Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Падежи имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
padezh_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
г. Печора
Конспект урока
по русскому языку
в 3 классе
Тема урока:
«ПАДЕЖ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ)»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников;
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
- уметь высказывать свое мнение;
Познавательные УУД:
- развивать готовность к принятию и решению учебных задач;
- ориентироваться в своей системе знаний;
- формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
- развивать мыслительную деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
- развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;
- формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу;
Направленные на достижение предметных результатов:
- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;
- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;
- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;
- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;
- закрепить умение определять род имен существительных.
Оборудование:
- УМК «Школа России», учебник «Русский язык», 3 класс, 2 часть;
- электронная презентация;
- компьютер, проектор, экран;
- памятки для коллективной работы;
- карточки с текстом для групповой работы;
- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
- листы самооценки;
План урока:
Этап | Время | Цель |
Организационный момент | 3 мин. | Нацелить на успешную работу. |
Минутка чистописания | 3 мин. | Выполнить задание в соответствии с поставленной задачей. |
Актуализация знаний | 4 мин. | Сориентироваться в системе своих знаний. |
Самоопределение к деятельности | 2 мин. | Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать умение планировать свою деятельность. |
Работа по теме урока | 13 мин. | Развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; уметь высказывать свое мнение формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других. |
Физ.минутка | 2 мин. | Формировать умение контролировать и оценивать свою деятельность; закрепить умение определять род имен существительных. |
Продолжение работы по теме урока | 7 мин. | Формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; уметь высказывать свое мнение; формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; развивать мыслительную деятельность; формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах; формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу. |
Рефлексия | 4 мин. | Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; формировать умение оценивать свою деятельность; оформлять свои мысли устной форме. |
Подведение итогов урока | 1 мин. | Повторить алгоритм определения падежей имен существительных. |
Домашнее задание | 1 мин. | Демонстрировать объяснение домашнего задания. |
Ход урока
- Организационный момент
- Прозвенел звонок,
Начинается урок!
- Проверьте, чтобы на вашем рабочем месте были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!
- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Прочитайте орфографически число и вид работы. Запишите без ошибок.
- Минутка чистописания.
- Посмотрите на доску. Какое слово рассыпалось на слоги? (Комната)(см. Приложение 1)
- Соберите слово.
- Что необычного в этом слове? (Оно является словарным. В этом слове есть непроверяемая гласная, которую нужно запомнить)
- Запишите это слово в своих тетрадях каллиграфически. Не забывайте про соединение с буквой М. (Показать на доске соединение букв ом). После слова комната запишите два однокоренных слова.
- Актуализация знаний
- Просклоняйте имена существительные: вариант 1 – зима, вариант 2 – гора по вопросам. Выделите окончания.
(У доски работают два ученика. На доске написаны сокращенные названия всех падежей и падежные вопросы.)
- Проверим, всё ли правильно выполнили ребята у доски.
- Что менялось в именах существительных? (Окончания)
- Почему менялись окончания в именах существительных? (Менялись вопросы, которые мы задавали к слову)
- Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение – грамматический признак имени существительного.
- Самоопределение к деятельности
Откуда пошли названия падежей
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать — Именительный.
Родился — стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали Предложным.
Но когда хотели о нём рассказать, вспоминали все его имена - падежи:
Именительный,
Родительный,
Дательный,
Винительный,
Творительный,
Предложный.
- Сформулируйте тему урока. (Падежи имен существительных)
- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Научиться определять падеж имен существительных)
- Где можно взять упражнения для того, чтобы достигнуть цели урока? (В учебнике)
- Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 67, с. 38.
- Прочитайте задание к упражнению.
- Объясните значение слова полынья. (Незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.)
- Кто сможет прочитать стихотворение, вставляя пропущенные слова?
- Спишите, вставьте пропущенные имена существительные.
- Проверим написанное. (Показ слайда). Если есть ошибки, исправьте.
- Прочитайте первые два предложения.
- Найдите в предложении слова свинья и полынья.
- С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Шла свинья, попалась полынья.)
- Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья. (Шла (кто?) свинья.)
- Какой падеж имеет вопрос кто?(Именительный.)
- Подпишите падеж над словом свинья.
- Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья. (Попалась (что?) полынья.)
- Какой падеж имеет вопрос что?(Именительный.)
- Подпишите падеж над словом полынья.
- Прочитайте третью и четвертую строки стихотворения.
- Найдите в предложении слова, которые вы добавили. (Из полыньи, от свиньи.)
- С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова? (Торчит из полыньи, хвостик от свиньи.)
- Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи. (Торчит (из чего?) из полыньи.)
