Контроль на уроках русского языка.
статья по русскому языку

Цыганкова Елена Евгеньевна

Обмен опытом. Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_na_urokah_russkogo_yazyka.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Цыганкова Елена Евгеньевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №42 имени Ф.С.Шабашева  Абинский район

Контроль на уроках русского языка.

Слайд 1. Одной из задач учителя начальных классов является  развитие умственной деятельности учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, их систематическая проверка и оценка.  Эффективный контроль за работой учащихся со стороны учителя, с одной стороны, и целенаправленная работа по формированию у самих учащихся самоконтроля, с другой стороны, являются важнейшим условием успешного формирования знаний, умений и навыков учащихся.

Слайд 2. В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический (периодический), итоговый

Слайд 3. Выделяют 5 форм контроля:

  • 1. Фронтальная форма ( ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала)
  • 2. Групповая форма ( контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся)
  • 3. Индивидуальный контроль ( используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске)
  • 4. Комбинированная форма ( сочетание индивидуального контроля с фронтальными и групповым)
  • 5. Самоконтроль ( обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Слайд 4. 

Методы  контроля- это способы, с помощью которых оценивается результативность учебно- познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Среди главных методов контроля выделяют следующие:

  • Наблюдение
  • Опрос
  • Письменные работы
  • Зачеты        
  • Экзамены.

 

Слайд 5.  Предварительный контроль проводится в основном с диагностирующей целью перед изучением новой темы или в начале года, четверти. Цель его – ознакомиться с общим уровнем подготовки учащихся по предмету. На основе полученных результатов учитель планирует дальнейшую организацию учебно-познавательной деятельности школьников.

Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащихся на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-познавательной работы на уроке.

Слайд 6. Какие методы данного контроля можно включать в работу? В предварительный контроль можно включить тестовые диагностические работы; проверочные работы, самостоятельные работы, диктанты …

На каждом уроке  можно использовать: индивидуальные задания; работа по карточкам; комбинированный опрос; практические работы; творческие работы; цифровые диктанты; фронтальный опрос…

Слайд 7. Тематический (периодический) контроль предполагает выявление и оценку знаний и умений учащихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках.  (на определенную тему). Цель его – установить, насколько успешно ученики владеют системой определённых знаний, каков общий уровень их усвоения.  Здесь можно предложить такие формы работы как: срезы; диктанты (словарные, орфоэпические) терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности), письмо по памяти,  зачеты (теоретические и практические; устные и письменные), блиц-опросы; контрольные работы.

Слайд 8. Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти, полугодия, учебного года. Его цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Помогут в этом диктанты, творческие и тестовые  работы, муниципальные срезы, олимпиады и т.д.

Слайд 9.  Основные способы контроля: текущая оценка и итоговая аттестация. Каждый урок, каждый ответ ученика, каждая его письменная работа дают учителю материал, на основании которого он может судить о трудностях, испытываемых учеником, о степени усвоения им сведений, получаемых по учебному предмету.

Слайд 10.  На уроках русского языка мы можем проверить:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

 3) речевые умения.

Слайд 11. Учителю необходимо всегда знать, как продвигаются его ученики в области грамматики правописания. Мне  помогает ведение  учёта ошибок в письменных работах.  Я провожу мониторинг контрольных работ, где  регулярно отмечаю на этих страничках ошибки учащихся, допущенные ими в письменных работах.

Такие записи дают  возможность следить за орфографическим развитием учащихся, предлагать некоторым индивидуальные задания как для классной, так и для домашней работы, дифференцированно помогать им.

Дети не только выписывают свои ошибки в тетради, но и ведут в какой-то мере их учет, а главное - работу, способствующую преодолению ошибок.

 Выписываются типичные ошибки учащихся, благодаря чему получается цельная картина успеваемости каждого ученика и всего класса за тот или другой период (у меня год).  Классификация ошибок при этом может быть проведена в соответствии с правилами, изученными детьми.

Слайд 12. Причины ошибок учащихся разнообразны. Их можно в основном свести к следующему:

1) ученик не знает правила;

2) правило знает, но не умеет его правильно использовать при письме;

3) смешивает правила;

4) допускает ошибки, потому что не понимает смысла того, что пишет;

5) неправильно слышит или произносит отдельные звуки речи, не умеет контролировать себя.

