Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сочинение26.82 КБ
Файл Памятка13.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»

Разработал: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Белова Наталья Борисовна

Ногинск. 2022 г.

Предмет. Русский язык

Тема урока. Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» 

Цель урока: развивать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

Прогнозируемые результаты.

Личностные:

- учить проверять себя;

- учить выражать своё мнение и давать оценку своим действиям;

- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

- уметь организовать своё рабочее место под руководством учителя;

- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные УУД:

- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;

- выполнять действия по плану;

- задавать проблемные вопросы и отвечать на них;

- оценивать свои достижения.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение сотрудничества со сверстниками;

- развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться карточками.

Предметные:

- учить составлять план текста;

- учить излагать свои мысли письменно;

- развивать у учащихся связную речь;

- формировать умение раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте;

Тип урока. Урок развития речи с использованием ИКТ.

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки «Части сочинения». 

Оборудование: осенние листья с деревьев, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.  

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности

 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Доброе утро!

- Вы готовы к нашему уроку?

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 Личностные:

самоопределение,

смыслообразование.

Метапредметные:

целеполагание;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Читает загадку про листопад, подводит учащихся к теме и цели урока.

- Сегодня у нас урок развития речи, на котором вы будите расширять свой словарный запас и продолжите учиться красиво говорить.

- Какое задание вы выполняли в течение недели?

- Кому из вас понравилось наблюдать за листопадом? Чем он вам понравился?

- Как вы думаете, какая цель будет сегодня перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке?

(Слайд 1)

- В своих сочинениях вы должны будете рассказать об этом явлении природы, чтобы читающий ваши работы всё увидел своими глазами, и ему тоже листопад понравился.

- Какая тема урока?

Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока.

Личностные:

самоопределение.

Метапредметные:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3. Объяснение нового.

Лексическая подготовка.

Готовит учащихся к написанию сочинения. Проводит словарную работу.

- Как вы назовёте ваше сочинение?

- Какие слова синонимы мы можем использовать вместо глагола «опадают»?

- За какими деревьями удалось наблюдать?

- Сегодня я принесла для вас некоторые осенние листочки. Сейчас посмотрим, узнаете ли вы их? Но сначала отгадайте загадки.

Под моей листвою пышной

 Можно скрыться в летний зной.

 Если "К" сочтете лишним,

 Смысл получится другой.

 Стану белым и пушистым,

 Волокнистым, шелковистым,

 Полотенце, простыня могут выйти из меня.

(Клён)

(Слайд 2)

- Кто хочет найти кленовый листок?

- На что похожи кленовые листочки? Как они опадают? - Почему медленно падают?

Белоствольные красавицы 
Дружно встали у дорожки,
 
Книзу веточки спускаются, 
А на веточках сережки
 (Берёза)

(Слайд 3)

-  Как можно сказать про берёзу? Какие у неё листочки?

Ароматное цветенье.
 И весною день рожденье.
 И поет как будто скрипка – 
 Шелестит так нежно...(Липа)
  (Слайд 4)

- На что похожа форма листа липы? Составьте предложение об этом дереве.

Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

 Из него добротен сруб.

 Угадали? Это … (Дуб)

(Слайд 5)

- Найдите лист дуба. Составьте о нём предложение.

Кудри в речку опустила,

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит (Ива).

(Слайд 6)

- Как точнее сказать об иве? На что похож лист ивы?

Учащиеся объясняют правописание выделенных слов.

Записывают название сочинения в тетради, подбирают синонимы к словам, отгадывают загадки, определяют с какого дерева листья, составляют предложения о листьях.

Медленно плавно опускаются листья клёна.

Сыплются резные листья берёзы.

Кружатся сердечки  липы.

С дубов полетели вертолётики.

Плавают в воздухе золотые рыбки ивы.

Метапредметные:

анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; коррекция; учет разных мнений.

4.Физминутка.

Учитель проводит физминутку.

Листья осенние тихо кружатся.

Листья нам под ноги тихо ложаться.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Дети кружатся, приседают, наклоняются вправо, влево.

5.Обсуждение структуры сочинения.

Вместе с учащимися составляет план сочинения.

- Продолжим готовиться к написанию сочинения. Для того чтобы не сбиться с хода нашего повествования, что мы должны составить? (План сочинения). Напоминаю, что план будет состоять из 3-х частей, какой из этого следует вывод?

 - С чего начнём сочинение? (С того, что наступила осень). Как же мы назовём вступительную часть?

