Грамматические признаки имен прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Владимировна Петрова

Тема: Грамматические признаки имен прилагательных.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: значение, число, род, член предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

Русский язык

2-а класс

Учитель:

Петрова С.В.

Тема урока

Грамматические признаки имен прилагательных.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний и умений

Цель

Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: значение, число, род, член предложения.

Задачи

- учить умению определять имена прилагательные в устной и письменной речи; определять грамматические признаки;

-развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

-воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, аккуратность, дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- актуализировать знания о значении, роде, числе имен прилагательных;
- уметь изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;
- подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
- находить в тексте словосочетания существительных с именами прилагательными;
- определять грамматические признаки прилагательных

-уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Основные понятия и термины

Имена прилагательные, значение, род, число, член предложения имен прилагательных

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; мультимедийная презентация, использование заданий РЭШ.

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Индивидуальная

Организационная структура урока

Этапы урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

I. Организационный момент

-Проверь, все ли готово к уроку?

-Подготовь тетрадь к работе и запиши число - «Классная работа»

Проверяют готовность к уроку.

Выполняет запись в тетради

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой.

II.  Актуализация знаний

«Шаг за шагом».

1.Составление кластера:

Имя прилагательное это часть речи или член предложения?

Что обозначает?

На какие вопросы отвечает?

С какой частью речи связан?

Изменяется ли по числам?

В каком числе изменяется по родам?

Каким членом предложения является главным или второстепенным?

Каким второстепенным членом?

Отвечают на вопрос, составляют кластер, аргументируют.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует

Личностные: развитие навыка сотрудничества со взрослым

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе имеющихся знаний

Коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний в устной диалогической и монологической форме; обмен мнениями.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Предлагает сформулировать тему и задачи урока.

- Сформулируй тему, цель и задачи урока

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать имя прилагательное, повторим определение значений, будем определять грамматические признаки имен прилагательных.

Обсуждает и формулирует тему и цель урока с помощью учителя.

Определяет задачи урока.

Личностные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации в процессе аналитико-синтетической деятельности

Регулятивные: умение взаимодействовать с учителем в поиске проблемы.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

IV. Обобщение и систематизация знаний значения имен прилагательных

Кто перед вами повар или кондитер? Почему? В чём отличие этих двух профессий? Правильно. Повар — это человек, который профессионально готовит первые, вторые блюда и закуски. А кондитер — это человек, который умеет готовить десерты (торты, капкейки) и делает это профессионально.

Кондитер испёк пирожное. Чтобы его съесть необходимо определить какие из этих прилагательных относятся к пирожному. Какие прилагательные подходят?

Какой вопрос нужно поставить к прилагательным, связанным со словом пирожное?

Мамы поют своим детям колыбельные песни. Мы сейчас с вами послушаем всем известную колыбельную медведицы из мультфильма «Умка».

Выберите из списка прилагательных только те, которые поются в песне. Подчеркните их.

Бескрайний, большая, яркие, глубоким, вьюжным, белые, яркие, седым, синим, суровым, необъятным, светлей, звёздные, дальним, облачное, бархатным.

Назовите прилагательные.

Выполняет задание с учетом поставленной задачи, объясняет, аргументирует.

Находят нужные прилагательные.

Работа на листочках

Личностные: осознание своих возможностей в учении.

Познавательные: осуществление поиска необходимой информации на основе высказываний учителя и имеющихся знаний.

Коммуникативные: обмен мнениями, умение строить понятные речевые высказывания, в процессе обобщения знаний и аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные: формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

V. Применение знаний и умений.

1.Отгадайте загадку. Определите значение прилагательного.

Для этого откройте учебник на стр. 88. Пользуемся страничкой для любознательных и определяем значение прилагательного.

Я длинный и зелёный, вкусный я солёный.

Доброе, хорошее, жгучее, на весь мир глядит, на себя не велит.

Мохнатенькая, усатенькая, спать начнёт, нежные песенки поёт.

Составьте словосочетания сущ.+ прил., выпишите словосочетания, определите род. Как определить род? В каком словосочетании нельзя определить род?

