Конспект урока по теме «Согласный звук й и буква И краткое» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

-------------------

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy.docx144.78 КБ
Файл razdatki.docx312.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Согласный звук [й] и буква И краткое» 2 класс

Цель: формирование умений различать способы обозначения согласного звука [й] буквами на письме.

Задачи:

Дидактические: познакомить учащихся с особенностями согласного звука [й´]; совершенствовать умение переносить слова с буквой «й»; отрабатывать умение преобразовывать слова со звуком «й» и правильно их записывать;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь; развивать интерес к предмету, к конкретной деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, взаимоотношений работать в парах, группах, слушать друг друга.

Мотивационно – целевой этап:

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас сегодня на уроке. Все готовы? Проверьте принадлежности к уроку. Присаживайтесь!   

-Снова прозвенел звонок-

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг друга помогать

Наши ушки на макушке

Глазки смотрят хорошо.

Улыбнемся мы друг другу,

Чтоб работалось легко.

-Запишите число, классная работа и чистописание.

Постановка проблемной ситуации:

-Сейчас вы будете отгадывать загадки, я попрошу вас записывать эти слова в тетрадь и разделить их на 2 группы. (на слайде появляется изображение отгадки)

1. Отгадайте загадки.

Белокрылая птица

Над морем летает.

Рыбу увидит-клювом хватает. (Чайка)

2. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Ягода)

3. Лежала между елками

Подушечка с иголками,

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёжик)

4. На одно ноге кружится.

Беззаботно весела,

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (Юла)

5. Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (Урожай)

6. Знаете - кто эта певчая птица,

Лучший певец всех лесов и полей?

Это ворона? Кукушка? Синица?

Меньше воробушка, он -…(Соловей)

1группа:          2 группа:

Чайка                Ягода

Урожай             Юла

Соловей            Ёжик

-На какие две группы вы разделили?

-Я вижу, что вы разделили по-разному. Как вы думаете, почему? (потому что не знаем, как правильно разделить)

Формулировка темы и цели занятия:

-Произнесите четко слова и назовите звук, который присутствует во всех словах (выделяем голосом звук й)

-В каких буквах спрятался звук й? (в буквах: й, я, е)

-В каких еще буквах может скрываться звук й? (ё, ю)

-Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? О звуке й и букве й краткое.

-Прочитайте тему нашего урока в учебнике. «Согласный звук [й] и буква И краткое»

-Давайте сформулируем цель нашего урока: (научиться различать способы обозначения согласного звука [й] буквами на письме.)

Проектировочный этап:

-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель? (ответы учеников)

-Итак, с чего мы с вами начнем работу?

-Верно, для начала нам нужно:

1) узнать особенности согласного звука [й]

2) узнать, как переносить слова с буквой й.

 (На доске начало фразы, а учащиеся должны продолжить)

Процессуальный этап:

-С чего начнем нашу работу? (узнаем особенности)

-Ребята, а звук [й] какой? (согласный). Так же он всегда мягкий и всегда звонкий. [Й’] – согласный непарный звонкий, непарный мягкий.

1) Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».

2) Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.

3) В русском языке буква «И краткое» пишется на конце слова. Например, чай, май, дай, лай. (слайд)

Также можно встретить «И краткое» в середине слова перед согласной: лайка, зайка, майка.

Да и в начале слова эта буква встречается, но очень редко. Запомните слова: йод, йогурт, йога, йог.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3560/20190409150810/OEBPS/objects/c_russ_2_48_1/5e63a882-a47d-4827-9ea6-0fff748faebe.png 

4) Звук [Й'] может надевать на себя шапку-невидимку и скрываться за гласными буквами. А в каких позициях буквы Ё, Е, Ю, Я обозначают два звука.

-Сейчас я вам раздам карточки. Там написаны слова. (юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет)

-В каких словах «прячется» звук й? (юбка, яхта, елка, платье, подъем, заяц)

-Звук й мы услышим в буквах: е, ё, ю, я, когда они стоят… (На доске карточка (читают дети))

C:\Users\Юрий\Desktop\slide-5.jpg

- Давайте откроем учебник на стр. 115. Записываем в тетрадь: Упражнение 184.

-Кто пойдет к доске? Записываем по одному слову в столбик и объясняем написание этого слова.

Яблоко (пишем букву я, обозначаю звук й и а, потому что стоит вначале слова)

Хоккей (пишем букву й, обозначаю звук й, потому что обозначен буквой й)

-Давайте теперь проверим. У всех так получилось?

-Поднимите красную карточку если у вас возникли трудности при выполнении этого задания и зеленую, если их не возникло.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1). А значит узнали особенности согласного звука й.

-Давайте отдохнем и выполним физминутку.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

-Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. К какому? (узнаем, как переносить слова с буквой й)

1) Как переносятся слова с буквой «И краткое»:

[Й'] – согласный звук и без гласного слога образовать не может. А так как слово переносится по слогам, то его буква «И краткое» при переносе не отделяется от буквы гласного звука, стоящей перед ней, остается с ней на этой же строчке, например: сой-ка, край-ний, рай-он.

