Урок по теме "Родственные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: «Что такое родственные слова»  2 класс УМК – «Школа России» Учебник - «Русский язык 2 класс» (в двух частях) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение 2019 г.

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»

Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_chirkova_rodstvennye_slova.doc721 КБ

Предварительный просмотр:

,

Технологическая карта урока

Тема урока: «Что такое родственные слова»  2 класс УМК – «Школа России» Учебник - «Русский язык 2 класс» (в двух частях) В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва, Просвещение 2019 г.

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»

Цель урока: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Технология изучения указанной темы: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая, разноуровневое обучение.

Метапредметные и личностные (УУД):

Личностные:

- осознание важности понимания значения слов;

- интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи;

- желание продолжать осваивать русский язык;

-  познавательный интерес к предмету

Регулятивные:

- осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении;

- учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его;

 - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий;

- осуществлять контроль за выполнением действий.

Познавательные:

Общеучебные:

- находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях;

- использовать знаково-символические средства при решении задач.  

Логические:

 -наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие;

 анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы.  

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентироваться на адресата высказывания, проявлять заботливое отношение к своим близким,  ко всем людям.

Этапы урока (технологии)

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

(игровая технология)

На доске написаны слова: нас, у, получится, всё, сегодня

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас,  у, получится, всё сегодня,!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

Ребята, сегодня утром мне пришло смс.  Давайте я его вам прочитаю. Пишет нам президент страны выученных уроков. «Дорогие ребята, я президент страны выученных уроков. Меня зовут Грамотей Грамотеевич! В нашей стране живут слова. От имени народа страны выученных уроков я обращаюсь к вам за помощью! На нашу страну напал злой волшебник из страны невыученных уроков. Зовут его Незнай Незнаевич! Он заколдовал нашу страну и теперь все слова перепутались, меняются местами и в государстве полная неразбериха. А расколдовать нас могут только ребята из школы, которые правильно выполнят все задания, которые оставил Незнай Незнаевич!».

Ну что ребята, поможем жителям страны выученных уроков?

-  У нас сегодня всё получится!

- Да, поможем!

2.Актуализация знаний

(игровая технология)

Карточки с текстом

А вот и первое задание, которое оставил злой волшебник

(Учитель дает детям карточки с текстом.)

Яблоко

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто

Яблоко

Висело.

Только Конь сказал,

Что низко,

А Мышонок —

Высоко.

Воробей сказал,

Что близко,

А Улитка — далеко.

А Теленок озабочен

Тем, что яблоко

Мало.

А Цыпленок — тем,

Что очень

Велико и тяжело.

А Котенку все равно:

— Кислое — зачем оно?

— Что вы? —

Шепчет Червячок, —

Сладкий у него бочок.

Г. Сатир

— Выпишите из стихотворения слова-антонимы.

(Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)

— Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете?

— Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркните в нем основу.

— Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте?

Низко — высоко, близко — далеко, мало — велико, кислое — сладкое.

- Яблоко.

Дети пишут предложение

- Воробей, цыпленок

б) Минутка чистописания (технология обучения в сотрудничестве)

Второе задание, нужно доказать  Незнаю Незнаевичу, что нужно красиво писать. Говорит, что это вовсе необязательно.

-А вы ребята, как думаете, почему важно писать красиво?

- Где нам может пригодиться это навык?

-Верно! Умение красиво и грамотно писать может пригодиться нам во многих областях: мы можем нарисовать открытку и красиво ее подписать, сочинить стихотворение и написать его каллиграфическим почерком, написать объявление.

-Сегодня мы будем писать букву.

Узнаете какую, отгадав загадку: 

Кошка, миленькая кошка,

Поиграй ты с ней немножко,

 С кошкой ты, наверняка,

 Не забудешь букву ...

-Умницы! Сегодня мы пропишем букву К и другие элементы.

Посмотрите на слайд.

Перепишите данные строчки у себя в тетради. Перед работой над буквой «к» напишите число и классную работу.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Подчеркните зеленым карандашом те буквы и элементы, которые получились лучше всех.

-Обменяйтесь тетрадями назад.

-Чтобы быть грамотным.

-Писать письма, открытки

(слушают учителя)

-к!

(пишут в тетрадях)

(меняются тетрадями и оценивают одноклассников)

Постановка проблемы

(технология обучения в сотрудничестве)

- А сейчас вы будете работать в паре. На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее.

1.Жир, жизнь, чулан, житель,   пружина.                                                                                                      

  2.Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петров.  

           

    3.Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.  

                                                                       

 

4.Гора, горка, горный, гореть.                                  – Со всеми заданиями вы смогли справиться? Почему?

- В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «ЖИ, ШИ – пиши с буквой И».

- Лишнее слово «одуванчик», потому что все остальные слова – имена собственные.

- Лишнее слово «дружелюбный», потому что все остальные слова – синонимы.

                 

- Нет. Не знаем лишнее слово в 4 группе слов (постановка проблемы)

3.Открытие нового знания

(игровая технология)

- (На доске появляется “дерево”, на нем - однокоренные слова.)

- Послушайте сказку, которую нам прислали из страны выученных уроков..

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.

Итак,  посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (садовод, садовый, садовник, садик, посадки, рассада,).

Как в сказке  называются эти слова?

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Близки ли по значению эти слова?

