«Мы знаем русский язык. Части речи»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тришина Светлана Васильевна

Урок – игра по русскому языку на тему : «Мы знаем русский язык» в 3 «б» классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok-igra_po_teme_chasti_rechi_3_klass.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение средняя общеобразовательная школа№16 г. Бирюсинска

                                  Урок – игра

                            по русскому языку

               на тему : «Мы знаем русский язык»

                                 в 3 «б» классе

                                                               

                             Подготовила и провела

                                    учитель начальных классов

первой квалификационной категории

            Тришина С.В.

                                            2022г.

             Обобщающий урок-игра по русскому языку

                «Мы знаем русский язык. Части речи»

Цель: актуализировать, повторить, систематизировать знания, приобретённые при изучении русского языка;

Задачи:

Образовательные:
-дать детям возможность оценить свои достижения;
-ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-активизировать мысль детей;

Развивающие:
-развивать речь, мышление, память детей;

Воспитывающие:
-воспитывать интерес к русскому языку, учебе.

Оборудование:
выставка лучших творческих работ детей по русскому языку;
цитаты известных деятелей о русском языке;

эмблемы команд.

Ход занятия:

I Вступительная часть: (дети делятся на три команды)

Сегодня мы проводим необычный урок. Это будет урок-игра под названием «Мы знаем русский язык».

На нашей игре  присутствуют гости, они будут вести подсчёт баллов и затем определят команду победителей.  Уважаемые гости у вас на столах лежат листы для подсчетов баллов.

На доске представлены категории на выбор. В каждой категории несколько заданий. За каждое правильно выполненное задание, команда получает определенное количество баллов, если задание будет выполнено не полностью, с ошибками или недочетами, баллы будут снижаться.  

При неправильном ответе, другая команда может ответить.

Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

Первый выбор категории предоставляется той команде, которая быстрее выполнит задание:

Решите анаграмму и запишите ее на листе.  А те слова, которые у вас получатся будут являться названием вашей команды.  (Учитель дает каждой команде лист с анаграммой:  ТОКИЗНА ТЕГРАМОИ ИНКИМУ После решения поместить листы на доску, все читают название команды ).

- Итак, команды получили названия. И право первого выбора предоставляется команде……………

(Первая команда выбирает категорию. На доске категории: имя существительное, имя прилагательное, глагол).

II Основная часть.

Категория  имя существительное:

Задание №1

Продолжите

Имя существительное это-…..самостоятельная часть речи.

Имя существительное обозначает-……предмет.

Имя существительное отвечает на вопросы-….кто? что?

Имя существительное изменяется по-……..по числам.

Имя существительное бывает-……одушевленным и неодушевленным, мужского, женского и среднего рода.

Задание №2

Сколько имен существительных в стихотворении?

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит десять штук за час,

Будет на зиму запас.

  1. 5 2) 6 3) 8 4) 10 3) 8

Задание №3

Выберите одушевлённые имена существительные мужского рода.

-хлеб

-орёл

-костюм

-пение

-букет

-дирижёр

-сын

 

 Задание №4

  В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?

 1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..

 2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..

 3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..

 4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

Задание №5

Разбери по составу имена существительные:

 берёзка, подсказка, подскок.

Задание №6

Разбери  имя существительное как часть речи:

В доме-

Категория имя прилагательное:

Задание№1

Продолжите

Имя прилагательное это-………… самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное обозначает-………. признак предмета.

Имя прилагательное отвечает на вопросы-……………какой? какая? какое?

Имя прилагательное изменяется-………по родам и числам.

Задание №2

Сколько в данном тексте имён прилагательных?

Воздух чистый и свежий.

Весело щебечут маленькие певуньи.

Над полем ржи в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни.

Утро обещает ясный и тёплый день.

  1. 5 2) 6 3) 7 4) 8 3) 7

Задание №3

В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде?

1)серое небо, снежное поле, весеннее солнце

2) родной дом, душистый ландыш, сладкий чай

3) зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня

4) рыжий кот, рыжее облако, рыжая лиса

Задание №4

Укажи вариант, где правильно подобраны синонимы.

1) быстрый шустрый, проворный, расторопный

2) ранний поздний, белый, чёрный

3) тёплый весёлый, красивый, густой

4) солнечный спокойный, снежный, счастливый

Задание №5

Разбери по составу имена прилагательные:

Зеленый, настенный, умный.

Задание №6

Разбери имя прилагательное как часть речи:

На золотом крыльце-

Категория глагол:

Задание №1

Продолжите

Глагол это-…….. самостоятельная часть речи.

Глагол обозначает-……………действия предметов.

Глагол отвечает на вопросы-……..Что делать? Что делает? Что сделать? Что делал? Что будет делать?

Глаголы изменяются по-……………….числам и временам, а в прошедшем времени по родам.

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы-……… что делать? Что сделать?

Задание №2

Сколько глаголов в тексте?

Солнце освещает лесную чащу.

В овраге журчит ручей.

В траве трещат кузнечики.

Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.

  1. 3 2) 4 3) 5 4) 6 2) 4

Задание №3

Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

1) воздух, девять, холодный

2) купание, находка, полёт

3) рыбный, пушистый, речной

4) побелить, молодеть, повторить

Задание №4

В какой строке приведены глаголы только в настоящем времени?

