Формы слова. Окончание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе по теме "Формы слова. Окончание" с использованием программно-аппаратных средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_3_klass_formy_slova_okonchanie.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Дата: 15 октября 2022 г.

Класс, учитель: 3 класс, Толмачева Татьяна Алексеевна

Предмет: русский язык

Тема урока: Формы слова. Окончание.

Цель: способствовать усвоению новых языковых понятий – окончание слова, первичному формированию умений находить окончание в словах, графически его обозначать.

Задачи: способствовать закреплению умения нахождения в слове корня; содействовать развитию орфографической зоркости, речи, внимания; воспитывать интерес к предмету.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления, отличать родственные слова от изменений одного и того же слова.  Выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания и корня. Применять при письме знание о единообразном написании корней. Наблюдать за наличием других частей в словах.

Л: Осознание важности понимания значения слов.  Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету

Р: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий.

П: Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач.  Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы. Подбирать родственные слова, группировать их, находить «лишнее» слово

К: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким,  ко всем людям.

Тип урока

Открытие новых знаний.

Методы обучения

проблемный, частично-поисковый.

Приемы обучения

«Броуновское движение»

Формы работы

Фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ресурсы

ноутбук, проектор, интерактивная приставка Мимио, документ-камера, учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки.  

Ход урока:

Этапы урока (цель этапа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 этап. Оргмомент.

Цель: Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.

- В течение урока оценивайте результат своей работы по принятым критериям. («+» нет ошибок, «?» есть ошибки)

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

Л: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Р: волевая саморегуляция

2 этап. Актуализация знаний и затруднений в деятельности. 

Цель: готовность мышления и осознания потребности к получению знаний.

Минутка чистописания.

- Сегодня мы с вами повторим правильное написание букв Лл и Мм.

- Сравните эти буквы. Чем они похожи? Чем отличаются?

- Вспомним, как правильно писать эти буквы.

- Запишите следующие соединения: Лл Мм лм мл ля ям оло омо ми.

Актуализируют знания и умения о написании букв.

Л: Желание быть аккуратным, исполнительным, стремление к положительным результатам труда.

П: актуализация знаний.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Работа в парах по карточкам.  

-В карточках записаны слова:

лес, лесник, лесной, лестница, перелесок, лесочек.

-Как называются эти слова?

- Проверьте, все ли слова родственные.

-Найди «лишнее» слово.

-Докажи свой выбор.

-Выдели корни слов.

Проверка: несколько карточек проверить, используя документ-камеру.

Актуализируют знания о родственных словах; умение выделять корень. Ученики работаю в паре, советуются друг с другом, аргументируют свой выбор. Отвечают на вопрос учителя. Высказывают предположения. Называют лишнее слово: лестница.

Физминутка для глаз

3 этап. Постановка учебной задачи. 

Цель: выявление места и причины затруднений.

Работа на интерактивной доске.

Мам.  слушает дочк. .

- Допишите слова так, чтобы получилось предложение. (Мама слушает дочку. Маму слушает дочка.)

- Одинаковый ли смысл у предложений?

- Почему?

- Мама, маму- это одно и тоже слово или нет?

- Дочка, дочку?

- Слова одни и те же, что же изменилось?

 - Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Что мы уже точно можем сказать об окончании? (Часть слова).

- Какие возникают вопросы?

Где находится окончание?

Для чего служит эта часть слова?

Как найти окончание в слове?

Каким символом обозначить?

- Может кто-то ответит на вопросы?

Встречаются с проблемной ситуацией.

Дописывают слова, чтобы получились предложения.

Формулируют тему и цель урока.

Составляют план достижения цели.

П: Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Находить ответы на вопросы, используя информацию;

Р: Осуществлять самоконтроль. Овладевать умением прогнозировать.

Участвовать в постановке учебной задачи, осознавать и принимать её.

К: Слушать и понимать речь учителя. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л: Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу и готовность выполнять для этого определённые действия.

4 этап. Открытие нового знания.  

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование способности к выполнению. 

- Прочитайте предложения.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача)!

- Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова «дача».)

