Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (обновленные ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Журавлева Татьяна Викторовна

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (обновленные ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx72.54 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

для 3 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания, с учетом линии УМК «Русский язык» авторского коллектива В. П. Канакиной и др., входящей в образовательную систему «Школа России»

В соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • ООП НОО МБОУ СОШ № 36 г. Брянска;
  • Положение о разработке рабочих программ МБОУ СОШ № 36 г. Брянска.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные результаты:

1) гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
  • осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
  • проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

2) духовно-нравственное воспитание:

  • осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
  • признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного жизненного и читательского опыта;
  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетическое воспитание:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
  • стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

5) трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;

6) экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
  • неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценность научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другие);
  • устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы следующие действия при работе с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику)
  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

У обучающегося будут сформированы следующие действия общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы следующие         действия самоорганизации как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы следующие         действия самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибки;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям.

У обучающегося будут сформированы следующие         действия при осуществлении совместной деятельности:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

Предметные результаты изучения русского языка.

К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
  • производить звуко-буквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв «е», «ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах с непроизносимыми согласными;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
  • распознавать слова, употребляемые в прямом и переносном значении (простые случаи);
  • определять значение слова в тексте;
  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
  • изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени - по родам;
  • распознавать личные местоимения (в начальной форме);
  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
  • различать предлоги и приставки;
  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
  • находить место орфограммы в слове и между словами по изученным правилам; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
  • находить и исправлять ошибки по изученным правилам; понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
  • строить устное диалогическое и монологическое высказывания (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но»);
  • определять ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста;
  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 3 КЛАССЕ.

Сведения о русском языке.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика.

Повторение: звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования при письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).

Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.

Повторение: лексическое значение слова.

Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика).

Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Корень, приставка, суффикс - значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Морфология.

Части речи.

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на «-ий», «-ов», «-ин»). Склонение имён прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица «не», её значение.

Синтаксис.

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.

Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а», «но» и без союзов.

Орфография и пунктуация.

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

- разделительный твёрдый знак;

- непроизносимые согласные в корне слова;

- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

- раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи.

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другие Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но». Ключевые слова в тексте.

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Жанр письма, объявления, поздравительной открытки.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.

Орфоэпия.

(Содержание раздела «Орфоэпия» изучается параллельно с другими разделами курса, поэтому отдельные часы на этот раздел не предусмотрены.)

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).

Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные  грамматические признаки;
  • сравнивать тему и основную мысль текста;
  • сравнивать типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности каждого типа текста;
  • сравнивать прямое и переносное значение слова;
  • группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
  • объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки;
  • определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
  • ориентироваться в изученных  понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой.

Базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем критериев;
  • с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по изменению текста;
  • высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
  • формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения;
  • выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • выбирать источник получения информации при выполнении мини-исследования;
  • анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.

Общение как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), соответствующие ситуации общения;
  • подготавливать небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
  • создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.

Самоорганизация как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • планировать действия по решению орфографической задачи;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль как часть регулятивных универсальных учебных действий:

  • устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку;
  • корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного мини-исследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • выполнять совместные (в группах) проектные задания с использованием предложенных образцов;
  • при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

в том числе с учётом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых

на освоение каждой темы.

В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут:

  1. Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  2. Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах;
  3. Знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. Беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  
  5. Проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. Быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. Соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. Уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. Быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

№ п/п

Разделы программы

Всего часов

Контрольные работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Целевые приоритеты воспитания

1.

Общие сведения о языке

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

2,3,4,5,6

2.

Фонетика и графика

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

5,6,7,8,9,10

3.

Лексика

5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

6,7,8,9,10

4.

Состав слова

9

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

3,4,5,6

5.

Морфология

43

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

5,6,7,8,9,10

6.

Синтаксис

13

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

5,6, 9,10

7.

Орфография и пунктуация

50

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

5,6,7,8,9,10

8.

Развитие речи

30

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8 

6,7,8,9,10

9.

Орфоэпия

-

5,6,7,8,9,10

Резервное время

17

Общее количество часов

по программе

170


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(3 класс – 170 часа, 5 часов в неделю)

№ урока п/п

Дата

(план)

Дата

(факт)

Тема урока

1

1.09

Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

2

4.09

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки и построение текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок текста.

3

5.09

Определение типов текстов: повествование, описание, рассуждение.

4

6.09

Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений.

5

7.09

Предложение. Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге.

6

8.09

Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

7

11.09

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

8

12.09

Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление). Словарный диктант.

