Конспект урока по теме «Согласный звук й и буква И краткое» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
-------------------
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkiy.docx | 144.78 КБ |
razdatki.docx | 312.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Согласный звук [й] и буква И краткое» 2 класс
Цель: формирование умений различать способы обозначения согласного звука [й] буквами на письме.
Задачи:
Дидактические: познакомить учащихся с особенностями согласного звука [й´]; совершенствовать умение переносить слова с буквой «й»; отрабатывать умение преобразовывать слова со звуком «й» и правильно их записывать;
Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь; развивать интерес к предмету, к конкретной деятельности на уроке.
Воспитательные: воспитывать культуру речи, взаимоотношений работать в парах, группах, слушать друг друга.
Мотивационно – целевой этап:
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Все готовы? Проверьте принадлежности к уроку. Присаживайтесь!
-Снова прозвенел звонок-
Начинается урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг друга помогать
Наши ушки на макушке
Глазки смотрят хорошо.
Улыбнемся мы друг другу,
Чтоб работалось легко.
-Запишите число, классная работа и чистописание.
Постановка проблемной ситуации:
-Сейчас вы будете отгадывать загадки, я попрошу вас записывать эти слова в тетрадь и разделить их на 2 группы. (на слайде появляется изображение отгадки)
1. Отгадайте загадки.
Белокрылая птица
Над морем летает.
Рыбу увидит-клювом хватает. (Чайка)
2. Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Ягода)
3. Лежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (Ёжик)
4. На одно ноге кружится.
Беззаботно весела,
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла)
5. Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали... (Урожай)
6. Знаете - кто эта певчая птица,
Лучший певец всех лесов и полей?
Это ворона? Кукушка? Синица?
Меньше воробушка, он -…(Соловей)
1группа: 2 группа:
Чайка Ягода
Урожай Юла
Соловей Ёжик
-На какие две группы вы разделили?
-Я вижу, что вы разделили по-разному. Как вы думаете, почему? (потому что не знаем, как правильно разделить)
Формулировка темы и цели занятия:
-Произнесите четко слова и назовите звук, который присутствует во всех словах (выделяем голосом звук й)
-В каких буквах спрятался звук й? (в буквах: й, я, е)
-В каких еще буквах может скрываться звук й? (ё, ю)
-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? О звуке й и букве й краткое.
-Прочитайте тему нашего урока в учебнике. «Согласный звук [й] и буква И краткое»
-Давайте сформулируем цель нашего урока: (научиться различать способы обозначения согласного звука [й] буквами на письме.)
Проектировочный этап:
-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель? (ответы учеников)
-Итак, с чего мы с вами начнем работу?
-Верно, для начала нам нужно:
1) узнать особенности согласного звука [й]
2) узнать, как переносить слова с буквой й.
(На доске начало фразы, а учащиеся должны продолжить)
Процессуальный этап:
-С чего начнем нашу работу? (узнаем особенности)
-Ребята, а звук [й] какой? (согласный). Так же он всегда мягкий и всегда звонкий. [Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.
1) Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
2) Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
3) В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например, чай, май, дай, лай. (слайд)
Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.
Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.
4) Звук [Й'] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука.
-Сейчас я вам раздам карточки. Там написаны слова. (юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет)
-В каких словах «прячется» звук й? (юбка, яхта, елка, платье, подъем, заяц)
-Звук й мы услышим в буквах: е, ё, ю, я, когда они стоят… (На доске карточка (читают дети))
- Давайте откроем учебник на стр. 115. Записываем в тетрадь: Упражнение 184.
-Кто пойдет к доске? Записываем по одному слову в столбик и объясняем написание этого слова.
Яблоко (пишем букву я, обозначаю звук й и а, потому что стоит вначале слова)
Хоккей (пишем букву й, обозначаю звук й, потому что обозначен буквой й)
-Давайте теперь проверим. У всех так получилось?
-Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности при выполнении этого задания и зеленую, если их не возникло.
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). А значит узнали особенности согласного звука й.
-Давайте отдохнем и выполним физминутку.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. К какому? (узнаем, как переносить слова с буквой й)
1) Как переносятся слова с буквой «И краткое»:
[Й'] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.
-Запомните правило:
Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.
-Звук [Й'] гласный или согласный?
-Какими буквами на письме может обозначаться [Й']?
-Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?
-Давайте поработаем в группах. На карточке вам нужно найти ошибки в переносе слов. Ко- йка, ле-йка, строй-ка, сой-ка, ра-йон.
-Давайте теперь проверим. (слайд)
Звук й слога не образует, а буква «и краткая» образует слог.
-Поднимите зеленую карточку, если выполнили правильно и красную, если неправильно.
-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2). А значит узнали, как переносить слова.
- Теперь выполним задание на карточках в парах. Сначала давайте прочитаем. С. Есенин стихотворение «Поет зима». (читает учитель)
Поет з…ма — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном с…сняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в стр…ну д…лекую
Седые облака.
-Прочитайте теперь про себя, а потом прочитаем хором.
-Вставьте пропущенные буквы.
-Докажите теперь, какие буквы вы вставили.
-Найдите слова в которых слышится звук й и «хитрые» буквы обозначают 2 звука, один из которых будет звук й.
(баюкает, глубокою, далекую, седые)
-Найдите и прочтите слова с переносным значением. (поет зима, зима баюкает, седые облака)
-А вы знаете как называется такой прием в литературе?
-Олицетворение-это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы.
-Прочтите еще раз олицетворения.
-А теперь спишите последние две строчки стихотворения и подчеркните главные члены предложения.
-Давайте теперь проверим.
-Те, кто выполнил правильно, поднимите зеленую карточку, а те, кто неправильно, красную карточку.
Рефлексивно-оценочный этап:
-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо сегодня поработали!
-С чем мы сегодня познакомились?
-Поиграем в игру «Да-нет»
1. Буква и краткое может обозначать как гласный, так и согласный звук (нет)
2. Буква и краткое обозначает непарный мягкий согласный звук (да)
3. Буква и краткое обозначает непарный глухой согласный звук (нет)
4. Звук й образует слог (нет)
5. При переносе слова буква и краткое всегда остается на строке (да)
-Какую цель мы ставили на урок? (научиться различать способы обозначения согласного звука й буквами на письме)
-Достигли ли мы её? (Да)
-Покажите красную сигнальную карточку, если у вас возникли трудности на уроке или зеленую, если вы легко справлялись с заданиями.
Предварительный просмотр:
1) узнать особенности согласного звука [й].
2) узнать, как переносить слова с буквой й.
й |
чай, май, дай, лай
й |
лайка, зайка, майка
й |
йод, йогурт, йога, йог
1) Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».
2) Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.
Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём. | ||
Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём. | ||
Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём. | ||
Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. |
Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. |
Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. | Поет з…ма — аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном с…сняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в стр…ну д…лекую Седые облака. |
юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет |
юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет |
юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет | юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п
План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] , [ п\'], буквы П, п....
Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией
Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Конспект урока по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы «П», «п».
Обучающиеся вместе с мультипликационным героем – Пишичитаем совершают увлекательное путешествие: разгадывают загадки, ребусы, ищут ответы на интересные вопросы. Выполняют задания в прописи, сост...
Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс
Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Согласный звук [й\'] и буква И краткое"
Конспект урока по русскому языку по теме "Согласный звук [И’] и буква И краткое"2 класс, Школа России...
Конспект урока по теме: Согласные звуки [с], [с\'], буквы с, С.
Урок по литературному чтению. Тема: согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.Цель: познакомить обучающихся со звуками [с], [с'] и их буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с ...