звукобуквенный разбор
картотека по русскому языку (1 класс)
Понимание функций произносительных единиц речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukobukv_razbor.docx | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Понимание функций произносительных единиц речи
Оно начинается с понятия «общение»: люди передают друг другу свои мысли. Это речь: краткая или продолжительная, она может быть разделена на части – на предложения, слова. Мы различаем слова по звуковому составу: луна – лл-уу-нн-аа, рр-ыы-бб-ааа, Вв-аа- лл-яаа… Я произношу слова, вы их слышите (для этого у вас уши) и понимаете их значение (для этого у вас голова).
Схема-модель: общение – речь – предложения – слова – звуки.
С помощью звуков мы различаем значения слов: рот – крот, кошка – ложка, машина – малина. Фонема выступает как смыслоразличитель; способность различать фонемы называется ф о н е м а т и ч е с к им с л у х ом .
Нам нужно уметь выделять в слове каждый звук, отделять его от других звуков. Согласно функциональному подходу, применяемому в изучении языка, очень важно, чтобы первоклассники пришли к пониманию звука с позиции его смыслоразличительной функции. Как уже отмечалось, в последние годы в некоторых программах и учебниках введено понятие «фонема». Но смыслоразличительная функция звука речи может быть усвоена и до введения понятия «фонема».
Фонетика как отрасль языкознания изучает содержание первого, нижнего, уровня языковой системы – произносительного. Теоретический материал этого уровня составляют учение о звуках речи, их характеристика, классификация, учение о слогоделении, об ударении в слове, представления о других произносительных средствах – о громкости речи, ее темпе, о повышении и понижении голоса, о паузах, об интонациях. Программы обычно предусматривают тщательную отработку практических умений: от фонетического (а затем – и звукобуквенного) анализа до выразительной речи, до развития дикции и усвоения орфоэпии. Фонетика составляет основной материал I класса; в последующих классах материал углубляется, усложняются примеры, закрепляются практические умения. Трудность для детей представляет выделение звуков из некоторых сочетаний; различение твердости/мягкости согласных; в процессе дальнейшего обучения детей нередко затрудняет соотношение звука и буквы: чтение и письмо выдвигают в глазах учащихся букву в сравнении со звуком (но это уже графика).
Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Каждый звук (точнее – каждая фонема) должен иметь свой знак, т. е. букву. Но вскоре дети узнают, что звук и буква совпадают не всегда, что есть звуки, которые вообще не имеют своей буквы, а обозначаются сочетаниями букв или одной и той же буквой (звук [j], твердые/мягкие согласные), некоторые звуки могут обозначаться разными буквами, например [а] – буквами а, я и пр. Система правил обозначения звуков (фонем) составляет предмет графики.
В содержание графики входят также заглавные буквы, знаки препинания, средства выделения абзацев. К графике примыкает орфография (методика орфографии изложена в отдельном разделе этой книги).
Содержание графики, ее теоретическая часть: обозначение звуков (фонем) буквами; звуковое значение каждой буквы; названия букв, алфавит; обозначение твердых/мягких согласных буквами и их сочетаниями; обозначение звука [j]; заглавные буквы и другие средства обозначения значения слов, смысла и структуры предложений и текста.
Практические умения, опирающиеся на графику, очень широки и сложны: это чтение как восприятие и понимание записанной речи, письмо как фиксация своих мыслей в графическом коде.
Заметим, кстати, что письмо в усвоении письменного языка должно было бы идти впереди чтения согласно историческому процессу. Такой порядок был принят в методике К. Д. Ушинского. Но ведущая роль чтения возобладала в практике обучения.
Звукобуквенный анализ слов, текста – залог правильного, безошибочного письма.
Умения учащихся
Произносительные умения подразделяются на уже сформировавшиеся до школы; частично усвоенные и требующие улучшения; формируемые в школе на основе новых знаний. Новые умения – четкое артикулирование звуков, интонации, соотнесение звуков и букв, звукослияние, деление слов на слоги, определение места ударения и пр. – формируются на основе теории, а также имитативным способом «делай, как я».
Школьники должны овладеть следующими умениями:
–отчетливо, орфоэпически правильно говорить – без искажения звуков, без неоправданных пауз, с использованием средств выразительности;
–полностью воспринимать звучащую речь, выделять в речевом потоке фонетические слова, в словах – слоги и звуки, понимать воспринятое, выделять непонятное;
–отчетливо произносить все звуки русского языка, сочетания звуков не только в слове, но и вне слова, различать гласные и согласные, среди последних – звонкие и глухие, твердые и мягкие (кроме трудных случаев), кратко описывать артикулирование звуков; различать слабые и сильные позиции фонем; владеть фонетическим анализом слов, речи;
–узнавать в печатном и письменном вариантах все буквы, их сочетания, правильно произносить их как порознь, так и слитно, т. е. читать слогами (аналитическое чтение) и словами, фразами плавно, в темпе речи (к окончанию начальной школы – 120 слов в минуту); правильно делать ударения в словах, делать фразовые, логические ударения и паузы; различать ударяемые и безударные слоги;
–свободно осуществлять кодовые переходы с устной (акустической) и мысленной речи на буквенный, графический код, подчиняя его правилам графики, каллиграфии и – в известныхпределах– орфографии; безошибочносписыватьспечатногоиписьменноготекста.