Что общего у этих слов

- Давайте теперь вернёмся к нашей оставшейся группе слов. (Гора, горка, горный, гореть) Какую одинаковую часть слова вы видите во всех этих словах?                                            

- Правильно. «Гор» во всех этих словах будет являться корнем. Но здесь есть одно лишнее слово. Вы можете сейчас предположить, какое слово здесь лишнее? Обратите внимание на определение.                                                          

 - Почему?

- Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу?

Отлично! Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сделали вывод?   Откройте учебник на странице 58 и Ваня прочитает нам правило.      

А теперь давайте подумаем как же мы можем с вами выделять в слове эту общую часть?                                                              

- Родственниками

- О родственных словах

- да

- общая часть – сад-

- Гор-

-Лишнее слово – гореть.                                                                                              

- Потому что все остальные слова близкие по значению, а это – нет.

- Родственные слова.

Ваня читает правило «В русском языке тоже есть слова-«родственники», родственные слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую часть), в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Если кто-то угадал, то похвалить и сказать, что именно так и  принято выделять общую часть.

Если не нашли вариант, то похвалить все идеи и рассказать как учеными принято выделять общую часть родственных слов.

Физкультминутка (здоровьесберегающая технология)

Игра «Поймай словечко»

—Я буду называть слова, если они родственные, вы «ловите» его, хлопая над головой руками, если не родственные — приседаете.

—Почему же некоторые слова вы «не ловили», ведь они были похожи по звучанию?

- Они не имели ничего общего

Первичное закрепление изученного материала

(технология разноуровневого обучения)

- На доске вы видите волшебное дерево, в корне которого записано слово «лес».  Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются родственными.                                                     Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.                                              

-  Что объединяет эти слова?                                  

- Можно ли сказать, что они близки по значению?  

- Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему?

 - Проверяем и оцениваем себя. Правильные ответы вы видите на слайде. У кого результаты совпали, поставьте плюс. У кого есть недочеты.

Ребята, помните, что в стране выученных уроков полная неразбериха и путаница?. И наш друг Грамотей Грамотеевич просит помощи. Он считает, что  слова «сахар» и «конфета» родственные, ведь конфета сладкая и варенье сладкое, значит они родственные. А как думаете вы?

Молодцы.

   

Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок.

- общая часть «лес".

- Все они близки по значению.

- Лесть и лестница - слова   не родственные

Сверяют о слайдом

- Нет, это не родственные слова. Они не имеют общей части.

Работа по теме урока

(Технология разноуровневого обучения)

Ребята, для того, чтобы у Незная Незнаевича не осталось сомнений, в том, что мы справились с его заданиями, давайте сделаем упражнения.

Откройте учебник на странице 59 , Упр. 78.

— Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

(Аналогично разбирают остальные слова.)

— Выполните письменное задание.

Тренировочное упражнение:

Вспомните загадку, назовите отгадку.

Давайте соберём родственников зимы.

-Как в народе ласково называют зиму?

- Запишите это слово (у доски работает ученик, записывая слово с комментированием, оставляя «окошки» в опасных местах).

-День во время зимы – … (какой?)

-Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)

- Проводить где-то зиму, жить зимой – …

- Место, помещение, где зимой живут охотники, геологи, полярники, – … 

 Выделите общую часть

- Мороз и ХолодЭти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

А теперь ребята, давайте покажем Незнаю Незнаевичу ккакой мы дружный класс и сейчас вы поработаете в парах.

Задание.

1 вариант. Запиши слово «солонка»

2 вариант. Запиши слово «сахарница»

Выбери для каждого слова родственные и допиши их.

Проверка.

- Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению

- Зимушка,

- зимний

- з_мой

- з_м_вать

- з_мовье

-зим- 

- Мороз» и «холод» – слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.

1 вариант. Солонка, соль, солить, солёный

2 вариант. Сахарница, сахар, сахарить, сахарный

6.Итог урока. Рефлексия.

А вот и последнее задание от Незная Незнаевича и если мы его выполним, то жители страны выученных уроков будут свободны.

- Назовите тему урока.

- Какую тайну русского языка открыли?

- Какие 2 секрета есть у родственных слов?

- Как вы думаете, все ли секреты письма мы сегодня раскрыли?

Ребята, поднимите, пожалуйста ваши светофоры в верх, обозначив на них соответствующий цвет:

- красный – ничего не понял

- желтый – не все понял

- зеленый – мне все понятно.

Ребята, я снова получила СМС. «Ребята, у вас все получилось. Вы выполнили все задания Незная Незнаевича и спасли нашу страну от злого волшебства! Теперь у нас снова порядок, каждое слово на своем месте! Мы очень вам благодарны и желаем вам успехов в учебе!»

Ребята, я поздравляю вас с удачным завершением спасательной операции. Вы – большие молодцы!

- «Что такое родственные слова?»

- Что у слов тоже есть родственники. И что похожие слова не всегда являются родственниками.

- Родственные слова имеют общую часть и близки по смыслу.

- Нет, нам предстоит еще очень многое узнать.

Ребята поднимаю вверх светофоры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нов...

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»

Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать  по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...

Открытый урок русского языка "Слова, слова..." 2 класс

Урок русского языка "Обобщение по теме "Слова, слова..." 2 класс программа "Школа России" проведен в форме урока-аукциона....

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Урок русского языка "Слово и слог. Деление слов на слоги. Перенос слов".

Цель: Обратить внимание на значимость гласных звуков и их особенности.            Задачи:1.Уточнить представление учащихся о слоге как части слов...