Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мазуренко Мария Александровна

тема урока6 Корень слова и однокоренные слова .Обобщение знаний. Урок с применением современных информационно-коммуникативных технологий. построен в соответствие с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_russkogo_yazyka_otkrytyy.docx27.9 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka.pptx567.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Корень слова и однокоренные слова. обобщение знаний

Цель: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о корне  слова и однокоренных словах.

Задачи:

Образовательная:  совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.

Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

-ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах;

-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Предметные:

-знание об определение корня в однокоренных словах;

-умение применять знания в жизненных ситуациях;

-умение находить общую часть родственных слов;

Метапредметные:

-умение принимать и сохранять цель урока;

-умение находить способы решения поставленной цели;

-умение планировать,контролировать и оценивать свои действия;

-умение слушать собеседника и вести диалог,высказывать свою точку зрения,правильно говорить;

-умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки. наглядность к уроку на доске

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент..

Ребята,

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь

         Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу.  Пусть урок принесет нам всем радость общения. Я вам желаю сегодня быть внимательными, старательными и активными.  Я думаю,  у нас всё получится. Садитесь.

         Запишите 8 ноября  Классная работа каллиграфическим почерком и подчеркните орфограммы.

          Ребята, девизом нашего урока предлагаю  пословицу «Знания собираются по капле». Как вы её понимаете? (Ответы детей) – (Эта пословица о том, что получение знаний – это постоянный процесс, который происходит путем накопления множества мелких порций знаний,  т.е. капель, которые со временем могут привести к значительному развитию и повышению уровня знаний.  И, именно, эти маленькие капли -  знания,  которые мы получаем.)

           Сегодня на уроке мы продолжим погружаться в тайны нашего русского языка. Тему назовёте  чуть позже, а сейчас для вас проблемная ситуация

Я вам приготовила интересную загадку. Будьте внимательны. (слайд)

- Родня ли гусеница гусю? Ответите после загадки.

       Встретились как-то гусь и гусеница.

-Ты кто?

-Я - гусь, это моя гусыня, а это наш гусенок. А ты кто?

- А я гусеница, я - ваша тетя.

- Так родня ли гусеница гусю? Как вы думаете?

-Кто такая гусеница? (насекомое)

- А гусь? (домашняя птица)

- Какой вывод мы можем сделать? (лексическое значение разное)

- Выделите корень. Что для этого нужно сделать? (подобрать однокоренные слова)

- Маленькая гусеница… (гусеничка)

- Трактор с большими колесами.. (гусеничный)

- Посмотрите: гусеничный, гусеничка, гусеница. Назовите корень. (гусениц/ч).

- А в слове гусь  какой корень? (гусь)

- Какие корни в словах гусеница и гусь: одинаковые или разные? (разные)

- Сделайте вывод. (слова не однокоренные).

- Молодцы! Вы сами построили выход из затруднения. Вы смогли доказать, что эти слова не являются родственными. А какие два условия должны выполняться, чтобы слова являлись однокоренными? 

(Однокоренные слова имеют 2 признака:

1. Они сходны, близки по смыслу.

2. У них есть общая часть – корень.)

 –Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы поставим на уроке . ( Корень слова. Однокоренные слова)

          -Правильно. Сегодня мы будем продолжать работать над темой «Корень слова. Однокоренные слова». Ребята, все знания вы получаете постепенно, поднимаясь по лестнице знаний. У каждого на столе лежит лист самооценки. Как вы думаете, на какой ступеньке вы стоите поставьте себя  в начале урока. А в конце урока мы проверим, как повысилась ваша самооценка.

            Сегодня я вам предлагаю поработать исследователями. У нас есть план – что мы должны вспомнить и обсудить (на доске)

ПЛАН

1 Что такое корень слова

2 Роль корня в слове

3 Как выделить корень в слове

1 пункт    Что такое корень     (устная фронтальная работа со словарём)

       - Как вы думаете, всё ли вы знаете о корне и однокоренных словах? Слово корень - многозначное. Обратимся к словарю и посмотрим значение этого слова. (толковый словарь на видном месте) Чтение сообщений по карточкам.(дети читают или один из словаря читает)

          Итак, корень – это подземная часть растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба.

-Что общего в значении слов? (важная часть чего-либо)

А ещё в словаре говорится, что  корень – это основная значимая часть слова.

-Как по - другому сказать? (Корень-это главная часть слова)

Вывод: это главная часть слова.