9

13.09

Связь слов в предложении и словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

10

14.09

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

11

15.09

Второстепенные члены предложения.

12

18.09

Распространённые и нераспространённые предложения.

13

19.09

Контрольный диктант №1 «Итоги повторения».

14

20.09

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

15

21.09

Однородные члены предложения.

16

22.09

Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

17

25.09

Однородные члены предложения без союзов.

18

26.09

Предложение и словосочетание. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

19

27.09

Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая между частями сложного предложения.

20

28.09

Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Словарный диктант.

21

29.09

Работаем с толковыми словарями.

22

2.10

Прямое и переносное значение слова.

23

3.10

Наблюдаем за значениями слов в тексте.

24

4.10

Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы.

25

5.10

Ключевые слова в тексте. Развитие речи. Обучающее подробное изложение с языковым анализом текста.

26

6.10

Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи.

27

9.10

Составление плана текста. Составление предложений. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине (по коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды"

28

10.10

Редактирование текста. Работа над ошибками.

29

11.10

Имя числительное (общее представление). Проверочная работа №1 (тест) по теме «Части речи».

30

12.10

Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов. Словарный диктант.

31

13.10

Характеристика звуков русского языка. 

32

16.10

Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. 

33

17.10

Контрольный диктант №2 «Итоги 1 четверти».

34

18.10

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

35

19.10

Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание.

36

20.10

Соотношение звукового и буквенного состава слов.

37

23.10

План текста. Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану.

38

24.10

Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

39

25.10

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями. Словарный диктант.

40

26.10

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е.

41

27.10

Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание. Слова, которые не имеют окончания.

42

6.11

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. 

43

7.11

Корень, приставка, суффикс - значимые части слова.

44

8.11

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. 

45

9.11

Состав слова: обобщение. Проверочная работа №2 (тест) по теме «Состав слова».

46

10.11

Создание собственных текстов-описаний. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

47

13.11

Редактирование текста. Работа над ошибками.

48

14.11

Обобщение знаний по теме «Состав слова». Проектное задание «Семья слов».

49

15.11

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Словарный диктант.

50

16.11

Развитие речи. Обучающее изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план.

51

17.11

Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

52

20.11

Правописание слов с двумя бездарными гласными в корне слова.

53

21.11

Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

54

22.11

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Развитие речи. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку.

55

23.11

Непроизносимые согласные в корне слова.

56

24.11

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова.

57

27.11

Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова. Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня.

58

28.11

Правописание слов с удвоенными согласными.  

59

29.11

Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Словарный диктант.

60

30.11

Проверочная работа №3 (тест) по теме «Правописание слов с орфограммами в слове».

61

1.12

Написание текста по заданному плану. Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова "Снегурочка".

62

4.12

Редактирование текста. Работа над ошибками.

63

5.12

Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова».

64

6.12

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

65

7.12

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов -ость, -ов и др.

66

8.12

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов. Словарный диктант.

67

11.12

Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок. Группа приставок с "о" и группа приставок с "а".

68

12.12

Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок.

69

13.12

Закрепляем правописание суффиксов и приставок.

70

14.12

Разделительный твёрдый знак (ъ).

71

15.12

Правописание слов с разделительными твёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Развитие речи. Знакомство с жанром объявления.

72

18.12

Повторение изученных правил правописания. Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с изученными орфограммами.

73

19.12

Контрольный диктант №4 «Итоги I полугодия».

74

20.12

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

75

21.12

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами.

76

22.12

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или.

77

25.12

Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ.

78

26.12

Продолжаем учиться составлять план текста. Развитие речи. Составление и запись текста по рисунку на одну из данных тем.

79

27.12

Отработка орфограмм, вызывающих трудности (правописание безударных гласных различных частях слова). Словарный диктант.

80

28.12

Развитие речи: работаем с текстами.

81

29.12

Ознакомительное чтение: когда оно нужно.

82

9.01

Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

83

10.01

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Развитие речи. Обучающее подробное изложение по самостоятельно составленному плану.

84

11.01

Число имен существительных.

85

12.01

Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа.

86

15.01

Изменение имён существительных по числам.

87

16.01

Развитие речи. Обучающее изложение текста с опорой на коллективно составленный план. 

88

17.01

Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Словарный диктант.

89

18.01

Род имён существительных. Имена существительные общего рода. Род имён существительных иноязычного происхождения.

90

19.01

Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных.  

91

22.01

Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

92

23.01

Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных». Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с изученной орфограммой.

93

24.01

Падеж имен существительных.

94

25.01

Создание собственных текстов-повествований. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка"

95

26.01

Падеж имён существительных: именительный падеж.

