрыта учениками. Выбор данной формы постановки задачи объясняется тем, что данная тема не нова для учащихся. Была рассмотрена информация в учебнике на стр.152-153, где ребята познакомились с многозначными словами.
После работы с учебником потребовалась физминутка. Во время паузы ребята имели возможность повторить пройденную тему «Однокоренные слова» .
Чередование звуков. Экспертная работа. Раннее ученице было дано задание, написать слова, где есть чередование звуков. Готовые листочки, где были пропущены буквы в словах, были даны ученикам, где они вставляли пропущенные буквы. Работа была интересной. На этом этапе урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Эксперт вместе с учителем проверяла выполненные задания. Были ошибки, которые дети исправляли.
Работа с учебником. На данном этапе была работа с упражнением в учебнике, с целью самостоятельного формулирования правила. Дети выделяли и выписывали однокоренные слова и отмечали в них корень. Ребята показали актуализацию знаний об однокоренных словах, с акцентированием внимания на общности не только корня, но и лексического значения слов. Дети ориентируются на страницах учебника, владеют логическими действиями, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, используют знаково-символические средства представления информации. С данным заданием справились все.
Закрепление материала. На этом этапе применяются вопросы, призванные интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение; формировать абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Знать то, с чем познакомились на уроке и давать точные ответы на вопросы, с целью проверки изученного материала.
Краткая характеристика класса
В классе обучается28 учеников: 12 девочки и 16мальчика. На момент проведения открытого урока были все учащиеся. Сильных учеников, успевающих по русскому языку на «4и5» в классе 11, слабых учеников - четверо. Исходя из психологических особенностей детей, в построении урока требуется частая смена видов деятельности. На уроке были представлены следующие виды деятельности: минутка чистописания в рабочей тетради, фронтальный опрос со взаимопроверкой, работа по учебнику, работа по презентации, самостоятельная работа, при написании однокоренных слов. При планировании письменной работы учащихся были учтены особенности сильных и слабых детей.
На уроке была создана приятная психологическая и эмоциональная атмосфера. Для эмоциональной разрядки и снятия физического напряжения проведена физминутка. Поддерживались доброжелательные отношения с учениками, использовались разнообразные задания. Поддерживался темп урока. Урок проходил в деловой
атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Была создана эмоциональная атмосфера, побуждающая к активному мышлению учащихся.
Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдалась правильность рабочей позы учащихся.
Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. Использование на уроке презентации способствовало более осмысленному понимания проблем урока.
На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Урок проведён с доминирующей деятельностью обучающихся. Все поставленные мной цели и задачи достигнуты.
Директор МБОУ СОШ №3 г. Моздок ___________Козлова К.Н
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
Предложен материал по данной теме...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...