 Слайд 13. Основными способами проверки уровня речевой подготовки учащихся являются сочинения и изложения. С помощью изложений и сочинений проверяются:

1) умение раскрыть тему и основную мысль в соответствии с темой, задачей и содержанием высказывания;

2) умение соблюдать нормы русского литературного языка;

 3) умения правописного характера.

Именно поэтому любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками. Первая ставится за содержание и речевое оформление работы, вторая — за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

 Слайд 14. Не менее важна на уроке и организация различных форм самоконтроля, взаимоконтроля. Я считаю, что эта форма работы нелегкая, потому что она не дает сиюминутных результатов. Более того, самоконтролю нужно обучать ребят постоянно. Эта форма работы может вызвать на уроке и лишний шум, и обиды ребят друг на друга, а, следовательно, и на учителя. Таким образом, самоконтроль на уроке требует собранности, терпения и настойчивости, прежде всего от педагога, а потом уже от обучающихся. На уроках русского языка я использую следующие формы самоконтроля:

а) Словарно-орфографическая работа. Эта работа связана с тем, что учащиеся самостоятельно ищут в словарях нужные слова, объясняют их лексическое значение и запоминают правописание.

б) Словарный диктант «Проверь себя». Это небольшая по объему работа, которая включает в себя 5–6 строк. Заранее слова, словосочетания или предложения написаны на доске учителем и закрыты до конца диктанта. После записи диктанта учащиеся 3–4 минуты сверяют свою работу с доской, только после этого диктант проверяет учитель (выборочно или у каждого учащегося).

в) Графический диктант. Такая форма работы приемлема только при изучении темы «Синтаксис и пунктуация». Преподаватель читает предложения, а учащиеся чертят их схемы, соответствующие постановке знаков препинания. Эти схемы заранее записаны педагогом на доске, но закрыты до окончания работы. При такой форме контроля учащиеся могут проверить свои знания самостоятельно, практически никогда не получают двоек, повышают самооценку и с удовольствием идут на следующий урок!

 а) Работа по плану. На доске записывается план ответа, составленный преподавателем или учащимися под руководством преподавателя. Пользуясь этим планом, учащиеся рассказывают выученный теоретический материал. Такая работа благодатно влияет на развитие логического мышления, правильной монологической речи, а значит, и на общее развитие учащихся.

а) Работа со схемами и таблицами обобщающего характера. Учащиеся, используя данную преподавателем схему или таблицу, рассказывают правило и применяют его на практике. Такая работа помогает ребятам контролировать свою работу. Разобравшись в схемах и научившись ими пользоваться, учащиеся не делают ошибок при письме .

Обучившись самоанализу, учащиеся могут анализировать не только собственные ответы, но и ответы товарищей.

Есть очень много различных форм для развития  самоконтроля.

 Вот некоторые из них:

– сверка с написанным образцом;

–проверка по словесной инструкции;

–взаимопроверка с товарищем;

– сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

– коллективное выполнение заданий и коллективная проверка;

– сочетание коллективной и индивидуальной работы;

– самостоятельное придумывание заданий;

– выполнение заданий по алгоритму;

– выполнение заданий по наводящим вопросам;

–выполнение задания по образцу;

–проверка с помощью сигнальных карточек;

–подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

– проговаривание «про себя» объяснения выбора

Разнообразные приёмы по формированию навыка самоконтроля усиливают у учащихся ответственность при выполнении заданий, активизируют процесс обучения, пробуждают интерес к урокам русского языка.

 Слайд 15.  И еще один момент считаю важным при контроле на уроке — это формирование у обучающихся умения оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам различного характера. Работа педагога состоит в создании определенного общественного мнения в группе: каким требованиям отвечает работа на «отлично», правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности учащихся.

Слайд 16. Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.

Важнейшая задача проверки и оценки знаний ,умений и навыков учащихся- укрепление у школьников оптимистического восприятия жизни, труда- в первую очередь –учебного

В.А Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система контроля и оценивания на уроке русского языка как самостоятельная учебная задача.

Методические приёмы для формирования целостной системы контроля и оценки, которая позволяла бы развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибк...

Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.

 После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...

Организация контроля ЗУН на уроках русского языка и литературного чтения с использованием мультимедиа

Включение новых технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью....

Тестирование как одна из эффективных форм контроля на уроках русского языка

В современной школе одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых техноло...

Технологическая урока русского языка "Урок контроля знаний. Спряжение глаголов", 4 класс УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 14.04.2022Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 10:10–10:50 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...