Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
Разработал: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Белова Наталья Борисовна
Ногинск. 2022 г.
Предмет. Русский язык
Тема урока. Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
Цель урока: развивать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
Прогнозируемые результаты.
Личностные:
- учить проверять себя;
- учить выражать своё мнение и давать оценку своим действиям;
- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
- уметь организовать своё рабочее место под руководством учителя;
- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные УУД:
- работать с разными видами информации и ориентироваться в ней;
- выполнять действия по плану;
- задавать проблемные вопросы и отвечать на них;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные УУД:
- развивать умение сотрудничества со сверстниками;
- развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться карточками.
Предметные:
- учить составлять план текста;
- учить излагать свои мысли письменно;
- развивать у учащихся связную речь;
- формировать умение раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте;
Тип урока. Урок развития речи с использованием ИКТ.
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки «Части сочинения».
Оборудование: осенние листья с деревьев, аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года», мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. - Прозвенел уже звонок. Начинаем наш урок. Доброе утро! - Вы готовы к нашему уроку? | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | Личностные: самоопределение, смыслообразование. Метапредметные: целеполагание; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. | Читает загадку про листопад, подводит учащихся к теме и цели урока. - Сегодня у нас урок развития речи, на котором вы будите расширять свой словарный запас и продолжите учиться красиво говорить. - Какое задание вы выполняли в течение недели? - Кому из вас понравилось наблюдать за листопадом? Чем он вам понравился? - Как вы думаете, какая цель будет сегодня перед вами стоять? Чему будем учиться на уроке? (Слайд 1) - В своих сочинениях вы должны будете рассказать об этом явлении природы, чтобы читающий ваши работы всё увидел своими глазами, и ему тоже листопад понравился. - Какая тема урока? | Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока. | Личностные: самоопределение. Метапредметные:
|
3. Объяснение нового. Лексическая подготовка. | Готовит учащихся к написанию сочинения. Проводит словарную работу. - Как вы назовёте ваше сочинение? - Какие слова синонимы мы можем использовать вместо глагола «опадают»? - За какими деревьями удалось наблюдать? - Сегодня я принесла для вас некоторые осенние листочки. Сейчас посмотрим, узнаете ли вы их? Но сначала отгадайте загадки. Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если "К" сочтете лишним, Смысл получится другой. Стану белым и пушистым, Волокнистым, шелковистым, Полотенце, простыня могут выйти из меня. (Клён) (Слайд 2) - Кто хочет найти кленовый листок? - На что похожи кленовые листочки? Как они опадают? - Почему медленно падают? Белоствольные красавицы (Слайд 3) - Как можно сказать про берёзу? Какие у неё листочки? Ароматное цветенье. - На что похожа форма листа липы? Составьте предложение об этом дереве. Крепок, строен и силён, Ведь владыка леса он. Он для нас живой свидетель В лету канувших столетий. Из него добротен сруб. Угадали? Это … (Дуб) (Слайд 5) - Найдите лист дуба. Составьте о нём предложение. Кудри в речку опустила, И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Никому не говорит (Ива). (Слайд 6) - Как точнее сказать об иве? На что похож лист ивы? Учащиеся объясняют правописание выделенных слов. | Записывают название сочинения в тетради, подбирают синонимы к словам, отгадывают загадки, определяют с какого дерева листья, составляют предложения о листьях. Медленно плавно опускаются листья клёна. Сыплются резные листья берёзы. Кружатся сердечки липы. С дубов полетели вертолётики. Плавают в воздухе золотые рыбки ивы. | Метапредметные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; коррекция; учет разных мнений. |
4.Физминутка. | Учитель проводит физминутку. Листья осенние тихо кружатся. Листья нам под ноги тихо ложаться. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Дети кружатся, приседают, наклоняются вправо, влево. | |
