Неопределённая форма глагола
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним, стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый результат ( формирование ууд)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neopred_forma_glagola.docx | 42.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Неопределённая форма глагола ( 4 класс)
Цель: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола; развивать умения распознавать глаголы в неопределённой форме, ставить вопросы к ним, стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.
Планируемый результат ( формирование ууд)
Предметные:
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.
Метапредметные: ( формирование ууд)
Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации; анализировать объекты с целью выделения их признаков; подведение под понятие.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Личностные : сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Методы: частично-поисковый, наглядный
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, карточки, учебник В.П. Канакиной « Русский язык», 4 класс, часть 2 ( УМК « Школа России»).
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент. Настрой на урок. Оформление тетради. Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! ( дети) Прозвенел звонок – начинается урок. Обещаем не лениться- -Добросовестно учиться! ( дети) -Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке! | Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Хором дополняют реплику учителя. Оформляют тетради. |
2. | Минута чистописания. Индивидуальная работа с учащимися по определению грамматических признаков глагола ( карточки) Цель: Повторить знания о согласных и гласных звуках | -На уроке необычная гостья, она приготовила вам много заданий, которые помогут повторить изученное и открыть новое знание. Готовы к испытанию? - Загадка от Незнакомки: Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет и поёт. Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Всё расскажет нам …. (Глагол). - А почему загадка именно о глаголе? -Молодцы! Продолжим изучать эту тему вместе! Начало каждого урока открывается минутой чистописания. - Для чего нужна минута чистописания на уроке каждому из вас?
-Придумайте задание одноклассникам для этого этапа, опираясь на слово глагол. - Незнакомка тоже придумала задание: это буквосочетание должно быть закрытым слогом и состоять из первой буквы алфавита и буквы, которая обозначает непарный звонкий парный твёрдый звук. - Какую задачу поставим перед собой при письме данного буквосочетания? - Оцените работу на этом этапе друг у друга по шкале оценивания знаний и умений( !- « отлично», . – «хорошо», ? –« надо стараться!») - Кого похвалили? -Молодцы, с первым заданием справились замечательно! | Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Выполняют задания по классификации звуков. -Несколько уроков назад начали изучать тему « Глагол» - Минута чистописания нужна для того, чтобы приготовить руку к письму. -Нужна для того, чтобы красиво и правильно писать буквы. Примерные ответы детей: « Назовите букву, которая обозначает парный звонкий парный твёрдый звук» (г), « найдите букву, которая обозначает непарный звонкий парный твёрдый звук» (л), « Назовите гласные первого ряда» ( а, о). Формируют задание : закрытый слог ал. - Я поставлю перед собой задачу –отработать соединение « крыша» Дети осуществляют взаимопроверку, оценивают .
|
3. | Актуализация знаний Цель: Повторить изученные знания о глаголе | - Второе задание незнакомки – Составить кластер о глаголе ( опорные слова на слайде) - Как вы думаете, зачем нужно это задание? Глагол является…. Обозначает…. Отвечает…. Изменяется в настоящем и будущем времени…. В прошедшем….. В предложении является главным членом….. -Молодцы! | Дети обобщают знания о глаголе: называют грамматические признаки глагола. |
4. | Самоопределение к деятельности Цель: Определить задачи урока. Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | - Следующее задание гостьи- игра « Общее, лишнее» На слайде слова: Свет, светильник, светить. Мыло, мыльница, мылить. Свист, свистулька, свистеть. -Определите, что общего в этих словах и что лишнее. - К какой части речи относятся «лишние слова»? Как называются такие глаголы? - Кто назовёт тему нашего урока? -Знаю….. -Хочу узнать… - Откроем страницу 72 учебника и запишем тему урока. | Ученики выделяют общий признак: однокоренные слова, лишнее-глагол в каждой строчке. Ответы детей: Неопределённая форма глагола-это начальная форма глагола. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? Формулируют задачи: Узнать особенности неопределённой формы глагола. Выяснить, почему неопределённая форма глагола так называется. Учиться распознавать глаголы неопределённой формы. Научиться правильно писать данные глаголы. |