-Запомните правило:

Букву Й при переносе нельзя отделять от буквы гласного звука.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/3560/20190409150810/OEBPS/objects/c_russ_2_48_1/f27f58bd-1ed1-451f-b720-6181f290e437.png

-Звук [Й'] гласный или согласный?

-Какими буквами на письме может обозначаться [Й']?

-Как правильно переносить слова с буквой «И краткое»?

-Давайте поработаем в группах. На карточке вам нужно найти ошибки в переносе слов. Ко- йка, ле-йка, строй-ка, сой-ка, ра-йон.

-Давайте теперь проверим. (слайд)

Звук й слога не образует, а буква «и краткая» образует слог.

-Поднимите зеленую карточку, если выполнили правильно и красную, если неправильно.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2). А значит узнали, как переносить слова.

- Теперь выполним задание на карточках в парах. Сначала давайте прочитаем. С. Есенин стихотворение «Поет зима». (читает учитель)

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

-Прочитайте теперь про себя, а потом прочитаем хором.

-Вставьте пропущенные буквы.

-Докажите теперь, какие буквы вы вставили.

-Найдите слова в которых слышится звук й и «хитрые» буквы обозначают 2 звука, один из которых будет звук й.

(баюкает, глубокою, далекую, седые)

-Найдите и прочтите слова с переносным значением. (поет зима, зима баюкает, седые облака)

-А вы знаете как называется такой прием в литературе?

-Олицетворение-это перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы.

-Прочтите еще раз олицетворения.

-А теперь спишите последние две строчки стихотворения и подчеркните главные члены предложения.

-Давайте теперь проверим.

-Те, кто выполнил правильно, поднимите зеленую карточку, а те, кто неправильно, красную карточку.

Рефлексивно-оценочный этап:

-Наш урок подходит к концу. Вы хорошо сегодня поработали!

-С чем мы сегодня познакомились?

-Поиграем в игру «Да-нет»

1. Буква и краткое может обозначать как гласный, так и согласный звук (нет)

2. Буква и краткое обозначает непарный мягкий согласный звук (да)

3. Буква и краткое обозначает непарный глухой согласный звук (нет)

4. Звук й образует слог (нет)

5. При переносе слова буква и краткое всегда остается на строке (да)

-Какую цель мы ставили на урок? (научиться различать способы обозначения согласного звука й буквами на письме)

-Достигли ли мы её? (Да)

-Покажите красную сигнальную карточку, если у вас возникли трудности на уроке или зеленую, если вы легко справлялись с заданиями.



Предварительный просмотр:

1) узнать особенности согласного звука [й].

2) узнать, как переносить слова с буквой й.

й

чай, май, дай, лай

й

лайка, зайка, майка

й

йод, йогурт, йога, йог

1) Если после согласного звука [Й’] слышите другой согласный звук или согласный звук [Й’] стоит последним – пишите букву «И краткое».

2) Если после согласного звука [Й’] слышите гласный звук – пишите буквы Е, Ё, Ю, Я, И.

https://fb.ru/misc/i/gallery/40637/2870314.jpg

https://thepresentation.ru/img/thumbs/99651e0e92861f4946b5269798e87e9b-800x.jpg

Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём.

Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём.

Мал-ьчик, ле-йка, строй-ка, со-йка, бол-ьше, объ-ём.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

Поет з…ма — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном с…сняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в стр…ну д…лекую

Седые облака.

C:\Users\Юрий\Desktop\русский с методистом\2-zvuka.jpg

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет

юбка, яхта, клюв, елка, платье, веник, пляж, подъем, заяц, петух, поет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по теме "Согласные звуки [п ], [ п\'], буквы П, п

План - конспект урока обучения грамоте по теме "Согласные звуки [п] ,  [ п\'], буквы  П, п....

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б». с презентацией

Урок обучение грамоте по теме: "Согласные звуки [б], [б’]. Буквы «Б», «б»" с презентацией. На уроке дети в игровой форме вместе с героем сказки Л. Толстого из сказки "Золотой ключик или приключения Бу...

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Конспект урока по теме: «Согласные звуки [п], [п’]. Буквы «П», «п».

Обучающиеся вместе с мультипликационным героем – Пишичитаем совершают увлекательное путешествие: разгадывают загадки, ребусы, ищут ответы на интересные вопросы. Выполняют задания в прописи, сост...

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс

Конспект урока по теме: Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д. 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Согласный звук [й\'] и буква И краткое"

Конспект урока по русскому языку по теме "Согласный звук [И’] и буква И краткое"2 класс, Школа России...

Конспект урока по теме: Согласные звуки [с], [с\'], буквы с, С.

Урок по литературному чтению. Тема: согласные звуки [с], [с'], буквы с, С.Цель: познакомить обучающихся со звуками [с], [с'] и их буквенными обозначениями, научить читать слоги и слова с ...