Урок по предмету "Русский язык" по теме: "Способы проверки безударной гласной в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок открытия новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | ||
Учитель | Гладковская Ольга Геннадьевна | ||
Класс | 2-7 | ||
Дата | 21.11.17г | ||
Тема урока | Способы проверки безударной гласной в корне слова | ||
Тип урока | Урок обобщения и систематизации знаний | ||
Цель урока | Формирование умений орфографической грамотности в подборе способов проверки безударной гласной в корне слова | ||
Задачи | -обобщить знания учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова (подбор однокоренных слов и изменение формы слова) -закрепить умения применять изученные способы на практике -учить обучающихся умению сотрудничать друг с другом | ||
Методы и приемы, используемые на уроке | Частично-поисковый, практический, наглядный,словесный | ||
Формы работы на уроке | Работа в парах, индивидуальная, фронтальная | ||
Технологии, используемые на уроке | Технология деятельностного подхода, проблемно –поисковое обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие | ||
Основные термины и понятия | Безударные гласные, форма слова, корень слова, однокоренные слова | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов | Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов | Личностные | |
научатся различать форму слова и однокоренные слова; изучат два способа проверки безударной гласной в корне слова; закрепят умение распознавать безударные гласные в корне слова; закрепят написание словарных слов | Регулятивные:в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи, оценивают правильность выполнения учебной задачи, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: извлекают информацию,предоставленную в разных формах, переосмысливают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, учатся сотрудничать в принятии совместного решения при работе в парах, учатся уважительно относиться к позиции друг друга. | формирование умения определять свое отношение к миру, самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения | |
Учебная литература | Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 2 класс (1-я часть). | ||
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, цветные карточки для парной работы и индивидуальной работы, карточки демонстрационные. |
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников |
I. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность. | Начинаем наш урок! Каждый, жизни, прибавляет, день, нам, мудрости, частичку На доске рассыпались слова, помогите составить из них пословицу (Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости) Прочитайте пословицу. Как понимаете смысл пословицы? -Какого человека можно назвать мудрым? -А можно ли родиться сразу мудрым? Что надо для того, чтобы стать мудрым? Я желаю вам сегодня на уроке стать чуточку мудрее, получив новые знания. | Составляют пословицу, объясняют ее смысл, ведут диалог с учителем, высказывая свою точку зрения, настраиваются на работу. |
II. Актуализация знаний. | Учитель актуализирует знаний детей о гласной – ударной и безударной, о корне слова, выявляет уровень имеющихся знаний учащихся. | -Спишите предложение. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. -Найдите в предложении однокоренные слова, докажите, что они являются родственными, выделите корень. -Поставьте ударение в однокоренных словах, определите позицию гласной в корне (ударная – безударная) -Ребята, а в какой позиции написание гласной может вызвать затруднение? (в слабой, когда гласная безударная) Как мы узнаем в таком случае, какую гласную надо написать (подбираем проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение) | Списывают предложение, выполняют задание Доказывают, что слова родственные (имеют общее значение и одинаковый корень), определяют позицию гласной, отвечают на вопросы учителя. |
III.Постановка проблемы, поиск путей решения. | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого уточняет учебную задачу. | -Ребята, запишите следующее предложение и вставьте в слова пропущенные буквы (слайд 2) Проверь слова, да не сп е ши, Красиво, грамотно сп и ши! - Какие буквы вставили в слова? (е, и) Дети, кто затрудняется вставить буквы? -А почему? (гласные в слабой позиции, безударные) -Что нужно сделать, чтобы вставить буквы правильно? (подобрать проверочное слово, чтобы эта гласная стала ударной) Давайте подберем (подбирают родственные слова спешка, пишет) Учитель обращает внимание на значение слов. О чем надо помнить, чтобы не допустить ошибок при написании безударной гласной? (безударную гласную надо проверять, подбирая проверочное слово, в котором эта гласная стоит под ударением ) Как вы думаете, чему научимся на уроке? (проверять безударную гласную в корне слова с помощью подбора проверочных слов) Молодцы! | Взаимодействуют в диалоге с учителем. |
| Загадывает загадки, сопровождая работу слайдами презентации. Ведет диалог с обучающимися, направляя работу, подводит детей к выводу о первом способе проверки безударной гласной в корне слова. Прикрепляет на доску карточку –подобрать однокоренное слово | 1).Отгадайте загадки и запишите слова отгадки в тетрадь. «Видали вы его не раз, он скачет в двух шагах от вас.Чирик-чирик, чирик-чирик. Кто к этой песне не привык?» ВОРОБЕЙ(слайд 3) «Окраской сероватая, повадкой –вороватая. Крикунья хрипловатая, известная персона. Кто она?»ВОРОНА (слайд 4) «Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая». СОРОКА (слайд 5) «Мы построили вдвоем для гостей весенний дом. А верней сказать дворец, прилетай скорей…»...СКВОРЕЦ (слайд 6) Воробей, ворона, сорока, скворец. (слайд 7) -Какое слово лишнее? Почему? (скворец, остальные словарные, их написание запоминаем) -Подберите родственное проверочное слово. (Скворушка) -Назовитевсех одним словом? (птицы) -Как еще называют птиц? (пернатые) -Подберите однокоренные слова к слову пернатые (перо, оперение, перышко) (слайд 7) -Какое из однокоренных слов будет проверочным? Почему? Сделайте вывод, как проверяли написание слов с безударной гласной в корне слова?(подбирали однокоренные слова, чтобы на эту гласную падало ударение) | Отгадывают загадки, записывают отгадки (повторяют написание словарных слов), находят лишнее слово, подбирают однокоренные слова, делают вывод. |
