ФИО учителя: | Боголепова Ирина Александровна |
Школа | МБОУ «СОШ № 7» |
Класс | 2 |
Предмет: | Русский язык |
Тема: | Предлог |
Учебник | Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык. 2 класс» |
Место урока в изучаемой теме | 1 урок по теме «Предлог» |
Тип урока по целеполаганию: | Урок открытия новых знаний |
Цель урока: | Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о предлоге и о его роли в предложении |
Задачи урока: | - Образовательные:
- дать понятие служебной части речи «предлог»;
- дать представление о роли предлогов в предложении;
- дать представление обучающимся о том, что предлоги пишутся всегда одинаково;
- дать первоначальные представления о написании предлогов с другими словами.
- Развивающие:
- создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;
- развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
- развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
- обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- повышать познавательную активность, учебную мотивацию;
- способствовать развитию гармоничной личности;
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.
|
Основные термины и понятия темы: | Части речи, предлог |
Личностные УУД: | - овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.
|
Метапредметные УУД: | Познавательные УУД: - освоить способы решения проблем поискового характера;
- освоить основы познавательной рефлексии;
- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Регулятивные УУД: - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Коммуникативные УУД: - активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
|
Предметные УУД: | - усвоить, что предлог – часть речи;
- усвоить, что предлоги в русском языке необходимы для связи слов в предложении;
- усвоить что предлог – это неизменяемая часть речи, поэтому пишется всегда одинаково;
- усвоить что предлоги с другими словами пишутся раздельно, так как предлог – это отдельное слово;
- рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о предлоге;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
Межпредметные связи: | Математика (расстановка предметов в порядке уменьшения), чтение (домашнее творческое задание). |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая. |
Средства обучения: | Мультимедийная презентация к уроку «Предлог»; демонстративный ряд карточек с названием темы, цели и задач урока; демонстративный ряд карточек для создания схемы с названиями: «Предлог – часть речи», «служит для связи слов в предложении», «пишется со словами раздельно», «не изменяется»; раздаточный материал: карты острова «Предлог», карточки с вопросами, помогающими исследовать остров-часть речи, карточки - «Помогалочки»; раздаточный материал: карточки для словарной работы; раздаточный материал: карточки задания «Верите ли вы?»; демонстрационный и раздаточный материал: карточки для определения темы урока; раздаточный материал: карточки для выполнения самооценки; раздаточный материал: карточки с вариативным домашним заданием. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность Формируемые УУД: - позитивное отношение к предстоящей деятельности;
- включение в учебную деятельность.
|
– Здравствуй! – ты скажешь человеку. – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. – Ребята, вы видите, что к нам сегодня на урок русского языка пришли гости. Так давайте возьмем в свои ладошки свое хорошее настроение и поделимся им и улыбками с нашими гостями. - Ребята, в стране Речь переполох. Один из островов вдруг накрыло голубым куполом. Предлагаю сходить в гости к частям речи и разобраться в ситуации. | Ученики настраиваются на работу
|
|
II этап. Актуализация знаний Цель этапа: подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся Формируемые УУД: - овладеть логическим действием обобщения;
- уметь строить рассуждения на основе известных понятий.
|
- 1. Минутка чистописания. Игра «Найди по описанию»
- На этот раз мы будем добираться до страны Речь другим путем. Сначала полетим на самолете, затем поедем на автобусе, после этого поплывем на пароходе и закончим путь на велосипеде. - Как вы думаете, на какой карточке схематически изображен наш путь до страны? - Почему вы так думаете? - Запишите дату нашего путешествия и вид работы. - Чтобы попасть в страну, вы должны пройти этот путь. Постарайтесь сделать это точно, нигде не оступиться, иначе вы можете сбиться с пути и попасть совсем в другое место. - Пройдя нелегкий путь, мы добрались до страны Речь.