- Какой падеж имеет вопрос чего?(Родительный.)
- Подпишите падеж над словом полыньи.
- Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи. (Хвостик (от кого?) от свиньи.)
- Какой падеж имеет вопрос кого?(Родительный.)
- Подпишите падеж над словом свиньи.
- Прочитайте следующие две строки.
- Какие слова вы добавили? (К полынье, свинье)
- Ребята, в первой части данного предложения к слову к полынье нет главного слова, от которого мы можем поставить вопрос. Но в таком случае нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос. Какое слово здесь подходит? (Бежим)
(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)
- Поставьте вопрос от слова бежим к слову к полынье. (бежим (к чему?) к полынье.)
- Поставьте вопрос от слов помочь хотим к слову свинье. (помочь (кому?) свинье.)
- Какой падеж имеет вопрос кому? чему? (Дательный.)
- Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.
- Прочитайте седьмую и восьмую строки.
- Какие слова вы добавили? (В полынью, свинью)
- Ребята, также как и прошлом предложении здесь не слова, от которого мы можем поставить вопрос. Что делаем в таком случае? (Нужно подобрать подходящее слово по смыслу и поставить от него вопрос.)
- Какое слово здесь подходит? (Попали)
(Если дети затрудняются, учитель читает, подсказывая интонацией.)
- Поставьте вопрос от слова попали к слову в полынью. (попали (во что?) в полынью.)
- Поставьте вопрос от слов спасли к слову свинью. (спасли (кого?) свинью.)
- Какой падеж имеет вопрос кого? что?(Винительный.)
- Подпишите падеж над словами к полынье и свинье.
- С последними двумя предложениями поработайте самостоятельно.
- Проверим. Называйте главное слово, вопрос, слово, которое вставили, падеж.
- Итак, ребята, скажите, что нужно сделать для того, чтобы определить падеж имени существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
(Алгоритм на слайде. Раздать памятки с алгоритмом (см. Приложение 2))
- Физкультминутка
Я вам буду называть имена существительные.
- Если существительное мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.
- Продолжение работы по теме урока
Работа в группах
- Разбейтесь на группы по 3-4 человека.
- Пока раздаю материал, вспомните правила работы в группе.
- На листочках (см. Приложение 3) записаны пословицы и простые предложения. Нужно указать, в каком падеже стоят выделенные слова. И расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке:
- Славен человек не словами, а делами.
- Дело словом не заменишь.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Мы радуемся победе спортсменов.
- Я на дереве вижу дятля.
- Есть много пословиц о труде.
- Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
Проверка работы. (слайд)
1. Дело словом не заменишь. (И.п.)
2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
3. Мы радуемся победе спортсменов. (Д.п.)
4. Я на дереве вижу дятла. (В.п.)
5. Славен человек не словами, а делами. (Т.п.)
6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)
- У кого всё правильно получилось?
- Рефлексия
Игра «Третий лишний»
На доске прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, нах..дился в ло..ке.
Т..традь без обло..ки, гн..здо без насе..ки, всадник на лошади.
Ж..л в гор..де, полз по ..дежде, подошёл к ферме.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите начало предложения и закончите его.
- Подведение итогов урока
- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
- Домашнее задание
Упр. 69. (из текста выписать словосочетания, выделить окончания имен существительных и определить их падеж)
Используемая методическая литература
- Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
- Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos
- Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Печора, 2011.
- Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. [электронный ресурс] // http://www.openclass.ru/node/305985
Приложение 3
Славен человек не словами, а делами. |
Дело словом не заменишь. |
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. |
Мы радуемся победе спортсменов. |
Я на дереве вижу дятля. |
Есть много пословиц о труде. |
Славен человек не словами, а делами. |
Дело словом не заменишь. |
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. |
Мы радуемся победе спортсменов. |
Я на дереве вижу дятля. |
Есть много пословиц о труде. |
Приложение 2
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку:"Упражнение в определении склонения имён существительных" 4 класс. Программа "Школа России"
Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации....
конспект урока по русскому языку " Развитие умения определять склонение имён существительных"
урок проводится в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку; Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа.
конспект урока по русскому языку в 4 классе...
Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже» 4 класс
Данный конспект урока разработан для детей с ОВЗ...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс " Правописание суффиксов имён существительных: -ик-, -ек-"...
Конспект урока по русскому языку "Именительный и винительный падежи имён существительных"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать именительный и винительный падежи имён существительных в единственном числе.Планируемые результатыПредметные: уметь распознавать имена сущес...
Конспект урока по Русскому языку «Единственное и множественное число имён существительных» 2 класс.
Конспект урока по Русскому языку «Единственное и множественное число имён существительных» 2 класс....