Урок русского языка. 2 класс. Тема: «Откуда ты, имя?». Презентация к уроку.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Арапова Любовь Николаевна
О том, как возникли имена, существует множество легенд и преданий. Имена людям приходилось придумывать самим. Во многих культурах ребёнку давали два имени – близкое к настоящему и второе, для общего употребления, чтобы никто не мог, зная настоящее имя, навредить ребенку. Наши предки понимали, что имя – это не просто название человека, а своеобразная словесная формула, которая как-то связана с судьбой человека и властью над ним. Они пытались это использовать разными способами.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx21.46 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_otkuda_ty.pptx1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 2 класс.

Тема: «Откуда ты, имя?».

Учитель начальных классов: Арапова Л.Н.

МБОУ г. Пушкино «СОШ № 9»

Цели урока:

  Образовательные:

- формировать фонематический слух и орфографическую зоркость, каллиграфические навыки;

- развивать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы;

- совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Развивающие:

- способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности;

- развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников.

Воспитательные:

- совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, эстетический вкус, прививать этические нормы поведения;

-поддерживать интерес к изучению родного языка.

Задачи урока:

- развивать умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесённом и написанном слове;

- формировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

- обогащать словарный запас учащихся;

- формировать умения работать в коллективе;

- формировать умения соизмерять свои возможности, оценивать результаты своего труда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Дети знакомятся с историей происхождения имён, их значением.

Оборудование: проектор; ноутбук; доска для показа слайдов.

Ход урока.

  1. Организационный момент (проверка готовности детей к уроку).
  2. Чистописание.

Эта буква вместе с «Я»

Нотою бывает,

И ее мои друзья

Часто напевают.

Что это за буква? (буква «Л», дети прописывают букву).

  1. Актуализация знаний:

Учитель. Ребята, когда мы с вами в первом классе изучали буквы русского алфавита, я вам говорила, что есть буквы большие (заглавные) и маленькие (строчные). Почему?

Дети. Отвечают, потому, что есть такие слова, которые пишутся с большой буквы.

Учитель. А как называются такие слова?

Дети. Имена собственные.

  1. Сообщение темы урока.

Учитель. Вот о ваших собственных именах мы сегодня и поговорим. Как вы думаете, с какой буквы пишутся имена людей?

Дети. С большой.

Учитель. Кто догадался, какая тема нашего урока?

Дети. Большая буква в именах.

Учитель. Наш урок-путешествие будет проходить в историческом музее, название которого зашифровано в буквах и значках. 2 слайд. КАКВАСЗОВУТ?

Учитель. Какие слова входят в состав название музея?

Дети. КАК, ВАС, ЗОВУТ.

У. Что нужно сделать, чтобы из них получилось предложение?

Д. Обозначить начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить нужный знак препинания.

  1. Работа по теме урока.

У. Прочитайте название зала, в который мы попадём в первую очередь. 3 слайд. Почему нас так зовут? Сейчас я прочитаю отрывки из сказок, а вы назовите имена упоминаемых в них персонажей.

4 слайд текст и изображение. «В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего один дюйм. Её так и прозвали…(Дюймовочка)

5 слайд текст и изображение. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» (Снегурочка)

6 слайд текст и изображение. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит)

7 слайд текст и изображение. Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»? (Незнайка, Знайка, Тюбик, Пулька и др.)

У. Как мы запишем имена героев сказки?

Д. С большой буквы.

У. Почему их так зовут?

Д. Снегурочке дали такое имя, потому, что она сделана из снега; Дюймовочка – за её маленький рост (дюйм равен 2,5 см); Знайке – за его знания; Айболиту – за то, что он лечит тех, у кого что-то болит.

Дети записывают имена сказочных героев в тетрадь, подчёркивают заглавные буквы.

У. А теперь отправимся в другой зал. 8 слайд «Так было!»

Как утверждают исследователи, наши предки получали имена двух типов: внутрисемейные (Старшой, Первой, Вторак) и добавочные, отражающие род занятий, общественное положение и т.д. (Пушкарь, Кузнец и т.д.). Такие имена, больше похожие на прозвища, впоследствии послужили основой многих русских фамилий.

