Урок по теме "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема урока: «Что такое родственные слова» 2 класс УМК – «Школа России» Учебник - «Русский язык 2 класс» (в двух частях) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение 2019 г.
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»
Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_chirkova_rodstvennye_slova.doc | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что такое родственные слова» 2 класс УМК – «Школа России» Учебник - «Русский язык 2 класс» (в двух частях) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение 2019 г.
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»
Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Технология изучения указанной темы: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.
Метапредметные и личностные (УУД):
Личностные:
- осознание важности понимания значения слов;
- интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи;
- желание продолжать осваивать русский язык;
- познавательный интерес к предмету
Регулятивные:
- осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;
- учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий;
- осуществлять контроль за выполнением действий.
Познавательные:
Общеучебные:
- находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях;
- использовать знаково-символические средства при решении задач.
Логические:
-наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие;
анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким, ко всем людям.
Этапы урока (технологии) | Оформление доски, наглядность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный (игровая технология) | На доске написаны слова: нас, у, получится, всё, сегодня | Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, у, получится, всё сегодня,! Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок. Ребята, сегодня утром мне пришло смс. Давайте я его вам прочитаю. Пишет нам президент страны выученных уроков. «Дорогие ребята, я президент страны выученных уроков. Меня зовут Грамотей Грамотеевич! В нашей стране живут слова. От имени народа страны выученных уроков я обращаюсь к вам за помощью! На нашу страну напал злой волшебник из страны невыученных уроков. Зовут его Незнай Незнаевич! Он заколдовал нашу страну и теперь все слова перепутались, меняются местами и в государстве полная неразбериха. А расколдовать нас могут только ребята из школы, которые правильно выполнят все задания, которые оставил Незнай Незнаевич!». Ну что ребята, поможем жителям страны выученных уроков? | - У нас сегодня всё получится! - Да, поможем! |
2.Актуализация знаний (игровая технология) | Карточки с текстом | А вот и первое задание, которое оставил злой волшебник (Учитель дает детям карточки с текстом.) Яблоко У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только Конь сказал, Что низко, А Мышонок — Высоко. Воробей сказал, Что близко, А Улитка — далеко. А Теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыпленок — тем, Что очень Велико и тяжело. А Котенку все равно: — Кислое — зачем оно? — Что вы? — Шепчет Червячок, — Сладкий у него бочок. Г. Сатир — Выпишите из стихотворения слова-антонимы. (Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».) — Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? — Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу. — Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте? | Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое. - Яблоко. Дети пишут предложение - Воробей, цыпленок |
б) Минутка чистописания (технология обучения в сотрудничестве) | Второе задание, нужно доказать Незнаю Незнаевичу, что нужно красиво писать. Говорит, что это вовсе необязательно. -А вы ребята, как думаете, почему важно писать красиво? - Где нам может пригодиться это навык? -Верно! Умение красиво и грамотно писать может пригодиться нам во многих областях: мы можем нарисовать открытку и красиво ее подписать, сочинить стихотворение и написать его каллиграфическим почерком, написать объявление. -Сегодня мы будем писать букву. Узнаете какую, отгадав загадку: Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву ... -Умницы! Сегодня мы пропишем букву К и другие элементы. Посмотрите на слайд. Перепишите данные строчки у себя в тетради. Перед работой над буквой «к» напишите число и классную работу. -Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Подчеркните зеленым карандашом те буквы и элементы, которые получились лучше всех. -Обменяйтесь тетрадями назад. | -Чтобы быть грамотным. -Писать письма, открытки (слушают учителя) -к! (пишут в тетрадях) (меняются тетрадями и оценивают одноклассников) | |
Постановка проблемы (технология обучения в сотрудничестве) | - А сейчас вы будете работать в паре. На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. 1.Жир, жизнь, чулан, житель, пружина. 2.Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петров.
3.Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.
4.Гора, горка, горный, гореть. – Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему? | - В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «ЖИ, ШИ – пиши с буквой И». - Лишнее слово «одуванчик», потому что все остальные слова – имена собственные. - Лишнее слово «дружелюбный», потому что все остальные слова – синонимы.
