Методические материалы к проекту "Тайны букв древнерусского алфавита"
проект по русскому языку (4 класс)
Представлены методические материалы по работе над проектом "Тайны букв древнеруского алфавита":
- Методический паспорт проекта
- Технологическая карта пректа
- Список использованной литературы
- Календарный план
- Памятка по работе над проектом
Данный материал может использоваться как образец оформления любого учебного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_pasport_proekta.docx | 22.37 КБ |
bolshakova_v.p._tehnologicheskaya_karta_proekta.doc | 81.5 КБ |
bolshakova_v.p._spisok_ispolzovannoy_literatury.docx | 16.31 КБ |
bolshakova_v.p._kalendarnyy_plan.docx | 17.1 КБ |
bolshakova_v.p._pamyatka.docx | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
«Тайны букв древнерусского алфавита»
Адресация
1 Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов
Тема проекта тесно связана с изучением истории и традиций русского языка.
2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие
Образовательные:
- вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс изучения истории появления русских букв;
- сформировать у обучающихся представления о том, какие изменения претерпевали буквы русского алфавита и какие современные слова связаны с исконным названием русских букв.
- Сопроводить обучающихся в поиске глубинного значения слов русской речи и оценке величия славянской культуры, через изучение древнерусской азбуки.
- Формировать умение подбирать текстовую информацию, выделять из большего количества информации главное и представлять свой проект.
Воспитательные:
- воспитать любовь и уважение к родному языку;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности молодого поколения;
- развивать внимательность, фантазию, воображение, умение синтезировать полученные знания.
Развивающие:
Развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы, пользоваться толковым, фразеологическим и др. словарями, собирать материал с помощью дополнительной литературы и Интернета, презентовать проект, оценивать результаты работы.
3. Задачи учебно-педагогические (класса, группы, каждого учащегося)
- приобщение к полезной деятельности;
- развитие творческих способностей;
- развитие уважительного отношения к родному языку;
- формирование навыков по исследовательской деятельности;
- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, систематизировать полученные в процессе деятельности результаты.
4. Возраст учащихся: 4 класс.
5. Время работы над проектом: октябрь - январь.
6. Режим работы: 16 учебных часов.
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: проектор, электронная презентация по теме «История древнерусского языка», учебные фильмы, материалы из районной библиотеки.
8. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): школьный библиотекарь, преподаватели русского языка, истории, литературы.
9. ЗУН и общеучебные навыки:
- владение письменной и устной речью;
- владение определенными знаниями по русскому языку, литературе, истории письменности (внеурочная деятельность);
- умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
- умение выделять главную мысль в тексте, вести поиск нужной информации.
10. Мотивация к познанию, работе:
Личный интерес обучающихся к теме проекта, любознательность, самореализация.
Предполагаемые «приращения»:
11. Новое содержание и новый взгляд на тему.
Изучение и сравнение древнерусской азбуки и современного алфавита.
12. Новые методические (практические) приемы:
Работа с древними текстами, написание букв древнерусской азбуки остроконечной кистью, изучение различных источников (словари, энциклопедии, художественные произведения и т.д.) о происхождении русских букв и слов;
13. Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
Знания истории и традиций русского языка.
14. Развитие навыков:
1) Самостоятельной, творческой работы:
- самостоятельной работы с информацией, инструментами, технологиями;
- самостоятельного принятия решений;
2) Коммуникативности в ролевом взаимодействии, сборе и обмене информацией;
3) Мыслительной деятельности при проектировании и планировании, анализе, синтезе, структурировании, работе с источниками информации, выборе способов презентации результатов работы;
4) Презентационных навыков;
5) Самоанализа и рефлексии.
15. Расширение кругозора.
В процессе изучения русской азбуки, обучающиеся осознают наследие русского народа, чувствуют языковую и речевую гармонию, что позволяет не только расширить знания по русскому языку, но и формировать нравственные и гражданские идеалы, через осознание его ценности.
Работа над проектом позволила обучающимся самостоятельно приобрести знания, пользуясь литературой и интернет - источниками по теме, научиться отбирать необходимый материал из многообразия представленной информации, оформлять презентацию по заданным критериям и публично представлять результаты своей работы.
Статус учебного проекта
— Автор-разработчик
Большакова Вероника Петровна, учитель начальных классов ГБОУ гимназии №513 Невского района Санкт-Петербурга.
— Опыт использования (апробация)
Проект предназначен для групповой работы с обучающимися в процессе внеурочной деятельности.