IV.Физкультминутка | Читает текст и выполняет движения | - Вы немножечко устали. И теперь все ровно встали. Вправо, влево наклонитесь (раз-два, раз-два), Вправо, влево повернитесь (раз-два, раз-два), Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: Один, 2, 3, 4, .5 Глазки открываем. Ими поморгаем. И урок мы продолжаем. | Выполняют действия, повторяя за учителем |
| Рассказывает историю, ведет диалог с детьми, направляет работу, подводит детей к выводу о другом способе проверки безударной гласной в корне слова. Рассказывает историю, ведет диалог с детьми, направляет работу, подводит детей к выводу о другом способе проверки безударной гласной в корне слова Прикрепляет на доску карточку – изменить форму слова | Вот какая история произошла со второклассниками, послушайте: Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля прочитал записку и пообещал прийти.Дима сказал ребятам, что Коля принесёт мяч, и они поиграют в футбол. Встретились друзья. Смотрят, а Коля пришёл с деревянным мечом. Все расстроились, потому, не смогли поиграть в футбол. - Почему так получилось? (Дима неверно написал слово) -Какую ошибку допустил Дима? -Помогите Диме правильно написать слова в записке: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем». (Мяч - мячом, меч – мечом) (слайд 8) -А в этом случае, как проверили безударную гласную в корне слова? (изменили форму слова) Сделайте вывод, как по другомуможно проверить безударную гласную в корне слова? -Давайте повторим, какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова? Работа по учебнику стр.96 ( чтение правила) | Ведут диалог с учителем, выясняют причину ошибки, исправляют текст записки, подбирают проверочные слова , делают вывод о втором способе проверки безударной гласной в корне слова Проговаривание способов проверки (с опорой на карточки) Читают, выделяют главное, отвечают на вопросы, подтверждают выведенные способы проверки |
V.Систематизация знаний, закрепление знаний и способов действий. | Помогает, консультирует. | Выполнение задания упр. 146 по образцу в учебнике. Давайте проверим, какие безударные гласные вставили? -Каким способом проверяли слова в первой группе слов? (подбирали однокоренные слова) -Каким способом проверяли слова во второй группе слов? (изменяли форму слова) | Самостоятельно выполняют задание, подбирают проверочные слова, используя один из способов проверки. Самопроверка. Учащиеся озвучивают вставленную букву, доказывая выбор подбором проверочного слова.
|
Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания, направляет деятельность учащихся. | Работа на цветных карточках в парах. 1). Зеленая карточка. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочное слово. Текст: На берегу (…….) р…ки работают (……..) б…бры. В(……..) л…су поют (………)др…зды. После (……….) д…ждя вырастут (…….) гр…бы. На (…….)тр…ве блестит(…….) р…са. Сделайте вывод, какими способами проверяли безударную гласную ? Индивидуальная работа на карточках. 2). Оранжевая карточка. Вставить пропущенные буквы(о/а), устно подобрать проверочное слово. Сл…ны, гл…за, г…ра, в…да, н…ра. Поставьте под словом «+», если безударную гласную вставили правильно и « - », если ошиблись. Поставьте себе 5, если нет ошибок и под каждым словом стоит «+», 4 если сделали одну ошибку, и «!» если сделали много ошибок. Поднимите руку, кто поставил себе «5»(слайд 9). Молодцы! | Выполняют в парах задание, обсуждают, проверяют выполненную работу, озвучивают свою точку зрения, доказывают правильность выполнения, делают вывод. Проверяют работу, осуществляют самооценку собственной деятельности. | |
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию, ведет диалог. | Давайте подведём итог. Что научились делать на уроке? Расскажите, какими способами можно проверить безударную гласную в корне слова? (составление схемы, слайд 10) Зачем мы учились проверять безударную гласную? Ребята, а кто стал чуточку мудрее сегодня? Поднимите руки. Почему вы так думаете? -А теперь, возьмите карандаши и нарисуйте на полях тетради значок: «чемодан»-если информация для вас была полезной и пригодится вам, вы унесете с собой; «мясорубка» -если вам надо обдумать и переработать информацию; «корзина» -если вам информация не нужна и была бесполезной.(слайд 11) | Учащиеся подводят итог чему научились, чего достигли, какие возникали трудности, отвечая на вопросы и рисуя значок на полях тетради. |
VII. Домашнее задание | Даёт разноуровневое домашнее задание, объясняет критерии выбора. | Задание на выбор: упр. 148 или 149. | Делают записи в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".
Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"
Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные....
Проверка безударных гласных в корне слова способом подбора однокоренных слов (презентация)
Проверка безударных гласных в корне слова (презентация)...
урок во 2 классе по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " (технологическая карта)
Технологическая карта урока по теме "Проверка безударных гласных в корне слова" во 2 классе. Урок - объяснение нового материала....
План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....
Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями
Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...