Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Попова Инна Викторовна

Урок русского языка по теме: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_urok.docx118.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

 Тип урока: изучение нового материала

Цель: создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

Задачи:  учить распознавать местоимения в  тексте, подбирать самостоятельно и писать; совершенствовать навык различия падежей имен существительных при склонении личных местоимений; классифицировать склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа; определять, каким членом предложения является личное местоимение в тексте.

Формируемые УУД:

Предметные результаты: 

-закрепляют знания о системе падежей русского языка, отрабатывают алгоритм определения падежа личных местоимений 1и 2 лица  в предложении, находят различия между склоняемыми местоимениями, отрабатывают навык написания предлогов с местоимениями, учитывают их при записи; отрабатываю навык определения, каким членом предложения является личное местоимение 1-го и 2- го лица в тексте.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

-ориентировать в своей системе знаний, уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщать по заданным критериям, уметь делать выводы в результате совместной работы в паре.

Коммуникативные:

- уметь слушать и понимать речь других, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, формулировать собственное мнение, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре).

Регулятивные: 

-делать выводы в результате совместной деятельности класса; развивать навыки грамотного письма;  развивать мышление и память; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные качества: 

-формировать мотивацию и желание к обучению и познавательной деятельности, понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, оценивать жизненные ситуации.        

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: создание положительного и эмоционального настроя на уроке.

-  Чтобы настроение было положительным на протяжении всего дня, я предлагаю прослушать вам замечательную мелодию Чайковского и прекрасное стихотворение о зиме. Возможно, вы слышали это стихотворение ранее, вспомните, кто автор.

(Мелодия Чайковского «Времена года. Весна», весенний  пейзаж, стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина)

Распустились    почки,    лес    зашевелился…

Распустились    почки,    лес    зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И   открылись   кротко   от   весенней   ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я желаю, чтобы это прекрасное время года, дарило вам тепло, прекрасное настроение, улыбки, добро, солнце в душе.

-  Вот мы и настроились с вами на урок. Я желаю вам хорошего настроения, приятных эмоций, и легкости при работе на уроке.

2.  Минутка чистописания

 Цель: совершенствовать навык каллиграфического письма

- Сегодняшний урок мы начнем с небольшой разминки и поэтому проведем минутку чистописания.

-Открываем рабочие тетради, отступаем 2 строчки вниз от предыдущей работы, на третьей строке, посередине записываем сегодняшнее число: «10 марта», ниже «Классная работа».

- Итак, ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы  должны будете писать отгадки.

1.Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...

(Весна.)

- где мы начинаем писать первое слово? Как мы его должны писать? С какой буквы? (на следующей строке, с большой буквы, с красной строки)

- Поставим ударение, подчеркнем непроверяемую гласную «е».

2. В теплых солнечных сапожках,

с огонечком на застежках,

по снегам бежит мальчишка –

снег пугает, шалунишка:

только ступит – стаял снег,

раскололся лед у рек.

Охватил его азарт:

а мальчишка этот – ...

(Март.)

- Как мы будем писать это слово? Что не забудем поставить? Записываем.

- Охарактеризуем звук «М» в слове «Март». «М»- согл, тв, зв., непарн.

3. Будит лес, поля и горы,

все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

напевает у воды.

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»

Далеко слышна свирель.

Это будит всех...

(Апрель.)

- С какой буквы продолжим написание, что поставим? Произнесем слово «Апрель», на какую букву падает ударение?  ( На «е») Подчеркнем непроверяемую гласную в слове. Какая это буква? (Это буква «А»)

- Дайте характеристику звуку «Рь». ( согл, мягк, зв)

4. Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят,

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? ...(Май.)

-Какие звуки может обозначать буква «ЭМ»  (М- согл, тв, зв., непар;  согл, мягк, зв, непарн.)

-Какой звук она означает в данном слове?

- А теперь, на следующей строке  пропишем букву  «ЭМ» заглавную и строчную, чередуя, через запятую.

- Начинаем писать с красной строки и до конца.

3.Словарная работа

 Цель: совершенствовать навык знания и запоминания словарных слов.

- А сейчас мы проверим ваши знания  на правильность написания словарных слов.

. Начинаем писать слова с красной строки, с большой буквы, и через запятую в строчку.

- Я буду показывать вам слово на карточке. Вам нужно будет написать правильно это слово, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму.

(М…тал… - металл,  ж…лезо- железо, б…тинки- ботинки, к…стюм- костюм, б…гатство- богатство, х…зяйство- хозяйство, с…лют- салют, к…стрюля- кастрюля, ст…кан- стакан, т…релка- тарелка) 

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверку мы будем осуществлять тем же способом- я буду переворачивать карточку с правильным написанием. Свою оценку ставьте на полях, если нет ошибок, то «5», а если 1 или 2, то «4». Поставьте оценку своему товарищу.