- Словарная работа. Игра «Гласные сбежали»
- В страну сейчас просто так не попасть. Нужно пройти испытание «Перейди мост». - Посмотрите на этот необычный мост. Что вы видите? - Какие-то странные слова записаны на табличках. Не пойму в чем дело? - Правильно! Гласные потерялись. - Что еще объединяет данные слова? (словарные слова) - Восстановите слова, запиши их правильно. Слова: герой, машина, народ, товарищ. Взаимопроверка: сверка с образцом. - Оцените свою работу. - Кто все слова написал правильно? - Что можно посоветовать тем ученикам, кто допустил ошибки в словах?
- Повторение знаний об изученных частях речи.
- Вот мы и попали в страну Речь. - На каких островах мы уже побывали? - Что вы можете рассказать об их жителях?
|
Ученики высказывают свое мнение
Самостоятельная работа детей
Ученики высказывают свои предположения
Самостоятельная работа учащихся
Взаимопроверка по эталону и самооценка
Ответы детей (ученики называют части речи, дают характеристику каждой части речи) |
Карточки с показом
Слайд № 3
Слайд № 4
Индивидуальные карточки Слайд №5 КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 1)
Слайд №6
|
III этап. Постановка учебной задачи Цель этапа: создание условий для формулирования детьми задач урока. Формируемые УУД: - умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;
- понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий.
|
- И мы приближаемся к острову, который закрыт от нас голубым куполом. Мы его еще не исследовали. Как же он называется? - Чтобы снять купол и попасть на этот остров, мы сыграем в игру «По порядку становись!». Может быть, после игры, мы узнаем и название острова? Игра «По порядку становись!» - Нужно расставить деревянные столбики в порядке уменьшения. - Что значит в порядке уменьшения?
Работа в парах: расставить буквы по порядку. Проверка: фронтальная. - Как называется наш новый остров?
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? - Какие задачи мы можем перед собой поставить, прежде чем отправимся исследовать этот остров? Тема и задачи фиксируются на доске
|
Ученики высказывают предположения
2 человека работают у доски (с обратной стороны), остальные работают в паре.
Ответы детей
Ученики высказывают свои мнения. Предполагаемые задачи: - Узнать, на какие вопросы отвечают слова - предлоги?
- Узнать, что обозначают предлоги?
- Для чего предлоги нужны в речи?
- Как пишутся предлоги?
|
Карточки для парной работы и для работы у доски
Слайд №7
Карточки для фиксирования темы и задач урока |
IV этап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения Формируемые УУД: - овладеть начальными сведениями о трех частях речи;
- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
|
Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся - На все вопросы сразу трудно ответить, поэтому разделимся на группы. Каждый ряд – группа отправится на остров Предлог с определенным заданием. Задача: исследовать предлоги согласно тем заданиям, которые достанутся группе и рассказать о своем исследовании одноклассникам. - Для этого каждая группа получит карту острова, вопросы, которые помогут исследовать остров и «Помогалочку», которая поможет вам рассказать о своем путешествии. После работы в группах, учащиеся рассказывают одноклассникам то, что узнали, выполняя свое задание. Учитель корректирует высказывания детей, совместно с детьми составляется схема «Предлог».
- Оцените свою работу в группе.
Динамическая пауза Динамическая пауза возникает естественным путем в процессе работы в группах. Гимнастика для глаз
|
1 группа: Исследует для чего предлоги нужны в речи. Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
2 группа: Исследует как пишутся предлоги. Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
3 группа: Исследуют как пишутся предлоги с другими словами. Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.
Ученики выполняют гимнастику для глаз |
Раздаточный материал: карты, вопросы, «Помогалочки»
Карточки для составления схемы «Предлог»
КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 2)
|
V этап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации) Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: - овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- уметь грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;
- готовность слушать собеседника.
|
Игра «Самый внимательный» - Я продолжу наш урок с этих строк: Вы на доску посмотрите, Что заметили – скажите. - Предлоги перепутали предложения, и посмотрите, что из этого получилось. Через кота пушистый хвост. Миша увидел мост про речку. У зайца Лена знает много сказок.
