Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс. Тема "Предлог"
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Боголепова Ирина Александровна

Урок открытия новых знаний по русскому языку, тема "Предлог" (2 класс).

 -        Задачи урока:

-        Образовательные:

-        дать понятие служебной части речи «предлог»;

-        дать представление о роли предлогов в предложении;

-        дать представление обучающимся о том, что предлоги пишутся всегда одинаково;

-        дать первоначальные представления о написании предлогов с другими словами.

-        Развивающие:

-        создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;

-        развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;

-        развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;

-        обогащать словарный запас учащихся.

-        Воспитательные:

-        воспитывать интерес и любовь к родному языку;

-         повышать познавательную активность, учебную мотивацию;

-        способствовать развитию гармоничной личности;

создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_urokapo_teme_predlog.doc155 КБ
Package icon prilozhenie_k_uroku.zip399.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Технологическая карта урока

Русский язык

2 класс

Тема: «Предлог»

Составила:

Боголепова Ирина Александровна

учитель начальных классов

Бийск, 2023


ФИО учителя:

Боголепова Ирина Александровна

Школа

МБОУ «СОШ № 7»

Класс

2

Предмет:

Русский язык

Тема:

Предлог

Учебник

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык. 2 класс»

Место урока в изучаемой теме

1 урок по теме «Предлог»

Тип урока по целеполаганию:

Урок открытия новых знаний

Цель урока:

Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о предлоге и о его роли в предложении

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • дать понятие служебной части речи «предлог»;
  • дать представление о роли предлогов в предложении;
  • дать представление обучающимся о том, что предлоги пишутся всегда одинаково;
  • дать первоначальные представления о написании предлогов с другими словами.
  • Развивающие:
  • создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу;
  • развивать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
  • обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитательные: 
  • воспитывать интерес и любовь к родному языку;
  •  повышать познавательную активность, учебную мотивацию;
  • способствовать развитию гармоничной личности;
  • создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные термины и понятия темы:

Части речи, предлог

Личностные УУД:

  • овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;
  • первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • освоить способы решения проблем поискового характера;
  • освоить основы познавательной рефлексии;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

  • усвоить, что предлог – часть речи;
  • усвоить, что предлоги в русском языке необходимы для связи слов в предложении;
  • усвоить что предлог – это неизменяемая часть речи, поэтому пишется всегда одинаково;
  • усвоить что предлоги с другими словами пишутся раздельно, так как предлог – это отдельное слово;
  • рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о предлоге;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Межпредметные связи:

Математика (расстановка предметов в порядке уменьшения), чтение (домашнее творческое задание).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Средства обучения:

Мультимедийная презентация к уроку «Предлог»; демонстративный ряд  карточек с названием темы, цели и задач урока; демонстративный ряд  карточек для создания схемы с названиями: «Предлог – часть речи», «служит для связи слов в предложении», «пишется со словами раздельно», «не изменяется»; раздаточный материал: карты острова «Предлог», карточки с вопросами, помогающими исследовать остров-часть речи, карточки - «Помогалочки»;  раздаточный материал: карточки для словарной работы; раздаточный материал: карточки задания «Верите ли вы?»; демонстрационный и раздаточный материал: карточки для определения темы урока; раздаточный материал: карточки для выполнения самооценки;  раздаточный материал: карточки с вариативным домашним заданием.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Формируемые УУД: 

  • позитивное отношение к предстоящей деятельности;  
  • включение в учебную деятельность.

– Здравствуй! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

– Ребята, вы видите, что к нам сегодня на урок русского языка пришли гости. Так давайте возьмем в свои ладошки свое хорошее настроение и поделимся им и улыбками с нашими гостями.

- Ребята, в стране Речь переполох. Один из островов вдруг накрыло голубым куполом. Предлагаю сходить в гости к частям речи и разобраться в ситуации.

Ученики настраиваются на работу

II этап.  Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся

Формируемые УУД: 

  • овладеть логическим действием обобщения;
  • уметь строить рассуждения на основе известных понятий.
  1. 1. Минутка чистописания. Игра «Найди по описанию»

- На этот раз мы будем добираться до страны Речь другим путем. Сначала полетим на самолете, затем поедем на автобусе, после этого поплывем на пароходе и закончим путь на велосипеде.

- Как вы думаете, на какой карточке схематически изображен наш путь до страны?

- Почему вы так думаете? 

- Запишите дату нашего путешествия и вид работы.

- Чтобы попасть в страну, вы должны пройти этот путь. Постарайтесь сделать это точно, нигде не оступиться, иначе вы можете сбиться с пути и попасть совсем в другое место.

