Конспект урока русского языка "Антонимы"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся, посредством урока русского языка "Антонимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antonimy.docx | 24.47 КБ |
antonimy.pptx | 753.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока-2 класс.
Учитель начальных классов – Вертикова О.В.
Тема урока «Слова- Антонимы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
- познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов;
- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам
- расширять, уточнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты.
Предметные: сформировать умения определять значение слова, подбирать близкие и противоположные по значению слова; обогатить словарный запас учащихся.
Метапредметные:
Личностные: формирование словарного запаса; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
1 . Оргмомент
- Богат и разнообразен русский язык. Он таит в себе много загадок. А вы
любите отгадывать загадки? Хотите отгадать одну из загадок родного языка?
-А сделать его другом нам поможет умение не только красиво говорить, но и
аккуратно и грамотно писать.
.
2. Актуализация знаний. Работа в парах.
-Для начала отгадайте, о каком герое идёт речь
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью "Каланча",
-Кто это?
Слайд ( Иллюстрация Дяди Стёпы)
-Из какого произведения? Кто автор?
- Чем отличался Дядя Стёпа от других людей? ( Был большой).
-Подберём синонимы к слову большой. Запишем их.
Большой
Огромный
Гигантский
- Сейчас объединитесь парами. На парте у вас есть маленькие белые карточки. Прочитайте слова и скажите, какую работу надо выполнить. ( – Будем создавать пары слов.)
– По какому основанию создадите эти пары слов? ( Близкие по значению.)
– Как называются слова близкие по значению?( – Синонимы.) Ребята Дети
Грустить Печалиться
Дорога Путь
День Ночь
Старый Молодой
(Дети работают в парах, создают пары слов по близкому значению, опираясь на модель синонимов).
– Прочитайте полученные пары слов. Докажите, что записали слова-синонимы.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Все ли слова образовали пару? (Выписать на доску)– Эти слова не являются синонимами. ( Уних разные значения (противоположные).
- А как вы доказали, что слова День и ночь не являются синонимами?
( Уэтих слов разные значения, следовательно, они не являются синонимами. (А какими словами они являются, мы не знаем.)
- А откуда ты знаешь? Ну, это мы еще проверим.
- О чем будем говорить на уроке? И так, у вас затруднение: надо назвать одним словом противоположные по смыслу слова.
- Все ли слова вы соединили? (Нет, день и ночь, старый и молодой)
Можем ли мы объединить эти слова в пары? По какому признаку? (Да, они противоположные по значению)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Слова противоположные по значению)
Можем ли мы назвать их синонимами? (Нет)
- Давайте определим цели нашего урока. В этом нам помогут слова подсказки. Продолжите предложения.
Цели урока:
- Узнать как называются слова противоположные по смыслу.
- Научиться создавать пары слов.
- Находить эти слова в тексте.
- Использовать их в речи.( вывесить на доске)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Посмотрите на доске пары слов. Нам нужно распределить их на две группы синонимы и антонимы. Можем ли мы это сделать? Какое слово вам не знакомо (Антонимы). Давайте определим синонимы, а оставшиеся слова отнесем к антонимам.
5. Реализация построенного проекта.
Для того, чтобы узнать что такое антоним предлагаю вам провести небольшое исследование этих слов. А результаты вы будете заносить в свою таблицу.
синонимы | антонимы | ||||
1. | отвечают на один и тот же вопрос | ||||
2. | имеют близкое значение | ||||
3. | имеют близкое значение |
Итак давайте сделаем вывод, что такое антоним? (это слова отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению).
Как мы можем подтвердить наше предположение. (обратимся к учебнику. Читают правило с.62)
- Чтобы больше узнать про слово антонимы, обратимся к рубрике «Из ист6 ории языка» стр. 62.
. 6.Первичное закрепление учебного действия.
Рубрика «Давай подумаем». Сравнить картинки. Подобрать к ним подписи из слов.
Физкультминутка
А нам теперь пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», (Дети поднимают руки вверх)
А ты ответишь («низко»). (Опускают руки вниз)
Скажу я слово «далеко», (Протягивают руки вперед)
А ты ответишь («близко»). (Ладонями закрывают глаза)
Скажу я слово «потолок», (Поднимаются на носочки, тянут руки вверх)
А ты ответишь («пол»). (Дети приседают)
Скажу я слово «потерял», (Трясут руками)
И скажешь ты («нашёл»). (Хлопают в ладоши)
Скажу тебе я слово «трус», (Зажмуривают глаза)
Ответишь ты («храбрец»). (Упираются руками в бока)
Теперь «начало» я скажу.