4. Проверка домашнего задания

Цель: проверить правильность выполнения и понимания изученного материала

- Что вы изучали на предыдущем уроке?

Давайте проверим правильность выполнения вами домашнего задания.

- Кто мне подскажет, на какой странице в учебнике ваше домашнее задание?

-Кто прочитает задание? Что нужно было в нем сделать? Объясни. Проверяем, так ли мы сделали?

- Какой вывод можно сделать из этого упражнения?

5. Определение темы и цели урока

Цель: в совместной деятельности при создании проблемной ситуации определить тему и цель урока.

  • Создание проблемной ситуации

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Для того, чтобы определить, о чем пойдет речь на уроке. Определим, о какой части речи мы будем говорить.

«Расшифровка»

- Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись 2 учениками букв на доске)

14, 6, 19, 20, 16, 10, 14, 6, 15, 10, 6

М  е   с    т     о   и     м   е  н    и   е

  … Местоимения, подобно ярким лучам солнца,

                                                     Озаряя, высвечивают все уголки родного

                                                      Языка..

- Что вы знаете об этой части речи? Что такое местоимение?

- Какова роль местоимений в речи? (Личные местоимения указывают на предмет, но не называют его)

- Как они называются? (личные). Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

Какие местоимения относятся к личным? ( я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

- Расскажите, какие местоимения относятся к ед. числу  1,2,3 лица, а какие к мн.числу 1,2,3 лица?

http://cdn01.ru/files/users/images/77/28/77281dd5604b6cf99b6389058c662b7f.png

-Какие личные местоимения, и в каком числе изменяются по родам?

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ

Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Постарайтесь стать настоящими знатоками местоименных наук.

Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, опыта, сравнения, прогнозирования.

Какие источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (книги, тексты).

Попробуем определить тему исследования, для этого выполните задание устно.

  • Постановка темы и цели урока

«Мозговой штурм»

Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. Определите число

1)  Взял____  вилы и топор и отправился в дозор. (П.П.Ершов)

2) Всех  ___ вас люблю сердечно (А.С.Пушкин)

3)Не оставь___, кум милый.      

Дай___   ____собраться с силой.  (И.А.Крылов)

  1. ты
  2. я
  3. меня, ты, мне

-Перечислите, какие слова вы вставили? Что заметили?

- Какой частью речи являются данные слова?

- Какими членами в предложении они являются? Только ли главными?

- Где можно встретить эти слова, только ли в прозе или еще где-то?

-Для чего служат местоимения?

-Какие местоимения вы не встречали в таблице личных  местоимений 1,2,3 лица?

-Подумайте и скажите, как слова «МНЕ», «МЕНЯ» могут быть связаны с темой личных местоимений?

 - Можете ли вы определить тему урока? Какова же цель?

Тема урока: «Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам»

Цель: формировать умения склонять личные местоимения 1 и 2 склонения по падежам.

-Для того, чтобы начать работу по данной теме, давайте вспомним падежи.

6. Изучение нового материала

-Ну, а теперь начнем работу по теме, начнем исследовать поставленную нами проблему.

УПР №118

Я сижу на речке, ловлю пескарей. Вокруг меня носятся комары.4 Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.

1. Найдите местоимение 1-го лица единственного числа.

2. Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили ли вы, что задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения Я в каждом предложении.

3. Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.

Образец: Я (И.п), вокруг меня ( Р.П)….

Я - подлежащее, выраженное местоимением 1 лица.
Сижу - сказуемое, выраженное глаголом.
Ловлю - сказуемое, выраженное глаголом.
На речке - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пескарей - дополнение, выраженное им. существительным. 

Характеристика предложения: Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми. 

- Посмотрите внимательно на выделенные местоимения? Какими членами предложения они являются?

-Поставьте  к каждому местоимению падежный вопрос.

- Сделайте вывод, каким членом предложения может быть  личное местоимение в предложении?

Я- И.П- подлежащее

 Вокруг меня- Р.П- дополнение

Ко мне- Д.П- дополнение

На меня- В.П- дополнение

Надо мной- Т.П- дополнение

На мне- П.П- дополнение

Вывод: личное местоимение, стоящее в И.П , являются в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.

- Скажите, изменяются ли личные местоимения по падежам? На какие вопросы они отвечают? Выведите правило. Для этого, сформулируйте это правило в паре.

Правило: Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.