— Степень распространения:
Данный проект был представлен к защите на ЕЖЕГОДНОЙ ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НЕВСКАЯ ПРОЕКТОРИЯ» в 2020 году.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«ТАЙНЫ БУКВ ДРЕВНЕРУССКОГО АЛФАВИТА»
№ п/п | Этапы проектной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование компьютера |
1. | Организационный момент. Мотивация к проектной деятельности | Создает эмоциональный настрой, условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в проектную деятельность | Настраиваются на работу; Обращаются к собственному опыту изучения русского языка; Выражают личное отношение к русскому языку. | Просмотр учебного фильма «Древняя русская азбука» на YouTube канале. https://yandex.ru/video/preview/16813513608979338782 |
2. | Актуализация знаний с опорой на собранный детьми материал | Помогает актуализировать и систематизировать знания обучающихся по теме будущего проекта; Выявляет готовность учеников к восприятию нового материала. | Отвечают на вопросы учителя; Следят за логикой развития диалога; Формулируют общие задачи проекта. | Просмотр подобранных детьми изображений букв древнерусской азбуки с помощью программы «Google Photo» |
3. | Выход на тему, постановка цели, задач, погружение в проблему. | Проводит параллель с ранее изученным материалом;
Подводит к выявлению проблемы проекта; Организует работу по уточнению и конкретизации темы проекта; Подводит обучающихся к формулированию темы, цели и задач проекта. | Предполагают, а потом определяют тему проекта; Выявляют проблему проекта; Формулируют цели и задачи проекта. | Работа с презентацией учителя, созданной в программе Power Point |
4. | Организация проектной деятельности | Помогает спланировать деятельность по решению задач проекта; Организует групповую работу, помогает распределить обязанности в группах; Знакомит с возможными формами представления результатов проекта. | Осуществляют: планирование работы; разбивку на группы и распределение ролей в группе; выбирают формы и способы представления результатов проекта. | Работа с презентацией учителя, созданной в программе Power Point |
5. | Осуществление проектной деятельности | Организует работу по углублению знаний истории древнерусского алфавита; Обеспечивает эмоциональное восприятие полученных знаний; Выступает в роли в роли консультанта –фасилитатора. | Самостоятельно и в команде выполняют предложенные задания; Изучают особенности букв древнерусского алфавита, сравнивают с современной азбукой, работают с забытыми пословицам и поговорками, анализируют и структурируют полученную информацию; Подготавливают презентацию результатов. | Просмотр обучающего фильма на YouTube канале. «Вязь славянская. Приёмы простого декорирования буквы древнеславянского алфавита». https://yandex.ru/video/preview/6175057737162835519 Работа с электронным словарем русских поговорок: https://rus-proverbs-dict.slovaronline.com Создание и оформление слайдов презентации в программе Power Point |
6. | Презентация, самоанализ и самооценка результатов. | Принимает итоговый отчет: обобщает и резюмирует полученные результаты; Подводит итоги проектной деятельности; Оценивает: глубину проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; умение аргументировать свои выводы; Отмечает: активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; характер общения и взаимопомощи, среди участников проекта; эстетику оформления результатов проведенного проекта; умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов; Акцентирует внимание обучающихся на конечных результатах проектной деятельности. | Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач проекта; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и ее результативности. | Демонстрация электронной презентации в программе Power Point, созданной детьми. |
Предварительный просмотр:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Большой словарь русских поговорок [Электронный ресурс] / Под. Ред. В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. - Электрон. дан. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. - Режим доступа: https://rus-proverbs-dict.slovaronline.com. – Загл. с экрана.
- Буквица. Пособие по древнерусскому языку. – М.: Концептуал, 2017. – 160 с.
- Клименкова Т.М. Образование на Руси. – М.: ООО «Традиция», 2017. – 400с., ил.
- Лесной С. Велесова книга. - Донское слово, 1995
- Мирошниченко О.Ф. Тайны русского алфавита. Аз буки ведаю. – М., 2004. – 144 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов. – 17-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. – 797 с.
- Рыжкова Л.В. Букварь для взрослых и детей. История русской азбуки. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2016. – 176с.
- Церковнославянские прописи и уроки орнамента. В 5 ч. Часть 1. – Екатеринбург: ООО «Типография ситипринт», 2019. – 72 с.
- Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. – М.: Традиция, 2012
- Этимологический словарь русского языка. Сост. Г.А. Крылов. – СПб: ООО «Виктория плюс», 2011.- 432с.
- Этимологический словарь русского языка. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. – М.: Лад-Ком, 2010. – 608с.
Предварительный просмотр:
Календарный план проекта «Тайны букв древнерусского алфавита» | ||||
№ п/п | Структурный компонент проекта | Срок выполнения работы | Ответственные за исполнение лица *Примечание | |
Подготовительная работа | 01.10.2019-15.10.2019 | |||
I. Погружение в проект | ||||
1. | Представление проблемной ситуации:
| |||
18.10.2019 | ||||
2. | Мозговая атака | 18.10.2019 | ||
3. | Обсуждение | 18.10.2019 | ||
4. | Выдвижение гипотез | 18.10.2019 | ||
5. | Определение типа проекта | 18.10.2019 | ||
II. Организация деятельности | ||||
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей | 25.10.2019 | |||
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов | 25.10.2019 | |||
III. Осуществление деятельности | ||||
1. | Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием | 28.10.2019-23.12.2019 | ||
2. | Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке) | 23.12.2019 | ||
3. | Оформление результатов проектной деятельности | 20.01.2020 -28.02.2020 | ||
IV. Презентация | ||||
1. | Защита проекта, оппонирование, дискуссия | 13.03.2020 | ||
2. | Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов | 13.03.2020 | ||
3. | Самооценка, внешняя оценка | 16.03.2020 |
* Примечание заполняется если это необходимо.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"
Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....
Письменные буквы русского алфавита.
Анимированный плакат....
Алфавит. ( в стихах) и Прописи букв русского алфавита.
Алфавит – наш лучший друг, Знают все на свете. Букв есть множество вокруг, Учат их все дети. Книжки чтобы прочитать, Азбуку должны все знать....
Письменные буквы русского алфавита
Анимированный плакат для объяснения написания письменных букв русского алфавита...
ЗАГАДКИ ПРО БУКВЫ РУССКОГО АЛФАВИТА
ПОДБОРКА ЗАГАДОК К ПРАЗДНИКУ...
Правила чтения букв английского алфавита
Для тех, кто не знает, как помочь ребенку понять какие звуки дает та или иная буква английского алфавита....
Разработка урока по математике в 1 классе по теме "Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита"
Тема: Обозначение углов при помощи букв латинского алфавита.Цель: способствовать развитию умения обозначать углы буквами латинского алфавита.Планируемые результаты:Предметные: умеют обозначать геометр...