А вы ответите («конец»)!
-Расскажите, какая тема урока и что узнали.
-Тема урока: Слова – антонимы. Узнали что, слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению называются - антонимами.
– Скажите, какую из задач урока мы с вами выполнили?
- Первую. Узнали, как называются слова с противоположным значением.
– Какая следующая задача, над которой мы будем работать?
– Вторая задача - научиться создавать пары слов.
Для этого и обратимся к упр. №2. Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
– Записать парами антонимы. (Один у доски.)
- Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.
- Вы уже заметили на своих столах карточки разного цвета. Возьмите их, Прочитайте задание. Какую работу надо выполнить?
(У детей на столах разно уровневые карточки с заданиями. Приложение 2)
- Подобрать антонимы. Ответить на какой вопрос они отвечают и какой частью речи являются.
- Поработайте самостоятельно. - Чему учились, выполняя задание на карточке? (правильно подбирать антонимы к словам) Проверим у кого Жел.к., Зел.к., Роз.к.
- Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
– Вернемся к задачам урока. Какие задачи мы выполнили?
– Узнали, как называются слова, научились создавать пары слов – антонимов. Теперь будем находить эти слова в тексте..- Учебник стр. 63. упр. 4.
Прочитайте текст и найдите в нем ошибки. Поработайте парами.
– Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
– Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.
– Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст. (Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).
- Обобщение усвоенного и включение его в систему раннее усвоенных ЗУНов.
- Какая тема урока? Какие задачи стояли перед нами? Какие задачи мы выполнили? Какую задачу мы не выполнили? Над четвертой задачей будем работать на следующем уроке.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- А сейчас не большой тест. Самостоятельная работа: Тест. (Дети работают самостоятельно ). Проверка по эталону.
.
- Рефлексия деятельности.
Д.з. Стр64. Упр5
ПРИЛОЖЕНИЯ
Тест:
- Задание: Отметь антонимы
- Радость – грусть
- Огонь – пламя
- Одевать – раздевать
- Большой – маленький
- Смелый - храбрый
- Широкий – узкий
2. Задание: Отметь верное утверждение.
1. В этом предложении есть антонимы.
Сыплет белый снег на черную землю.
2. В этом предложении есть синонимы.
У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть.
3. В этом предложении нет антонимов.
Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анти – «против»
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом . Добро-_____________ , сила- , лето- , мир- ______________ , молодость -____________________ . Слова для справок : зло, зима, слабость, старость, война . На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются ? __________________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом. хороший - , толстый - ___ ___ , весёлый - , близкий - _________ , большой - . Слова для справок : плохой, печальный, тонкий, маленький, далёкий. На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются ? _____________________________________________________________________________
Подберите антонимы к словам и напишите их рядом. работать - , любить - _______ смеяться - , расцветать - приходить __________ . Слова для справок: ненавидеть, отдыхать , плакать, уходить, увядать . На какие вопросы отвечают слова? Какой частью речи они являются? _____________________________________________________________________________________
Т Е С Т 1.Задание : Отметь антонимы 1. Радость – грусть 2. Огонь – пламя 3. Одевать – раздевать 4. Большой – маленький 5. Смелый - храбрый 6. Широкий – узкий 2 . Задание: Отметь верное утверждение . а) В этом предложении есть антонимы. Сыплет белый снег на черную землю . б) В этом предложении есть синонимы. У Вани есть товарищи, и настоящий друг тоже есть. в) В этом предложении нет антонимов. Вместо минуса по ошибке он поставил плюс.
Эталон для проверки 1 задание 2 задание 1, 3, 4, 6 а, б
Знай больше , а говори … меньше. Думай медленно , работай … быстро. Мир строит , а война … разрушает. Ласточка день начинает , а соловей …. кончает. Не дорого начало , похвален … конец.
Пришла осень . Выпал первый снег. В южные страны улетели перелетные птицы. Пришла весна . Растаял последний снег. Из южных стран вернулись перелётные птицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».
формировать умение выделять приставку и суффикс в слове;развивать умение образовывать новые слова с помощью пр...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"
Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...
Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...