Урок русского языка. 2 класс. Тема: «Откуда ты, имя?». Презентация к уроку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 21.46 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_otkuda_ty.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 2 класс.
Тема: «Откуда ты, имя?».
Учитель начальных классов: Арапова Л.Н.
МБОУ г. Пушкино «СОШ № 9»
Цели урока:
Образовательные:
- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;
- развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы;
- совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Развивающие:
- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности;
- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.
Воспитательные:
- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения;
-поддерживать интерес к изучению родного языка.
Задачи урока:
- развивать умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове;
- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать умения работать в коллективе;
- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Дети знакомятся с историей происхождения имён, их значением.
Оборудование: проектор; ноутбук; доска для показа слайдов.
Ход урока.
- Организационный момент (проверка готовности детей к уроку).
- Чистописание.
Эта буква вместе с «Я»
Нотою бывает,
И ее мои друзья
Часто напевают.
Что это за буква? (буква «Л», дети прописывают букву).
- Актуализация знаний:
Учитель. Ребята, когда мы с вами в первом классе изучали буквы русского алфавита, я вам говорила, что есть буквы большие (заглавные) и маленькие (строчные). Почему?
Дети. Отвечают, потому, что есть такие слова, которые пишутся с большой буквы.
Учитель. А как называются такие слова?
Дети. Имена собственные.
- Сообщение темы урока.
Учитель. Вот о ваших собственных именах мы сегодня и поговорим. Как вы думаете, с какой буквы пишутся имена людей?
Дети. С большой.
Учитель. Кто догадался, какая тема нашего урока?
Дети. Большая буква в именах.
Учитель. Наш урок-путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках. 2 слайд. КАКВАСЗОВУТ?
Учитель. Какие слова входят в состав название музея?
Дети. КАК, ВАС, ЗОВУТ.
У. Что нужно сделать, чтобы из них получилось предложение?
Д. Обозначить начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить нужный знак препинания.
- Работа по теме урока.
У. Прочитайте название зала, в который мы попадём в первую очередь. 3 слайд. Почему нас так зовут? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.
4 слайд текст и изображение. «В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего один дюйм. Её так и прозвали…(Дюймовочка)
5 слайд текст и изображение. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» (Снегурочка)
6 слайд текст и изображение. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)
7 слайд текст и изображение. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька и др.)
У. Как мы запишем имена героев сказки?
Д. С большой буквы.
У. Почему их так зовут?
Д. Снегурочке дали такое имя, потому, что она сделана из снега; Дюймовочка – за её маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Знайке – за его знания; Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит.
Дети записывают имена сказочных героев в тетрадь, подчёркивают заглавные буквы.
У. А теперь отправимся в другой зал. 8 слайд «Так было!»
Как утверждают исследователи, наши предки получали имена двух типов: внутрисемейные (Старшой, Первой, Вторак) и добавочные, отражающие род занятий, общественное положение и т.д. (Пушкарь, Кузнец и т.д.). Такие имена, больше похожие на прозвища, впоследствии послужили основой многих русских фамилий.
Давалось имя по внешнему виду: Черныш – по цвету волос, Мал – за малый рост.
Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна. Были имена, указывающие на время рождения: Зим, Вешняк, Мороз. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
С приходом христианства, имена выбирались по церковным календарям.
Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.
Теперь переходим в другой зал.
9 слайд. «Ты и твоё имя».
У. Дети, у каждого из вас есть имя, запишите его в тетради. Почти каждое имя бывает полным, а бывает и сокращённым. Например, Таня – Татьяна, Саша – Александр и т.д. Дети записывают своё полное и сокращённое имя. Однако не все имена имеют сокращённую и полную форму. Имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. Предлагаю игру «Не ошибись». Я называю полное имя, а вы – короткое, и наоборот.
Василий – Вася, Оля – Ольга, Николай – Коля, Юра – Юрий, Виктор – Витя, Валя – Валентина – Валя, Татьяна – Таня, Вова – Владимир, Светлана – света, Лена – Елена.
10 слайд. «Что значит твоё имя?»
У. Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из разных языков.
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж. Т.е. мужественный борец, защитник людей.
Сергей (лат.) – высокий, крепкий, здоровый.
Наталья – (древнерусск.) – родная.
У. Когда-нибудь вы все станете родителями и вам придётся выбирать имя для вашего ребёнка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении С.Я Маршака «В защиту детей».
Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...
- Физкультминутка.
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
- Закрепление. Работа с учебником.
У. А какие ещё слова пишутся с большой буквы?
Д. Ответы детей.
Учебник стр. 86 № 130. Прочитать, объяснить значение каждого слова, выписать только имена, подчеркнуть заглавную букву.
- Домашнее задание.
Стр. 86, № 131, приготовить сообщение о происхождении и значении своего имени (по желанию)
- Рефлексия.
Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте в тетради и закрасьте кружок красным цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – зеленым цветом, если на уроке вам было скучно, и задания были трудными для вас – синим цветом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Название музея КАКВАСЗОВУТ? Как вас зовут?
1 Зал музея Почему нас так зовут?
В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… Дюймовочка
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» Снегурочка
Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? Айболит
Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей »?
2 зал музея Так было!
3 зал музея Ты и твоё имя
Что значит твоё имя ? Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж, т .е . мужественный борец, защитник людей. Сергей (лат.) – высокий, крепкий, здоровый. Наталья – ( древнерусск .) – родная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"
Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....
презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное" в 3 классе по теме
Часть речи - имя существительное...
Презентация к уроку русского языка на тему "Обобщение по теме" 2 класс 2100
В презентации представлены задания на закрепление умения задавать вопросы кто? и что? к словам, делить слова на группы, составлять предложения по схемам....
Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)
Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...
Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»
laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....
Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....