2.Выпишите только прилагательные. Выдели орфограммы.

Зелёный, сочные, лето, сладкая, улица, быстро, длинный, блестеть, смешно, золотой, пушистое.

3. Найдите прилагательное по грамматическим признакам.

3 гласные, 3 слога, 3 слог ударный, 7 букв, 7 звуков.

Правильно. Этот слово золотой. В толковом словаре мы можем найти несколько значений этого слова.

1.Сделанный из золота.

2. Умелые, замечательные.

3. Дорогой, любимый.

4. Блестяще-жёлтый, цвета золота.

Определите, в каком значении употреблено слово золотой в предложениях. Выберите нужную цифру.

В каких предложениях слово золотой употребили в переносном значении?

4. На какие 2 группы можно распределить эти словосочетания?

Детская игрушка, ядовитые растения, новый фильм, интересная книга, лесные тропинки, лёгкие облака, погожий день, еловые леса, утиное яичко.

Выпиши словосочетания сначала в ед.ч. потом во мн.ч. Выделите орфограммы. Определите число и род прилагательного.

5. Работа по учебнику. Синтаксический разбор предложения.

стр. 91 упр. 157.

6. Антонимы. стр. 90 упр. 155. Подберите антонимы. С какой целью они употреблены? Запишите, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу прилагательные.

7. Тест «Верно, неверно».

1.Имя прилагательное – это член предложения.

2.Имя прилагательное – это часть речи.

3.Имя прилагательное отвечает на вопросы какими? какого? какую? о каком?

4.Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какие? кто? что?

5.Имя прилагательное уточняет существительное, связано с ним и уточняет его.

6. Здесь записаны только имена прилагательные.

Влажный, туманный, вечерний, задание.

7. Имена прилагательные серьёзный, задумчивый стоят в единственном числе.

8. Все эти мена прилагательные стоят во множественном числе

Синие, огромные, тайный, долгие.

9. Имена прилагательные добрый и злой – антонимы.

10. В этом предложении 3 имени прилагательных

Вдоль чащи бежит старый рыжий лис.

Определяют значение прилагательного.

Определяют число и род прилагательного с помощью существительного

Слушают инструкции и выполняет, опираясь на составленные алгоритмы.

Выполняют синтаксический разбор.

Выполняют упражнение.

Выполняют тест, проверяют, считают баллы, оценивают себя.

Личностные: формирование мотивации к работе на результат.

Познавательные: ориентирование в интерактивном задании.

Регулятивные: осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

VI. Информация о домашнем задании

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывает домашнее задание в дневник

Личностные: понимание значения знаний для себя и принятие его.

VII. Рефлексия (подведение итогов урока)

Проверяют тест, считают баллы, оценивают себя.

Отвечает на вопросы.

Высказывает мнение и оценивает свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматические признаки имени прилагательного

Морфологический разбор имени прилагательного...

Конспект урока: Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного.

разработка урока по теме Имя существительное как часть речи. Грамматические признаки имени существительного. Программа развивающего обучения Занкова, по учебнику Н.В. Нечаевой 2 класс...

презентация к уроку "Лексико-грамматические признаки имени прилагательного"

Презентация составлена к УМК Зелениной, Хохловой. Программа "Школа России" 3 класс....

Русский язык 4 класс Тема:"Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имён прилагательных"

Урок - повторение, построен на ранее полученных знаний. Перед летьми в начале урока ставится проблемный вопрс: "Какая часть речи делает нашу речь ярче, выразительнее, богаче?" На уроке испол...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Общие грамматические признаки имени прилагательного» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя:  закрепление знаний об имени прилагательном; развивать умение разбирать имена прилагательные как часть речи;Планируемые результатыПредметные:- закрепить знания об ...

"Грамматические признаки имени существительного и имени прилагательного"

На этом уроке подробно рассматривается, какие грамматические признаки имеют имена существительные и имена прилагательные. Выполняя задания, которые предлагает профессор Грамматейкин, ребята научатся в...

Грамматические признаки имен прилагательных.

Презентация к уроку "Грамматические признаки прилагательныз" 2 класс....