Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья".
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) на тему
Сочинение по наблюдениям "Как опадают осенние листья" можно исползовать на уроке по развитию речи во 2 или 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_kak_padayut_listya.doc | 44.5 КБ |
soch.kak_opadayut_listya.ppt | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья» 3 класс
Цели: формировать умения проводить наблюдения по заданной теме и собирать материал к сочинению; развивать умения использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.
Задачи:
развивать у учащихся связную речь;
формировать умение раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте;
учить излагать свои мысли письменно.
Тип урока:
урок развития речи с использованием ИКТ.
Оборудование:
листья осенних деревьев;
мультимедийный проектор;
компьютер;
экран;
компьютерная презентация.
Ход урока
1)Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку русского языка? А теперь послушаем, кто тише сядет на свои места – девочки! Мальчики! Приступим к уроку.
2) Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
– Сегодня мы попробуем стать писателями, и мы, как настоящие писатели, напишем свое произведение об осени.
– Как можно назвать то, что придумал и написал писатель?
– Придумывать – значит, что делать?
– И наша работа будет называться СОЧИНЕНИЕ.
– “Сочинять рассказ” значит составить текст. Что такое текст?
– Мы пробовали уже составлять тексты?
– Мы будем составлять текст на осеннюю тему, а для того, чтобы у нас получился красивый и грамотный рассказ, к чему нам нужно стремиться?
– Как думаете, получится?
– Нам помогут наши знания, которые мы сейчас восстановим в памяти!
– Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.
-Что именно происходит в природе осенью?
– Мы вспомнили, какие изменения происходят в природе осенью. Для чего? Эти и другие знания нам помогут в нашей сегодняшней работе.
3)Лексическая подготовка.
- А теперь мы начнём готовиться к написанию сочинения. Возьмите черновики и все необходимые записи, пометки делайте пока в них. Как мы назовём сочинение? (Как опадают листья). Запишите в черновиках Сочинение, и заголовок сочинения «Как опадают листья».- Какие слова синонимы мы можем использовать вместо глагола «опадают»? (Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, плывут…) По ходу объясняйте написание этих слов. Запишите опадают - …
- За какими деревьями удалось наблюдать?
- Сегодня я принесла для вас некоторые осенние листочки. Сейчас посмотрим, узнаете ли вы их? Но сначала отгадайте загадку.
Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если "К" сочтете лишним,
Смысл получится другой.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня могут выйти из меня.
(Клён) Кто хочет найти кленовый листок?
На что похожи кленовые листочки? Как они опадают? Почему медленно падают? (Тяжёлые) Составьте предложение о листьях клёна. Медленно плавно опускаются звёзды клёна.
Загадка №2.
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки (Берёза) Найдите в коробочке лист берёзы.
Как можно сказать про берёзу? Какие у неё листочки? Сыплются резные листья берёзы.
Загадка №3.
Ароматное цветенье.
И весною день рожденье.
И поет как будто скрипка –
Шелестит так нежно...
(Ответ: липа) Найдите лист липы.
На что похожа форма листа липы? Составьте предложение об этом дереве. Кружатся сердечки липы.
Загадка №4.
Крепок, строен и силён,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это … (Ответ: дуб) Найдём листочек дуба.
Найдите лист дуба. Составьте о нём предложение. С дубов полетели вертолётики.
Загадка №5.
Кудри в речку опустила,
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит (Ива). Найдём лист ивы.
- Как точнее сказать об иве? На что похож лист ивы? На маленьких золотых рыбок, которые плавают в воздухе. Плавают в воздухе золотые рыбки ивы. (Правописание выделенных слов дети объясняют).
4.Физминутка.
- Сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Верю – не верю», тема игры - деревья. Правила такие: если вы отвечаете на вопрос утвердительно «да» – вставайте, а кто не согласен – оставайтесь на своих местах.
5.Обсуждение структуры сочинения.
Продолжим готовиться к написанию сочинения. Для того чтобы не сбиться с хода нашего повествования, что мы должны составить? (План сочинения). Напоминаю, что план будет состоять из 3-х частей, какой из этого следует вывод? (В тексте будет 3 абзаца).
- С чего начнём сочинение? (С того, что наступила осень). Как же мы назовём вступительную часть? (Осень). Запишите в черновике план, название вступления «Осень».