- Что мы изменили у слов в скобках? (Окончание)

- А смысл слов от этого изменился? (Нет)

- А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

- Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

- Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. - Выделите окончания. Каким символом выделить окончание?

Наблюдают за изменениями слов. Читают задание и выполняют его под руководством учителя.

Встречаются с затруднением выделения окончания символом.

Л: Осознание важности понимания значения слов.  Интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету

Р: Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль выполнения действий.

П: Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач.  Наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие. Анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.    

К: Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения. Задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким,  ко всем людям.

- Являются ли окончания слов орфограммами? На какое правило?

- Пока мы не можем доказать написание окончаний – оставляем «окошки» или запоминаем написание.

- На какие вопросы мы уже ответили?

Выясняют, что окончания являются орфограммами.  

Выясняют, что нужно научиться находить окончание в словах.

Работа по учебнику.

Упр. 142.

- Прочитайте текст.

- Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.)

- Что меняется в словах? (Окончание)

- Где находится окончание?

- Почему так называется?

- Для чего нужно правильно использовать окончание?

- Выполните письменное задание к упражнению.

Высказывают своё мнение, предположения.  

Убеждаются, что окончание служит для связи слов.

Физминутка. 

Цель: снятие напряжения.

Предлагает немного отдохнуть.

Выполняют двигательные упражнения.

5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. 

Цель: усвоение нового способа действия.

Упр. 143.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

- Спишите пословицы.

- Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

- Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась.

Объясняют значение пословиц.

Учатся находить окончание в словах.

Упр. 144

- Прочитайте. Это словосочетания? Докажите.

- Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания. (Проверка)

- Для чего служат окончания?

Составляют словосочетания, изменяя форму слова.

6 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой. 

Цель: применение новых знаний.

Упр. 145

- Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

- Выполните задания. (Взаимопроверка)

- Прочитайте сведения о языке. Что такое окончание?

Для чего служит окончание?

- Прочитайте правило еще раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Формулируют свой вывод об окончании.  

Читают правило по учебнику и делают вывод о том, что правило в учебнике совпадает с их выводом. Работают в парах.

7 этап. Закрепление знаний.

Цель: закрепление полученных знаний.

Прием «Броуновское движение»

Работа в группах.

По кабинету развешены карточки со словами (формы слова, однокоренные).

- Найдите карточки, на которых написаны формы слов.

- Докажите, что это формы слова.  

- Прочитайте слова, назовите окончания.

- Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова)

- Прочитайте сведения о языке.

- Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

- Прочитайте правило еще раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Находят карточки, на которых написаны формы слов, отделяя карточки с однокоренными словами.

Доказывают свою точку зрения.

Оценивают работу группы.

 

8 этап. Рефлексия деятельности. Итог урока.  

Цель: самооценка результатов деятельности, подведение итога урока.

- Обращаемся к вопросам, которые мы сформулировали в начале урока.

Где находится окончание?

Для чего служит эта часть слова?

Как найти окончание в слове?

Каким символом обозначить?

- Оцените свою деятельность на уроке по лесенке успеха.

- Посчитайте количество «+» и «?». Поставьте отметки (три «+» отметка «3», четыре «+» отметка «4», пять-шесть «+» отметка «5».)

Определяют, на все ли вопросы плана урока ответили.

Осуществляют самооценку, формулируют конечный результат.  

Р: осуществлять самооценку.

Л: адекватно воспринимать оценку учителя.

П: рефлексия.

Д/З

Задание на выбор:

упр. 146 или Самостоятельно записать формы слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Формы слова. Окончание"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...

Конспект урока по русскому языку на тему "Форма слова. Окончание" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: ввести понятие «форма слова»; учить сравнивать формы одного и того же слова, научить выделять окончания....

технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы слова. Окончания», 3 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: наблюдать за ролью окончания в слове (образовывать форму слова, связывать слова в словосочетании и предложении); формулировать определения окончания, выделять его в слове, о...

Форма слова. Окончание.

Форма слова. Окончание....

Формы слова.Окончание

3 класс школа россии...