Урок русского языка на тему "Изложение "Настоящий друг"".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Полякова Виолетта Ильинична
Цель урока: Развитие умения составлять изложение на тему "Настоящий друг" с использованием логической структуры и связных высказываний.
 
Задачи урока:
1. Понять понятие "настоящий друг" и обсудить его основные характеристики.
2. Разработать логическую структуру изложения.
3. Освоить навыки составления связных высказываний на тему "Настоящий друг".
4. Практиковать умение аргументировать свои мысли и использовать примеры из реальной жизни.
 
Ход урока:
1. Вводная часть: Преподаватель представляет тему урока - "Настоящий друг" и проводит обсуждение понятия "настоящий друг" среди учеников. Ученики делятся своими представлениями о дружбе и обсуждают, что делает друга настоящим.
2. Основная часть: Преподаватель предлагает логическую структуру для изложения на тему "Настоящий друг" и объясняет ее составляющие. Затем ученики работают самостоятельно или в парах, чтобы заполнить каждую часть структуры своими идеями и аргументами.
3. Практическая часть: Ученики представляют свои изложения перед классом. Преподаватель обратит внимание на использование связных высказываний, аргументацию и примеры из реальной жизни. Затем класс проводит обсуждение каждого изложения, обменяется мнениями и задает вопросы друг другу.
4. Заключительная часть: Преподаватель подводит итоги урока, подчеркивает важность настоящих друзей и их роли в нашей жизни. Ученики делятся своими мыслями и впечатлениями от урока.
 
Ожидаемые результаты:
1. Ученики понимают понятие "настоящий друг" и могут описать его характеристики.
2. Ученики могут составить логическую структуру изложения на тему "Настоящий друг".
3. Ученики могут составить связные высказывания, аргументировать свои мысли и использовать примеры из реальной жизни.
4. Ученики могут активно участвовать в обсуждении и выражать свои мнения.
 
Примечание: Урок можно дополнить различными активностями, такими как ролевые игры, групповые дискуссии или чтение и обсуждение историй о дружбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_nastoshchiy_drug.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                                   

                                                                 

Конспект

урока по развитию речи

на тему: «Изложение на тему «Настоящий друг»»»,

Составлен

Поляковой Виолеттой Ильиничной

Санкт-Петербург

2022

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

Изложение

Дидактическая цель

Создание условий для формирования умений у обучающихся писать изложение по тексту.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л1. проявлять интерес
к изучению темы;

Л2. Проявлять
внимание и
положительное
отношение к процессу.

Познавательные
МП1. пользоваться знаниями, приобретенными ранее;
МП2. отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопрос.

Регулятивные
МР1. Самостоятельно
организовывать свое место;
МР2. оценивать результаты
своей деятельности;
МР3. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.

Коммуникативные

МК1. участвовать в диалоге;
МК2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
МК3. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.

П1. Уметь применять
полученные знания при
составлении письменного
пересказа;

П2. Находить, анализировать, исправлять ошибки, допущенные в изложении.

П3. Соотносить основную
мысль с заголовком.

П4. Составлять план текста.

П5. Письменно и устно
пересказывать текст с опорой на план.

Учебная задача урока

Чему научимся при работе с текстом?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Изложение, главная мысль, план.

Образовательные технологии

Диалоговая технология, рефлексивная деятельностная

технология.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер/ноутбук, мультимедийный проектор,

мультимедийная доска и презентация.

Образовательные ресурсы
Для учителя:

1.Литература


2.Интернет ресурсы

Для ученика:

Учебник: Русский язык 1 часть ,4 класс, Климанова, Бабушкина, «Перспектива»

Учебник: Русский язык 1 часть ,4 класс, Климанова, Бабушкина, «Перспектива»

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

УУД

I. Организационный момент. Мотивация в работе.
Здравствуйте ребята, меня зовут Виолетта Ильинична ,сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Внимательно посмотрите всё ли у вас есть на парте: учебник и пенал (указка или карандаш)

Приветствуют учителя



1 мин

Л1

Л2

МР1

II. Ознакомление обучающихся с текстом.

2.1 Первичное восприятие текста.(слайд  № 2)
-Кого вы видите  на слайде?