- Пройдя нелегкий путь, мы добрались до страны Речь.

  1. Словарная работа. Игра «Гласные сбежали»

- В страну сейчас просто так не попасть. Нужно пройти испытание «Перейди мост».

- Посмотрите на этот необычный мост. Что вы видите?

- Какие-то странные слова записаны на табличках. Не пойму в чем дело?

- Правильно! Гласные потерялись.

- Что еще объединяет данные слова? (словарные слова)

 - Восстановите слова, запиши их правильно.

Слова: герой, машина, народ, товарищ.

Взаимопроверка: сверка с образцом.

- Оцените свою работу.

- Кто все слова написал правильно?

- Что можно посоветовать тем ученикам, кто допустил ошибки в словах?

  1. Повторение знаний об изученных частях речи.

- Вот мы и попали в страну Речь.

- На каких островах мы уже побывали?

- Что вы можете рассказать об их жителях?

Ученики высказывают свое мнение

Самостоятельная работа детей

Ученики высказывают свои

предположения

Самостоятельная работа учащихся

Взаимопроверка по эталону и самооценка 

Ответы детей (ученики называют части речи, дают характеристику каждой части речи)

Карточки с показом

Слайд № 3

Слайд № 4

Индивидуальные карточки

Слайд №5

КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 1)

Слайд №6

III этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми задач урока.

Формируемые УУД: 

  • умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя;
  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий.

- И мы приближаемся к острову, который закрыт от нас голубым куполом. Мы его еще не исследовали. Как же он называется?

- Чтобы снять купол и попасть на этот остров, мы сыграем в игру «По порядку становись!». Может быть, после игры, мы узнаем и название острова?

Игра «По порядку становись!»

- Нужно расставить деревянные столбики в порядке уменьшения.

- Что значит в порядке уменьшения?

Работа в парах: расставить буквы по порядку.

Проверка: фронтальная.

- Как называется наш новый остров?

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы можем перед собой поставить, прежде чем отправимся исследовать этот остров?

Тема и задачи фиксируются на доске

Ученики высказывают предположения

2 человека работают у доски (с обратной стороны), остальные работают в паре.

Ответы детей

Ученики высказывают свои мнения.

Предполагаемые задачи:

  • Узнать, на какие вопросы отвечают слова - предлоги?
  • Узнать, что обозначают предлоги?
  • Для чего предлоги нужны в речи?
  • Как пишутся предлоги?

Карточки для парной работы и для работы у доски

Слайд №7

Карточки для фиксирования темы и задач урока

IV этап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения

Формируемые УУД: 

  • овладеть начальными сведениями о трех частях речи;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Групповая работа, фронтальная беседа на основе презентации и выступлений учащихся

- На все вопросы сразу трудно ответить, поэтому разделимся на группы.  Каждый ряд – группа отправится на остров Предлог с определенным заданием. Задача: исследовать предлоги согласно тем заданиям, которые достанутся группе и рассказать о своем исследовании одноклассникам.

- Для этого каждая группа получит карту острова, вопросы, которые помогут исследовать остров и «Помогалочку», которая поможет вам рассказать о своем путешествии.

После работы в группах, учащиеся рассказывают одноклассникам то, что узнали, выполняя свое задание.

 Учитель корректирует высказывания детей, совместно с детьми составляется схема «Предлог».

- Оцените свою работу в группе.

Динамическая пауза

Динамическая пауза возникает естественным путем в процессе работы в группах.

Гимнастика для глаз

1 группа: Исследует для чего предлоги нужны в речи.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

2 группа: Исследует как пишутся предлоги.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

3 группа: Исследуют как пишутся предлоги с другими словами.

Учащиеся совещаются в группе и озвучивают свое выступление по плану.

Ученики выполняют гимнастику для глаз

Раздаточный материал: карты, вопросы, «Помогалочки»  

Карточки для составления схемы «Предлог»

КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 2)

V этап. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Формируемые УУД: 

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • уметь грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию;
  • готовность слушать собеседника.

Игра «Самый внимательный»

- Я продолжу наш урок с этих строк:

Вы на доску посмотрите,

Что заметили – скажите.

- Предлоги перепутали предложения, и посмотрите, что из этого получилось.

Через кота пушистый хвост.

Миша увидел мост про речку.

У зайца Лена знает много сказок.

- Найдите предлоги в предложениях.

- Верните предлоги на место.

Поверка: сверка с эталоном.

- Оцените свою работу в паре.

Динамическая пауза

Динамическая пауза походит в форме физминутки.

Ответы детей

Работа в парах.