1) видел, слушал, смеялся

2) вижу, слушаешь, смеётся

3) увижу, услышу, посмеюсь

4) видели, слушаем, посмеёмся

Задание №5

Разбери глагол по составу

Полетали, печь, занесёт

Задание №6

Разбери глагол как часть речи

Бежала-

Дополнительные задания.

1.        «Потерялись слова».

Распределите слова на 2 группы.

Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс.

- Как можно назвать все слова первой групп? (части речи)

- Как можно назвать слова второй группы? (части слова)

2.  «Найдите друзей».

На листочке записано слово (сад, лес, дом).

- Образуйте однокоренные слова.

- Какие слова называются однокоренными?

3.  «Слова рассыпались».

Составить слова, записать в тетрадь, разобрать по составу.

И, НИК, ПОД, СНЕЖ

А, К, ПО, САД

А, УШК, КОРМ

4.Найди и исправь ошибки.

НА КРАЮ ОПУШКИ СТАЯЛА СТАРАЯ БИРЁЗА.

НА ЕЁ СТВАЛЕ БЫЛИ СВЕЖЫЕ СЛИДЫ ТАПОРА.

ОНА ЗАЛЕЛАСЬ ПРОЗРАЧЬНЫМ БИРЁЗОВОМ СОКОМ.

- Выполните полный разор предложения.

Подведение итогов аукциона.

- Все категории разобраны. Наша игра завершена.

- Я благодарю всех участников команд, а также гостей – за чёткую и быструю работу.

Пока наши гости подсчитывают баллы, мы с вами вспомним:

- Какие части речи повторили?

- Что вы можете сказать об уроке?

- А сейчас самое приятное – награждение команд.



           Категория

           

             Баллы за задания

 

   Итог

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Глагол.

Категория  имя существительное:

Задание №1

Продолжите

Имя существительное это-… .

 Имя существительное обозначает-… .

Имя существительное отвечает на вопросы-… .

Имя существительное изменяется по-… .

Имя существительное бывает-… .

 

Задание №2

- Сколько имен существительных в стихотворении? Подчеркните.

Белка щёлкает орешки

На дубу без всякой спешки.

Чистит десять штук за час,

Будет на зиму запас.

Задание №3

- Выберите одушевлённые имена существительные мужского рода.

-хлеб

-орёл

-костюм

-пение

-букет

-дирижёр

-сын

Задание №4

 - В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?

 1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..

 2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..

 3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..

4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..

Задание №5

- Разбери по составу имена существительные:

 берёзка, подсказка, подскок.

Задание №6

- Разбери  имя существительное как часть речи:

В доме-

Категория имя прилагательное:

Задание№1

- Продолжите

Имя прилагательное это-… .

Имя прилагательное обозначает-… .

Имя прилагательное отвечает на вопросы-… .

Имя прилагательное изменяется-… .

Задание №2

 - Сколько в данном тексте имён прилагательных? Подчеркните.

Воздух чистый и свежий.

Весело щебечут маленькие певуньи.

Над полем ржи в небесной лазури жаворонки поют весёлые песни.

Утро обещает ясный и тёплый день.

Задание №3

- В какой строке имена прилагательные употреблены только в мужском роде?

1)серое небо, снежное поле, весеннее солнце

2) родной дом, душистый ландыш, сладкий чай

3) зимняя дорога, горячая плита, весёлая песня

4) рыжий кот, рыжее облако, рыжая лиса

Задание №4

 - Укажи вариант, где правильно подобраны синонимы.

1) быстрый, шустрый, проворный, расторопный

2) ранний, поздний, белый, чёрный

3) тёплый, весёлый, красивый, густой

 4) солнечный, спокойный, снежный, счастливый

Задание №5

 -Разбери по составу имена прилагательные:

Зеленый, настенный, умный.

Задание №6

 - Разбери имя прилагательное как часть речи:

На золотом крыльце-

Категория глагол:

Задание №1

 - Продолжите

Глагол это-… .

Глагол обозначает-… .

Глагол отвечает на вопросы-… .

Глаголы изменяются по-… .

Задание №2

 - Сколько глаголов в тексте? Подчеркните.

Солнце освещает лесную чащу.

В овраге журчит ручей.

В траве трещат кузнечики.

Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.

Задание №3

 - Укажи строку, в которой приведены только глаголы.

1) воздух, девять, холодный

2) купание, находка, полёт

3) рыбный, пушистый, речной

4) побелить, молодеть, повторить

Задание №4

 - В какой строке приведены глаголы только в настоящем времени?

1) видел, слушал, смеялся

2) вижу, слушаешь, смеётся

3) увижу, услышу, посмеюсь

4) видели, слушаем, посмеёмся

Задание №5

 - Разбери глагол по составу

Полетали, печь, занесёт

Задание №6

 - Разбери глагол как часть речи

Бежала-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Части речи. Обобщение."

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части речи"...

Презентация. Русский язык.Часть речи - прилагательное. 3 класс.

Отличие части речи - прилагательное от других частей речи....

Урок русского языка "Части речи"

Форма проведения урока- путешествие со сказочными героями...

Урок русского языка "Части речи.Классификация частей речи по вопросу".

Конспект первого урока русского языка при изучении темы "Части речи" в 3 классе. Можно использовать в УМК "Школа России" и "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...