-Можно ли их назвать друзьями? Почему?


-Давайте составим кластер к слову «друг».

Слайд № 3.

Спасибо, очень приятно, что вы понимаете значение этого слова. Верю, что у вас есть настоящие друзья.


-Сегодня мы с вами будем писать изложение по теме «Дружба».
-Посмотрите на слайд № 4,кто мне скажет, что значит написать изложение?
(надпись на слайде: придумать собственные текст на заданную тему ; пересказать какой-либо текст близко к исходному)

 На доске вы видите текст, сейчас я вам его прочитаю, а вы следите глазами. См. приложение 1.
2.2 Проверка первичного восприятия.

-Представьте себе, как события , которые описываются в рассказе , происходили в жизни. Мысленно представьте картины, подсчитайте их количество.
-Какой герой вам понравился? И Чем?
-Можно ли мальчика назвать настоящим другом?

2.3. Вторичное чтение.
Дети читают текст самостоятельно.

III. Постановка учебной задачи
Как вы уже заметили , наш текст не разделён на части. Давайте разделим.

Сколько частей получилось?
Сколько пунктов будет в плане текста?
А мы уже составляли план текста?
Чему мы научимся при работе с текстом?



- Ознакомимся с планом нашей деятельности на этом

уроке.

IV. Анализ содержания текста

Дети дают полный ответ на вопросы.

Вопросы к тексту:

1.О чём текст?

2. Куда пошли ребята?

3. Что случилось вдруг?

4. Что сделал Витя?

5. Какой Витя?

6.Что главное хотел сказать автор?

А что такое полынья?
Полынья́ — пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера

Скажите, а как по-другому можно назвать это слово?
А какие слова в тексте сложные по запоминанию?
Каким словом можно заменить?

-Сколько частей в тексте?

-Перечитайте 1-ю часть и найдите слова,

которые подсказывают, о чём в ней

говориться?

-Перечитайте 2-ю часть и найдите слова,

которые подсказывают, о чём говориться во 2-ой части текста?

- О чём говорится в третьей части текста?

-А в последней?

-От какого лица ведется рассказ? Докажите.

-Итак, мы с вами выяснили, о чём говорится в тексте, о каждой его части поговорили.

-Как мы озаглавим первую часть текста?

- А вторую?

- А как назовем третью часть?

-А четвёртую?

-У нас с вами получился следующий план.

1. Ребята пошли кататься на реку.

2. В полынье.

3. Витя помог другу.

4. Ребята побежали домой.
Как называется рассказ?
Помните, что каждая часть начинается с красной строки.

Физкультминутка

Повторяют движения за учителем.

V. Орфографическая подготовка

Проведём орфографическую работу.
Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Кон…ки, п…шли, к…таться, п..лынь , выле…ти, пон…л, опас…но, оч…тился, н…мокла, ра…терялся, хол…да.

VI. Перечитывание и пересказ текста.

(учитель перечитывает текст)
- Кто хочет попробовать пересказать

1 часть?

- Кто 2 часть?

- А кто 3 часть?

-Четвёртую часть.

А кто может попробовать пересказать весь текст полностью?

VII. Запись текста.

-Откройте свои рабочие листы, запишите число, имя фамилия “Классная работа”, “изложение”.

-А теперь приступайте к записи изложения в своих рабочих листах, не забудьте записать заголовок.

(Учитель ходит и проверяет, что записывают в рабочий лист дети, выявляя лучшие работы).

Проверка
-Прочитай весь текст. Проверь, не пропустил ли ты чего-то важного. Если пропустил , поставь галочки и напиши ниже.

-Сколько частей в тексте?

- Проверьте, все ли части выделены в тексте. Прочитай каждое предложение . Проверь, поставил ли знаки препинания в конце предложения. Если пропустил, то поставь.