Данный перечень умений в области фонетики и графики поможет воспринимать эти предметы вместе с орфографией как единую систему знаний и умений, получающую применение в свободном навыке чтения и письма, устного говорения и аудирования (восприятия устной речи и ее понимания).
Процесс обучения. Методы, приемы
Изучение фонетики и графики во времени совмещается с обучением грамоте, т. е. с работой по букварю (азбуке). В этот период уроки, как правило, объединяют звук и его букву, т. е. фонетика и графика объединяются в одном уроке. Но в дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописанием и культурой речи: «Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу», «Употребление ь как знака мягкости предшествующего согласного», «Ь разделительный», «Употребление ь в середине слова», «Двойные согласные», «Ударение», «Безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании». Термин о р ф о э п и я не вводится в начальных классах, но многочисленные случаи произношения занимают значительное место в курсе русского языка: -ого, -его – [овь], [евь]; что – [што]; конечно – [кан’э́шнъ]; мыться – ; кафе – [кафэ́] в отличие от кофе – [ко́ф’э] и пр.
Фонетико-графические темы, как и орфографические, подчас «вклиниваются» в грамматический материал. Кроме того, фонетико-графическая линия, сливаясь с орфографической, не прерывается, а вплетается в общую систему на протяжении всех лет начального обучения, ибо она связана и с чтением, и с письмом, и с устным говорением, и с аудированием. Непрерывность этой линии обеспечивается также фонетическим (фонетикографическим) разбором в системе языкового анализа.
В области методов обучения обращается внимание на такие условия:
а) опора на практическое усвоения языка до изучения теории, на языковое чутье в этой области;
б) постоянное сопоставление звукового и буквенного составов единиц языка; в) установка на фиксацию всех расхождений в ситуациях звук/буква; г) проговаривание, артикуляция, скандирование, отработка голоса; д) тренировка слуха, тренировка пишущей руки; е) образцы хорошего произношения и каллиграфического письма и пр.
Трудности фонетики и графики
Есть трудности в самом содержании материала и трудности его усвоения.
Первые:
- осмысление функций букв по отношению к звукам: дети легче воспринимают буквы на зрительной основе;
- дети очень трудно воспринимают все случаи отклонений от системы, от общего правила (йотированные буквы, жи, ши и т. п.);
- дети всегда легче усваивают материал, имеющий жизненный, понятный им смысл, например слово и его значение. Фонетика и графика не всегда связываются в их сознании со значениями, с жизнью.
Вторые:
- у некоторых детей еще есть детские недостатки артикулирования звуков речи: [с] – [ш], [л] – [р] и пр.;
- школа с первых дней вводит высокие требования литературной речи, у детей же – диалектизмы, просторечные слова и их произношение;
- трудности звукослияния на начальных этапах чтения (эта трудность, отмечавшаяся в прошлом как труднопреодолимая, в настоящее время ослаблена применением современных методик);
- трудности письма, его техники; неустойчивость внимания и пр.
Отметим в заключение, что произносительные ошибки учащих пока намного превышают общеизвестную «норму» ошибок орфографических и бороться с ними труднее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Памятка для звукобуквенного разбора слов
Данная памятка поможет быстро и чётко справляться со звукобуквенным разбором слова на уроках русского языка как в начальной школе так и при переходе в среднее звено....
1 класс. Интерактивный тренажёр «Джунгли» (звукобуквенный разбор слов)
Задача тренажёра:Ученику нужно правильно выбрать схему слова. Для этого надо выбрать правильный ответ (кликнуть по табличке с правильным ответом).Если ответ верный, то герой скажет об этом...
Карточки для звукобуквенного анализа слов в 1 классе
Карточки для проверки умения выполнять звукобуквенный разбор....
ТИКО ГРАММАТИКА на уроках обучения грамоте и русского языка. Звукобуквенный анализ слова.
Цель: - создавать условия для формирования умения производить звукобуквенный анализ слов....
Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"
Дидактический материала по русскому языку в 3 классе на тему "Разбор предложения по членам,разбор слов как часть речи, фонетический разбор"...
Звукобуквенный разбор слова
Звукобуквенный разбор слова...