96

29.01

Падеж имён существительных: родительный падеж.

97

30.01

Падеж имён существительных: дательный падеж.

98

31.01

Падеж имён существительных: винительный падеж. Словарный диктант.

99

1.02

Падеж имён существительных: творительный падеж.

100

2.02

Падеж имён существительных: предложный падеж.

101

5.02

Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение).

102

6.02

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

103

7.02

Развитие речи. Обучающее подробное изложение текста  с опорой на самостоятельно составленный план.

104

8.02

Обобщение знаний об имени существительном. Развитие речи. Коллективное составление текста по репродукции картины К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" (по опорным словам).

105

9.02

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

106

12.02

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

107

13.02

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

108

14.02

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Словарный диктант.

109

15.02

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

110

16.02

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения.

111

19.02

Развитие речи. Корректирование текстов с нарушенным порядком  абзацев.

112

20.02

Правописание окончаний имён существительных во множественном числе.

113

21.02

Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация знаний.

114

22.02

Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных).

115

26.02

Правописание безударных окончаний имён существительных: обобщение.

116

27.02

Проверочная работа №4 (тест) по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

117

28.02

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Словарный диктант.

118

29.02

Работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Развитие речи. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь".

119

1.03

Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). 

120

4.03

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

121

5.03

Изменение имён прилагательных по числам.

122

6.03

Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного.

123

7.03

Развитие речи. Пишем поздравительную  открытку к празднику 8 Марта.

124

8.03

Склонение имен прилагательных (общее представление).

125

11.03

Наблюдение за значением имен прилагательных.

126

12.03

Контрольный диктант №5 «Итоги 3 четверти». 

127

13.03

Анализ диктанта. Работа над ошибками.

128

14.03

Развитие речи. Обучающее сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками».

129

15.03

Редактирование текста. Работа над ошибками.

130

18.03

Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном числе.

131

19.03

Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе. Словарный диктант.

132

20.03

Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.

133

22.03

Обобщение знаний о написании окончаний имён прилагательных.

134

3.04

Обобщение знаний о написании окончаний имён существительных и имён прилагательных.

135

4.04

Проверочная работа № 5 (тест) по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных".

136

5.04

Местоимение (общее представление). Личные местоимения.

137

8.04

Как изменяются личные местоимения.

138

9.04

Употребление личных местоимений в речи.

139

10.04

Правописание местоимений с предлогами.

140

11.04

Развитие речи. Знакомство с жанром письма. Учимся писать письма.

141

12.04

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

142

15.04

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но.

143

16.04

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Словарный диктант.

144

17.04

Значение и употребление глаголов в речи. Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.

145

18.04

Итоговый контрольный диктант.

146

19.04

Итоговая контрольная работа.

147

22.04

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

148

23.04

Неопределённая форма глагола.

149

24.04

Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов.

150

25.04

Настоящее время глаголов.

151

26.04

Будущее время глаголов.

152

29.04

Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме.

153

30.04

Род глаголов в прошедшем времени.

154

2.05

Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени.

155

3.05

Частица не, её значение

156

6.05

Правописание частицы не с глаголами.

157

7.05

Создание собственных текстов-рассуждений. Развитие речи. Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей не.

158

8.05

Правописание глаголов с изученными орфограммами. Произношение возвратных глаголов.

159

9.05

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

160

10.05

Наблюдение за связью предложений в тексте. Развитие речи. Обучающее выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану.

161

13.05

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

162

14.05

Обобщение знаний о глаголе. Проверочная работа №6 (тест) по теме «Глагол».

163

15.05

Части речи: систематизация изученного в 3 классе. Словарный диктант.

164

16.05

Части речи: обобщение. Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

165

17.05

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но. Корректирование текста с нарушенным порядком  абзацев. Контрольное списывание.

166

20.05

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях.

167

21.05

Проверочная работа №7 по теме «Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе».

168

22.05

Отработка орфограмм, вызывающих трудности (правописание падежных окончаний имен существительных). Словарный диктант.

169

24.05

Отработка орфограмм, вызывающих трудности (правописание падежных окончаний имен прилагательных).

170

24.05

Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 2 класс Гармония Фгос

В программе представлено подробное тематическое планирование, а также контрольно-измерительные материалы....

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы по русскому языку М.Л. Каленчук, ООП МБОУ "С...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред.  Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  3 класс  с   УУД...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс по ФГОС . УМК «Гармония» 2013-2014 уч год

Рабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013– 2014 учебный год 1 класс. Образовательная система: «Гармония»...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс по ФГОС

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования для 4 клааса по ФГОС...