- Найдите предлоги в предложениях. - Верните предлоги на место. Поверка: сверка с эталоном. - Оцените свою работу в паре.
Динамическая пауза Динамическая пауза походит в форме физминутки. |
Ответы детей
Работа в парах.
Самооценка
Ученики выполняют физминутку |
Слайды 8,9,10
Карточки для парной работы
КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 3)
|
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Формируемые УУД: - развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.
|
Игра «Прятки» - Прочитайте предложения, записанные на карточках. Что необычного вы увидели? - Предлоги решили поиграть в прятки. Найдите их на рисунке и верните в предложения.
Проверка: сверка с образцом. - Оцените свою работу. - Кто все предлоги вписал правильно? - Что можно посоветовать тем ученикам, кто допустил ошибки? |
Ученики высказывают свои мнения Самостоятельная работа учащихся
Самопроверка по эталону и самооценка |
Слайд №11,12,13
Карточки для индивидуальной работы КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№4)
|
VII этап. Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и места в системе уже изученных знаний Формируемые УУД: - уметь уточнять существенные особенности нового знания.
|
Игра «Рассели предлоги» (дополнительное задание) Групповая работа. Задание: Рассели жителей острова. Для этого нужно наклеить предлоги на свои места. Среди предлогов есть слова: Ученики отлично потрудились! После выполнения задания ученики представляют свои работы. - Составить из оставшихся слов предложение. - Вы действительно сегодня отлично потрудились! |
Ученики получают рисунок, карточки, на которых записаны предлоги. Ученики предоставляют свои работы. Составляют из слов предложение. |
Рисунок, карточки с предлогами, клей
|
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации. Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося Формируемые УУД: - уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;
- оценивать результаты работы
- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- осознать личностный смысл учения;
- закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность.
|
Фронтальная беседа на основе полученных знаний - Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по острову Предлог. Но это только начало. Мы будем очень подробно знакомиться с жителями этого острова, откроем некоторые тайны. - Над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Давайте вернемся к задачам, которые ставили перед собой в начале урока. - На какие задачи мы смогли найти ответ, а на какие нет? - Что вы узнали о предлоге?
Игра «Верите ли вы?» (дополнительное задание) - Прощаясь, жители острова решили с вами поиграть в игру «Верите ли вы?» - Возьмите карточку и отмечайте свои ответы в ней.
- Верите ли вы, что: - Предлог – это часть речи;
- Всего в русском языке 5 предлогов;
- Предлоги не изменяются;
- Предлоги можно писать, как захочешь, так как их трудно выучить;
- Предлоги служат для связи слов в предложении;
- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Проверка: сверка с эталоном. - Оцените свою работу
Рефлексия. «Лесенка успеха» - Оцените вашу работу на протяжении всего урока. Отметьте ваш успех сегодня на уроке на лестнице успеха.
- На уроке было сложно, многое не получилось.
- Иногда было трудно, не все получилось на уроке.
- Я доволен собой, у меня все получилось.
|
Ответы детей.
Самостоятельная работа детей
Самопроверка по эталону и самооценка
Самооценка
|
Слайды 15,16
КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 5)
|
IХ этап. Творческое вариативное домашнее задание Цель этапа: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое вариативное домашнее задание. Формируемые УУД: уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания |
- Ребята, предлоги хотят продолжить знакомство с вами, поэтому они предлагают вам дома выполнить одно из заданий, а кто-то, возможно, выполнит несколько заданий: - С. 116 № 192 (списать предложения, вставляя нужные предлоги).
- Придумать предложение по схеме: Гл. + предлог + прил. + сущ.
- Придумать небольшой рассказ о предлогах.
- Нарисовать остров «Предлог» и его жителей.
|
Дети выбирают задание по желанию |
Карточки |
- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. - Спасибо за урок! |