- Какие слова, образные выражения вы используете, описывая осень? (Волшебница, золотая, красавица, дивная, славная, очаровательная, дождливая, печальная, чародейка). Запишите в черновике понравившиеся определения осени.
- Какое предложение должно закончить вступление, чтобы был переход к описанию листопада? (С деревьев опадают листья).
- О чём будем рассказывать в основной части? (Как с разных деревьев опадают листья). Какое прилагательное очень часто используют, называя цвет осени? (Золотая) А как называется явление природы, очень часто бывающее осенью, когда с неба на нас падают осадки? Так каким-же красивым образным выражением можно озаглавить эту часть? (Золотой дождь). Запишите второй пункт плана. Запомните, что в сочинении нужно избегать повторов. Поэтому словосочетание «опадают листья» вы можете использовать только один раз. Дальше ищите синонимы. В этой части плана вы напишите про то как облетают листочки, которые мы наблюдали на экскурсии, про то, что обсуждали в начале урока и про то, что вы сами наблюдали.
- В какие цвета раскрашивает осень листья? (Красные, жёлтые, бурые, золотистые, пурпурные, пёстрые, бронзовые, пунцовые…).
- Полюбовавшись листопадом, чем мы закончим сочинение? Запишите название 3 части плана – Красота листопада. В последнем предложении вы, несомненно захотите выразить своё отношение к осеннему листопаду, тогда каким ваше предложение будет по интонации? (Восклицательным).
6. Физминутка для глаз.
- А сейчас, чтобы отдохнули наши глазки, сделаем не большую физминутку для них. Следите за движущимися предметами на экране, головой не вертим, только глазами. Если картинка мигает, то мы моргаем.
7. Запись сочинения.
- В творческих тетрадях приступайте к написанию сочинения. Запомните, что ваши сочинения должны быть индивидуальны, мы лишь показали какие сравнения и красивые выражения можно применить. А вы постарайтесь привнести в сочинение что-то своё. Помните, чтобы ваши сочинения получились хорошими, нужно добавить связности в изложение, красочности в описание, правильности построения предложений, грамотного написания. Я желаю вам удачи.
А поможет вам в написании музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».
8. Проверка написанного.
- Кто бы хотел прочитать своё сочинение? (Заслушать 2 – 3 работы). Молодцы!
9. Подведение итога урока.
- Чем мы сегодня занимались? Что новое вы узнали?
10. Объяснение домашнего задания.
- Сочинение перепишите в тетрадь, а также, ребята, нарисуйте, пожалуйста, иллюстрацию к своему сочинению. Выбор стиля за вами (краски, карандаши, фломастеры). Завтра сдадите вместе с сочинением.
- Урок окончен. Подготовьтесь к следующему уроку и можете идти на перемену.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч .
– Медные, кирпичные, бурые, коричневые… Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости. Он отпускает их как корабли в свободное плавание.
Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан.
– Края у листьев березы резные, а лист похож на сердечко. – Кружатся, летят, сыплются, вьются, парят в воздухе… Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе.
Он встречает самым первым осени приход. Кружит в воздухе весёлый Листьев хоровод. Землю быстро укрывает Золотым ковром- Пусть родная засыпает Долгим зимним сном.
– Они крупные. – Большие, тяжелые, огромные. – На звезды, на ладошки… Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена. Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.
Никто не пугает, а вся дрожит.
Красивые китайские фонарики. Красивые китайские фонарики, кружась в танце падают на землю.
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд. А меня всё ж обижают, Шкурку тонкую сдирают.
– Листья липы похожи на маленькие сердечки, монетки, пятачки. Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы. Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-презентация по предметам Познание мира и Самопознание "Почему осенью листья желтеют и опадают?"
На уроке учащимся подается большой объем познавательного и воспитывающего материала в виде игр, соревнований, релаксации......
Тема: Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»
Цели: Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений. Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания. Развивать способности точного употребления слов в ус...
Сочинения по наблюдениям «Осень – золотая волшебница»
Цели:Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.Развивать способности точного употребления слов в устной и пи...
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Коспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья" по литературному чтению. "Школа России"....
Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»
Конспект урока для 3 класса Ф. Тютчев "Листья". Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья". "Школа России"....
Сочинение по личным наблюдениям «Как опадают листья»
Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по личным наблюдениям" в 3 классе...
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»
Сочинение по наблюдениям «Как опадают листья»...