Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
тема урока6 Корень слова и однокоренные слова .Обобщение знаний. Урок с применением современных информационно-коммуникативных технологий. построен в соответствие с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_russkogo_yazyka_otkrytyy.docx | 27.9 КБ |
urok_russkogo_yazyka.pptx | 567.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Корень слова и однокоренные слова. обобщение знаний
Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне слова и однокоренных словах.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;
-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Предметные:
-знание об определение корня в однокоренных словах;
-умение применять знания в жизненных ситуациях;
-умение находить общую часть родственных слов;
Метапредметные:
-умение принимать и сохранять цель урока;
-умение находить способы решения поставленной цели;
-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;
-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;
-умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки. наглядность к уроку на доске
ХОД УРОКА
- Организационный момент..
Ребята,
Вот и прозвенел звонок,
Нужно нам начать урок.
Встаньте прямо, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь
Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Я вам желаю сегодня быть внимательными, старательными и активными. Я думаю, у нас всё получится. Садитесь.
Запишите 8 ноября Классная работа каллиграфическим почерком и подчеркните орфограммы.
Ребята, девизом нашего урока предлагаю пословицу «Знания собираются по капле». Как вы её понимаете? (Ответы детей) – (Эта пословица о том, что получение знаний – это постоянный процесс, который происходит путем накопления множества мелких порций знаний, т.е. капель, которые со временем могут привести к значительному развитию и повышению уровня знаний. И, именно, эти маленькие капли - знания, которые мы получаем.)
Сегодня на уроке мы продолжим погружаться в тайны нашего русского языка. Тему назовёте чуть позже, а сейчас для вас проблемная ситуация
Я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. (слайд)
- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.
Встретились как-то гусь и гусеница.
-Ты кто?
-Я - гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?
- А я гусеница, я - ваша тетя.
- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?
-Кто такая гусеница? (насекомое)
- А гусь? (домашняя птица)
- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)
- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)
- Маленькая гусеница… (гусеничка)
- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)
- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).
- А в слове гусь какой корень? (гусь)
- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)
- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).
- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными. А какие два условия должны выполняться, чтобы слова являлись однокоренными?
(Однокоренные слова имеют 2 признака:
1. Они сходны, близки по смыслу.
2. У них есть общая часть – корень.)
–Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы поставим на уроке . ( Корень слова. Однокоренные слова)
-Правильно. Сегодня мы будем продолжать работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова». Ребята, все знания вы получаете постепенно, поднимаясь по лестнице знаний. У каждого на столе лежит лист самооценки. Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите поставьте себя в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.
Сегодня я вам предлагаю поработать исследователями. У нас есть план – что мы должны вспомнить и обсудить (на доске)
ПЛАН
1 Что такое корень слова
2 Роль корня в слове
3 Как выделить корень в слове
1 пункт Что такое корень (устная фронтальная работа со словарём)
- Как вы думаете, всё ли вы знаете о корне и однокоренных словах? Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значение этого слова. (толковый словарь на видном месте) Чтение сообщений по карточкам.(дети читают или один из словаря читает)
Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.
-Что общего в значении слов? (важная часть чего-либо)
А ещё в словаре говорится, что корень – это основная значимая часть слова.
-Как по - другому сказать? (Корень-это главная часть слова)
Вывод: это главная часть слова.
2 пункт Роль корня в слове. Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт
Игра “Третий лишний” (на слайде) ( в тетрадь)
В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.
Девочки работают с первой группой, мальчики со второй.
Гром, громкий, громадный.
Море, морс, моряк.
Какое слово лишнее в каждой группе слов? Почему? Выделите корень.
Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.
Поняли, что означает это слово?
Попробуйте закрыть корень слова и прочитать остальные части.
Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?
Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов
3 пункт Обсуждаем третий пункт плана. Как выделить корень в слове
Посмотрите на фото (семья) Как вы думаете кто на ней?. Я предлагаю вам побывать в одной семье слов. ( на экране появляются слова)
Жил был тигр. У него была тигрица. У неё был маленький сын тигрёнок. (записывают в тетрадь, один у доски ).
Давайте поможем этой семье слов найти родственные слова, но мы должны помнить, что родственные слова имеют общую часть - корень и они, близкие по значению. Например, в природе есть акула, которая такая же полосатая, поэтому её называют тигровая акула. И есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый. Тигр злится, и он издаёт какой рык? тигриный. А теперь давайте запишем полную семью слов к себе в тетрадь. В семье слов выделите корень. Так как же нам удалось правильно выделить корень в словах? (мы подбирали однокоренные слова)
Вывод: чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова (выключаю проектор)
ФИЗМИНУТКА
Все встали. Я называю пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то поднимаем руки вверх и хлопаем. (Если слова не являются однокоренными, то топаем/наклон влево, вправо, приседание)
Лес-лесник дом-домашний
Стена-степь дом-дым
Сад-садовый кот-котик
Гриб-грибной обед-стол
Река-озеро
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Самостоятельная работа в парах
1) Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов. Закрасьте красным цветом однокоренные слова с корнем час, синим с корнем нос. (при необходимости устно подберите однокоренные слова)
час | носильщик | часовщик | |
нос | часть | носатый |
2) Игра «Найди своё дерево»
Перед вами три дерева с корнями, а у вас на столах листочки от этих деревьев. Каждый листик должен найти своё дерево и тогда образуются группы родственных слов. (дети под музыку выходят и прикрепляют листики к нужному дереву).
Посмотрите. Какие чудесные деревья у нас получились. Мы снова вспомнили прекрасную осень. А разноцветные листочки образуют группы однокоренных слов. (включаю проектор)
ДОП-НО (А вот и мудрая совушка, которая живёт в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки. Отгадаем и к отгадке подберём родственные слова.
Он всю зиму в шубе спал
Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной - МЕДВЕДЬ.
Рефлексия
Найдите правильное определение корня. (на слайде)
Карлсон - считает, что корень это главная часть предложения
Буратино - думает, что корень это общая часть всех слов.
Золушка - думает, что корень это общая часть всех родственных слов. Кто из них прав?
- Как вы думаете, удалось ли нам реализовать поставленные задачи?
-А кто из одноклассников удивил вас своей работой на уроке?
Самооценка
Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка в конце урока Как вы думаете, на какую оценку вы знаете материал о корне слова и однокоренных словах. Оцените себя.
Домашнее задание (дифференцированное)
Стр. 63 упр.89 или 90 –на выбор
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Знания собираются по капле».
гусь гусыня гусенок гусеница
ТЕМА Корень слова : о бобщение знаний .
Лист самооценки знаю на "5" знаю на "4" требуется помощь не знаю
корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба Главная часть слова
гром громкий громадный море морс моряк третий лишний
тигр тигрица тигрёнок тигровая тигриный
Корень - общая часть всех слов Корень - общая часть родственных слов Корень- главная часть предложения Что такое корень?
Домашнее задание (по выбору) стр . 63 упр . 89 или 90
зоркий глаз . . . В л. су живёт рыжая л .са исий дом - н .ра играют л .сята н .ры л е и Л .са. и о о и у У Л пр сущ гл прил сущ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...