5. | Работа над темой урока. Определение грамматических признаков глаголов неопределённой формы. Работа в 3 группах. Цель: Определить наличие или отсутствие грамматических признаков инфинитива | У. 148 1) Прочитайте словосочетания, спишите. 2) Сравните группы глаголы, у каких глаголов можно определить время? ( у первой группы) -Вспомните алгоритм определения времени глагола - Незнакомка просит определить число глагола. Вспомните алгоритм определения времени глагола ( дети определяют число глагола) - Что обозначают глаголы единственного числа? Что обозначают глаголы множественного числа? ( дети определяют число глаголов) -Ещё одно задание от гостьи: определите лицо глагола. Вспомните алгоритм определения лица глагола. ( дети определяют лицо глагола, кроме глаголов прошедшего времени) - Попробуйте определить время, число , лицо у глаголов второй группы, используя алгоритм. - Получилось? Что вы испытываете? - Где возникло затруднение? - Почему оно возникло? -Как нужно относиться к затруднениям? - На кого будем опираться, что бы найти выход из затруднения? -Из каждого затруднения есть выход. Есть два способа – я вам объясню, или вы сами найдёте способ. Что выбираете? Предлагаю сделать открытие сообща, работая в группе. Давайте вспомним правила работы в группе. - В группе – организатор по вашему согласию Важно выслушать мнение каждого. Для этого организатор спрашивает: «Выскажи свою точку зрения. Ты выскажи свою, ты – свою … Спросить нужно каждого.». | Дети работают над заданием упражнения. -Чтобы определить время, нужно поставить вопрос -Чтобы определить число глагола, нужно поставить вопрос глаголов единственного и множественного числа. -Глаголы единственного числа обозначают действие одного предмета, множественного числа-действие двух или нескольких предметов - Чтобы определить лицо глагола, нужно подставить местоимения 1,2, 3 лица -Затруднение -При определении грамматических признаков глагола -Не знаем, как определять грамматические признаки у глаголов неопределённой формы) - К затруднениям нужно относиться спокойно, так как всегда есть способ найти выход. - На себя и свои знания, на помощь одноклассников, на совет учителя - Найдём способ сами. Ученики называют правила работы в группе: -Помогать друг другу -Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом -Говорить тихим голосом -Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию; -Отвечать за успехи каждого -Уметь слушать других. - Если научился сам, научи другого! -Вместе учиться не только легче, но и интереснее. |
Задание для первой группы: определить время. Алгоритм работы напечатан на карточке. -Чтобы определить время, нужно…. -Соедините время глагола с вопросами… -Поставьте данные вопросы к любому глаголу 2 группы. -Смогли выполнить задание? Сделайте вывод. -Посмотрите на платье нашей гостьи: какой элемент узора указывает на ваш вывод? | Группы в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод первой группы: время определить нельзя. На платье гостьи часы с пустым циферблатом. | ||
Задание для второй группы: определить число. -Что обозначает глагол в единственном числе ? -Что обозначает глагол во множественном числе? -Чтобы определить число глагола, нужно… -Даны вопросы глаголов в таблице, озаглавьте каждую часть таблицы. - Определите число любого глагола 2 группы .Сделайте вывод. -Посмотрите на платье нашей гостьи: какой элемент узора указывает на ваш вывод? | Группы в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод второй группы: число определить нельзя. На платье гостьи об этом говорят зачёркнутые цифры. | ||
Задание для третьей группы: определить лицо. -Как определить лицо глагола? -Соедините лицо с местоимениями. -Определите лицо любого глагола 2 группы . Сделайте вывод. -Посмотрите на платье нашей гостьи: какой элемент узора указывает на ваш вывод? - В ходе работы в группах вы думали, наблюдали, размышляли, теперь нужно сделать вывод о глаголах неопределённой формы. - Незнакомка просит назвать её имя. Кто решится на знакомство? - Почему она так называется? | Группы в ходе обсуждения приходят к определённому выводу, доказывают его. Вывод третьей группы: лицо глагола определить нельзя. На платье гостьи об этом говорит маска незнакомки. Дети делают вывод: глаголы неопределённой формы не изменяются по временам, числам, лицам. Неопределённая форма-это неизменяемая форма глагола. Имя гостьи- неопределённая форма глагола. - У глаголов неопределённой формы нельзя определить время, число, лицо. | ||
6. | Физ.минута Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся. | - Я прочитаю стихотворение, если услышите глагол неопределённой формы, присядьте. Глазками могу моргать, | Выполняют упражнения |
7. | Работа над темой ( продолжение). Знакомство с суффиксами неопределённой формы Цель: научиться выделять данные морфемы. | Упр.149 -Прочитать пословицы, объяснить смысл любой на выбор. -Из упражнения 149 выписать глаголы неопределённой формы. -Докажите свой выбор. - Послушайте ещё одну пословицу: « Кому-то блины печь, кому-то Родину беречь». - Какую учебную задачу вы должны решить? Работа в паре: - Прочитайте выписанные глаголы. На какие группы можно их разделить? - Что общего в первой группе? ( оканчиваются на –ть) -Во второй? ( на –ти) - В третьей? ( -на –чь) -Первая и вторая группа глаголов имеют суффиксы –ть, -ти, они не входят в состав основы, -чь является частью корня, входит в состав основы. -Чтение правила на с.72 . - Ознакомьтесь с правилом, зачитайте ту информацию, которую вы знали или узнали на уроке. -Прочитайте ту информацию, которая для вас была неизвестной. Работа над второй строкой правила « Это неизменяемая форма глагола». - Приведите примеры неизменяемых форм слов. Назовите особенности неизменяемой формы слова. ( У неизменяемых форм слова нет окончания) - Ребята, а какую великую дату будет отмечать наш народ весной этого года? ( 70-летие Победы) - Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человечества 9 мая 1945 года останется навсегда . -Сейчас каждый из вас запишет глагол неопределённой формы на военную тему и выделит суффикс н.