- Какие слова, образные выражения вы используете, описывая осень?

- Какое предложение должно закончить вступление, чтобы был переход к описанию листопада?

- О чём будем рассказывать в основной части? Какое прилагательное очень часто используют, называя цвет осени?

-  А как называется явление природы, очень часто бывающее осенью, когда с неба на нас падают осадки? Так каким-же красивым образным выражением можно озаглавить эту часть?

- Запомните, что в сочинении нужно избегать повторов. Поэтому словосочетание «опадают листья» вы можете использовать только один раз. Дальше ищите синонимы.

В этой части плана вы напишите про то, как облетают листочки, которые мы наблюдали на экскурсии, про то, что обсуждали в начале урока и про то, что вы сами наблюдали.

- В какие цвета раскрашивает осень листья?

- Полюбовавшись листопадом, чем мы закончим сочинение? Запишите название 3 части плана. В последнем предложении вы, несомненно захотите выразить своё отношение к осеннему листопаду, тогда каким ваше предложение будет по интонации?

(Слайд 7)

Составляют план сочинения, определяют о чём будут рассказывать в каждой части.

- В тексте будет 3 абзаца.

- С того, что наступила осень.

1Наступила осень.

Волшебница, золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, дождливая, печальная, чародейка.

С деревьев опадают листья.

2 Золотой дождь.

3 Красота листопада.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные:

коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6.Физминутка для глаз.

Показ на экране. (Слайд 8)

Следят только глазами за движущимися предметами.

7.Самостоятельная работа. Запись сочинения.

-  В  тетрадях приступайте к написанию сочинения. Запомните, что ваши сочинения должны быть индивидуальны, мы лишь показали какие сравнения и красивые выражения можно применить. А вы постарайтесь привнести в сочинение что-то своё. Помните, чтобы ваши сочинения получились хорошими, нужно добавить связности в изложение, красочности в описание, правильности построения предложений, грамотного написания.

В процессе написания сочинения звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь»

Пишут сочинение.

Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные:

извлечение необходимой информации, выполнение действий по плану,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

8.Проверка написанного.

Учитель просит учащихся прочитать свои сочинения.

(Слайд 9)

Двое учеников читают свои работы.

Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

контроль, коррекция, оценка;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности.

Ученики оценивают свою работу на уроке, соотносят цель с результатами.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.



Предварительный просмотр:

Памятка работы над ошибками сочинения, изложения.

Условное обозначение ошибки

Ошибка

Способ исправления

V

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

Ф.

Фактическая ошибка

Написать так, как было в тексте (в жизни)

Z

Не выделен абзац

Начать с красной строки

Г.

Неправильно определены границы предложения

Поставить нужные знаки в конце предложений

1, 2, 3…

Неудачный порядок слов

Изменить порядок слов

Н.

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

П.

Повтор

Заменить повторяющееся слово

I

Орфографическая подготовка

См. памятку «Работа над орфографическими правилами»

v

Пунктуационная ошибка

 

Памятка работы над ошибками сочинения, изложения.

Условное обозначение ошибки

Ошибка

Способ исправления

V

Пропуск важного слова или предложения

Вставить пропущенное слово или предложение

Ф.

Фактическая ошибка

Написать так, как было в тексте (в жизни)

Z

Не выделен абзац

Начать с красной строки

Г.

Неправильно определены границы предложения

Поставить нужные знаки в конце предложений

1, 2, 3…

Неудачный порядок слов

Изменить порядок слов

Н.

Неудачное слово или предложение

Заменить другим словом или составить другое предложение

П.

Повтор

Заменить повторяющееся слово

I

Орфографическая подготовка

См. памятку «Работа над орфографическими правилами»

v

Пунктуационная ошибка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Почему осенью с деревьев опадают листья"

Детская исследовательская работа направлена на изучение причин листопада у листопадных деревьев, значения листа в жизни дерева и его изменений....

Как опадают листья?

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка разработан с учетом всех уровней развития детей в классе по принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (система р...

Как опадают листья

В презентации содержится материал , который поможет подготовить детей к написанию сочинения ....

Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья".

Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья" можно исползовать на уроке по развитию речи во 2 или 3 класса....

Презентация. Сочинение "Как опадают листья"

Эта презентация для урока по развитию речи. Сочинение "Как опадают листья" 2 класс...

Сочинение по личным наблюдениям «Как опадают листья»

Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по личным наблюдениям" в 3 классе...