Самооценка

Ученики выполняют физминутку

Слайды 8,9,10

Карточки для парной работы

КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 3)

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Формируемые УУД: 

  • развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения.

Игра «Прятки»

- Прочитайте предложения, записанные на карточках. Что необычного вы увидели?

 -  Предлоги решили поиграть в прятки. Найдите их на рисунке и верните в предложения.

Проверка: сверка с образцом.

- Оцените свою работу.

- Кто все предлоги вписал правильно?

- Что можно посоветовать тем ученикам, кто допустил ошибки?

Ученики высказывают свои мнения

Самостоятельная работа учащихся

Самопроверка по эталону и самооценка

Слайд №11,12,13

Карточки для индивидуальной работы

КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№4)

VII этап. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа: уточнение существенных особенностей нового знания, его роли и места в системе уже изученных знаний

Формируемые УУД: 

  • уметь уточнять существенные особенности нового знания.

Игра «Рассели предлоги» (дополнительное задание)

Групповая работа.

Задание: Рассели жителей острова. Для этого нужно наклеить предлоги на свои места.

Среди предлогов есть слова: Ученики отлично потрудились!

После выполнения задания ученики представляют свои работы.

- Составить из оставшихся слов предложение.

- Вы действительно сегодня отлично потрудились!

Ученики получают рисунок, карточки, на которых записаны предлоги.

Ученики предоставляют свои работы.

Составляют из слов предложение.

Рисунок, карточки с предлогами, клей

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося

Формируемые УУД: 

  • уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;
  • оценивать результаты работы
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознать личностный смысл учения;
  • закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность.

Фронтальная беседа на основе полученных знаний

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по острову Предлог. Но это только начало. Мы будем очень подробно знакомиться с жителями этого острова, откроем некоторые тайны.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Давайте вернемся к задачам, которые ставили перед собой в начале урока.

- На какие задачи мы смогли найти ответ, а на какие нет?

- Что вы узнали о предлоге?

Игра «Верите ли вы?» (дополнительное задание)

- Прощаясь, жители острова решили с вами поиграть в игру «Верите ли вы?»

- Возьмите карточку и отмечайте свои ответы в ней.

1

2

3

4

5

6

+

-

+

-

+

+

- Верите ли вы, что:

  1. Предлог – это часть речи;
  2. Всего в русском языке 5 предлогов;
  3. Предлоги не изменяются;
  4. Предлоги можно писать, как захочешь, так как их трудно выучить;
  5. Предлоги служат для связи слов в предложении;
  6. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Проверка: сверка с эталоном.

- Оцените свою работу

Рефлексия.  «Лесенка успеха»

- Оцените вашу работу на протяжении всего урока. Отметьте ваш успех сегодня на уроке на лестнице успеха.

  • На уроке было сложно, многое не получилось.
  • Иногда было трудно, не все получилось на уроке.
  • Я доволен собой, у меня все получилось.

Ответы детей.

Самостоятельная работа детей

Самопроверка по эталону и самооценка

Самооценка

Слайды 15,16

КАРТОЧКА «Путь к успеху» (№ 5)

IХ этап.  Творческое вариативное домашнее задание

Цель этапа: создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое вариативное домашнее задание.

Формируемые УУД: уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания

- Ребята, предлоги хотят продолжить знакомство с вами, поэтому они предлагают вам дома выполнить одно из заданий, а кто-то, возможно, выполнит несколько заданий:

  1. С. 116 № 192 (списать предложения, вставляя нужные предлоги).
  2. Придумать предложение по схеме: Гл. + предлог + прил. + сущ.
  3. Придумать небольшой рассказ о предлогах.
  4. Нарисовать остров «Предлог» и его жителей.

Дети выбирают задание по желанию

Карточки

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах.

- Спасибо за урок!

Список литературы

  1. Примерная рабочая программа начального общего образования. Русский язык (для 1–4 классов образовательных организаций).  Москва, 2021.
  2. Климанова Л. Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. — М.: Просвещение, 2020.
  3. Климанова Л. Ф., Т. В. Бабушкина Русский язык: Учебник: 2 класс: Ч.2 – М.: Просвещение, 2022.
  4. Соболева О.Л. Русский язык: 2 класс. Учебник. – М.: Издательство «Ювента», 2001.
  5. Ковалько В.И. Школа физминуток (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.

Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".

Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...

Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация

Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 Тема урока «Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных»

Тип урока: открытия нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся о правописании окончаний у одушевлённых именах существительных в именительном, родительном и винительном падежахЗ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет русский язык класс 4

урок по теме "Местоимение" 4 класс1.Предметные результаты:- Закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют ли...