ф. - В это время несколько детей будут работать по карточкам по такому заданию- в пословицах военной тематики найти глаголы неопределённой формы, подчеркнуть их, выделить суффикс. - Прослушайте предложение…В мае 1945 года Германия была вынуждена капитулировать . -Найдите глагол неопределённой формы. -Знаете ли вы значение этого слова? - Как найти значение данного слова? -Для чего мы знакомимся с новыми словами? - Я предлагаю вам дома провести творческо-поисковую работу- найти объяснение лексического значения слова капитулировать. -Может, у кого-нибудь есть предположения? Проверьте дома по своим источникам информации. | Жизнь прожить- не поле перейти. (Жизнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий, о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни). Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Увиденное принимается лучше, чем услышанное) Легко друзей найти, да трудно сохранить. ( Чтобы сохранить друга, нужно уметь строить отношения, уметь прощать, работать над своими недостатками) -Доказываю: ставлю вопрос: что делать? или что сделать?- глагол…… является неопределённой формой. - Найти глаголы неопределённой формы. Учащиеся выписывают глаголы н.ф., делят на 3 группы-глаголы, оканчивающиеся на –ть, на –ти, -на чь. Знакомятся с формообразующими суффиксами и частью корня ( -чь) Дети приводят примеры несклоняемых существительных и наречий, делают вывод о том, что неизменяемая форма не имеет окончания. Слова военной тематики: воевать, защищать, служить, спасти, стрелять, командовать, сражаться, побеждать, атаковать, штурмовать, бомбить, наступать, рисковать, разведывать, выжить, отстоять. Карточка: Жить-Родине служить. Родина – мать, умей за неё постоять. В бою побывать-цену жизни узнать. Попусту стрелять-лишь порох терять. Боевым опытом овладеть — врага одолеть. Дети находят способы: 1) обратиться к толковому словарю 2) найти значение слова в интернете 3) спросить у взрослого, у учителя - Мы знакомимся с новыми словами для того, чтобы пополнить свой словарный запас |
8. | Физ. минута для глаз Цель: снятие напряжения, сохранение здоровья учащихся. | Зажмурить глаза, широко открыть, посмотреть глазками в сторону двери, в сторону окна, вверх, вниз, поморгать 5 раз. - Кто запомнил, какие глаголы неопределённой формы прозвучали? | Дети выполняют упражнения для снятия напряжения с глаз. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. « Проверь себя» Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. | -Последнее задание нашей гостьи. Игра «Путаница». На экране вы видите слова. - Придумайте задание к этой группе слов. -Как можно проверить свои знания, рационально используя время? Скорость, молчать, молодость, гость, радовать, глупость, чернеть, веселить, отдохнуть, верность, писать, двести -Сверьте свои ответы с образцом - + - - + - + + + - +- -Кто может себя похвалить? | Нужно среди них найти глаголы неопределённой формы и отметить знаком +, если слово будет другой частью речи, отметить знаком -. Учащиеся выполняют графический диктант. Сверяют с эталоном. |
10. | Итог. Рефлексия. Цель: - Подвести итог изученному материалу. | Подведём итог! -Какая тема урока у нас сегодня была? -Какую мы ставили перед собой задачу? Я узнал (а)…. Я научился ( лась)… -Оценим работу учащихся на уроке - Оценим своё понимание темы по «Шкале успеха»: если тема не понятна, сидите на месте, если в основном уяснили, но есть ещё затруднения, то встаньте, если весь материал понятен, то встаньте, подняв руки вверх. | Учащиеся подводят итог своей деятельности на уроке - Я узнала грамматические особенности неопределённой формы глагола. -Я выяснил, почему неопределённая форма глагола так называется: по ней нельзя определить время, лицо, число. - Я научился распознавать глаголы неопределённой формы. - Я запомнил суффиксы неопределённой формы глагола - Я научился ставить вопросы к неопределённой форме глагола. |
11. | Д.з. Цель: -Ознакомить с содержанием домашнего задания, проинструктировать выполнение заданий каждого варианта. | - Домашнее задание предлагаю на выбор 1) у.151-уточнить знания о частях речи, научиться определять неопределённую форму глагола 2) Найти 8 пословиц с глаголами неопределённой формы, записать в тетрадь, глаголы подчеркнуть 3) Написать мини-сочинение « Что я люблю делать», используя в нём глаголы неопределённой формы. 4) Каждому: объяснить лексическое значение слова « капитулировать» | Выбирают домашнее задание соответственно своим интересам |
12. | Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. Всем спасибо за внимание, А гостям мы говорим « До свидания!» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола
презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий....
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....