- Нет. Не знаем лишнее слово в 4 группе слов (постановка проблемы) | |
3.Открытие нового знания (игровая технология) | - (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.) | - Послушайте сказку, которую нам прислали из страны выученных уроков.. Сказка садовника: Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове. Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовод, садовый, садовник, садик, посадки, рассада,). Как в сказке называются эти слова? Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов - Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. (Гора, горка, горный, гореть) Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах? - Правильно. «Гор» во всех этих словах будет являться корнем. Но здесь есть одно лишнее слово. Вы можете сейчас предположить, какое слово здесь лишнее? Обратите внимание на определение. - Почему? - Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? Отлично! Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод? Откройте учебник на странице 58 и Ваня прочитает нам правило. А теперь давайте подумаем как же мы можем с вами выделять в слове эту общую часть? | - Родственниками - О родственных словах - да - общая часть – сад- - Гор- -Лишнее слово – гореть. - Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет. - Родственные слова. Ваня читает правило «В русском языке тоже есть слова-«родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую часть), в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Если кто-то угадал, то похвалить и сказать, что именно так и принято выделять общую часть. Если не нашли вариант, то похвалить все идеи и рассказать как учеными принято выделять общую часть родственных слов. |
Физкультминутка (здоровьесберегающая технология) | Игра «Поймай словечко» —Я буду называть слова, если они родственные, вы «ловите» его, хлопая над головой руками, если не родственные — приседаете. —Почему же некоторые слова вы «не ловили», ведь они были похожи по звучанию? | - Они не имели ничего общего | |
Первичное закрепление изученного материала (технология разноуровневого обучения) | - На доске вы видите волшебное дерево, в корне которого записано слово «лес». Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются родственными. Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница. - Что объединяет эти слова? - Можно ли сказать, что они близки по значению? - Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему? - Проверяем и оцениваем себя. Правильные ответы вы видите на слайде. У кого результаты совпали, поставьте плюс. У кого есть недочеты. Ребята, помните, что в стране выученных уроков полная неразбериха и путаница?. И наш друг Грамотей Грамотеевич просит помощи. Он считает, что слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы? Молодцы.
| Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок. - общая часть «лес". - Все они близки по значению. - Лесть и лестница - слова не родственные Сверяют о слайдом - Нет, это не родственные слова. Они не имеют общей части. | |
Работа по теме урока (Технология разноуровневого обучения) | Ребята, для того, чтобы у Незная Незнаевича не осталось сомнений, в том, что мы справились с его заданиями, давайте сделаем упражнения. Откройте учебник на странице 59 , Упр. 78. — Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Аналогично разбирают остальные слова.) — Выполните письменное задание. Тренировочное упражнение: Вспомните загадку, назовите отгадку. Давайте соберём родственников зимы. -Как в народе ласково называют зиму? - Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах). -День во время зимы – … (какой?) -Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?) - Проводить где-то зиму, жить зимой – … - Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – … Выделите общую часть - Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему? А теперь ребята, давайте покажем Незнаю Незнаевичу ккакой мы дружный класс и сейчас вы поработаете в парах. Задание. 1 вариант. Запиши слово «солонка» 2 вариант. Запиши слово «сахарница» Выбери для каждого слова родственные и допиши их. Проверка. | - Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению - Зимушка, - зимний - з_мой - з_м_вать - з_мовье -зим- - Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни. 1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный 2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный | |
6.Итог урока. Рефлексия. | А вот и последнее задание от Незная Незнаевича и если мы его выполним, то жители страны выученных уроков будут свободны. - Назовите тему урока. - Какую тайну русского языка открыли? - Какие 2 секрета есть у родственных слов? - Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли? Ребята, поднимите, пожалуйста ваши светофоры в верх, обозначив на них соответствующий цвет: - красный – ничего не понял - желтый – не все понял - зеленый – мне все понятно. Ребята, я снова получила СМС. «Ребята, у вас все получилось. Вы выполнили все задания Незная Незнаевича и спасли нашу страну от злого волшебства! Теперь у нас снова порядок, каждое слово на своем месте! Мы очень вам благодарны и желаем вам успехов в учебе!» Ребята, я поздравляю вас с удачным завершением спасательной операции. Вы – большие молодцы! | - «Что такое родственные слова?» - Что у слов тоже есть родственники. И что похожие слова не всегда являются родственниками. - Родственные слова имеют общую часть и близки по смыслу. - Нет, нам предстоит еще очень многое узнать. Ребята поднимаю вверх светофоры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.
Проблемный урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми нов...
Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек
Урок русского языка в 1 классе «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать по программе « Школа России» для открытия детьми ...
Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»
Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...
Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс
Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....
Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."
Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...
Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".
Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности. Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...
Открытый урок. "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК" .
Региональный семинар по УМК ПНШ....