-Прочитайте свой текст будто бы первый раз, раскрыта ли основная тема и мысль текста?

- Проверь, правильно ли написал слова .Сравни со словами в вопросах и словами написанными на доске, посмотри в словаре, если что-то неверно, то зачеркните карандашом, а сверху напишите правильный вариант.

Кто готов прочитать нам своё изложение?

Учитель вызывает к доске ученика, слушаем вместе с детьми.

-детей

Да, они обнялись.

Называют характеристики настоящего друга.

Пересказать какой-либо текст близко к исходному.

Следят.


-4
-Витя, он храбрый.

-Как друг отдал свою куртку.

да


Разделяют на части.

-4.
-Нет.
-Составлять план.

1.Ознакомится с текстом,
2.
Определить тему и основную мысль
3.Запомнить порядок частей,
4.Составить
план, записать текст изложения.

-Про то как Витя спас Сашу.
-На замёрзшую реку.
-Лёд проломился
-Помог выбраться
-Благородный
-Автор хотел передать храбрость мальчика Вити ,который не растерялся и спас друга Сашу вытащив его из под полыньи.

-Впадина
-Очутился
-Оказался

-4
-О том что ребята пошли на реку.


-Саша очутился в полынье
-Витя начал помогать Саше
-Саша и Витя побежали домой
-От лица автора ,потому что мы видим ситуацию со стороны.

-1. Ребята пошли кататься на реку.

-2. В полынье.

-3. Витя помог другу.

-4. Ребята побежали домой.

Настоящий друг.

Объясняют значение слов, прописанных на доске.

Пересказывают

Пишут.


Проверяют.


        

39 мин


МП1

МП2

МК2

МК3

МП2

МК1

МК2

МР4

МП2

МК1

МК2

П3

П4

П5

МП2

МК2

МК3

МП2

МК2

МК3

П1

П2

МП2

МК2

МК3

МП2

МК2

МК3

МП2

МК2

МК3

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Какая цель стояла на уроке?

-Достигли мы этой цели?

- Кто доволен своей работой поднимите руку?

-В чем испытывали трудности?

Рефлексия  закончи предложение (устно):
1)На уроке я понял…

2)Я научился…

3)Наибольший мой успех сегодня…

4)У меня возникли небольшие трудности…

Спасибо за урок.

- Составить план текста и написать изложение.
-Да
-Поднимают.


-С орфографией.

5 мин

МР2

МК1

МК2

                                                       

                                                        Приложение 1.

Настоящий друг

    Стоял солнечный зимний день. Витя и Саша взяли коньки, и пошли кататься на замёрзшую реку. Ребята весело катались на коньках.

    Вдруг Саша поскользнулся и очутился в полынье. Он закричал. Саша хотел вылезти, но лёд ломался у него под руками. Одежда намокла. Витя испугался за друга. Он понял, что подходить к полынье было опасно.

    Витя не растерялся. Он нашел на берегу доску и осторожно подполз к полынье. Протянул Саше доску. Он ухватился за край доски, и Витя вытащил мальчика из воды. Саша сильно замёрз. У него зубы стучали от холода. Витя снял свою куртку и надел на Сашу.

    Чтобы не заболеть, ребята быстро побежали домой. Саше надо было срочно переодеться и согреться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Урок русского языка в 1 классе "Поздравим друг друга"

Конспект урока и презентация урока русского языка в первом классе по программе "Гармония"....

Презентация урока русского языка в 4 классе на тему: "Язык мой – друг мой"

Язык - это история народа.Язык - это путь цивилизации и культуры.Язык – это средство человеческого общения.Мы так к нему привыкли, что в повседневной жизни даже не замечаем его.Человеческий язык – уди...

Урок русского языка в 3 классе "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Конспект урока "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков" в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа" с приложением...

Конспект урока по русскому языку "Мой верный друг! Мой друг - словарь!"

Цель урока: знакомство обучающихся с некоторыми видами толковых словарей.Задачи урока:- способствовать формированию навыка работы с различными толковыми словарями и умения применять полученные знания ...