2 пункт   Роль корня в слове.    Вернёмся к нашему плану и обсудим его второй пункт  

Игра “Третий лишний” (на слайде) ( в тетрадь)

В каждой группе слов найти лишнее, обосновать свой ответ. Очень важно вдумываться в смысл слов.

Девочки работают с первой группой, мальчики со второй.

Гром, громкий, громадный.

Море, морс, моряк.

Какое слово лишнее в каждой группе слов? Почему? Выделите корень.

Выберите любое слово и прочитайте в нём только корень.

Поняли, что означает это слово?

Попробуйте закрыть корень слова и прочитать остальные части.

Ясен ли смысл слова? Какой вывод можно сделать?

Вывод: В корне заключен общий смысл однокоренных слов

3 пункт   Обсуждаем третий пункт плана.   Как выделить корень в слове

       Посмотрите на фото (семья) Как вы думаете кто на ней?. Я предлагаю вам побывать в одной семье слов. ( на экране появляются слова)

        Жил был тигр. У него была тигрица.  У неё был маленький сын тигрёнок.  (записывают в тетрадь, один у доски ).

        Давайте поможем этой семье слов найти родственные слова, но мы должны помнить, что родственные слова имеют общую часть - корень и они, близкие по значению.  Например, в природе есть акула, которая такая же полосатая,  поэтому её называют тигровая акула. И есть камень, который за свой цвет тоже называют тигровый. Тигр злится, и он издаёт какой рык? тигриный. А теперь давайте запишем полную семью слов к себе в тетрадь.  В семье слов выделите корень. Так как же нам удалось правильно выделить корень в словах? (мы подбирали однокоренные слова)

Вывод: чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова      (выключаю проектор)

ФИЗМИНУТКА

       Все встали. Я называю пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, то поднимаем руки вверх и хлопаем. (Если слова не являются однокоренными, то топаем/наклон влево, вправо, приседание)

Лес-лесник                                 дом-домашний

Стена-степь                                дом-дым

Сад-садовый                               кот-котик

Гриб-грибной                             обед-стол

Река-озеро

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 Самостоятельная работа в парах

1)   Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов.  Закрасьте красным цветом однокоренные слова с корнем час, синим с корнем нос. (при необходимости устно подберите однокоренные слова)

час

носильщик

часовщик

нос

часть

носатый

2) Игра «Найди своё дерево»

         Перед вами три дерева с корнями, а у вас на столах листочки от этих деревьев. Каждый листик должен найти своё дерево и тогда образуются группы родственных слов. (дети под музыку выходят и прикрепляют листики к нужному дереву).

       Посмотрите. Какие чудесные деревья у нас получились. Мы снова вспомнили прекрасную осень. А разноцветные листочки образуют группы однокоренных слов.        (включаю проектор)

ДОП-НО   (А вот и мудрая совушка, которая живёт в этом лесу. Она приготовила для вас лесные загадки. Отгадаем и к отгадке подберём родственные слова.

Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал. А проснувшись, стал реветь

Этот зверь лесной - МЕДВЕДЬ.

Рефлексия

     Найдите правильное определение корня. (на слайде)

Карлсон -  считает, что корень это главная часть предложения

Буратино -  думает, что корень это общая часть всех слов.

Золушка -  думает, что корень это общая часть всех родственных слов. Кто из них прав?

- Как вы думаете, удалось ли нам реализовать поставленные задачи?

-А кто из одноклассников удивил вас своей работой на уроке?

Самооценка

     Давайте проверим, изменилась ли ваша самооценка  в конце урока Как вы думаете, на какую оценку вы знаете материал о корне слова и однокоренных словах.  Оцените себя.

Домашнее задание (дифференцированное)

 Стр. 63 упр.89 или 90 –на выбор


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

«Знания собираются по капле».

Слайд 3

гусь гусыня гусенок гусеница

Слайд 4

ТЕМА Корень слова : о бобщение знаний .

Слайд 5

Лист самооценки знаю на "5" знаю на "4" требуется помощь не знаю

Слайд 6

корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба Главная часть слова

Слайд 7

гром громкий громадный море морс моряк третий лишний

Слайд 8

тигр тигрица тигрёнок тигровая тигриный

Слайд 10

Корень - общая часть всех слов Корень - общая часть родственных слов Корень- главная часть предложения Что такое корень?

Слайд 11

Домашнее задание (по выбору) стр . 63 упр . 89 или 90

Слайд 12

зоркий глаз . . . В л. су живёт рыжая л .са исий дом - н .ра играют л .сята н .ры л е и Л .са. и о о и у У Л пр сущ гл прил сущ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...