Склонение личных местоимений 1, 2 лица по падежам

http://u.5klass.net:10/datas/russkij-jazyk/Predlozhenija-s-lichnymi-mestoimenijami/0004-004-Mestoimenija-1-i-2-litsa-sklonjajutsja.jpg

- Выполните задание в парах, УПР №119.

Прочитайте таблицу. В каких падежах формы изменения личных местоимений 1-го, 2-го лица совпадают?( 1 лицо- Я-Р.П, В.П; Ты- Р.П, В.П; 2 лицо- Мы- Р.П, В.П, Вы- Р.П, В.П.)

- какой вывод можно сделать?

Вывод: При склонении личных местоимений 1, 2 лица совпадают формы Р.П и В.П.

Физминутка

Нужно присесть, если услышите личное местоимение.

Цветы

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок, если он, и я, и ты - если мы сорвём цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты. И не будет красоты, и не будет доброты, если только я и ты - если мы сорвём цветы.

  • Комментированная работа

Прочитайте текст. Найдите в тексте местоимения. Перечислите их. Определите лицо и число местоимений. Выборочное комментирование.

МЫ- 2 л, мн.ч

ТЕБЕ- 1л, ед.ч

Я- 1 л, ед.ч

ТЫ- 1л, ед.ч

С ВАМИ- 2л, мн.ч

У МЕНЯ- 1л, ед.ч

Так как на уроке, вы исследователи, попробуйте самостоятельно выполнить задание

 Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи их лицо и число.

  1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала в разговоре. 4. Ты закрыла лицо руками и плакала. 5. Вася поедет с вами за город. 5.  У меня нет вопросов по заданию.

Какой вывод из правила, вы можете сделать?

Вывод: Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.

Что же является начальной формой местоимения? (Начальная форма местоимения - это форма именительного падежа)

Встретили ли вы предлоги, стоящие рядом с местоимениями? Как вы их написали? ( раздельно)

Массаж кистей рук.

1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.

  • Самостоятельная работа по вариантам

Вариант №1

 Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.

  1. Я играть не стала!  2)"Кто вы?" - "Мы лисички, дружные сестрички". (А. Шибаев). 3) Ты, рябинушка, раскудрявая, ты когда взошла, когда выросла? 4) Как у тебя получилось выйти из этой ситуации? 5) Когда мы сделали ремонт, нас похвалили. 5) Нами были все довольны.

Вариант №2

 Выписать местоимения, определить их лицо, число, падеж в косвенных формах.

 1) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?. 2)Тебя, мой куманек, век слушать я готова! 3) И пришла к Айболиту лиса: "Ой, меня укусила оса!" 4) Вами земля славиться! 5) Тобой мне никогда не стать.

7. Закрепление изученного

Цель:  совершенствовать имеющиеся знания и отрабатывать навык понимания материла

-Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. На ваших столах лежат листочки. Подпишите их.  
1. Найди лишнее: 
а) я 
б) ты 
в) как 
г) она 
2. Найди признак личного местоимения:
а) Называет предмет 
б) Указывает на предмет, не называя его 
в) Указывает на действие предмета 
г) Служит для связи слов в предложении 

3. Местоимение отвечает на вопросы:

А)  существительных

Б)   глаголов

В)  нельзя задать вопрос
4. Каким членом предложения является местоимение в предложении?
Он долго ходил около школы. 
а) Сказуемым 
б) Подлежащим 
в) Определением 
г) Дополнением 
5.  Сосчитай количество местоимений: как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.
а) 4 
б) 5 
в) 6 
г) 7 
Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте и оцените друг друга: ( слайд )

5правильных ответов– «5» 
4 правильных ответа – «4» 
3 правильных ответа – «3» 
2 правильных ответов – «2» 

Индивидуальные карточки

  1. Составь 5 предложений, со следующими  личными местоимениями: Ты, Вы,  Тебе, Мной, О нас. Напиши их лицо, число, падеж.

  1. Вставь нужное по смыслу личное местоимение, определи его лицо, число, падеж.

1.… нарисую ёлочку. 2. А … что будешь рисовать? 3. Завтра … пойдем на речку. 4. Кого … ждете?
5.
Вечером … читают сказки.6. Что … нужно вырезать из бумаги? А … умеете так вырезать? 7.  Какую задачу … задали? 8.Куда … идёшь? 9.Завтра … пойду в библиотеку. 10. Скоро …. Напишут в газетах.

3.  Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Напиши над словом. Найди личные местоимения, укажи лицо, число, падеж.

Я, на, ты (предлог)

Но,  тобой, вас (союз)

Мы, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Я, меня, мной, оно (3 л ед.ч)

Мы, я, вы, они (ед.ч.)

8. Итог урока.  Рефлексия

Цель: определить оценку урока и его продуктивность

9.  Задание на дом

УПР. 124


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...