5.Обсуждение структуры сочинения. | Вместе с учащимися составляет план сочинения. - Продолжим готовиться к написанию сочинения. Для того чтобы не сбиться с хода нашего повествования, что мы должны составить? (План сочинения). Напоминаю, что план будет состоять из 3-х частей, какой из этого следует вывод? - С чего начнём сочинение? (С того, что наступила осень). Как же мы назовём вступительную часть? - Какие слова, образные выражения вы используете, описывая осень? - Какое предложение должно закончить вступление, чтобы был переход к описанию листопада? - О чём будем рассказывать в основной части? Какое прилагательное очень часто используют, называя цвет осени? - А как называется явление природы, очень часто бывающее осенью, когда с неба на нас падают осадки? Так каким-же красивым образным выражением можно озаглавить эту часть? - Запомните, что в сочинении нужно избегать повторов. Поэтому словосочетание «опадают листья» вы можете использовать только один раз. Дальше ищите синонимы. В этой части плана вы напишите про то, как облетают листочки, которые мы наблюдали на экскурсии, про то, что обсуждали в начале урока и про то, что вы сами наблюдали. - В какие цвета раскрашивает осень листья? - Полюбовавшись листопадом, чем мы закончим сочинение? Запишите название 3 части плана. В последнем предложении вы, несомненно захотите выразить своё отношение к осеннему листопаду, тогда каким ваше предложение будет по интонации? (Слайд 7) | Составляют план сочинения, определяют о чём будут рассказывать в каждой части. - В тексте будет 3 абзаца. - С того, что наступила осень. 1Наступила осень. Волшебница, золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, дождливая, печальная, чародейка. С деревьев опадают листья. 2 Золотой дождь. 3 Красота листопада. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные: коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6.Физминутка для глаз. | Показ на экране. (Слайд 8) | Следят только глазами за движущимися предметами. | |
7.Самостоятельная работа. Запись сочинения. | - В тетрадях приступайте к написанию сочинения. Запомните, что ваши сочинения должны быть индивидуальны, мы лишь показали какие сравнения и красивые выражения можно применить. А вы постарайтесь привнести в сочинение что-то своё. Помните, чтобы ваши сочинения получились хорошими, нужно добавить связности в изложение, красочности в описание, правильности построения предложений, грамотного написания. В процессе написания сочинения звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» | Пишут сочинение. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные: извлечение необходимой информации, выполнение действий по плану, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
8.Проверка написанного. | Учитель просит учащихся прочитать свои сочинения. (Слайд 9) | Двое учеников читают свои работы. | Личностные: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Метапредметные: контроль, коррекция, оценка; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, намечаются дальнейшие цели деятельности. | Ученики оценивают свою работу на уроке, соотносят цель с результатами. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Метапредметные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения. |
Предварительный просмотр:
Памятка работы над ошибками сочинения, изложения.
Условное обозначение ошибки | Ошибка | Способ исправления |
V | Пропуск важного слова или предложения | Вставить пропущенное слово или предложение |
Ф. | Фактическая ошибка | Написать так, как было в тексте (в жизни) |
Z | Не выделен абзац | Начать с красной строки |
Г. | Неправильно определены границы предложения | Поставить нужные знаки в конце предложений |
1, 2, 3… | Неудачный порядок слов | Изменить порядок слов |
Н. | Неудачное слово или предложение | Заменить другим словом или составить другое предложение |
П. | Повтор | Заменить повторяющееся слово |
I | Орфографическая подготовка | См. памятку «Работа над орфографическими правилами» |
v | Пунктуационная ошибка |
Памятка работы над ошибками сочинения, изложения.
Условное обозначение ошибки | Ошибка | Способ исправления |
V | Пропуск важного слова или предложения | Вставить пропущенное слово или предложение |
Ф. | Фактическая ошибка | Написать так, как было в тексте (в жизни) |
Z | Не выделен абзац | Начать с красной строки |
Г. | Неправильно определены границы предложения | Поставить нужные знаки в конце предложений |
1, 2, 3… | Неудачный порядок слов | Изменить порядок слов |
Н. | Неудачное слово или предложение | Заменить другим словом или составить другое предложение |
П. | Повтор | Заменить повторяющееся слово |
I | Орфографическая подготовка | См. памятку «Работа над орфографическими правилами» |
v | Пунктуационная ошибка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. Сочинение "Как опадают листья"
Конспект урока по русскому языку....
Исследовательская работа "Почему осенью с деревьев опадают листья"
Детская исследовательская работа направлена на изучение причин листопада у листопадных деревьев, значения листа в жизни дерева и его изменений....
Как опадают листья?
Интегрированный урок окружающего мира и русского языка разработан с учетом всех уровней развития детей в классе по принципу обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (система р...
Как опадают листья
В презентации содержится материал , который поможет подготовить детей к написанию сочинения ....
Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья".
Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья" можно исползовать на уроке по развитию речи во 2 или 3 класса....
Презентация. Сочинение "Как опадают листья"
Эта презентация для урока по развитию речи. Сочинение "Как опадают листья" 2 класс...
Сочинение по личным наблюдениям «Как опадают листья»
Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по личным наблюдениям" в 3 классе...