Давалось имя по внешнему виду: Черныш – по цвету волос, Мал – за малый рост.

Имя могло отражать черту характера и поведения человека: Добр, Храбр, Смеяна. Были имена, указывающие на время рождения: Зим, Вешняк, Мороз. Давались имена, связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.

С приходом христианства, имена выбирались по церковным календарям.

Но вот уже более 100 лет родители свободно выбирают своим детям имена независимо от календаря.

Теперь переходим в другой зал.

9 слайд. «Ты и твоё имя».

У. Дети, у каждого из вас есть имя, запишите его в тетради. Почти каждое имя бывает полным, а бывает и сокращённым. Например, Таня – Татьяна, Саша – Александр и т.д. Дети записывают своё полное и сокращённое имя. Однако не все имена имеют сокращённую и полную форму. Имя Нина употребляется только в одной форме, полной, хотя на первый взгляд она кажется короткой. Предлагаю игру «Не ошибись». Я называю полное имя, а вы – короткое, и наоборот.

Василий – Вася, Оля – Ольга, Николай – Коля, Юра – Юрий, Виктор – Витя, Валя – Валентина – Валя, Татьяна – Таня, Вова – Владимир, Светлана – света, Лена – Елена.

10 слайд. «Что значит твоё имя?»

У. Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена пришли к нам из разных языков.

 Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж. Т.е. мужественный борец, защитник людей.

Сергей (лат.) – высокий, крепкий, здоровый.

Наталья – (древнерусск.) – родная.

У. Когда-нибудь вы все станете родителями и вам придётся выбирать имя для вашего ребёнка. К этому надо отнестись осторожно и обдуманно, чтобы не получилось, как в стихотворении С.Я Маршака «В защиту детей».

Если только ты умен,
Ты не дашь ребятам
Столь затейливых имен,
Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.

Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он наконец
Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.

А один оригинал,
Начинен газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям...

  1. Физкультминутка.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

 Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

 Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

  1. Закрепление. Работа с учебником.

У. А какие ещё слова пишутся с большой буквы?

Д. Ответы детей.

Учебник стр. 86 № 130. Прочитать, объяснить значение каждого слова, выписать только имена, подчеркнуть заглавную букву.

  1. Домашнее задание.

Стр. 86, № 131, приготовить сообщение о происхождении и значении своего имени (по желанию)

  1. Рефлексия.

Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте в тетради и закрасьте кружок красным цветом, если некоторые задания вызвали затруднения – зеленым цветом, если на уроке вам было скучно, и задания были трудными для вас – синим цветом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Откуда, ты, имя?» 2 класс «Школа России» Подготовила учитель начальных классов: Арапова Л.Н.

Слайд 2

Название музея КАКВАСЗОВУТ? Как вас зовут?

Слайд 3

1 Зал музея Почему нас так зовут?

Слайд 4

В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и прозвали… Дюймовочка

Слайд 5

Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как шарик, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …» Снегурочка

Слайд 6

Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? Айболит

Слайд 7

Как зовут малышей-коротышек из сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей »?

Слайд 8

2 зал музея Так было!

Слайд 9

3 зал музея Ты и твоё имя

Слайд 10

Что значит твоё имя ? Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж, т .е . мужественный борец, защитник людей. Сергей (лат.) – высокий, крепкий, здоровый. Наталья – ( древнерусск .) – родная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Значения суффиксов" 2 класс. Программа "21 век"

    Данная презентация предназначена для урока по русскому языку во 2 классе по теме "Значения суффиксов" по программе "21 век" к учебнику Иванова....

Презентация к уроку русского языка на тему "Обобщение по теме" 2 класс 2100

В презентации представлены задания на закрепление умения задавать вопросы кто? и что? к словам, делить слова на группы, составлять предложения по схемам....

Презентация к уроку русского языка по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)

Презентация к уроку русского языка  по теме: " Обучающее изложение по теме:" Скворцы".( 3 класс)...

Презентация к уроку русского языка на тему : «Великий и могучий русский язык»

laquo; Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! » И.С. Тургенев....

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....